Урок-инсценировка |
Урок-игра по истории Древнего мира «Кто умнее пятиклассника?». 5 класс
Цель
Повторение и обобщение изученного материала по истории Древнего мира.
Задачи
• закрепление пройденного материала;
• повышение мотивации учащихся к изучению истории;
• сплочение ученического коллектива, формирование умения работать в команде;
• развитие навыков грамотной устной речи.
Оборудование и место проведения
К данной игре была составлена презентация, включающая в себя вопросы с иллюстрациями по теме, правильный ответ появлялся на экране после ответа команды, по щелчку мышки.
Рекомендуется проводить игру в актовом зале школы, где удобно разместить на сцене игроков и в зале зрителей. Каждый игрок команды должен иметь при себе чистые листы и ручки.
ХОД УРОКА
I. Ведущий представляет команду учителей.
II. Ведущий представляет команды учеников (команды состоят из учащихся 5-х классов. Учителя выбирают себе команды путём жеребьёвки.)
III. Ведущий объясняет игрокам и зрителям правила игры:
— каждой команде даётся 10 вопросов;
— за правильный ответ команда получает 1 балл;
— право ответа первым получает учитель, если он затрудняется ответить, то имеет право обратится к учащимся за подсказкой со словами: «Я не умнее пятиклассника». После этого учитель смотрит, как ответили на этот вопрос дети, и выбирает тот ответ, который кажется ему верным.
Пояснение для организаторов
С пятиклассниками могут играть не только учителя, но и дети других классов.
Ведущий (учитель истории) принимает ответы и оглашает результаты, полученные каждой командой. Если команды получают одинаковое количество баллов — проводится блиц-опрос.
Всего составлено 44 вопроса, из которых четыре выделены для блиц-опроса.
IV. Подведение итогов
Победители получают памятные подарки и грамоты. Остальные игроки получают поощрительные призы. Все участники получают пятёрки в журнал и прекрасное настроение.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. В чём главное отличие древнего человека от животного?
Ответ: В отличие от животных человек умел изготавливать орудия труда.
2. Назовите орудия труда древнего человека.
Ответ: Палка — копалка, рубило, дубина...
3. Почему древний человек рисовал на стенах пещер или на песке?
Ответы:
Древний человек думал, что если животное нарисовано, то значит, заколдовано и не уйдёт из той местности, где человек охотится.
Чтобы учить молодых охотников, куда надо целиться, чтобы убить животное.
4. Как называли древнеегипетских правителей?
Ответ: фараон.
5. Назовите египетского бога Солнца.
Ответ: Ра.
6. Опишите, как выглядела древнеегипетская богиня Бастет — покровительница женщин и их красоты.
Ответ: гибкая, грациозная чёрная кошка или женщина с головой кошки.
7. Назовите самую высокую египетскую пирамиду.
Ответ: Пирамида Хеопса. ( 150 м)
8. Назовите фараона, чья гробница не была разграблена и сохранилась до настоящего времени в первозданном виде.
Ответ: Тутанхамон.
9. Как египтяне называли своё письмо?
Ответ: иероглифы — священное письмо.
10. Назовите самого могущественного и знаменитого царя Вавилона. Этот царь известен своими законами.
Ответ: Хаммурапи.
11. Кто первым придумал алфавит?
Ответ: финикийцы.
12. Объясните, почему книги ассирийского царя Ашшурбанапала уцелели при пожаре.
Ответ: книги состояли из глиняных пластин.
13. Назовите главные реки Китая.
Ответ: Янцзы, Хуанхэ.
14. Почему реку Хуанхэ называли «рекой тысячи бедствий»?
Ответ: при разливе река часто меняла русло, разрушая человеческие поселения.
15. Объясните, почему Эгейское море так называется?
Ответ: По мифу о Минотавре. В море бросился Эгей, отец Тесея, победившего Минотавра, думая, что его сын погиб.
16. Почему, согласно мифу, началась Троянская война?
Ответ: рассказ о «яблоке раздора» и похищении Прекрасной Елены.
17. Вспомните, как голосовали в Древней Спарте?
Ответ: все вопросы на Народном собрании в Древней Спарте решались криком.
18. Кто доказал всему миру, что Троя действительно существовала?
Ответ: Генрих Шлиман.
19. Почему поэма Гомера о Троянской войне называется «Илиада»?
Ответ: греки называли город Троя Илионом.
20. Объясните значение крылатого выражения «ахиллесова пята».
Ответ: уязвимое место человека.
21. Каких животных почитали священными в Древней Индии?
Ответ: корова, слон, змея.
22. Афиняне говорили, что законы Драконта написаны не чернилами, а кровью. Почему?
Ответ: по законам Драконта даже незначительное преступление каралось смертной казнью.
23. В какой стране Древнего мира изобрели компас, водяные часы и бумагу?
Ответ: Древний Китай.
24. Какой китайский мудрец учил уважать старших?
Ответ: Конфуций.
25. Соотнесите литературное произведение и страну, где оно было создано:
«Рамаяна» «Одиссея» «Легенда о царе Гильгамеше» |
Междуречье Индия Греция |
Ответ:
«Рамаяна» — Индия
«Одиссея» — Греция
«Легенда о царе Гильгамеше» — Междуречье.
26. Что имели в виду древние индийцы, говоря о том, что человеческая душа бессмертна?
Ответ: древние индийцы верили в переселение душ.
27. Ареопаг — что это такое?
Ответ: совет знати в Древних Афинах.
28. Приведите в соответствие:
Шёлк Шахматы Стекло |
Финикия Китай Индия |
Ответ: Шёлк — Китай;
Шахматы — Индия;
Стекло — Финикия
29. Цифры, которыми мы пользуемся, называются «арабскими», но это исторически неверно. Объясните, почему?
Ответ: потому, что арабы эти цифры не придумали, а заимствовали у индийских математиков.
30. Кто впервые в мире совершил морское путешествие вокруг Африки?
Ответ: финикийцы.
31. Откуда произошло понятие «лаконичная речь»? Что оно означает?
Ответ: Древняя Спарта находилась в области Лаконика. Спартанцы говорили коротко и ясно, и лишь тогда, когда это было необходимо.
32. Провожая мужа на войну, спартанская женщина подавала ему щит со словами: «С ним или на нём». Что означает это выражение?
Ответ: «Вернись с победой или умри».
33. Какие из этих удивительных творений древности сохранились до наших дней?
Великая китайская стена
Висячие сады Семирамиды
Гробницы египетских фараонов
Афинский акрополь
Ответ:
Великая китайская стена
Гробницы египетских фараонов
Афинский акрополь
34. Как называется система упражнений для совершенствования человеческого тела, созданная в Древней Индии?
Ответ: йога.
35. Кто провёл реформы, в результате которых в Афинах установилась демократия?
Ответ: Солон.
36. Почему марафонский бег с дистанцией 42 км включён в Олимпийские игры?
Ответ: В память о гонце, который пробежал от Марафона до Афин 42 км, не останавливаясь, чтобы доставить весть о победе.
37. Кому и почему благодарные греки поставили памятник в честь победы у Фермопил?
Ответ: Спартанцам. Верные своим традициям не уходить с поля боя, сражаться до конца, они прикрыли собой отступающее греческое войско. «О, чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине; верны законам своим, здесь мы костьми полегли».
38. Найдите ошибку:
В один музей принесли древний меч с надписью: «Этим оружием Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через 2 дня после его гибели в 71 г. до Рождества Христова». Осмотревшие меч учёные знали, что вождь восставших рабов по имени Спартак действительно погиб в 71 г. до н.э. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая: она сделана не друзьями Спартака, а много-много лет позже. Объясните, почему учёные пришли к такому выводу?
Ответ:
Друзья Спартака не могли сделать такую надпись на мече, так как не знали о рождении Иисуса Христа и существовании другого летоисчисления.
39. Император Октавиан Август начал править в 30 г. до н.э., а умер 14 г. н. э. Сколько лет правил Октавиан Август?
Ответ: 30 + 14 = 44 года.
40. Как называется приношение первобытных людей духам и богам?
Ответ: жертвоприношение.
БЛИЦ-ОПРОС
1. Как называется просьба, благодарение, хвала, с которой люди обращаются к богам и духам?
Ответ: молитва.
2. Древние египтяне верили, что «Когда Большой сфинкс рассмеётся...». Продолжите фразу.
Ответ: Звёзды обрушатся на землю и наступит конец света.
3. Как называется изобретённый в Китае напиток, прогоняющий усталость? Ответ: чай.
4. Человек, который в научных целях занимается раскопками. Ответ: археолог.
Елена ГОРЧАКОВА,
Татьяна КОЗИК,
учителя истории ЦО № 1989, Москва