Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №1/2009
Задание по теме

 

Образы средневековой Московии

Материал для подготовки урока на тему «Культура и быт России в XVII в.». 7 класс

 

 

Путешествие по русскому городу XVII в.

Тип урока

Интегрированный урок по истории и МХК с использованием информационных технологий. Урок сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с репродукциями картин А.П.Рябушкина.

Цели и задачи урока

• Актуализировать известные учащимся знания по истории быта России XI—XVII вв.

• Сформировать умение учащихся работать с репродукциями художественных картин, анализировать их историческое содержание на основе полученных знаний.

• Организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и представленные репродукции картин.

• Подвести учащихся к выводу, что для получения достоверной информации по теме урока необходимо использовать различные источники.

Оборудование урока

Компьютер, проектор, лазерная указка.

Мультимедийная презентация к уроку, составленная из репродукций картин А.П.Рябушкина:

• Московская улица XVII в. в праздничный день. 1895;

• Воскресный день. 1889;

• В гости. 1896;

• Московская девушка XVII века (В праздничный день). 1903;

• Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901;

• Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899;

• Семья купца в XVII в. 1896;

• Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII в.). 1901 г.;

и др. (по выбору учителя).

Опережающее задание: познакомиться с дополнительной литературой, повествующей о жизни города в XVII в. (Учитель может рекомендовать работы Коротковой М.В., Рябцева Ю.С., Хрестоматию по истории русской культуры.)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя. Ребята, знаете ли вы историю своего города? Наверняка вы бывали в городском кремле, посещали исторический музей, интересовались историей своего района. Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие: пройдёмся по улицам средневекового русского города, побываем в церкви, увидим свадебный обряд, узнаем, как жили горожане XVII в. Но в начале вспомним, что такое город?

Город — это поселение с большим числом жителей. В Средневековье города возникали по-разному: основой одних было сельское поселение, другие формировались вокруг крепости, третьи — вокруг монастырей. Слово «город» происходит от слова «ограда», означавшее в старину надёжное укреплённое место или кремль, который был центром города. Вокруг кремля формировался посад, место жительства торгово-ремесленного люда. От посада тянулись концы, в XVII в. их стали называть слободами.

А сейчас мы совершим прогулку по улицам посада, а помогут нам в этом репродукции картин выдающегося русского художника А.П.Рябушкина.

Андрей Петрович Рябушкин при жизни не принадлежал к числу знаменитых художников, но был весьма популярен в нешироком кругу друзей, почитателей и критиков. Главный жанр, которому он посвятил своё творчество — историко-бытовая картина, отражающая жизнь города XVII столетия. Работы Рябушкина входят в экспозиции крупнейших российских музеев по стилю, их легко узнать среди полотен русских художников XIX в.

Сообщение учащегося о А.П.Рябушкине

Андрей Петрович родился 17 октября 1861 г. в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье крестьянина Петра Васильевича и Пелагеи Ивановны Рябушкиных. Отец и старший брат занимались иконописью, а Андрей должен был помогать им в выполнении церковных заказов.

Однажды летом в их деревню приехал на этюды московский художник Андрей Преображенский, он поселился в избе Рябушкиных. Будущему художнику исполнилось тогда 14 лет, и он уже был круглым сиротой. Преображенский обратил внимание на незаурядные способности мальчика и убедил его ехать в Москву, учиться живописи.

Андрей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. О первых школьных годах Рябушкина почти нет свидетельств, это были годы бедности и голода.

Андрей Петрович, вспоминая эти тяжкие дни, рассказывал, как ему приходилось «ждать очереди», чтобы выйти на улицу, так как у нескольких товарищей, живших с ним вместе, «было одно приличное платье на всех». Природная застенчивость не позволяла ему обратиться к кому-либо за помощью.

Рябушкин учился хорошо. У него получались этюды натурщиков, рисунки с гипсов, эскизы на свободную тему. Первая самостоятельная работа художника «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» (1880) заставила заговорить о нём как о талантливом бытописателе.

В начале 1882 г. Андрей Петрович, не окончив училища, переезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Здесь его талант находит признание, в академической справке значится: «ученик Рябушкин имеет большую серебряную медаль за рисунки, малую за этюд». Примерно в это же время началась его иллюстративная деятельность, которая давала основной заработок. Работы Андрея Петровича помещались в журналах «Нива», «Всемирная иллюстрация» и «Исторический вестник». В 1890 г. он пишет картину «Снятие с креста (Голгофа)» — по конкурсной программе на большую золотую медаль. Но в результате, нарушив правила конкурса, Рябушкин получает только звание «классного художника I степени».

Окончив Академию, Андрей Петрович отправляется в путешествие по старинным русским городам. В музеях он изучает предметы старины: костюмы, ткани, предметы утвари, оружие, интересуется вышивками, резьбой. Вернувшись с большим запасом материала, Рябушкин поселился у своего друга И.Ф.Тюменева под Петербургом. В это время художник полностью отдаётся работе, регулярно принимая участие в выставках передвижников.

В 1892 г. Андрей Петрович обращается к историческому жанру. Картина «Потешные Петра I в кружале» рассказывает о столкновении стрельцов и солдат потешных войск Петра. В следующем году появляется «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате», где художник передаёт чопорную важность и скуку, царящую в палатах.

В 1894—1895 гг. наступает наиболее плодотворный период работы художника, Андрей Петрович обращается к теме русского быта XVII в.

Учитель. Интерес Рябушкина к истории Москвы XVII в. зародился ещё в студенческие годы. И вот в 1895 г. появляется огромное полотно «Московская улица XVII века в праздничный день». Задавшись целью показать быт и типы москвичей XVII в., художник перечитал множество исторических книг, пересмотрел огромное количество старинных рисунков, а главное — черпал вдохновение в прогулках по Москве. В картине нет какого-либо известного исторического события. Рябушкин выбрал обыденный бытовой эпизод, но так живописно изобразил жизнь горожан, что зритель может предположить, что художник всё это видел своими глазами. (Демонстрируется картина).

Ученик. Однажды во время прогулки по Москве Андрею Петровичу на глаза попался стоящий у дороги старинный голубец — киот с иконой на потрескавшемся от времени и непогоды деревянном столбе. И вот, начав с этого голубца, художник написал одну из самых известных своих картин.

…Ясный солнечный день. Деревья почти облетели, мокрая от дождя земля раскисла. Перед нами возникает московская улица с нарядной церковкой, высокими бревенчатыми хоромами, она полна народу. На углу стоит тот самый голубец, и прохожий в долгополом кафтане, ухватившись рукой за его столб, перешагивает через огромную лужу. Протяжно голосит сидящий у киота слепой нищий. Задумчивая девушка в белом платочке возвращается из церкви, в одной руке у неё тоненькая свечка, другой она придерживает подол, чтобы не запачкать его уличной грязью. Её лицо светится, она наполнена чистотой и ясностью. Молодой парень перебирается через улицу, высоко подняв полы кафтана. Нескладный мужичонка увяз в грязи чуть не по пояс, а его приятели, стоя на сухом месте, хохочут, показывая на него пальцем. Надменный боярин едет на откормленном вороном жеребце, и грязь разлетается из-под конских копыт. Пригожая молодуха осторожно ступает по настеленным брёвнышкам, потупив глаза, словно не замечая черноусого щёголя, остолбеневшего от её красоты.

Эту уличную сценку Рябушкин изобразил так ярко, что один из критиков заметил, что художнику удалось «запечатлеть таинственно ожившие в его душе образы древней Московии».

Учитель: Мы можем предположить, что изображённая художником улица была типичной для Москвы XVII в.

ВОПРОСЫ по картине

В скобках даны примерные ответы учащихся с дополнениями учителя.

Какие нравы царили на московских улицах? (Уличные нравы были свободными, хотя в XVII в. стали уделять внимание поведению людей на улице. Считалось неподобающим останавливаться поболтать со знакомым, преградив дорогу пешеходам, сквернословить, полагалось придерживаться правой стороны, хотя, как мы видим на картине, это не соблюдалось. Ездокам запрещалось стегать зазевавшихся прохожих кнутом, слишком быстро ездить по улице.)

Соответствует ли реалиям XVII в. грязь на улице, изображённая художником? (В 1516 г. Сигизмунд Герберштейн писал о Москве, что «этот столь обширный и просторный город в достаточной мере грязен, почему на площадях, улицах и других более людных местах повсюду устроены мостки». Первые попытки мощения улиц в Москве относятся к XIV в.

В XVII в. этим вопросом занимался Земский приказ. На всех жителей, имевших земли и дворы, была возложена так называемая «мостовщина» — обязанность мостить и содержать дороги и исправлять мосты или же платить вместо этого «мостовые деньги».

К 1610 г. в Москве были замощены только основные улицы, а удалённые от центра в дождливую погоду тонули в грязи. На улицах не просыхали огромные лужи, в которых плескалась домашняя живность. Грязь и навоз употребляли на удобрение царских садов. В XVII в. улицы в основном мостили большими круглыми брёвнами, которые в плохую погоду размокали и гнили. Когда мостовая старела и начинала проваливаться, на неё стелили новую.)

Какие строения, типичные для города XVII в., представлены на картине? (Центром жизни любой слободы являлась церковь. В Москве это были величественные каменные сооружения, причём каждая слобода старалась привлечь лучших мастеров для постройки храма. В XVII в. церковные здания украшали изящными шатрами, кокошниками. Яркая раскраска придавала творениям зодчих праздничный вид. Строители использовали для украшения разнообразные материалы и способы: кирпич, изразцы, лепнину и резьбу по камню.

Дома москвичей в отличие от церквей были деревянными, что являлось частой причиной пожаров в городе. В связи с этим даже появилась пословица: «От копеечной свечки Москва сгорела».

На картине представлен в дом богатого горожанина — хоромы. Это большой, иногда 2-этажный жилой дом с сенями, клетью и подклетью и подворье, где были хозяйственные постройки: баня, конюшня, сарай, объединённые переходами. Богатые посадские дома отличались более пышным внешним и внутренним убранством, устройство их было типичным.

Дома горожан делили на «избы чёрные» и «избы белые». В первых жили небогатые москвичи, главной особенностью их была печь, которая топилась «по чёрному», т.е. в избе не было трубы, и дым скапливался под потолком. Здесь по вечерам в общей комнате — горнице — собиралась вся семья, горела лучина, домочадцы сидели на лавках вокруг стола, ели из общей миски деревянными ложками. Окна в таких домах были очень маленькими и затягивались бычьим пузырём.

«Избы белые» — хоромы — топились соответственно «по белому», дым из печи выводился через трубу. Основным украшением таких домов был «красный угол» с иконами в драгоценных окладах, отделанных самоцветными камнями и речным жемчугом. Обстановка в доме также была богатой — лавки, скамьи, столы и сундуки были сделаны из дорогих пород дерева и украшены. В хоромах было светлее, т.к. окна стеклили или затягивали слюдой.)

Учитель. Рябушкин любил изображать московские улицы. (Демонстрируются картины.) В 1889 г. он пишет картину «Воскресный день», где представлен зимний вид города, боярышня, скромно потупив взгляд, идёт по дороге, народ возвращается из церкви. Молодой удалец, остановившись, смотрит на девушку и лихо крутит ус. Картина проникнута свежестью морозного утра, молодостью, красотой. Невольно задумываешься, что же замыслил удалец?

И вновь зима. Стремительно проходит мимо нас, спешит куда-то «Московская девушка XVII в.». Нежными тонами переливается её красно-фиолетовая шубка, светятся жёлтые сапожки, развевается вплетённая в длинную косу красная лента. Она идёт, оставляя на мягком снегу следы каблучков, наполняя картину красотой движения, изысканностью.

В 1896 г. появляется работа «В гости». И вновь улица, яркий солнечный день. На заднем плане мы видим дома, забор, хозяйственные постройки. Перед нами две фигуры — он и она, можно предположить, что они молодожёны, которые наносят визиты родственникам после свадьбы. Счастливые, безмятежные, они идут рядом, их тени сливаются воедино.

Ещё в молодости, путешествуя по России, Андрей Петрович интересовался свадебными обрядами, этим притягательным театральным действом, в которое вовлекались не только родственники и знакомые молодожёнов, но порой и вся улица. В 1901 г. под влиянием безответной влюбленности в Ольгу Тюменеву, дочь друга, Рябушкин пишет свою лучшую картину «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», находящуюся ныне в Третьяковской галерее. (Демонстрируется картина.)

Учитель организует работу учащихся в парах по следующему плану.

План анализа картины «Свадебный поезд в Москве»
(раздаточный материал на парте)

1. Общее настроение картины: пейзаж, обстановка, люди.

2. Где происходит действие картины? Что происходит?

3. Какой момент свадебного обряда отобразил художник?

4. Кто, по вашему мнению, является главным действующим лицом картины? Какими изобразительными средствами это подчеркнул художник?

5. Какие персонажи картины привлекли ваше внимание? Что вы можете о них сказать?

6. Каково отношение художника к героям картины?

7. Объясните название картины. Предложите свой вариант названия.

(Далее приводятся примерные ответы учащихся по результатам работы с планом.)

…Синие весенние сумерки. Последний розовый луч закатного солнца освещает главки московских церквей и верхушки тонких березок. С необычайной тонкостью передан пейзаж картины — тихий, задумчивый, лиричный и в то же время динамичный.

Перед нами Москва XVII в. По улице, мимо серых бревенчатых домов едет свадебный поезд. Лёгкой рысью скачут красавцы-кони, скользит полозьями по тающему снегу алый возок с новобрачными, весело спешат празднично одетые гости.

Но кто и куда мчится в этом возке на лёгких санях, чьё лицо смутно виднеется в окошке?

Почему все, и конные, и пешие, торопятся куда-то вместе, сливаясь в один многоцветный поток?

Это свадьба — радостное событие в жизни каждого человека. В возке жених и невеста, любопытно выглядывающие на улицу, сегодня для них всё в новинку. (Церковь разрешала вступать в брак девушкам с 12 лет, юношам — с 15.) Закончился обряд венчания, и молодожёны с гостями отправляются на пир.

На первом плане картины на фоне тёмно-серого строения выделяется фигура молодой печальной девушки, она уходит прочь от пышного и радостного торжества. Художник многое не досказал, предоставив возможность каждому воспринимать этот образ по-своему.

Вот ещё два интересных персонажа. Девушка в красной шубке, гордо подняв голову, вышагивает по тающему весеннему снегу. Ещё миг — и она скроется за поворотом. За красавицей спешит молодая женщина, в платке и ярком цветастом одеянии.

Художник стремится по возможности точно передать черты исторической эпохи. Он любуется своими персонажами, пытается проникнуть в их внутренний мир, показать чувства простых людей.

Название «Свадебный поезд…» оказалось не случайным. Согласно словарю В.И.Даля, свадебный поезд — это процессия, в которую входят званые гости свадьбы, почётные лица, молодые, подружки невесты, дружки жениха, сваха. Поезжане, сопровождающие свадьбу, разгоняют встречных, не подпуская их к возку с молодыми. Действие происходит на закате, который отражается в главках церквей, и можно предположить, что свадебный поезд направляется из церкви в дом жениха на пир.

 

Учитель. Рассматривая репродукции картин Андрея Петровича Рябушкина, мы неизменно встречаемся с прекрасными женскими образами, боярынями и боярышнями. Тема женской красоты была очень близка художнику. В 1900 г. на Парижской международной выставке он получил почётный диплом за представленную картину «Русские женщины XVII столетия в церкви» (демонстрируется картина). Несомненно, это одно из самых лучших и оригинальных произведений Рябушкина. Написанию картины предшествовал долгий подготовительный период: художник создал множество эскизов. Его боярышни, в молитвенных позах застывшие в храме, чисты душой и необыкновенно красивы. Это впечатление подчёркивается изысканным колоритом, узорами тяжёлых дорогих одежд, формами головных уборов. Ничего более поэтического и светлого художник ранее не писал.

Учитель. Последняя работа художника, с которой мы познакомимся на уроке, была представлена в 1897 г. на выставке Общества художников исторической живописи. В каталоге под названием картины «Семья купца в XVII в.» было примечание: «Автор задался целью воспроизвести типы главных слоев общества XVII в. В будущем предполагается написать боярина с семьей, царя с семьей и т.д.».

Задача эта оказалась не выполненной, и только в работе 1901 г. «Едут (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII в.)» Рябушкин попытался вернуться к первоначальному замыслу цикла картин. (Демонстрируются картины.)

Назовите жителей средневекового города по их занятиям. (Ремесленники — по названию улиц средневековых городов можно судить об их занятиях: Кузнецкий мост, Мясницкая, Охотный ряд и т.д.; в городе также проживали бояре, священники, военные, купцы. Основным занятием купца была торговля, вся жизнь этого средневекового предпринимателя проходила в разъездах. Богатые купцы могли состоять на государственной службе и иметь определённые привилегии.)

Учитель. Картина «Семья купца в XVII в.» — портретная композиция. Художник сумел с исторической точностью изобразить своих героев. Для этого он как всегда много работал: читал произведения историков Н.И.Костомарова, И.Е.Забелина, собирал материалы в музеях русских городов. Но современники встретили работу Андрея Петровича с непониманием. В газетах появились статьи, в которых художника обвиняли в искажении исторического прошлого, особенно критикам не понравились женские образы, представленные в картине.

Внимательно рассмотрите репродукцию картины, образы купца и членов его семьи. (Один из вариантов работы: документальные свидетельства иностранцев распечатываются и раздаются учащимся.)

Можем ли мы согласиться с критиками, считающими, что женские образы картины не соответствуют реалиям XVII в.? (Нет, художник достоверно изобразил трёх женщин: девочку, девушку и их мать. Русские женщины, по многим свидетельствам, в т.ч. и иностранцев, были «среднего роста, в общем красиво сложены. Нежны лицом и телом, но в городах все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы» (Олеарий).

«Румяна их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы <…> Они чернят свои зубы <…> Русские знают тайну чернить белки глаз» (Коллинз).

Основными косметическими средствами в Средние века служили сажа, мука, свёкла. Не красившая по обычаю своё лицо женщина подвергалась насмешкам и издевательствам.

Также художник с исторической точностью отобразил причёски и головные уборы женщин, которые в те времена служили визитной карточкой сословия. «Замужние женщины свёртывают свои косы и носят их под шапкою, девушки же вплетают в косы яркие ленты, с кисточками на концах, и носят их открыто. Детям моложе 10 лет, одинаково как девочкам, так и мальчикам, остригают волосы и оставляют лишь локоны с обеих сторон. Девочки, для отличия от мальчиков, носят в ушах большие серебряные и медные кольца» (Койэтт).

Были разнообразны и головные уборы. Девушки носили шапки из золотой парчи, бархата, отороченные мехом, а также украшенные драгоценными камнями. Женщины — «рогатые» кики, покрытые платком. «Они [женщины], по своему обычаю, сверх меры богато украшают себя жемчугом и драгоценностями, которые у них постоянно свисают с ушей на золотых колечках; также и на пальцах носят драгоценные перстни» (Айрман).)

Рассмотрите женский костюм. В чём заключается его главная особенность? (Строгие средневековые нравы не позволяли женщине одеждой подчеркивать фигуру. Вот почему все её наряды были широки и свободны. Верхняя одежда не подпоясывалась, а наглухо застёгивалась сверху донизу. Испокон веку на Руси ценились женщины дородные: высокие и полные. Именно эти достоинства подчёркивал женский костюм. Русская красавица надевала на себя много разной одежды, её костюм весил 15—20 кг. Именно из-за тяжести и обилия одежды походка женщины была медленной и плавной, осанка прямой и горделивой.

Женщины надевали на себя две длинные рубахи — нижнюю, полотняную, и верхнюю, шёлковую. Это была комнатная одежда, не предназначенная для посторонних глаз. Девочка, представленная на картине Рябушкина, одета в одну из таких рубах. Девушка и её мать — по моде XVII в. «Верхняя одежда широкая, называется опашень, обыкновенно красная, с пышными и длинными рукавами, висящими до земли, застёгивается спереди большими золотыми или, по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами величиной почти с грецкий орех. <…> Под опашнем носят другую, называемую летником, шитую спереди без разреза, с большими широкими рукавами» (Флетчер). Все иностранцы отмечали особую красоту женских нарядов.

«У богатых женщин костюмы спереди донизу окаймлены позументами и другими золотыми шнурами, у иных же украшены тесёмками и кистями» (Олеарий).

На ногах рябушинских женщин сапоги. «…Сапоги у них разноцветные, жёлтого, красного, белого, зелёного и телесного цвета, подбивают их железными дощечками, а вверху вышивают золотом и шёлком и убирают жемчугом» (П.Петрей).)

Обратимся к образу купца. Как он одет? (Нижняя мужская одежда состояла из порток (штанов) и рубахи. Наш купец явно богат, поэтому поверх простой рубахи у него надета ещё одна — нарядная, длинная, доходящая почти до пят. «Рубашки у них вышиты и выстеганы разноцветными шелками, у некоторых очень богато отделаны золотом и жемчугом» (П.Петрей). Основной верхней одеждой служил кафтан. «На сорочку и штаны они надевают узкие одеяния вроде наших камзолов, только длинные. До колен, и с длинными рукавами, которые пред кистью руки собираются в складки. <…> Это одеяние они называют «кафтаном» (Олеарий). К кафтану полагался высокий стоячий воротник — козырь, богато украшенный, судя по изображению купца, жемчугом.

Выходя на улицу, поверх кафтана надевали охабень — просторную одежду с большим отложным воротником и такими длинными рукавами, что они едва не волочились по земле. Поскольку рукава охабня имели чисто декоративный характер, то на уровне локтей в них были сделаны прорези для рук.

Украшением богатого костюма служили многочисленные пуговицы из золота, серебра, отделанные драгоценными камнями. Особую роль в мужском костюме играл пояс. Ходить без пояса — значило опозорить себя, «распоясаться».

У ног купца мы видим шапку. Как свидетельствуют иностранцы, знатные люди «носят бархатные шапочки. Подбитые или опушенные чёрной лисицею или соболем». На ногах «короткие, спереди заостряющиеся сапоги» из кожи или сафьяна.

Купец на картине застыл в ожидающей позе. Его чёрная борода вполне соответствует XVII в., поскольку брадобритие осуждалось, прежде всего, церковью. Волосы, в отличие от бород, мужчинам стричь разрешалось. Это делалось просто — на голову надевали глиняный горшок и все волосы, вылезавшие из-под его краев, состригались.)

Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие по русскому городу XVII в. Осталось сказать несколько слов о художнике, чьи картины сопровождали нас. В 1901 г. Андрей Петрович переехал в собственный дом в усадьбе приятеля В.В.Беляева. Врачи обнаружили у него тяжёлую болезнь — чахотку. Но радость творчества, сознание, что у него есть силы заниматься любимым делом, успокаивали его. Он дружил с местными крестьянами, приглашал их к себе на посиделки, дарил свои работы. Это был открытый, добрый человек, но болезнь не отпускала его. В 1903 г. художник едет в Швейцарию на лечение, однако оно не принесло ожидаемых результатов. 27 апреля 1904 г. Андрей Петрович умирает в своей мастерской, окружённый друзьями.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Придумайте рассказ от лица одного из героев картины А.П.Рябушкина.

Наталья ДОРОЖКИНА,
лауреат конкурса «Я иду на урок истории»

 

Литература

Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М., 2005.

Дмитриенко А.Ф. и др. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Л., 1971.

Короткова М.В. Быт и культура русского города. М., 2006.

Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. М., 2002.

Купряшин И. «Ой ты, девица, постой, красавица, подожди!» // С веком наравне. Том 2. М., 1969.

Муравьёва Т. Москве посвящается. Москва в работах русских художников. М., 2007.

Очерки русской культуры XVII века. Часть 2. М., 1979.

Рябушкин. Альбом. М., 2004.

Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XI — XVII вв. М., 1998.

Шухова Е.М. Московские мостовые. // Московский журнал. 1997. № 11.

TopList