Диспут |
Устав Исполнительного Комитета
«Народной Воли»
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
§ 1. Исп [олнительный] комитет должен быть центром и руководителем партии в достижении целей, поставленных в программе.
§ 2. Все члены Исп [олнительного] комитета равноправны.
§ 3. Все члены Исп [олнительного] комитета признают безусловное подчинение большинству.
§ 4. Всякое имущество отдельных членов в момент их вступления делается безусловно и навсегда собственностью Исп [олнительного] комитета.
§ 5. Между членами должны быть полная солидарность и взаимная поддержка. Все за каждого и каждый за всех.
§ 6. Член обязан хранить в глубокой тайне внутренние дела Исп [олнительного] комитета, его личный состав и всё признанное за секрет общества.
§ 7. Все личные симпатии и антипатии, все силы и самую жизнь каждый член Исп [олнительного] комитета обязан приносить в жертву его целей.
§ 8. Обязательства члена по отношению Исп [олнительного] комитета стоят для него выше всяких других личных и общественных обязательств.
§ 9. Признаёт и проводит в общих делах организации и рекомендует в частных предприятиях принцип выборной централизации, как наилучший боевой принцип.
§ 10. Член Исп [олнительного] комитета обязуется пробыть в составе общества впредь до осуществления его целей, т.е. низвержения существующего правительства. До этого момента выход членов из общества и условия выхода находятся в полной зависимости от решения Исп [олнительного] комитета.
УСТАВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ПАРТИИ “НАРОДНОЙ ВОЛИ”
В редакции Н.Морозова
§ 1. В Исполнительный комитет может поступать только тот, кто согласится отдать в его распоряжение всю свою жизнь и всё своё имущество безвозвратно, а потому и об условиях выхода из него не может быть и речи.
§ 2. Всякий новый член Исполнительного комитета предлагается под ручательством трёх его членов. В случае возражений, на каждый отрицательный голос должно быть не менее трёх положительных.
§ 3. Каждому вступающему читается этот устав по параграфам. Если он не согласится на какой-нибудь параграф, дальнейшее чтение должно быть тотчас же прекращено, и баллотирующийся может быть отпущен только после того, как даст слово хранить в тайне всё, что ему сделалось известно во время чтения, до конца своей жизни. При этом ему объявляется, что с нарушившим слово должно быть поступлено, как с предателем.
§ 4. Члену Исполнительного комитета может быть дан отпуск, срочный или на неопределённое время по решению большинства, но с обязательством хранить в тайне всё, что ему известно. В противном случае он должен считаться за изменника.
§ 5. Всякий член Исполнительного комитета, против которого существуют у правительства неопровержимые улики, обязан отказаться в случае ареста от всяких показаний и ни в каком случае не может назвать себя членом Комитета. Комитет должен быть невидим и недосягаем. Если же неопровержимых улик не существует, то арестованный член может и даже должен отрицать всякую свою связь с Комитетом и постараться выпутаться из дела, чтоб и далее служить целям общества.
§ 6. Член Комитета имеет право с ведома организации поступать в члены посторонних тайных обществ, чтоб по возможности направлять их деятельность в духе Комитета или привлекать их к нему в вассальные отношения. При этом он имеет право хранить в тайне их дела, пока они не вредят целям Комитета, а в противном случае немедленно должен выйти из такого общества.
§ 7. Никто не имеет права назвать себя членом Исполнительного комитета вне его самого. В присутствии посторонних он должен называть себя лишь его агентом.
§ 8. Для заведования органом Исполнительного комитета выбирается на общем съезде редакция, число членов которой определяется каждый раз особо.
§ 9. Для заведования текущими практическими делами выбирается распорядительная комиссия из трёх человек и двух кандидатов в неё на случай ареста какого-либо из трёх до нового общего съезда. Комиссия должна лишь строго исполнять постановление съездов, не отступая от программы и устава.
§ 10. Для хранения документов, денежных сумм и т. д. назначается секретарь, который должен держать в тайне место, где они хранятся.
§ 11. Член Исполнительного комитета может привлекать посторонних сочувствующих лиц к себе в агенты с согласия распорядительной комиссии. Агенты эти могут быть первой степени — с меньшим доверием, и второй — с большим, а сам член Исполнительного комитета называет себя перед ними агентом третьей степени.
«...В том же собрании Липецкого съезда началось обсуждение устава преобразованного Исполнительного комитета. Теперь я помню из него только следующие параграфы, за нумерацию которых не ручаюсь.”
Н.А.МОРОЗОВ.
Из воспоминаний