Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №17/2009
Курсы повышения квалификации

Методика работы с текстовой информацией
на уроках истории

Курс лекций для дистанционного обучения

 

ЛЕКТОР

Ярославцева Марина Юрьевна – преподаватель истории и обществознания экономико-математического лицея № 29 г. Ижевска; заведующая лабораторией педагогической диагностики, отличник народного просвещения РФ. Лауреат Российского образовательного форума «Образование – 2006» по инновационной технологии «Общеучебные навыки как системно-деятельностная основа компетентностного подхода в образовании». М.Ю.Ярославцева – автор статей по методике преподавания истории в школе и методических сборников по инновационным технологиям в образовании.

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА

Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности, например, активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии. С другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых прежде всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие «текст» используется в самом широком его значении.

Опыт показывает, что развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки, необходимые старшекласснику для его образовательной деятельности, следует, начиная с 5-го класса. Затем в течение всего времени обучения требуется систематически их формировать и предлагать ученику определённые виды работ, позволяющие самостоятельно применять приобретённые умения и навыки.

ЦЕЛЬ КУРСА

Вот почему целью курса является освоение учителем приёмов и способов работы с различной текстовой информацией, а ожидаемыми результатами – освоение механизмов формирования общеучебных навыков; овладение методикой постановки продуктивных и проблемных вопросов; знакомство и овладение приёмами и способами подачи, преобразования, анализа текстовой информации; приобретение практического опыта по разработке критериев при составлении различного типа заданий; знакомство с практикой межпредметной деятельности.

Учебный план лекционного курса
«Методика работы с текстовой информацией на уроках истории»

Номер газеты Тема лекции
17/2009 Лекция 1. Чему следует обучать: российские требования и европейские стандарты.
Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся.
18/2009 Лекция 2. Как формировать необходимые навыки.
Механизм формирования навыков: составление рекомендаций, памяток по осуществлению для учащихся различных видов учебной деятельности; создание для них определённых алгоритмов; разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков.
19/2009 Лекция 3. Что поможет проверить сформированность навыков.
Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями, оценивающими ответы учащихся.
Контрольная работа № 1.
20/2009 Лекция 4. С чего следует начинать работу с текстом.
О чём может рассказать текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Чему можно научить ребёнка, используя один текст? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации.
21/2009 Лекция 5. Чему можно научить и научиться при работе с текстом.
Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом.
22/2009 Лекция 6.Что помогает понять текст.
Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса.
Контрольная работа № 2.
23/2009 Лекция 7. Технология межпредметной деятельности в 5–8-х классах: история и литература.
Почему важно использовать межпредметные связи? Технология межпредметной деятельности: интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы, междисциплинарные зачёты.
24/2009 Лекция 8. Технология межпредметной деятельности в 9–11-х классах: история и литература.
Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях.
Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ 1

Чему следует обучать:
российские требования и европейские стандарты

Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся. Общеучебные навыки, формируемые при работе с текстом в сопоставлении с требованиями компетентностного подхода.

Ответ на вопрос «Чему мы должны учить?» достаточно полемичен, но тем не менее официально озвучен. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков», а в «Стратегии модернизации содержания общего образования» подчёркивается переориентация «содержания образования на освоение ключевых компетентностей и опыта самостоятельной деятельности». Решение же вопроса: «Как именно учить?» практически полностью зависит от учителя и напрямую связано ещё с целым рядом вопросов: какие методики использовать; как организовать образовательную деятельность учащихся; какие мотивационные приёмы использовать; как совместить формирование знаний и навыков; как проверить усвоение материала учащимися и т.д.

Любой творчески работающий учитель стремится использовать в своей деятельности как традиционные приёмы и формы работы, так и инновационные образовательные технологии. При этом обычно возникают следующие проблемы: как совместить новое и старое, как обеспечить единую стратегию преподавания и где взять время. Их решение чаще всего обеспечивается за счёт проведения элективных курсов, расширения проектной деятельности и системы дополнительного образования, то есть используется количественный подход, имеющий объективные ограничения (например, учебная нагрузка). Думаю, что более эффективным является качественный подход, направленный на использование неограниченного внутреннего ресурса урока за счёт использования системы формирования общеучебных навыков и изменения методов работы с информацией.

Вы можете возразить: сокращение часов, увеличение объёма информации, жёсткие рамки концентра, трудноосуществимые государственные требования, подготовка к ЕГЭ — в таких условиях возможно ли ещё работать дополнительно с текстом и развивать разнообразные навыки? В том-то и дело, что именно это возможно! Серьёзная, систематически и методически выстроенная работа с текстовой информацией позволяет:

• совместить несовместимое (например: ограниченность во времени и глубину восприятия, понимания текста, а, следовательно, и усвоения учебного материала);

• разрешить целый ряд противоречий в сфере образования (например: возможность системно формировать общеучебные навыки при отсутствии проработанной на государственном уровне методики по их формированию);

• обеспечить выполнение основных требований к уровню образования (например: формировать компетентностные качества с опорой на общеучебные навыки).

Как мы видим, при такой работе с информацией учебный материал на уроках можно использовать не только для усвоения знаний, но и для формирования предметных умений, общеучебных навыков и компетентностных качеств у учащихся.

На данный момент в «Концепции модернизации российского образования» перед школой поставлена задача — добиться «нового образовательного результата»:

• формирование ключевых компетенций и приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;

• развитие умений работы с информацией;

• развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, а также умений принимать решения в нестандартной ситуации;

• формирование навыков работы в группе;

• формирование навыков исследовательской деятельности.

Учитель-практик неизбежно оказывается перед дилеммой: если работать на новый результат, то как это осуществить методически; если использовать новые методы, то как их встроить в уже существующую практику; если действовать на своё усмотрение, то как обеспечить единство подходов и требований к образованию?

В предлагаемых вашему вниманию лекциях мне хотелось бы поделиться собственным опытом решения этих неоднозначных проблем и показать наличие определённой связи между требованиями, предъявляемыми к современной школе, и современными педагогическими практиками, а также возможность комплексной реализации подходов к образованию. Практический опыт такой деятельности можно представить в виде схемы 1.

Схема 1

Предлагаю кратко остановиться на каждом элементе этой схемы.

Ключевые компетентности — это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. А.В.Хуторской в своей классификации с учётом целей образования и основных видов деятельности учащихся выделил следующие ключевые компетентности:

• ценностно-смысловая;

• общекультурная;

• учебно-познавательная;

• информационная;

• коммуникативная;

• социально-трудовая;

• личностного самосовершенствования.

Следует отметить, что компетентность, рассматриваемая как учебно-практическая самостоятельность, проявляется только в условиях поиска и выбора, требующих действия и организации своих действий учащимися. Поэтому для её формирования необходимо изменить подходы к организации образовательного пространства, а именно — предоставить учащимся возможность самостоятельно приобретать знания и осваивать необходимые навыки при работе с информацией, что, в свою очередь, расширит их практическую деятельность и придаст ей личностно-ценностный характер. Схематически это отражено на схеме 2.

Схема 2

Такой подход к организации образовательного процесса можно рассматривать как деятельностно-практический и использовать его для получения учащимися опыта разрешения проблем в различных учебных и внеучебных ситуациях.

Актуальность расширения учебно-практической самостоятельности школьников обусловлена также неутешительными результатами международных исследований, которые показали, что ученики российских школ лучше решают задачи по готовому образцу, чем задачи, требующие применения знаний и навыков в нестандартной ситуации. По результатам тестирования PISA (Programme for International Student Assessment) в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации, использование естественнонаучных знаний для объяснения реальных явлений мы оказались практически последними среди развитых стран. Основная причина этого — отсутствие опыта применения собственных знаний, опыта решения реальных проблем, требующих использования знаний из разных областей. Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:

• неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

• неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

• отсутствие навыка целостного анализа информации.

Ещё одна причина затруднений, на мой взгляд, заключается в непривычной для наших учащихся форме (фрагментарность, избыточность, сочетание разных жанров) и способах (блоковый текст, определённая последовательность, противоречивость) подачи информации. Кроме того, для выполнения заданий школьникам необходимо соотнести разные виды информации, сравнить их с условиями задачи, выбрать главное, отсечь лишнее, самостоятельно воспользоваться имеющимися знаниями и навыками.

Таким образом, тестирование наглядно показало, что результатом образования должны стать некие «внепредметные» умения и способности, к которым можно отнести общеучебные навыки и ключевые компетентности.

Думаю, что общеучебные навыки, формируемые при работе с текстовой информацией, могут стать хорошей «палочкой-выручалочкой» для ликвидации дефицитов, выявленных при анализе результатов тестирования PISA. В качестве доказательства привожу фрагмент сравнительной таблицы, отражающей многолетний опыт работы учителей истории и литературы при работе с информацией в экономико-математическом лицее №29 г. Ижевска.

Типы работы с текстом
при выполнении заданий PISA
Общеучебные навыки,
формируемые при работе с текстом
Ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл в целом
сформулировать идею текста по заголовку текста и по его главной теме

сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста

объяснить назначение карты, рисунка, составляющие графика или таблицы

формулирование темы урока, творческого задания, текста

выделение главной мысли и темы текста

преобразование одного вида текстовой информации в другой

Выявить информацию
определить его основные элементы

найти необходимые единицы информации

подбор и систематизация материала по определённой теме

умение делать обобщение

Понять текст
сравнить между собой содержащуюся в тексте информацию

обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов

сделать выводы из сформулированных в тексте посылов

осуществление сравнений разного вида

подбор аргументов «за» и «против» к выдвинутому суждению, тезису

умение делать выводы

Осмыслить содержание текста
связать информацию, найденную в тексте, с информацией, полученной из других источников

оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире

найти доводы в защиту своей точки зрения

сопоставление оценок, мнений, характерных черт

оценивание высказывания, мнения

обоснование собственной позиции

владение правилами и видами доказательства

Осмыслить форму текста
проявить критичность мышления и самостоятельность эстетических суждений

оценить адекватность изображённого замыслу автора

различать авторские оценки изображённого

анализ текста, эпизода

интерпретация источника

проблемное изучение темы, источника

определение авторской позиции

По данным таблицы видно, что общеучебные навыки направлены на формирование тех же уровней восприятия и осмысления текста, что и задания PISA, и могут обеспечить соответствующий европейским стандартам уровень подготовки наших учащихся.

Теперь рассмотрим, как общеучебные навыки можно соотнести с компетентностным подходом к образованию. Говоря о последнем, следует обратить внимание на два понятия: компетенция и компетентность. Компетенция включает в себя совокупность навыков, взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов. Компетентность же соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. При работе с общеучебными навыками можно также выделить два существенных элемента: формирование навыков и применение навыков.

По своей сути они вполне соотносимы с компетенцией и компетентностью при создании определённых условий для образовательной деятельности, что демонстрирует приведённая схема 3.

Схема 3

 

Как видим, общеучебные навыки можно рассматривать как основу формирования компетентностей, но при одном условии — если ученику будет предоставлена возможность осуществления самостоятельной практическойдеятельности (например, при работе с информацией).

В этом случае можно утверждать, что он приобретёт те же качества, что и при компетентностном подходе:

• способность извлекать из имеющегося опыта новые знания;

• способность применять навыки не только в ситуации их освоения, но и при выходе за рамки этих ситуаций;

• способность самостоятельно выбирать и сочетать необходимые для разрешения ситуации методы деятельности, находить различные способы решения;

• способность работать с разными видами информации, соотносить их, оценивать и преобразовывать;

• способность к критическому мышлению, выбору оптимальных способов действия, рефлексии.

Итак, мы убедились, что между требованиями, предъявляемыми к современному образованию, есть определённая взаимосвязь, и новый образовательный результат может быть получен за счёт уже используемых в школе технологий. Преподавателям необходимо лишь продумать логику их применения и осознать, что делать это надо в системе, если не в рамках всего образовательного учреждения, то хотя бы в рамках одного или нескольких предметов.

Предлагаю на конкретном примере продемонстрировать возможность практической реализации рассмотренных взаимосвязей.

Урок в 5-м классе

Тема. «Образование в Древнем Египте»

Поучение Ахтоя сыну своему Пепи, отданному в школу писцов

Обрати сердце своё к книгам. О, если бы я мог заставить тебя полюбить их больше, чем мать, и показать их красоты перед тобой. Ты знаешь изречение: «Если писец имеет должность в столице, то не будет он нищим там». Лучше это всех других должностей. Когда он ещё ребёнок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручений. Не видел я скульптора или ювелира посланником, но видел я медника за его работой. Его пальцы как кожа крокодила, и пахнул он хуже, чем рыбья икра.

Ремесленник, работающий резцом, устаёт больше, чем землепашец. Поле его — дерево, орудие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет. Каменотёс работает по твёрдому камню, и когда кончает он, руки его падают, и он утомлён. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.

На основе этого текста можно формировать или развивать у учащихся такие общеучебные навыки, как: выделение главной мысли, определение темы текста, формулирование вопросов разного вида к тексту, составление информативного сообщения, определение назначения текста и др. Кроме этого, я предлагаю пятиклассникам определить и сформулировать особенности стиля поучения, каждую из которых необходимо проиллюстрировать выдержками из текста. Ученики получают задание: составить собственное поучение в соответствии с определёнными требованиями:

• точно сформулированная тема (кто поучает, кого, в чём);

• важность темы поучения для данного общества, государства;

• соответствие содержания поучения исторической реальности;

• наличие убедительных доводов, примеров из жизни;

• соблюдение стиля поучения.

Можно предложить написать поучение на современную тематику с соблюдением всех перечисленных требований, пояснив при этом, что выбранная сфера жизнедеятельности должна быть хорошо знакома ученикам. Таким образом, ученики приобретают навыки работы с текстовой информацией.

Теперь необходимо, чтобы они сумели самостоятельно применить полученные навыки в изменённой ситуации. Для этого можно подобрать информацию по определённой теме (например, «писцы») и продумать формы её подачи учащимся, например:

• фрагментарность — в каждом фрагменте содержится часть необходимой информации;

• разные жанры (публицистический, художественный, научно-популярный);

• образный ряд (иллюстрации, метафоры, афоризмы).

Писцы

При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших археологам: они приняли её за живого человека, когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза. В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталём и блестящим чёрным деревом.

Задание. Внимательно рассмотрите скульптуру писца. Определите, какие качества человека этой профессии проявляются в его позе, выражении лица.

Прославление писцов

Мудрые писцы
Времён преемников самих богов,
Предрекавшие будущее.
Их имена сохранятся навеки.
Они ушли, завершив своё время,
Позабыты все их близкие.
Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.

Но они оставили своё наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими.
Писания становились их жрецами,
А палетка для письма — их сыном.
Их пирамиды — книги поучений,
Их дитя — тростниковое перо,
Их супруга — поверхность камня.
И большие и малые — все их дети,
Потому что писец — их глава.

Вопрос. Как вы думаете, почему грамотные люди так ценились в Египте?

Задание. Создайте обобщённый словесный портрет древнеегипетского писца на основе всех полученных наблюдений.

При выполнении предложенных заданий учащиеся должны самостоятельно определить, какие из имеющихся у них навыков им следует применить, например: формулирование аргументированного ответа на вопрос, обобщение информации, словесное рисование, выделение главного, систематизация информации. Такую работу можно рассматривать как опыт практического использования навыков.

Далее необходимо предложить задание, которое позволило бы ученикам применить не только навыки, но и продемонстрировать способности, личностные качества, собственное мировосприятие. Например, можно составить такой информационный лист с заданиями:

Наставление непослушному ученику

Вставай на своё место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно. Не проводи дни праздно, иначе горе твоему телу! Пиши своей рукой, читай своим ртом, спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Не проводи дни праздно, иначе побьют тебя, ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют!

Задание. Выделите в тексте главную информацию; ответьте на вопрос: с какой целью написано наставление?

Иероглифы

Чарующую орнаментальность иероглифам придаёт то обстоятельство, что каждый обособленный знак представляет собой рисунок, часто исполненный величайших подробностей. Большинство иероглифов представлено изображениями людей, растений, животных или орудий труда. Правда, большинство из них не просто писать, поскольку многие иероглифы в одном контексте могут иметь фонетическое значение, тогда как в другом случае те же знаки представляют собой слово. Иероглифическая письменность лишь в весьма ограниченном смысле может считаться рисуночным письмом, где рисунок согласуется со своим значением.

Задание. Сформулируйте главную мысль текста, установите смысловую связь этого текста с наставлением.

Жрецы

Жрецы были окружены в Древнем Египте всеобщим почтением. Египтяне очень часто задумывались о том, что ждёт человека после кончины. Считалось, что жрецы обладают всеми необходимыми знаниями о мире, обеспечивающими людям вечную жизнь. Только жрецы хранили в своей памяти тексты заклинаний и молитв, обращаемых к богам, дарившим людям тепло и свет, воду и урожай. Помимо магических заклинаний жрецы обладали навыками возведения сложных архитектурных сооружений, умели следить за движением светил на небосводе, вычислять площади земельных участков, занимались врачеванием.

Задание. Определите, за что ценились жрецы в Древнем Египте; сформулируйте на основе выявленной информации суждение о жрецах.

«Труд писцов, собратьев моих...»

Столь искусной работы, как дело писца, что я избрал,
Не могу назвать! Коль не умеешь петь,
До середины песни, как до морского берега,
Не добредешь! Так и дело писца!
Ты не думаешь о деле моём.
Даже мне порой не угнаться за ними,
А уж моя голова повыше твоей!
Кто ещё так недоволен сыном?
Среди моих собратьев не было таких!
Скажи-ка это родичам моим!
Побойся или постыдись!
Соученики твои и товарищи —
Не пример тебе?! Почему им не следуешь?
Друзья твои и сверстники — не пример тебе?!
Почему им не следуешь?
И со старших бери пример,
Да и с младших бери пример!

(Перевод В. Афанасьевой)

Задание. Сформулируйте 2—3 продуктивных вопроса к тексту; определите, что больше всего беспокоит отца и объясните, почему.

Обобщающие задания

1. На основе главной информации, выделенной вами в текстах, назовите общую для них тему.

2. Сформулируйте вопрос, проблему, на разрешение которых направлены данные тексты.

3. Ответьте на вопрос: актуальна ли данная проблема для современного общества? Почему?

При работе с информационным листом учащиеся могут показать не только владение общеучебными навыками (на что направлены промежуточные задания), но и проявить такие важные компетентностные качества, как способность соотносить разные элементы информации и создавать конечный продукт с учётом предложенной информации и условий задачи (на это направлено обобщающее задание). Кроме того, вы можете убедиться, что в данной работе при подборе информации и заданий учтены определённые принципы, используемые при составлении тестов PISA:

Статья подготовлена при поддержке билетного агентства «Vipticket». Если Вы решили приобрести билеты в оперу, театр или другое мероприятие, то оптимальным решением станет обратиться в билетное агентство «Vipticket». На сайте, расположенном по адресу www.Vipticket.Ru, вы сможете, не потратив много времени, купить билеты в оперетту по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Vipticket.Ru.

• поэтапность выполнения задания;

• обучающий эффект каждого этапа;

• применение самостоятельно полученных знаний, информации на последующих этапах;

• самостоятельное применение необходимых общеучебных и предметных знаний и навыков.

Предложенный вариант работы с информацией служит лишь частной иллюстрацией того, как можно сочетать различные способы, подходы и требования в образовательной деятельности.

Рекомендуемую литературу и задания см. № 19/2009

Фото писца Каи — с сайта www.egiptologia.com

TopList