Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №16/2009
Задание по теме

 

 

Мы вместе!

Методические рекомендации по проведению открытого урока по истории России
«Мы разные — в этом наше богатство. Мы вместе — в этом наша сила».
10 класс

 

Задачи урока

1. Воспитывать уважение к своей и другим культурам и культурным особенностям, особое внимание уделять вопросам культурного и цивилизационного взаимодействия народов, проживающих на территории России в постсоветском пространстве.

2. Прививать учащимся уважение к истории и традициям нашей Родины, гражданственности.

3. Осознать место России в мировой истории.

4. Развивать и углублять знания, умения и навыки учащихся, умение логически мыслить.

5. Развивать умение формировать свою точку зрения, делать выводы, обосновывая их.

6. Определять собственные позиции по отношению к явлениям российской жизни.

7. Помочь учащимся осознать себя представителями исторически сформированного гражданского общества, понять свой статус гражданина РФ.

План урока

1. Введение. Толерантность, взаимоуважение — основа взаимодействия народов России и стран СНГ.

2. Утверждение ценностей, провозглашённых в мировых религиях.

3. Россия — многоконфессиональная страна.

4. Россия — огромное многонациональное государство; этапы его формирования:

а) зарождение русской нации в рамках древнего государства Киевская Русь;

б) Московское государство — центр консолидации русских земель;

в) масштабная экспансия России на восток;

г) XVIII—XIX в. — присоединение западных и южных земель;

д) ХХ в. — национальная политика советского государства;

е) национальный вопрос в современной России.

5. Толерантность и социальная дифференциация, пути консолидации народов России.

6. Заключение. Подведение итогов конкурса.

1. Введение. Толерантность, взаимоуважение — основа взаимодействия народов России и стран СНГ

Звучит Гимн России.

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Мне очень приятно видеть сегодня вас — все 10-е классы, которые собрались в этом зале. Нам предстоит очень трудный учебный год, и я надеюсь, что мы (и вы, и я) сделаем всё от нас зависящее, чтобы он был успешным. Я желаю вам здоровья, успехов, творческих сил.

Тема сегодняшнего урока «Мы разные — в этом наше богатство. Мы вместе — в этом наша сила». Мы будем говорить с вами о многообразии развития культур народов России, об историческом пути многонационального и многоконфессионального российского государства, о национальных и религиозных ценностях; о развитии и взаимопроникновении культур, об общечеловеческих ценностях, о взаимопонимании и терпении. Россия — огромная, многонациональная держава, более 100 этносов издавна проживают на её территории. Поэтому формирование толерантности имеет особо важное значение для нашей страны. Толерантность — основа взаимодействия не только народов России, но и народов, населяющих страны СНГ и мира. Здесь мы затронем, по сути, три главных вопроса: религиозный, национальный и социально-экономический.

Толерантность в переводе с латинского языка означает терпение.

Уважение других культур и культурных особенностей является залогом внутреннего спокойствия в стране и успешного геополитического взаимодействия с другими народами в странах СНГ и в мире.

Наш урок будет проходить в форме конкурса. Вы будете отвечать на вопросы, высказывать и защищать свою точку зрения. Для нашей дальнейшей работы нам необходимо создать команды из 10-х классов и выбрать жюри, которое будет оценивать вашу работу. Прошу пройти на сцену по одному представителю от каждого класса. Отвечать на вопросы представители команд будут по очереди. Жюри будет фиксировать ваши ответы. В конце урока представитель жюри назовёт нам победителей конкурса.

2. Утверждение ценностей, провозглашённых в мировых религиях

Учитель. А сейчас мы поговорим о ценностях, которые стали важнейшими для мировой цивилизации, призывали людей к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Они появились в «осевое время». Это середина I тыс. до н.э. — середина I тыс. н.э. В разных частях света, в разных государствах появляются единые мысли, идеи, воззрения на мир и на себя. Они были провозглашены в мировых религиях. Это религии, которые стали основой нравственности для народов всего мира и актуальны до сих пор.

Какие мировые религии вы знаете? (Буддизм, христианство, ислам, иудаизм.)

На весь мир прозвучали слова Будды, Христа, Мухаммеда:

«Никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью»,

«На грех отвечай кротостью, на зло добром, на скупость — щедростью, ложь побеждай правдой»,

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»,

«Любите врагов ваших… и взаймы давайте, не ожидая ничего».

Какие ценности были провозглашены в мировых религиях?

(Не убий, не укради, не прелюбодействуй).

Это идеи милосердия, гуманизма и добра. Эти религии учили, как избавится от пороков, которые есть в человеке.

О каких семи грехах говорится в христианстве, от которых надо избавляться человеку? (Гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, лень, чревоугодие.)

Когда появляется христианство? (В I в. н.э.)

Когда произошло разделение христианской Церкви на католическую и православную? (В 1054 г.)

Видеофрагмент: Н.Кедров. «Православная молитва».

3. Россия — многоконфессиональная страна

Учитель. Принятие христианства на Руси стало важным, переломным моментом.

У восточнославянских племён духовную основу составляло язычество. Поскольку у каждого племени были свои боги, идолы, множественность верований не способствовала консолидации общества, выработке общих духовных и нравственных идеалов. Единая духовная основа появилась с принятием христианства.

Когда и при каком князе на Руси утвердилось христианство? (988 г., при Владимире Красное Солнышко.)

В каком варианте было принято христианство — восточном или западном? (Христианство было принято в восточном, византийском варианте.)

Принятие христианства, православной веры означало включение Руси в европейский христианский мир. Принятие новой религии способствовало установлению прочных политических, торговых, культурных связей со многими христианскими странами. Церковь способствовала появлению на Руси великолепной архитектуры, различных искусств, при монастырях появились первые школы, в которых проходили обучение дети из разных слоёв общества.

Но Киевская Русь, пройдя пик своего развития после правления Ярослава Мудрого в XI в., распадается на удельные княжества, затем следует мрачный период монгольского завоевания Руси в XIII в. и 240-летний период татаро-монгольского ига. Новый цикл русской истории начался с XIV в., его эпицентром стала Москва.

Кто стал первым собирателем русских земель? (Князь Иван I Калита.)

С этого периода начинается экспансия России, границы которой постепенно расширялись сначала за счёт присоединения близлежащих территорий, затем на восток до Тихого океана; на запад, включая Прибалтику, Польшу, Финляндию, Западную Украину, Западную Белоруссию; на юг — Черноморское побережье, Крым, Кавказ, Средняя Азия.

До какого периода продолжалась экспансионистская политика России? (До 1939—1940 гг., когда к СССР были присоединены Западная Украина, Западная Белоруссия, Молдавия, Прибалтика).

В состав России вошли народы с различной культурой, религией, традициями, образом жизни. Народы Сибири в основном были язычниками. Народы южной Сибири (Забайкалье) исповедывали буддизм.

Какую религию исповедовали на присоединённых территориях Поволжья (Казанское, Астраханское ханство), Крыма (Крымское ханство)? (Мусульманство; с XIII в. мусульманство стало государственной религией Золотой Орды.)

Какая религия утвердилась в Грузии и Армении? (Христианство.)

Какую религию исповедовали в Польше, Прибалтике, Западной Украине? (Католичество, после Реформации в Прибалтике также лютеранство.)

А в Средней Азии и Азербайджане? (Мусульманство.)

Россия уже с XVI в. стала многоконфессиональной страной.

Мусульманские, буддистские, католические анклавы продолжали жить в соответствии со своей традицией.

Православие являлось государственной религией и имело приоритет по сравнению с другими конфессиями, но ни преследования людей другой веры, ни насильственного обращения в православие не было (исключение составляли старообрядцы и иудеи).

В России достаточно мирно уживались народы разной веры.

4. Россия — огромное многонациональное государство; этапы его формирования

Учитель. В течение столетий Российское государство формировалось как многонациональное, в нём проживало более 100 этносов, у которых различными были традиции, образ жизни, особенности культуры, быта. Давайте поговорим об историческом пути формирования многонационального российского государства.

а) Зарождение русской нации в рамках древнего государства Киевская Русь

Когда образовалось государство Киевская Русь? Какие народы вошли в состав первого древнерусского государства? (Восточные славяне, финно-угорские, балтийские племена, с участием германских, тюркских и отчасти северо-кавказских народностей.)

Во времена расцвета в XI в. при Ярославе Мудром Киевское государство простиралось от берегов Финского залива и Ладоги до (анклавами) берегов Чёрного моря. На западе оно граничило с языческими народами, которые постепенно приобщались к христианству (Венгрия, Польша, Литва и др.).

На востоке его соседом была Волжская Болгария, которая приняла ислам; в междуречье Волги и Дона — Хазарский каганат, который исповедывал иудаизм.

Хозяевами степных просторов были печенеги, принявшие ислам, а затем сюда пришли язычники-половцы.

б) Московское государство — центр консолидации русских земель

Процесс возрождения Древнерусского государства после монгольского нашествия начался с XIV в. с северо-восточной Руси. Утвердившиеся там московские князья избрали путь расширения границ за счёт завоевания соседних территорий, часто с помощью военной силы татар, покупки земель, покупки ярлыка.

В период Московского государства его население состояло из русских, карелов, коми, хантов, манси, мордвы, большую часть составляли татары.

Карл Маркс писал об этом периоде истории России: «Изумленная Европа в начале царствования Ивана даже не подозревавшая о Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на её восточных границах, и сам султан Баязет, перед которым она трепетала, услышал впервые от московитов надменные речи».

в) Масштабная экспансия России на восток

Уже с конца XV в. русское государство стало превращаться в многонациональное.

Какие территории были присоединены к России в XVI в. при Иване Грозном? (Казанское, Астраханское, Сибирское ханства.)

Сибирь была сферой интересов Московского государства уже с XV в. С каким именем связано завоевание Сибирского ханства? (Ермак.)

В 1581 г. казачья дружина Ермака Тимофеевича начала продвижение в Сибирь. За казаками устремились торговые люди, беглые крестьяне, ремесленники, авантюристы и искатели счастья. За этой пёстрой компанией двигались царские войска, чиновники, которые превращали сибирские территории в часть российского государства. Строились первые остроги, на основе которых появились города Тюмень, Тобольск, Енисейск, Красноярск, Якутск, Братск и др.

В состав Росси вошли этносы: самоеды, угорские племена, юкагиры, якуты, буряты, тунгусы, эвенки, чукчи, эскимосы, коряки, ительмены. Они занимались охотой, рыболовством, собирательством. Община была основной социальной ячейкой, придерживающейся языческих верований. Завоевание Сибири сопровождалось обложением покорённого населения ясаком, в основном мехами. Большую роль играли крестьяне-переселенцы, которые принесли в Сибирь навыки более высокой сельскохозяйственной культуры.

Какая территория на западе Московии была присоединена при царе Алексее Михайловиче в XVII в.? (Добровольное присоединение Левобережной Украины при гетмане Богдане Хмельницком; Украина не могла самостоятельно противостоять Речи Посполитой.)

г) XVIII—XIX в. — присоединение западных и южных земель

Какие земли были присоединены к России при Петре I? (На западе — берега Балтики; по итогам Северной войны: Ингрия, Лифляндия, Эстляндия, Карелия.)

Какие территории отошли к России при Екатерине II? (Крым, побережье Чёрного и Азовского морей; в результате разделов Польши — западная Украина и западная Белоруссия, Литва.)

Какие земли отошли к России в царствование Александра I в начале XIX в.? (Восточная Грузия, Азербайджан, Бессарабия, Финляндия, Польша.)

Какую территорию присоединила Россия при Николае I? (Армения.)

Какие земли приобрела Россия во второй половине XIX в.? (Северный Кавказ, Средняя Азия.)

На чём же держалось единство огромного многонационального государства? Важную роль в обеспечении стабильности играло централизованное унитарное государство восточного типа при доминировании русского народа, которое выражалось, прежде всего, в том, что все народы жили по законам, отражающим русскую традицию.

Конечно, порой это было чревато ущемлением прав других народов. Мы должны помнить и не повторять ошибки предков. Впрочем, помнить мы должны и о том, что огромные территории осваивались русскими ценой каторжного труда, самоотречения и подвига.

Например, рабочие на Бакинских нефтяных промыслах в большинстве были русскими.

А.Герцен писал: «Мы выше зоологической щепетильности и весьма безразличны к расовой чистоте. Мы довольны тем, что в наших жилах течёт финская и монгольская кровь, это ставит нас в родственные, братские отношения с теми расами — париями, о которых человеколюбивая демократия Европы не может упомянуть без презрения и оскорблений».

По какому принципу было устроено территориальное деление Российской империи? (Исключительно по административному принципу; единица территориального деления — губерния; при Петре I их было 8, в 1914 г. — 78).

Государство стремилось создать русскоязычные анклавы в присоединённых территориях.

С другой стороны, к правящей элите России относились не только русские. Элита народов, входивших в состав государства, была уравнена в правах с русской и получила права дворянства (польская шляхта, остзейское дворянство Прибалтики, татарские князья).

Будучи вместе с другими народами в беде и в радости, труде и отдыхе, русские впитывали всё лучшее в многонациональной культуре, обогащая свою. Затем эта культура становилась достоянием всей России.

Русская культура в национальных районах работала прежде всего на элиту, а также на грамотную часть народа.

д) ХХ век — национальная политика советского государства

После революции 1917 г. и Гражданской войны территория Росси была восстановлена, хотя и с потерями (Финляндия, Польша, Прибалтика, Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия.)

По какому принципу было устроено территориальное деление советского государства — СССР? (По национально-территориальному принципу; в декабре 1922 г. произошло образование СССР из четырёх национальных республик.)

Сколько республик было в СССР в послевоенный период? (15.)

Многие учёные считают, что это была мина замедленного действия: государство должно строиться на принципах гражданства с равными правами независимо от национальности. Иначе неизбежна угроза конфликтов на межнациональной почве. И только сильное, жёстко организованное централизованное государство способно удержать народы в единстве.

По Конституции СССР 1936 г. национальные республики провозглашались суверенными государствами, имевшими свою территорию, гражданство, свои государственные органы и правовую систему, право выхода из состава СССР. Ни в одной из западноевропейских федераций её субъекты не имели статуса суверенного государства.

Выборный парламент (Верховный Совет СССР) состоял из двух палат — Совет Союза и Совет Национальностей, который защищал суверенные права национальных республик.

Все эти положения были подтверждены и в Конституции 1977 г.

Официальная доктрина советской власти — консолидация народов СССР, сближение и дружба народов различных национальностей, что нашло отражение в фильмах 1930-х гг. — светлых, наивных, которые учили доброте и взаимопониманию.

Демонстрация фрагмента видеофильма: кинофильм «Цирк» («Колыбельная»).

В послевоенный период политика советских властей в национальном вопросе осталась прежней. Вот такой маленький пример: в 1973 г. в библиотеке-приложении к журналу «Дружба Народов» издано 15 книг — 10 из них в переводе с азербайджанского, грузинского, армянского, белорусского, украинского, латышского, литовского, эстонского, узбекского, удмуртского языков.

е) Национальный вопрос в современной России

Какие события произошли в декабре 1991 г.? (Распад СССР; Президенты Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали Беловежское соглашение, хотя при проведении референдума 1991 г. 74 % населения СССР высказались за сохранение страны).

Распад Советского Союза повлёк за собой всплеск национальной вражды, межнациональных конфликтов. Чечня, Дагестан, Нагорный Карабах, Осетия, Приднестровье. В чём причина?

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель. Я горжусь тем, что в нашем лицее раздоров на национальной почве нет. У нас пользуются уважением ученики любой национальности, если они талантливы, умны, порядочны, коммуникабельны. Это знают дети, которые учатся у нас не первый год, и они сидят в этом зале. Мы гордимся тем, что у нас учились А.Садыков, П.Юданов, Н.Нгуен, А.Абулхаиров, М.Либман, А.Калайджан, А.Байбутов и многие другие. В чём причина? Что это — «твёрдая рука» директора и учителей, которые не допустят в стенах школы распрей на национальной основе?

А вы как думаете? (У нас в лицее у детей есть цель — получить знания и научиться цивилизованному общению.)

5. Толерантность и социальная дифференциация, пути консолидации народов России

Учитель. Когда я проводила административную работу в старших классах, дети в качестве задания писали эссе и на вопрос, что они считают главным в жизни, отвечали — «деньги», «карьера», «материальное благополучие», а не семья, моральные ценности, друзья, любимая работа. Приоритеты поменялись.

А вот теперь мы подошли к главному вопросу, который влияет на толерантность в нашем обществе.

По данным социологического опроса с 2007 г. межнациональные отношения в Москве ухудшились, так считают 71% москвичей. И дело вовсе не в национальной принадлежности и вере, которую люди исповедуют.

С периода «перестройки», с распадом СССР нарушились экономические связи между государствами СНГ, да и внутри страны, этот процесс усугубило резкое обнищание основной массы населения, усилилась поляризация общества.

На одном полюсе — сверхбогатые люди (по количеству «олигархов» мы занимаем третье место в мире) и богатые — их 6,5% населения, — на другом бедные, малообеспеченные люди и «социальное дно» — 75% населения. Средний класс составляет лишь 18,5%, при этом взгляды социологов расходятся, некоторые этот процент повышают до 25%. Но сравните: в Японии средний класс составляет 90% населения, в США — 80%, в Германии — 80%.

Извечный вопрос — что делать? (Строить экономику так, чтобы основная масса населения России стала средним классом.)

Это даст возможность воплотить в жизнь тезис:

«Мы разные — в этом наше богатство.

Мы вместе — в этом наша сила».

И в заключение попробуем ответить ещё на один вопрос.

Почему в нашем лицее нет разногласий на религиозной и национальной почве? (Мы объединены общей целью — получением всеобъемлющих знаний, в нашем лицее культивируются общечеловеческие нравственные ценности, где одна из главных — любовь к Родине. И, действительно, «Мы разные — в этом наше богатство. Мы вместе — в этом наша сила».)

6. Заключение.

Подведение итогов конкурса

 

Рекомендуемая литература

А.Н.Сахаров. История России. ХХ в., М., 1996.

Л.Н.Алексашкина. Россия и мир в ХХ в., М., 2003.

Л.Н.Жарова, И.А.Мишина. История Отечества, М., 1992.

Н. Верт. История советского государства, М., 1992.

Ф.Конт. Хронология российской истории, М., 2003.

С.И.Козленко. Московский региональный компонент школьного курса истории, М., 2004.

Л.И.Семеникова. Россия в мировом сообществе цивилизаций, М., 1999.

А.И. Соловьёв. Политология, М., 2005.

А.Н. Иоффе. Глобальный мир в XXI в., М., 2008.

Ольга ДУДКО
председатель Методического объединения истории,
обществознания, экономики, москвоведения,
учитель истории и обществоведения лицея № 1501

TopList