Задание по теме |
Love story начала XVIII в.
Мазепа, Мотря, она же Мария...
Материал для проведения
уроков по темам:
«Поход Карла XII против России», «Полтавская
битва», «Измена Мазепы».
10—11 лассы
Герб Кочубеев |
Эта трагическая любовная история началась спокойно и мирно. Впрочем, все любовные истории имеют начало с непредсказуемыми последствиями. Та, о которой пойдёт речь, относится к первой половине XVIII в., когда любовь ещё считалась одним из благородных, светлых чувств, а честь девушки ценилась превыше всего.
«Богат и славен Кочубей» — так начинается пушкинская «Полтава», и с этих оптимистических строк начинается повествование о трагической судьбе этой семьи. Василий Леонтьевич Кочубей вёл свой род от беков татарской орды, кочевавших в степях между Днестром и Днепром ещё в XVI в.
Своим прямым предком он считал Кучук-бея (в пер. с тюркского — «кочевой князь»), приехавшего на русскую службу в Малороссию и принявшего христианство с именем Андрей.
Внук Андрея — Василий — родился около 1640 г. Как отмечают исследователи, выдающимися способностями он не отличался, зато был трудолюбив и прекрасно знал канцелярскую службу. В 1681 г. Кочубей занял должность регента войсковой канцелярии, через шесть лет — генерального писаря. Дружба с гетманом Украины Иваном Мазепой позволила ему в 1694 г. стать генеральным судьёй.
Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора
Окружены его садами,
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду, и под замками.
А пришло всё это богатство с лёгкой руки Мазепы, с которым Кочубей участвовал в военных походах, а также выполнял его деликатные поручения. В частности, будущий судья составил донос на гетмана Ивана Самойловича и его сыновей-полковников с обвинением в разных злоупотреблениях и присвоении войсковых денег. Самойловичей отправили в Сибирь и конфисковали их огромные богатства, часть которых осела в карманах Мазепы и Кочубея.
Так! Было время: с Кочубеем
Был друг Мазепа; в оны дни
Как солью, хлебом и елеем,
Делились чувствами они.
Позднее гетман и судья породнились: племянник Мазепы Обидовский женился на старшей дочери Кочубея, Анне, а младшей Матрёне (Мотре) Мазепа стал крёстным отцом. Гетман был первым гостем в доме генерального судьи, где подрастала его крестница. Из прелестной девочки она превращалась в юную красавицу.
…в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Её движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь её бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят её глаза;
Её уста, как роза, рдеют.
«Кочубеева дочь» Матрёна — это прототип пушкинской красавицы Марии. Сегодня мы можем только предполагать, как выглядела девушка, её портрет не сохранился. Правда, у исследователей есть две фотокопии с предполагаемых образов Матрёны.
На одном из них мы видим девушку в богатом наряде с затейливым головным убором, распущенными волосами, лицо без намёка на живое чувство, которым наполнена пушкинская Мария. На другом она же — в традиционной украинской рубахе с копной чёрных уложенных короной волос и с таким усталым, печальным взглядом!
Часто захаживая в гости, гетман радовал крестницу подарками, то серёжки привезёт, то перстенёк; хвалил Матрёну, пускаясь с ней в долгие разговоры, отмечал скромность, разумность девушки.
Василий Кочубей |
Матрёна Кочубей, названная
Марией
|
В 1702 г. Мазепа похоронил свою жену и вдовствовал два года, было ему в ту пору за шестьдесят. Привязанность к шестнадцатилетней родственнице казалась всем понятной. (Отношения крёстных, родителей и крестников — духовное родство, они опекают крестников, пока те не встанут на ноги, а потом крестники заботятся о своих крёстных.) И вдруг словно громом ударило Кочубеев: «За ней сам гетман сватов шлёт».
И, вся полна негодованьем,
К ней мать идёт и, с содроганьем
Схватив ей руку, говорит:
«Бесстыдный! старец нечестивый!
Возможно ль?.. нет, пока мы живы,
Нет! он греха не совершит.
Он должен быть отцом и другом
Невинной крестницы своей…
Безумец! на закате дней
Он вздумал быть её супругом».
Гнев жены Кочубея Любови Фёдоровны был понятен каждому. Брак крёстных родителей с крёстными детьми строго запрещался церковью, это приравнивалось к кровосмесительству.
Неведомая сила буквально отшвырнула вчерашних друзей друг от друга. Родители заперли влюблённую Матрёну («То молча плача, то стеня,/Мария не пила, не ела,/Шатаясь, бледная как тень…»), а гетмана уже было невозможно остановить. Его лазутчики тайно проникали в дом Кочубеев, неся Матрёне подарки и любовные послания. Наконец Мазепа предлагает деньги — тысяча, три, десять тысяч червонцев — целое состояние! За одну тысячу можно было построить большой дом или церковь. В письмах он называет её: «Ваша Милость» и «разлюбезная Мотронько», просит прислать хоть рубашку с тела, хоть монисто или прядь волос, девушке под таким напором устоять было трудно.
Конечно, гетман не был рыцарем, каким представляла его Матрёна. Он умел быть красноречивым, обаятельным, мог поразить изысканным комплиментом и вести долгие разговоры о военных походах и битвах, оставаясь при этом расчётливым, холодным и беспринципным человеком. И, скорее всего в этом, а не в церковном запрете, который для гетмана могли и отменить, заключалась главная причина отказа Кочубеев. Родители пытались образумить дочь, кто-кто, а они-то знали, что представляет собой Мазепа.
…Что он не ведает святыни,
Что он не помнит благостыни,
Что он не любит ничего,
Что кровь готов он лить как воду,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.
И вот для Матрёны наступает решающий момент — на призыв Мазепы она отвечает согласием.
И вскоре слуха Кочубея
Коснулась роковая весть:
Она забыла стыд и честь,
Она в объятиях злодея!
Матрёну не остановило ни преступление перед верой, ни возможное проклятие отца, ни всеобщее осуждение. Словно молодой рыцарь увозит Мазепа возлюбленную в свой дом, и автор «Полтавы» вопрошает: «Кому ты в жертву отдана?»
Гетман Мазепа |
Иван Степанович Мазепа-Колединский был польским шляхтичем украинского происхождения и православного вероисповедания. Точный год рождения его не установлен, исследователи называют 1633, 1639 или 1644 гг. Родился Мазепа в селе Мазепинцы недалеко от Белой Церкви, на подвластной Польше территории Правобережной Украины. В молодые годы Иван попал ко двору польского короля Иоанна-Казимира и служил у него комнатным дворянином. Польская шляхта не очень-то жаловала украинцев, открыто презирая их, доставалось и Мазепе. Однажды во время очередного издевательства над ним в колледже иезуитов, где учился Иван, он обнажил шпагу, что считалось преступлением, достойным смерти. Но король пощадил молодого человека, рассудив, что поступил он не умышленно, и удалил его из дворца. Мазепа уехал в имение своей матери на Волынь. Там с ним случилась любовная история, которую Иван помнил долго.
Рядом с имением его матери жил некто пан Фальбовский, человек пожилых лет, женатый на молодой девице. Познакомившись с ней, Мазепа завёл интрижку, о которой вскоре стало известно мужу. Однажды, выехав из дома, Фальбовский заметил ехавшего за ним слугу — оказалось, что он везёт письмо от пани к Мазепе, в котором та извещала любовника, что муж уехал. Спрятавшись в кустах, Фальбовский стал ждать возвращения слуги с ответом. Через какое-то время слуга передал пану записку, в которой Мазепа писал, что приедет тотчас.
Появившийся Иван был остановлен, и обманутый муж показал ему записку.
«Я в первый раз еду», — оправдывался Мазепа.
«Много ли раз, — спросил Фальбовский у слуги, — был этот пан без меня?»
«Сколько у меня волос на голове», — с улыбкой ответил слуга.
Тогда Фальбовский приказал раздеть Мазепу донага, вымазать его дёгтем и вывалять в перьях, в таком виде Иван был привязан к своей лошади лицом к хвосту. Несколько ударов кнутом — и лошадь понеслась во всю прыть домой через кустарники. В исцарапанном и окровавленном человеке прислуга едва узнала своего господина.
Не всегда «дамы сердца» приносили пылкому любовнику такие огорчения, чаще помогали делать карьеру.
А сколько их было?
Недаром пушкинская Мария ревниво спрашивает: «Ты пил недавно, знаю я,/Здоровье Дульской. Это новость;/Кто эта Дульская?»
О чём же говорят документы?
В одну из поездок в Польшу в 1706 г. Мазепа встретил некую вдову, похоронившую двух мужей. Темпераментная и моложавая пани Дульская приглянулась гетману, но важнее было то обстоятельство, что она имела родство с польским королём Станиславом Лещинским. Прекрасная полька быстро оценила мужское обаяние и далеко идущие планы украинского гетмана. Дружбу она готова была скрепить законным браком, но при условии: Мазепа должен привести Украину под польско-шведскую корону.
Ах, если бы знать об этом Матрёне, тогда, возможно, его пылкие речи не смущали бы её слух, не клялась бы она любимому.
Мария.
Я близ тебя не знаю страха —
Ты так могущ! О, знаю я:
Трон ждёт тебя.
Мазепа.
А если плаха?
Мария.
С тобой на плаху, если так.
Ах, пережить тебя могу ли?
Но нет: ты носишь власти знак.
До нас дошло больше десятка портретов Мазепы, но среди них практически нет похожих, он словно человек с множеством лиц.
Его кудрявые седины,
Его глубокие морщины,
Его блестящий, впалый взор,
Его лукавый разговор…
Таким он и был в жизни: на Украине одним, в России другим, с поляками и шведами третьим, а с Матрёной уж точно ни на кого не похожим, влюблённым рыцарем.
Молодой Мазепа после неудачного
|
После приключения с пани Фальбовской Мазепа ушел к казакам на правый берег, служил у гетмана Павла Тетери, а потом у Петра Дорошенко. Во время службы женился на богатой вдове Фридкевич, у которой от первого брака был сын. Мазепа вёл сложную, даже не двойную, а тройную игру, постепенно, что называется, по головам, поднимаясь по карьерной лестнице. Вот он уже правая рука Дорошенко в звании генерального писаря, а после неприятной истории с арестом и поездкой в Москву — домашний учитель сыновей Ивана Самойловича, гетмана Левобережной Украины. В короткое время Мазепа стал генеральным есаулом (важнейший чин после гетмана), а в 1687 г., написав донос и устранив Самойловича, получил бунчук и булаву — символы власти гетмана. Богатство, о котором так долго мечтал Иван, хлынуло бурным потоком, обычным делом для Мазепы стало казнокрадство.
Встреча с Петром I изменила жизнь гетмана. И хотя вначале он оставался преданным фавориту царевны Софьи Василию Голицыну, в последствии перешёл на сторону царя, в буквальном смысле очаровав его.
После участия 15 тысяч казаков в Азовских походах положение Мазепы упрочилось, Пётр I щедро наградил гетмана и его полковников, самолично вручив им шёлковые материи и собольи меха. А 1700 г. Мазепа стал одним из первых кавалеров ордена Андрея Первозванного, высшей награды Империи. Положение стало меняться с началом Северной войны. Колеблясь между Швецией, Польшей и Россией, Мазепа выбирает себе в покровители шведского короля Карла XII.
Давно замыслили мы дело;
Теперь оно кипит у нас.
Благое время нам приспело;
Борьбы великой близок час.
Без милой вольности и славы
Склоняли долго мы главы
Под покровительством Варшавы,
Под самовластием Москвы.
Но независимой державой
Украйне быть уже пора:
И знамя вольности кровавой
Я поднимаю на Петра.
Но вернёмся к любовной истории, переживаемой Иваном Степановичем на закате дней. Любовь Мазепы к «кочубеевой дочери» оказалась роковой. Зачем нужна была гетману юная Матрёна? Ответа мы уже не узнаем. Поверив коварному, холодному сердцем человеку, Матрёна погубила себя. Въехав в дом Мазепы хозяйкой, она надеялась стать ему женой. Но не тут то было!
Гетман Мазепа — рыцарь |
Прожив у обольстителя неделю или месяц, какая теперь разница, Матрёна была возвращена в родной дом. «Зачем же ты меня не любишь?» — спрашивает отвергнутая Мотря. Отец с матерью, понимая истинное отношение гетмана к ней, донимали дочь упрёками. А Мазепа слал ей письма: «Никого ещё на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если б вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из этого может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родителей. Пришло бы от Церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел. Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали».
В украдкой переданных записочках Мазепа называет девушку «моё серденько», «моя сердечно коханна». В душе Матрёны любовь боролась с обидой: «Вижу, что Ваша Милость совсем изменилась своею любовью прежнею ко мне. Как знаешь, воля твоя, делай что хочешь!» А гетман в ответ: «Иди в монастырь, тогда я буду знать, что делать».
Мария. Иллюстрация
|
Кочубеям бы всё забыть, спасая репутацию дочери, представить дело так, что, мол, просто гостила Матрёна у крёстного отца. Но нет, они трубят на весь свет, что гетман обольстил их дочь, обесславил семью. Кочубей писал к Мазепе упрёки, а тот отвечал ему: «Ты упоминаешь о каком-то блуде; я не знаю и не понимаю ничего. Сам ты, видно, блудишь, слушаясь своей гордой, болтливой жены, которую, как вижу, не умеешь сдерживать».
Когда родители, пытаясь спасти честь дочери, находят ей жениха — полковника Чуйкевича — Мазепа советует не продешевить: «Вот подадимся под польскую корону, выдадим дочь твою за знатного шляхтича».
Эти слова стали последними в чаше терпения Кочубеев. То, что Мазепа предатель, жаждущий отколоть Украину от России, бывший друг Василий Кочубей знал давно. В его голове созрел план мести: обо всём написать Петру и отомстить за поруганную честь дочери.
…В руках московских палачей,
В крови, при тщетных отрицаньях,
На дыбе, корчась в истязаньях,
Ты проклянёшь и день, и час,
Когда ты дочь крестил у нас…
«Гетман самовольно распоряжается войсковою казною, берёт, сколько хочет и дарит, кому хочет», — писал в своём письме императору генеральный судья Кочубей. «Было бы довольно с него десяти городов Гадяцкого полка, с которых идут ему все доходы, кроме того, у него во власти есть волости и сёла значительные, а он берёт себе доходы с порукавичных и арендных с большим умножением… Прежде бывало, полковников избирали вольными голосами, а теперь гетман за полковничьи места берёт взятки». Факты, изложенные Василием Леонтьевичем, не подтвердились. Кочубей был арестован и выдан гетману, под пытками он «сознался в умыслах лукавых».
Дом Кочубеев |
15 июля 1708 г. близ Белой Церкви Василий Кочубей был казнён: «Топор блеснул с размаху,/И отскочила голова». По приказанию вся семья Кочубеев была арестована, а имущество отобрано в пользу гетмана.
А Матрёна? Как она пережила смерть отца и крушение всей семьи, зная, что виной всему её любовь? В пушкинской «Полтаве» она сходит с ума:
Никто не ведал, не слыхал,
Зачем и как она бежала.
А в жизни… Существует две версии. По одной «кочубеева дочь» ушла в монастырь и там окончила свои дни. По другой — вышла замуж за Чуйкевича, который впоследствии оказался втянутым в заговор Мазепы. После измены и бегства гетмана она вместе с мужем была сослана в Сибирь, а после возвращения приняла постриг в монастыре.
Гетман Мазепа всё-таки перешёл на сторону шведского короля Карла XII и после поражения того под Полтавой бежал в турецкую крепость Бендеры, где вскоре скончался от старческого истощения.
Наталья ТРОПИНИНА,
учитель истории,
Москва
Советуем прочитать
Костомаров И.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 2005.
Пушкин А.С. Полтава. / Любое издание