Задание по теме |
Протопоп Аввакум против патриарха Никона
Материалы для подготовки
уроков по теме:
«Русская православная церковь в XVII в.». 7
класс
Цели урока
• Овладение методами работы с источниками информации: историческими документами, художественным произведением, репродукцией картины.
• Выработка умений сопоставлять версии и оценки событий, даваемые различными историческими личностями.
• Формирование исторического мышления.
• Воспитание уважения к истории и литературе.
Статья опубликована при поддержке интернет-магазина «Sigma-Line». Самые практичные товары для детей. Интернет-магазин предлагает товары, которые будут уместны в большинстве семей, где есть или ожидаются дети. В магазине реализуется множество моделей велосипедов – трёхколесные велосипеды для самых маленьких, четырёхколесные – для тех, кто учится ездить на двух колесах, подростковые и взрослые модели; детские коляски (лёгкие летние, утеплённые зимние, демисезонные, трансформеры и другие); широкий ассортимент товаров для детей самого младшего возраста – стульчики для кормления, кроватки, пеленаторы, ходунки и манежи, качели. Для просмотра полного каталога перейдите по ссылке: https://sigma-line.com/category/detskie-velosipedy-20-dyuymov/.
Задачи урока
• Продолжить знакомство учащихся с основными событиями правления царя Алексея Михайловича.
• Охарактеризовать влияние личностей патриарха Никона и протопопа Аввакума на церковную жизнь и культуру России XVII в.
• Путём анализа «Жития протопопа Аввакума» показать роль человеческого подвига и веры.
• Выявить влияние церковной реформы на укрепление самодержавия Романовых.
• Охарактеризовать причины и последствия церковной реформы, значение раскола для дальнейшей религиозной жизни России.
Оборудование урока
Компьютер и проектор; CD «Энциклопедия истории России 862—1917 гг.» / раздел «Алексей Михайлович»; иллюстрации.
Литература
Житие протопопа Аввакума (любое издание).
Жуков Д.А. Аввакум Петров // Русские писатели XVII в. М., 1972.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 2005.
Московский областной краеведческий музей в городе Истре. М., 1989.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
Православная энциклопедия. М., 2000.
Словарь урока
Анафема— церковное проклятие, отлучение от церкви.
Архимандрит — монашеское звание (обычно настоятеля мужского монастыря), предшествующее епископу.
Догмат — основное положение церковного учения, считающееся непреложной истиной.
Духовник — священник, принимающий исповедь, духовно направляющий своё духовное чадо (прихожанина храма).
Митрополит — духовный сан, предшествующий патриарху.
Монастырь — религиозная община монахов или монахинь, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство.
Поп — православный священник (разг.).
Патриарх— глава церкви.
Протопоп— старший православный священник (устаревшее); в наши дни — протоиерей.
Раскол — религиозно-общественное движение, возникшее в середине XVII в. в России, направленное против официальной церкви.
Секуляризация— обращение государством церковной собственности в светскую; процесс снижения роли церкви в жизни общества.
Скит — небольшой монастырь монахов-отшельников; старообрядческий монастырь, расположенный в глухой местности.
Старообрядчество— религиозное течение, возникшее вследствие раскола Русской православной церкви в XVII в., стремящееся к сохранению церковных правил старой веры.
Учащиеся получают опережающее задание: познакомиться с произведением древнерусской литературы «Житие протопопа Аввакума».
Введение
Учитель (демонстрирует репродукцию картины В.Сурикова «Боярыня Морозова»). Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII в. — боярыня Морозова. Здесь она не в парадном виде — художник изобразил её закованную в цепи, на простых розвальнях; с лицом, полным страдания и гнева, обращается она к провожающим её людям, подняв руку с двуперсным крестным знамением. Единственный, кто открыто осмеливается пожалеть боярыню — юродивый, в лохмотьях сидящий прямо на снегу. В толпе одни плачут, другие смеются и ликуют. Мчатся розвальни, а за ними, едва успевая, бежит сестра Морозовой княгиня Урусова, в отчаянии ломающая пальцы, она пока ещё в бархатной шубе и узорчатом платке. Судьба этих женщин будет страшной — посаженные в земляную тюрьму, они умрут долгой и мучительной смертью. Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета этой картины Василия Сурикова? Ответ на этот вопрос мы дадим в конце сегодняшнего урока, посвящённого теме «Русская православная церковь в XVII в.».
Портрет патриарха Никона
|
Начало XVII в. стало суровым испытанием для Русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, присваивали церковную утварь, убивали служителей Церкви. По окончании Смуты главной задачей вновь избранного патриарха Филарета — отца царя Михаила Фёдоровича Романова, — стало духовное возрождение священнослужителей и мирян. Главное, чего удалось добиться патриарху — это укрепить авторитет и власть царя. Однако многие сложные церковные вопросы так и не были решены ни при Филарете, ни при его преемниках — патриархах Иоасафе I и Иосифе. Решением этих давно назревших вопросов занялся в середине XVII в. патриарх Никон.
Сообщение учащегося о патриархе Никоне
Светское имя патриарха Никона — Никита Минин. Родился он в 1605 г. в селе Вельдеманово Нижегородской губернии в крестьянской семье. Мать Никиты рано умерла, отец женился вторично, но мачеха невзлюбила мальчика, и от её побоев он часто убегал в Желтоводский монастырь, где монахи выучили его грамоте, он был тайным послушником. Возмужав, Никита становится священником в селе Лыскове. Его проповеди были так хороши, что послушать их приезжали даже московские купцы, которые и добились перевода Никиты в Москву. К этому времени он был уже женат, имел троих детей. Но семейное счастье длилось лишь 10 лет: неожиданно один за другим умерли дети, и Никита уговорил жену уйти в монастырь, и сам принял монашеский постриг на Соловках с именем Никон. В это время ему шёл 31-й год.
Патриарх Никон в житии |
Духовным отцом и наставником Никона стал старец Елеазар, живший в Троицком скиту Анзерского острова. Он сразу отметил начитанность нового монаха, его немалый жизненный опыт и глубокую набожность. Между старцем и монахом сложились доверительные отношения. Вскоре Никон отправляется в поездку в Москву для сбора денег на строительство каменного храма. Однако отношения между Никоном и старцем нарушились, и монах покинул остров.
Протопоп Аввакум |
Приют он нашёл в Кожеезерской обители, где в 1643 г. был избран настоятелем, именно в этом качестве Никон впервые встречается в московском селе Коломенском с 17-летним Алексеем Михайловичем. Содержание их разговора неизвестно, но Никон вскоре перебирается в столицу и с одобрения царя становится архимандритом придворного Новоспасского монастыря. Каждую пятницу Никон должен был являться в придворную церковь и беседовать с царём. С собой он приносил народные челобитные, которые тут же получали ход, что давало возможность Никону защищать интересы простых людей.
Боярыня Морозова навещает
|
В 1649 г. Никон был переведён в Новгород и посвящен в сан митрополита. Поддерживая тесную связь с царём, Никон продолжал свою деятельность. В июле 1652 г. он был избран патриархом Всея Руси.
Учитель. Именно с этой даты уместно начать разговор о церковной реформе XVII в. и познакомиться с её активным противником — протопопом Аввакумом. Жизнь этого человека нам известна по его «Житию», которое в отличие от других произведений этого жанра написано живым, сочным языком. Кроме описания перипетий своей жизни Аввакум включает в повествование описание бытовых сцен, природы, своего душевного состояния и страданий.
Работа учащихся продолжается в группах по 4—5 человек с привлечением «Жития протопопа Аввакума».
ЗАДАНИЕ
Проведите сравнительную характеристику личности Никона и Аввакума по следующему плану:
1. Происхождение, родители.
2. Воспитание и образование.
3. Семья — жена и дети.
4. Служение в церкви.
5. Какими нравственными качествами обладал протопоп Аввакум?
По окончании работы выслушиваются ответы групп.
Примерный рассказ учащихся об Аввакуме
с привлечением цитат из «Жития»
1. «Рождение же моё в нежегороцких пределах, за Кудмою рекою, в селе Григорове» (20 ноября 1620 г.). «Отец ми бысть священник Пётр, мать — Мария, инока Марфа».
2. Получил домашнее воспитание и образование. Отмечал, что «отец же мой прилежаше пития хмельнова; мати же моя постница и молитвеница».
3. «Изволила мати меня женить. Аз же Пресвятей Богородице молихся, да даст ми жену помощницу ко спасению. И в том селе девица, сиротина ж, беспрестанно обыкла ходить в церковь, — имя ей Анастасия. Отец ея был кузнец, именем Марко, богат гораздо; а егда умре, после ево вся истощилось. Она же в скудости живяше и моляшеся Богу, да же сочетается за меня совокуплением брачным…» В этом браке родилось 8 детей. Взаимоотношения супругов характеризует такой эпизод: во время ссылки Анастасия Марковна, измученная переходами, голодом и нищетой, обращается к Аввакуму со словами: «Долго ли муки сея, протопоп, будет?» И он говорит: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохнув, отвечала: «Добро, Петрович, ино ещё побредём».
4. «Рукоположен во дьяконы двадесяти лет с годом, и по дву летех в попы поставлен; живый в попех осьмь лет, и потом совершен в протопопы православными епископы, — тому двадесеть лет минуло; и всего тридесят лет, как имею священство». Летом 1647 г. вступил в конфликт с местным начальником и бежал от его преследований в Москву. «Аз же сволокся в Москве, и Божиею волею государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец-Повольской». На новом месте Аввакум вскоре восстановил против себя мирян и духовенство, был жестоко избит толпой и бежал сначала в Кострому, а затем в Москву. «Любо мне, у Казанские тое держался, чел народу книги». Служа в Казанском соборе, Аввакум сблизился с Иваном Нероновым, выступавшим против реформ Никона.
5. Учащиеся приводят примеры стойкости и мужества Аввакума, который выступал против нововведений в церковной жизни, считая их ересью (поведение на церковном соборе, во время ссылки и пребывания в тюрьме и т.д.). В то же время отмечают призывы протопопа к самоуничтожению и самосожжению верующих, а также безжалостное отношение к врагам, особенно Никону: «…того собаку разсекли бы начетверо».
Церковный собор 1654 г. Начало раскола |
Учитель. Став патриархом, Никон взял курс на проведение реформ. Какие проблемы церковной жизни необходимо было решить?
Смута привела в упадок все сферы церковной жизни и углубила нерешённые проблемы. Главной из них было упорядочение церковной жизни — постоянное переписывание книг вносило всё большее количество ошибок в священные тексты, что влекло за собой изменение обрядов и искажало суть богослужения.
К XVII в. сложилась церковная традиция многоголосья, т.е. быстрого чтения разных текстов во время службы одновременно несколькими священниками. Это привело к тому, что верующие не понимали их смысла. Кроме того, церковь в XVII в. считалась общественным местом, и во время службы в алтаре могли решаться важные государственные вопросы, что не способствовало молитвенному состоянию верующих.
Богослужения продолжались очень долго, необходимо было упорядочить чин служб.
Таким образом, серьёзные реформы были необходимы.
В середине XVI в. в Москве появился «Кружок ревнителей древнего благочестия», члены которого обсуждали вопрос о реформировании церкви. В него входили вновь избранный патриарх Никон, а также духовник царя Стефан Вонифатьев, боярин Фёдор Ртищев, протопопы Иоанн Неронов и Аввакум, священники Даниил, Лазарь и Логгин.
Патриарх Никон пишет своё «Возражение...» |
Со временем в кружке сложились две группировки: первая из них настаивала на преобразованиях, не затрагивающих русские богослужебные книги и обряды. Аввакум, входивший в неё, утверждал, что необходимо возвратиться к древней русской старине и исправлять книги по славянским рукописям, а не по греческим книгам, изданным в иноверных странах.
В свою очередь вторая группа, членом которой являлся Никон, утверждала, что необходимо проведение реформ по греческим образцам. Став патриархом, Никон взял курс на преобразования.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
• Какими методами осуществлялась никоновская реформа?
• Какой была реакция русского народа на её проведение?
• Почему реформе сопротивлялись некоторые священнослужители?
• Какой смысл вкладывает протопоп Аввакум, характеризуя это время: «видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали»?
Учитель. Весной 1654 г. под председательством царя Алексея Михайловича был собран церковный Собор, который утвердил положения реформы.
ВОПРОСЫ
• Каковы были последствия начала реформирования церкви? (Раскол.)
• Что означает выражение «раскол Русской православной церкви»? Согласны ли вы с высказыванием В.О.Ключевского: «Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»? Сопоставьте своё мнение с определением из словаря урока.
• Какие социальные группы участвовали в расколе? Что было у них общего? Можно ли говорить о расколе как об общественном движении?
Патриарх Никон.
|
Учитель. Церковная реформа Никона также оказала огромное влияние на развитие культуры XVII в. При непосредственном участии патриарха в России были возведены три монастыря — Иверский на Валдае (основан в 1653 г.), Крестный на Белом море (1656 г.) и Воскресенский Новоиерусалимский под Москвой.
Сообщение учащегося
о Воскресенском Новоиерусалимском монастыре
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, основанный на берегу реки Истры, и лежащие вокруг территории стали местом памяти христианских святых мест Палестины. В центре, на холме, получившем название Сион, в 1656 г. начались строительные работы. Его окрестности в соответствии с замыслом тоже получили палестинские названия — холм Фавор; небольшой девичий монастырь, основанный Никоном — Вифания; река Истра стала именоваться Иорданом.
Создатели нового монастыря в период постройки использовали письменные источники, довольно точно описывающие христианские достопримечательности. В их распоряжении был чертёж Иерусалима «со всеми святыми местами» и деревянная модель храма Гроба Господня. В короткий срок на территории будущей обители была поставлена деревянная церковь, при освящении которой присутствовал царь Алексей Михайлович, впервые официально назвавший монастырь Новым Иерусалимом.
Воскресенский собор в Новом Иерусалиме |
Центральное место монастыря занимает Воскресенский собор, строительство которого началось в апреле 1658 г. Патриарх-заказчик лично руководил возведением храма. Крестьяне, приписанные к монастырю, заготавливали лес, камень, глину, жгли известь и делали кирпичи. Аввакум писал: «…простых крестьян тяжким трудом умучил, созидаючи горкой свой Иеросалим». Собор строился по подобию храма Гроба Господня в Палестине — главной святыни всего христианского мира. Он представляет собой крестово-купольное, четырёхстопное, увенчанное главой сооружение, с юга и с севера имеющее внутри двухэтажные галереи; алтарная часть включает в себя три придела.
Одновременно с возведением Воскресенского собора складывался комплекс деревянных и каменных построек. В 1660-е гг. были проведены большие работы по сооружению деревянной ограды. Самой нарядной постройкой в монастыре стали палаты патриарха Никона. Множество больших и малых окон, дверей, обитых лазоревым сукном, обходные галереи, лестницы подчеркивали значимость этой постройки. Однако вскоре строительство монастыря было прервано из-за конфликта, возникшего между патриархом и царём.
Никон пытался отвести Новоиерусалимскому монастырю особую роль, — символа, образца церковных преобразований, вершину идеи «священства» и «царства». Но идеи эти не нашли должной поддержки у царя и его окружения.
Учитель. Отношения между царём и патриархом в начале проведения реформ были тёплые — Алексей Михайлович называл Никона «собинным другом» и наградил титулом «великий государь». Но вскоре царю стали жаловаться на патриарха бояре, поскольку Никон часто говорил в проповедях о превосходстве духовной власти над светской, т.е. священства над царством. Для открытого конфликта нужен был только повод. Вскоре он нашёлся — неудачи в войне со Швецией, начатой по совету Святейшего. Не ощущая поддержки царя в вопросе о первенстве духовной власти, в 1658 г. Никон сам сложил с себя сан патриарха и удалился в Новоиерусалимский монастырь в специально построенный скит.
ВОПРОСЫ
• В чём вы видите основную причину конфликта между патриархом и царём?
• Какие черты характера Никона проявились в этом противостоянии?
• Могла ли победить идея патриарха о главенстве духовной власти над царской?
Учитель. По приказу Алексея Михайловича 1 декабря 1666 г. в Москве бывший патриарх предстал перед Собором русских архиереев и восточных патриархов. Он обвинялся в том, что самовольно ушёл с патриаршества, бесчестил государя, критиковал Соборное уложение и другие царские законы о Церкви. В результате Никон был уже официально лишён патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь, а после смерти царя в Кирилло-Белозёрскую обитель. На старости лет ему разрешено было вернуться в его детище — Новый Иерусалим, но до обители бывший патриарх не добрался, 17 августа 1681 г. он скончался. Через год церковный Собор восстановил Никона в достоинстве патриарха. Похоронен он в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря.
Возвращаясь к Собору 1666 г., необходимо отметить ещё один немаловажный факт — вместе с Никоном церковь осудила и его противников — староверов-раскольников, на Соборе они были преданы анафеме.
Главного идеолога раскола — протопопа Аввакума — называют по-разному. Д.С.Лихачёв, несмотря на непокорство Аввакума церковным властям, называет его пророком, борцом, мучеником и страдальцем. В литературе чаще всего можно встретить определение «неистовый», т.е. «необычайно сильный, буйный, безудержный».
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» |
ВОПРОСЫ
• Почему, повашему мнению, Аввакум заслужил такие оценки?
• Проанализируйте ещё одно высказывание. В.Гаршин писал: «…дайте Аввакуму власть, — повсюду зажглись бы костры, воздвиглись бы виселицы и плахи, рекою бы полилась кровь, и бездушные призраки приняли бы многую жертву». Подтвердите своё мнение строками из «Жития».
• 14 апреля 1682 г. Аввакум был сожжён в Пустоозерске вместе со своими сторонниками. Подумайте, почему судьбы реформатора Никона и его противника Аввакума оказались так похожи?
Учитель. Подведём итоги урока.
Работа учащихся со схемой.
Учитель. Церковный раскол — явление, в котором сплелись многие духовные проблемы, копившиеся столетиями. Последствия раскола не изжиты до сих пор. Наряду с Русской православной церковью существует Русская православная старообрядческая церковь. Между ними сейчас добрые отношения. Однако и сегодня имеется множество так называемых старообрядческих толков, не примкнувших к церкви.
Раскол стал ярким проявлением самых различных черт народного характера, реакцией общества на перемены (многие из которых были необходимы) в духовной и политической жизни России.
Огромное влияние раскол оказал на Церковь, он поколебал её авторитет и способствовал процессу секуляризации. Конфликт патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в итоге вылился в противостояние Церкви и государства и закончился ограничением роли церкви в жизни государства. При Петре I патриаршество будет отменено, а управление духовной сферой перейдёт Синоду.
А теперь давайте вернёмся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побеждённая — такой запоминается мятежная боярыня, ставшая на этой картине символом трагедии раскола Русской православной церкви XVII в.
Домашнее задание
Напишите мини-исследование на тему: «Особенности церковного раскола в России и процессов Реформации и Контрреформации в Европе».
Наталья ДОРОЖКИНА