Задание по теме |
Латышские стрелки, армянские дружинники
Дополнительный урок к теме «Первая
мировая война»:
«Добровольческие национальные части в Русской
армии в годы
Первой мировой войны». 9 класс
По статье С.Н.Базанова «Полное презрение к смерти». См. История. № 5/2006.
Цели
1. Образовательные:
— познакомить учащихся с историей добровольческих отрядов в Первой мировой войне;
— показать многонациональный характер добровольческих отрядов, их место и след, оставленный в истории Первой мировой войны.
2. Развивающие (развитие умений и навыков):
— умение работать с историческими источниками;
— самостоятельно строить рассказ;
— проводить поиск информационных источников различного типа;
— оценивать полученную информацию в историческом контексте.
3. Воспитательные:
— содействовать воспитанию у учащихся чувства сострадания и сочувствия к погибшим, гордости за свой многонациональный народ и уважения к героям, прошедшим этот сложный путь;
— содействовать появлению потребности к единству ученического коллектива.
Урок — изучения нового материала.
Форма — групповая работа, сообщения.
Доклады (сообщения, подготовленные заранее):
— «И.И.Вацетис и латыши»;
— «Андраник — командир 1-й армянской дружины».
Новые термины и понятия
Добровольческие национальные части; латышские стрелковые бригады; армянские добровольческие дружины; германский блок; оккупация; инфантерия; батальон; вербовка; патриотический подъём; героизм; митинг; бруствер.
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний по теме «Первая мировая война»
Вопросы для фронтального опроса:
А. Охарактеризуйте политические и военные цели сторон накануне войны?
Б. Какие страны входили в Германский блок?
В. В чём причины неудач Русской армии в 1915 г.?
Г. Какова была реакция российского общества на войну летом 1914 и в 1915 г.?
III. Переход к новой теме
Вступительное слово учителя. Русская армия во все времена была многонациональной. Под её знамёнами доблестно воевали представители всех народов, входящих в Российскую империю. Не стала исключением и Первая мировая война. В её рядах отважно сражались русские, украинцы, белорусы, эстонцы, латыши, литовцы, молдаване, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи, татары, башкиры, калмыки и многие другие народы России. Как известно, в начале войны в стране наблюдался небывалый патриотический подъём. Уже в ходе войны в состав действующей армии были включены добровольческие национальные части. Наиболее ярко прослеживается героический путь добровольческих латышских стрелковых бригад и армянских дружин. Именно эти народы подверглись самой беспощадной агрессии со стороны противника в годы Первой мировой войны...
IV. Изучение нового материала.
План работы в группах:
А. Латышские стрелковые бригады (1 и 2 группа)
• история создания;
• И.И.Вацетис и латыши (сообщение);
• Массовый героизм, проявленный латышскими стрелками в годы Первой мировой войны.
Б. Армянские добровольческие отряды (3, 4, 5 группы)
• история создания;
• славный путь 1-й дружины Андраника (сообщение);
• 2-я, 3-я, 4-я дружины;
• формирование армянского корпуса.
В. Другие формирования.
Каждая группа получает задание, дополнительные материалы (отрывки из статьи С.Н.Базанова).
Работа групп:
• знакомство с заданием;
• работа с дополнительным материалом;
• выступления.
Рабочий лист для 1-й группы:
А. Внимательно прочитайте отрывок из статьи:
«Предысторией создания латышских стрелковых бригад следует считать апрель 1915 г. — время австро-германского наступления на русском фронте. Группа студентов из Латвии предложила создать команды разведчиков и связистов. Идею о создании поддержала латышская интеллигенция. Но на пути её осуществления встала юридическая преграда: в России национальный территориальный принцип формирования армии не допускался. Патриотический порыв латышской интеллигенции всё же нашёл поддержку у руководства Генштаба и военного министерства. Непосредственную инициативу проявил депутат IV Государственной Думы Я.Голдманис. 19 мая 1915 г. в Риге состоялось совещание, на котором было решено создать организационный комитет. В это время началось новогерманское наступление, линия фронта приближалась к Риге.
19 июля 1915 г. был подписан приказ о формировании 2 латышских добровольческих дружин (1-й Усть-Двинской, 2-й Рижской ). Также утверждён Организационный комитет латышских стрелковых батальонов во главе с Я.Голдманисом и «Временные правила о латышских стрелковых батальонах» (батальоны формировались из добровольцев и предназначались для совместных операций с частями действующей армии в Прибалтике). Вербовка начиналась воззванием: «Собирайтесь под латышские знамёна!», в котором провозглашалась главная цель создания формирований: «Латышские полки будут служить освобождению и защите Латвии, чтобы она и впредь процветала как неотделимая часть могучей России».
Патриотический подъём среди молодёжи был столь велик, что их командование не смогло принять всех желающих в два формирующихся батальона. Были сформированы ещё два стрелковых батальона (3-й Курземский, 4-й Видземский). А к концу 1916 г. были развернуты 8 стрелковых полков численностью 38 тыс. человек солдат и 1 тыс. офицеров, которые вошли в состав Северо-Западного фронта».
Б. Вопросы:
1. К какому типу источника относится документ?
2. Какое бы название вы дали данному отрывку? Почему?
3. Кому принадлежала инициатива создания латышских стрелковых бригад? И почему именно им?
4. Каков ответ правительства на эту идею?
5. С какой целью были созданы бригады?
6. По каким правилам формировались батальоны? Куда они вошли?
Рабочий лист для 2-й группы
А. Внимательно прочитайте отрывок из статьи:
«С осени 1915 г. латышские стрелковые батальоны участвовали в ожесточённых боях на Рижском плацдарме, где проявили упорство и героизм, потеряв к лету 1917 г. половину личного состава.
Массовый героизм особенно рельефно проявился в Рижской оборонительной операции 19—24 августа 1917 г. 19 августа германские войска форсировали Западную Двину и начали наступление. Два дня шли упорные оборонительные бои. Героически сражались многие части 12-й армии. Так, на участке, обороняемом 5-м Земгальским латышским стрелковым полком (командир И.И.Вацетис), бойцам пришлось выдержать натиск целой германской дивизии (при этом позиция латышских стрелков состояла из траншей, оборудование которых не было закончено). Утром 20 августа после мощной артиллерийской подготовки противник перешёл в наступление. Латыши отразили первую атаку немцев, нанеся им большие потери. Такие атаки повторялись несколько раз, и постоянно перед траншеями, оборонявшимися латышскими стрелками, оставались сотни немецких трупов. Но к концу дня, когда закончились снаряды, а защитники позиций понесли большие потери, положение стало критическим. Несмотря на это, уцелевшие стрелки продолжали держать свои позиции. Кто-то вспоминал: «Резервы бригады были исчерпаны, пришлось полагаться лишь на собственные силы. Неприятельские цепи одна за другой шли на нас. В ход были пущены пулемёты, ручные гранаты, приклады, котелки, кулаки и камни. Именно здесь латышские стрелки доказали свою храбрость и стойкость. В некоторых местах стрелки бросались на немцев и с помощью штыков отбрасывали их далеко от наших окопов». Только получив указания командира бригады, было дано распоряжение об отходе.
Отвага стрелков этого полка дала возможность вывести из-под угрозы окружения 2-й и 6-й Сибирский армейский корпус и избежать окружения всей 12-й армии. За проявленную стойкость и выдержку солдатскими Георгиевскими крестами было награждено 642 стрелка 5-го Земгальского полка, т.е. более трети его боевого состава. Стойко сражались также солдаты русских полков. Героизм частей 12-й армии лишил противника возможности продвигаться дальше.
Наибольшие потери в Рижской оборонительной операции понесли латышские стрелковые полки — 5,5 тыс. человек, тяжелее всего пострадал 5-й Земгальский стрелковый полк, потерявший 80% офицеров и 67% стрелков.
В дальнейшем судьба солдат и офицеров сложилась по-разному: часть (около 18 тыс.) осталась в Советской России и вступили в апреле 1918 г. в Латышскую стрелковую дивизию, а часть вернулась на родину».
И.Вацетис |
Б. Вопросы и задания:
1. Какое название вы дали бы данному отрывку? Почему?
2. Расскажите об участии латышских стрелковых бригад в Рижской операции. Выделите главные моменты.
3. С какой целью автор включил в отрывок воспоминания участника событий?
4. «642 Георгиевских креста» в латышских добровольческих частях — о чём говорит этот факт?
5. Как сложилась судьба солдат и офицеров латышских стрелковых бригад после Первой мировой войны?
Разведчики 4-го Видземского
|
Рабочий лист для 3-й группы
А. Внимательно прочитайте отрывок из статьи:
«На Кавказском фронте героический путь прошли солдаты и офицеры армянских добровольческих дружин. Уже с первых дней войны желающих вступить в ряды добровольцев армии было очень много не только в Армении и Закавказье, но и по всей России и за её рубежами. С разных концов света — Египта, Франции, США, Кипра — поступали многочисленные заявления от армян как с просьбой принять их в ряды добровольцев, так и с сообщениями о готовности оказать финансовую помощь в деле снабжения и вооружения. Здесь сказывалась и любовь к Родине, и появившаяся возможность вызволения западной части армянских земель из-под турецкого владычества.
Формирования армянских добровольческих дружин началось в сентябре и в основном было закончено в конце октября-ноября 1914 г. Всего было сформировано 4 дружины общей численностью до 9 тыс. солдат и офицеров. В действительности армян было намного больше. Особенно их число возросло после вступления Турции в войну на стороне Германского блока. Так, к российскому посланнику на Кипре в январе 1915 г. обратилось до тысячи армян с просьбой отправиться в Россию для участия в войне с Турцией. В феврале того же года российский посланник в Египте телеграфировал в Петроград: «Съехавшиеся в Египет из Франции, Америки и др. стран от 800 до 1000 человек армян предлагают свои услуги России в качестве добровольцев на Кавказе». В это же время из российского посольства в Болгарии в Министерство иностранных дел пришло донесение: «Председатель главного армянского комитета Варандян просит дать возможность принять участие в войне против турок». И такие сообщения в то время поступали из различных российских посольств в большом количестве.
Во всех армянских колониях США происходили многолюдные митинги, посвящённые вербовке и отправке добровольцев на Кавказский фронт. Помимо добровольческого движения, большое распространение получил сбор пожертвований. На 1915 г. была собрана солидная сумма около 1,5 млн рублей, в том числе армянами, проживавшими на территории России — 1 млн рублей. В дальнейшем сбор средств был продолжен как в России, так и за рубежом».
Стрелки 5-го Земгальского полка
|
Б. Вопросы:
1. Какое название вы дали бы данному отрывку? Почему?
2. Почему желающих вступить в добровольческие отряды на Кавказе было так много? Из каких стран они приехали?
3. Когда особенно возросло число желающих? Почему?
4. С какой целью автор включил в статью телефонограммы и донесения?
5. Когда первые добровольцы с Кавказа прибыли на фронт?
Рабочий лист для 4-й группы
А. Внимательно прочитайте отрывок из статьи:
«К концу 1914 г. были сформированы 4 армянские добровольческие дружины. По решению командования Кавказского фронта были разработаны следующие боевые маршруты для них: 1-я и 2-я дружины должны были прибыть в район г. Вана; 3-я — г. Билиса, а 4-я — г. Эрзерума.
1-я дружина (командир Андраник) была отправлена на левый фланг Кавказского фронта под командование генерал-лейтенанта Ф.Г.Чернозубова. В декабре 1914 г. она участвовала в боях при взятии населённых пунктов Контура, Сарая, Асурии, Ванну. В конце декабря 1-я дружина была отправлена в Иран (Персию) для усиления русских войск. 2 марта 1915 г. дружина оказывается в г. Хой, а 4 марта участвует в ожесточённых боях в районе Дуз-Даг. 18 апреля блестяще выполнила задачу по обороне Муханджинских позиций от атак превосходящего по численности противника. 30 апреля под Дильманом разыгралось кровопролитное сражение. Силы противника атаковали. Ключевым пунктом стали Муханджинские позиции.
Позже полковник Джебашвили писал: «Дружинники вели себя превыше похвалы. Многие из них становились во весь рост на бруствер и что-то кричали туркам... В их действиях было замечено мною полное презрение к смерти». В самый критический момент сражения генерал-майор Ф.И.Назарбеков принял решение контратаковать турок. Полковнику Джебашвили он приказал нанести удар на с. Барчитлы. Как он вспоминал позднее: «Я видел в бинокль с горы, как осыпаемые турецкими пулями дружинники лихо двинулись в атаку, пригнувшись к земле и почти все почему-то без папах. Турки не выдержали такого напора и очистили д. Барчитлы. В заключение могу сказать, что эта молодецкая атака и занятие д. Барчитлы на фланге турок имели значительное влияние на общий ход Дильманского боя... ничто не заставит меня забыть фигуру армянского народного героя, ведущего своих дружинников на верную смерть во имя блага Родины и спасения положения отряда».
Группа армянских дружинников.
|
Эта контратака стала переломной в ходе всего сражения в пользу русских. Противник был разгромлен, потеряв 3,5 тыс. человек только убитыми, и начал отступление. В целом 1-я армянская добровольческая дружина как воинская часть выполнила в период военных действий 1914—1916 г. свою боевую задачу, что помогло успешно осуществить общий оперативный план левого фланга Кавказской армии.
Андраник |
Б. Вопросы:
1. Какое название вы дали бы данному отрывку?
2. Какие боевые маршруты были разработаны для армянских добровольческих дружин?
3. Расскажите о пути 1-й дружины Андраника (покажите на карте места главных сражений).
4. Внимательно перечитайте высказывание полковника Джебашвили, что означает его выражение «полное презрение к смерти»?
5. Какую роль сыграла 1-я дружина в обороне Муханджинских позиций и какова её роль в исходе всех сражений?
Дружина Андраника. Кавказский фронт. 1915 г. |
Рабочий лист для 5-й группы
А. Внимательно прочитайте отрывок из статьи:
«2-я дружина была отправлена на левый фланг Кавказского фронта и поступила в распоряжение командира отряда генерала Николаева. Уже в ноябре 1914 г. они приняла активное участие в боях за горные перевалы Тапариз, в сражениях за г. Ван. Она отлично справилась с боевыми задачами и снискала заслуженное уважение своих товарищей по оружию — русских солдат и офицеров. В дальнейшем часть отличилась в боях в Алашкертской долине, р-не Шатах, Мокс и других. 3-я дружина в начале ноября 1914 г. была передана командиру 1-й Кубанской пластунской бригады генерал-майору М.А.Пржевальскому. 4 ноября вошла в с. Дели-Баба, здесь ей была поручена задача вести разведку в районе Язджи-Халила, потом она была отправлена в с.Эндек. 6 ноября дружина выбила противника из с. Алагез, где получила первое боевое крещение. Затем она прикрывала левый фланг отряда Кулебякина в направлении Эндек—Ордм, участвовала в боях за населённые пункты Пирсхана, Капанак, Хосроверан, Алагез, принимала активное участие в боях в районе г. Вана и штурме г. Хизина.
4-я дружина в ноябре 1914 г. отправлена в район Сары-Камыши, где вошла в состав 20-й пехотной дивизии генерал-лейтенанта Н.М.Истомина. Здесь выполнила ряд боевых задач, способствующих успеху Сарыкамышской операции, заняла с. Левасур, стремительно наступала в направлении с. Эгрик, после получила приказ обеспечить боевое охранение своей дивизии в районе с.Ид. Дружина участвовала в боях за овладение населёнными пунктами Востан, Зевак, Сорб. Как отмечало командование дивизии, дружина проявила во всех сражениях высокую воинскую дисциплину и отвагу.
В дальнейшем дружины были преобразованы в отдельные батальоны, а 1917 г. были развёрнуты в полки, в декабре был сформирован Армянский корпус. 3 марта 1918 г. был подписан Брестский мир. По статье 4-й договора немногочисленные русские войска должны были оставить туркам значительные территории (Эрзерум, Сарыкамыш, Батум, Каре). В апреле 1918 г. была провозглашена Закавказская демократическая республика. Турция признала её и заключила с ней перемирие. Но 15 мая нарушила его, заняла Александройль и стала наступать на Эривань (Ереван). Армянским войскам удалось остановить продвижение турок, которые понесли значительные потери. Победа армянских войск предотвратила захват Эривани и всей Восточной Армении. 4 июля 1918 г. турки заключили тяжёлый для армянского народа мир. Таков ратный путь армянских добровольцев в годы Первой мировой войны».
Б. Вопросы и задания:
1. Какое название вы дали бы данному отрывку? Почему?
2. Расскажите о путях 2-й, 3-й и 4-й дружин? (Покажите на карте места важных сражений).
3. Какую роль сыграли они в составе русских войск?
4. Что произошло 15 мая 1918 г. и каково значение этого события для Армении?
Русские и армянские офицеры
|
V. Выступление представителей групп.
VI. Обобщение.
Беседа по вопросам:
• Почему именно 1915 г. стал «годом формирования добровольцев»?
• Какое отношение сложилось у вас к добровольческим национальным частям и их действиям?
• Какое значение имел многонациональный состав добровольческих частей для развития военных событий на отдельных участках фронта и для всей военной операции 1915—1917 гг.?
• Какое значение имело многонациональное добровольческое движение в годы Первой мировой войны?
• Как вы считаете, многонациональное добровольческое движение существовало в других странах, участвующих в Первой мировой войне? Аргументируйте свой ответ.
VII. Домашнее задание.
Обозначить на карте пути латышских и армянских дружин, отметить важнейшие места сражений.
Татьяна КОРНИЕНКО,
студентка Хабаровского университета