Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №18/2008
Задание по теме

 

Думы народных надежд...

Урок-обобщение по теме «Российский парламентаризм». 9 класс

Цели: обобщить фактический материал по теме «Российский парламентаризм»; организовать активную познавательную деятельность учащихся, используя групповые задания, коллективные дискуссионные вопросы; продолжить работу над развитием умения вести диалог, развивать аналитическое мышление; воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Учитель. В солнечный день 27 апреля 1906 г. в России родился парламент. Произошло событие, которое его участники и многие современники осознавали как историческое, великое, небывалое. Правда, при этом одни считали его «триумфом прогресса», другие — подрывом многовековых устоев, третьи — обманом, фарсом.

Наш урок посвящён Государственной Думе Российской империи — «Думе народных надежд на мирный путь».

На нашем занятии мы обобщим фактический материал по теме: «Российский парламентаризм», раскроем содержание деятельности Государственной Думы Российской империи, определим коэффициент полезного действия российского парламентаризма.

Основы либеральной политики западноевропейского типа в России заложил император Александр II «Освободитель». Эта политика понималась как законное ограничение власти монарха и защита государством главных прав гражданина на жизнь, свободу и собственность. Реализовать эти идеи на практике попытался последний император — Николай II.

Сейчас каждая группа получит задание, выполнив которое, мы сможем представить картину изменений в политической системе Российской империи.

Класс разделён на 3 группы. Каждая группа получает задание. На выполнение заданий — 3 мин.

ГРУППА 1

Задание

Прочитайте документ и дайте ответы на вопросы.

1. Из доклада С.Ю.Витте Николаю II 18 марта 1905 г.

Волнение, охватившее разнообразные слои общества, не может быть рассматриваемо как следствие частных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий. Корни этих волнений, несомненно, лежат глубже… Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому, на основе гражданской свободы.

2. Из воспоминаний начальника канцелярии Министерства императорского двора А.А.Мосолова

Граф (Фредерикс В.Б. — министр императорского двора. — Авт.) мне рассказал, что когда он, обрадованный приездом Николая Николаевича (великий князь, дядя Николая II. — Авт.), сказал ему, что его приезд ждали, чтобы назначить диктатором, великий князь, будучи в каком-то неестественном возбуждении, выхватил револьвер и закричал: «Если государь не примет программы Витте и захочет назначить меня диктатором, я застрелюсь у него на глазах из этого самого револьвера».

Вопросы

1. О каких двух вариантах выхода из революции идёт речь в документах?

2. Как вы думаете, почему Николай II был вынужден принять вариант, предложенный С.Ю.Витте?

ГРУППА 2

Задание

Впишите название органов власти, появившихся в Российской империи после Манифеста 17 октября 1905  г. ____________________

Носитель верховной государственной власти ____________________

Представительный законодательный орган ____________________

Сословный законодательный и законосовещательный орган ____________________

Высший исполнительный и законосовещательный орган, ответственный перед ________________

ГРУППА 3

Задание

Проанализируйте данные в таблице 1 и запишите ответы на вопросы.

Таблица

Выборы в государственную думу по закону 11 декабря 1905 г.

КУРИИ Число избирателей
на одного выборщика
Землевладельческая
Городская
Крестьянская
Рабочая
2000
7000
30 000
90 000

Вопросы

1. О какой особенности избирательной системы Российской империи свидетельствуют данные таблицы?

2. Какие категории населения были лишены избирательных прав?

Группа 1 отвечает на вопросы задания.

Учитель. 19 октября 1905 г. Николай II написал письмо своей матери, императрице Марии Фёдоровне.

Один из учащихся зачитывает письмо.

 

Николай II —
императрице Марии Фёдоровне.
19 октября 1905 г.

Моя милая дорогая Мама!... Ты, конечно, помнишь январские дни, которые мы провели вместе в Царском, — они были неприятны, не правда ли? Но они ничто в сравнении с сегодняшними днями! Постараюсь вкратце объяснить тебе здешнюю обстановку.

Наступили грозные тихие дни, именно тихие, потому что каждый знал, что готовится что-то…Нервы у всех были натянуты до невозможности, и, конечно, такое положение не могло продолжаться долго… В течение этих ужасных дней я виделся с Витте постоянно, наши разговоры начинались утром и кончались вечером при темноте.

Представлялось избрать один из двух вариантов путей: назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу; затем была бы передышка и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силою… Другой путь — предоставление гражданских прав населению: свободы слова, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную Думу — это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивает этот путь. Почти все отвечают мне так же, как Витте, что другого выхода нет…

Манифест был составлен мной и Александром Оболенским. Мы обсуждали его 2 дня, и, наконец, помолившись, я его подписал. Милая моя Мама, сколько я перемучался до этого, ты представить себе не можешь!..

Единственное утешение — надежда, что такова воля Божья, что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого состояния, в котором она находится почти год.

Группы 2 и 3 отвечают на вопросы задания.

Учитель. Манифест 17 октября 1905 г. дал России Государственную Думу, а подданным Империи — основные политические права. В царском Манифесте провозглашалось то, что ещё за десять лет до этого казалось абсолютно невероятным!

В Российской империи Государственная Дума работала 4 созыва, в течение 11 лет. По своему составу она была многопартийной. Монархические организации стремились сохранить основы самодержавия. Либеральные взгляды помещиков, торгово-промышленной буржуазии и части интеллигенции выражали партии кадетов и октябристов. Интересы трудовых слоёв города и деревни представляли трудовики, эсеры, социал-демократы, а окраины деревни — национальные фракции.

Современники называли I Государственную Думу «Думой народных надежд на мирный путь».

Подумайте, какие проблемы российского народа надеялись решить думцы?

Один из учащихся записывает на доске основные задачи, стоящие перед думцами.

1) Разработка избирательных законов (организация выборов, которая гарантирует их действительную всеобщность и защиту от манипуляций администрации);

2) прекращение самовластия чиновников, переходящего в произвол;

3) ликвидация Государственного Совета, т.к. он противоречит основным демократическим нормам;

4) отмена чрезвычайных законов;

5) обеспечение равенства всех граждан перед законом, для чего необходима отмена всех сословных привилегий и ограничений;

6) отмена смертной казни;

7) радикальное решение проблем рабочего класса;

8) справедливое перераспределение налоговых тягот, в это время несправедливо возложенных на более бедные слои населения;

9) решение национального вопроса;

10) проведение аграрной реформы.

Учитель. Аграрный вопрос являлся главным предметом дискуссий.

В состав первой Государственной Думы вошло около 500 депутатов, преимущественно либерально-демократической направленности. Депутаты, состоявшие членами одной партии или близкие по своим взглядам, распределялись по фракциям. Самой крупной оказались кадетская фракция — около 180 депутатов. Второй по численности была крестьянская фракция трудовиков — свыше 100 человек.

Дума открыла своё заседание 27 апреля 1906 г. под председательством Сергея Андреевича Муромцева.

Правительство вносило на обсуждение нижней палаты малозначительные для народа законопроекты. Например: предоставление кредита на строительство котельни при оранжерее в Юрьевском университете. А Дума потребовала обсудить острейший аграрный вопрос.

Учитель напоминает задание.

Я просила вас сделать подборку материала для создания агитационных листовок по аграрному вопросу. Группа 1 — кадеты. Группа 2 — трудовики. Группа 3 — вы получите исторический источник под названием Выборгское воззвание. Ответьте на вопросы к документу. (На выполнение работы дается 15—20 мин.)

Выборгское воззвание 10 июня 1906 г.
«Народу от народных представителей»

Граждане всей России! Указом 8 июля Государственная Дума распущена. Когда вы избирали нас своими представителями, вы поручили нам добиваться земли и воли. Исполняя ваше поручение и наш долг, мы составляли законы для обеспечения народу свободы, мы требовали удаления безответственных министров, которые, безнаказанно нарушая законы, подавляли свободу; но прежде всего мы желали издать закон о наделении землёю трудящегося крестьянства путём обращения на этот предмет земель казённых, удельных, кабинетских, монастырских, церковных и принудительного отчуждения земель частновладельческих. Правительство признало такой закон недопустимым, а когда Дума ещё раз настойчиво подтвердила своё решение о принудительном отчуждении, был объявлен роспуск народных представителей.

Вместо нынешней Думы правительство обещает созвать другую через 7 месяцев. Целых 7 месяцев Россия должна оставаться без народных представителей в такое время, когда народ находится на краю разорения, промышленность и торговля подорваны, когда вся страна охвачена волнениями и когда министерство окончательно доказало свою несостоятельность удовлетворить нужды народа. Целых 7 месяцев правительство будет действовать по своему произволу и будет бороться с народным движением, чтобы получить послушную, угодливую Думу, а если ему удастся совсем задавить народное движение, оно не соберёт никакой Думы.

Граждане! Стойте крепко за попранные права народного представительства, стойте за Государственную Думу. Ни одного дня Россия не должна оставаться без народного представительства. У вас способ добиться этого: правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать на военную службу. А потому теперь, когда правительство распустило Государственную Думу, вы вправе не давать ему ни солдат, ни денег. Если же правительство, чтобы добыть себе средства, станет делать займы, то такие займы, заключённые без согласия народного представительства, отныне недействительны и русский народ никогда их не признает и платить по ним не будет. Итак, до созыва народного представительства не давайте ни копейки в казну, ни одного солдата в армию. Будьте тверды в своём отказе, стойте за свои права все как один человек. Перед единой и непреклонной волей народа никакая сила устоять не сможет. Граждане! В этой вынужденной, но неизбежной борьбе наши выборные люди будут рядом с вами.

Вопросы

1. Объясните суть названия исторического источника.

2. Каковы цели воззвания?

Учитель. Я предлагаю группам защитить свои агитлистовки.

Чья программа вам показалась более приемлемой для России 1906 г.?

Выслушиваются ответы учащихся групп 1 и 2.

Учитель. I Дума проработала 72 дня. 8 июля 1906 г. был опубликован царский указ о её роспуске.

Выслушиваются ответы группы 3.

Учитель. 102 дня просуществовала II Государственная Дума. Она работала с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Аграрный вопрос снова стал главным предметом дискуссий и политической напряжённости.

Государственной Думой была предложена правительственная программа реформ, в т.ч.:

• крестьянское землеустройство;

• крестьянское равноправие;

• закрепление наделов за крестьянами, выходящими из деревенской крестьянской общины и др.

Поскольку состав II Думы оказался ещё более левым, то она активнее пыталась провести свои законопроекты, а правительственную программу сделала предметом ожесточённых нападок.

Политические разногласия предопределили роспуск II Думы 3 июня 1907 г., что означало конец революции.

Кстати, во II Государственной Думе депутатом от Вятской губернии был эсер Михаил Герасимович Зайцев, врач Сарапульской земской больницы. В Думе он запомнился своими пламенными речами о бюджете.

Более удачным оказалось сотрудничество исполнительной власти с Государственной Думой третьего созыва, проработавшей весь отведённый ей срок полномочий — с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 г.

III Государственная Дума приняла важные реформаторские законы, в том числе по аграрным вопросам:

• «Об изменении и дополнении некоторых постановлений в крестьянском землевладении»;

• «Положение о землеустройстве»;

• Законы о социальном страховании рабочих;

• О введении земского самоуправления в южных и западных губерниях;

• Большой вклад Дума внесла в оптимизацию образования, вдвое увеличив бюджет на него и повысив заработную плату учителям средней школы;

• Принят закон об обязательном начальном образовании, обеспечена преемственность между школами разных типов, так что учащиеся реальных училищ и духовных семинарий могли беспрепятственно поступать в университеты;

• Открыт ряд высших учебных заведений в провинции и т.д.

Всего Дума рассмотрела и одобрила 2197 законопроектов.

Последняя царская Дума четвёртого созыва начала свою работу 15 ноября 1912 г. под председательством М.В.Родзянко.

Формально она существовала до 6 октября 1917 г., когда была распущена Временным правительством уже новой, республиканской России.

Её партийный состав почти не изменился. Однако в обстановке Первой мировой войны, падения авторитета царской власти усилились оппозиционные настроения думцев.

Они потребовали создания правительства «народного доверия», ответственного не перед императором, а перед Думой. В феврале 1917 г. либеральное и революционное направление общественного движения объединились в своём стремлении свергнуть монархию, что и предопределило падение царствующего дома Романовых.

Вопросы

1. Сколько созывов работала Государственная Дума в Российской империи?

2. Какая Дума проработала весь отведённый ей срок полномочий?

3. Что являлось главным предметом дискуссий всех четырёх дум?

4. Каким же оказался коэффициент полезного действия российского парламентаризма?

Учитель. Успехи думцев, достигнутые век назад, сыграли свою роль и в наши дни.

Страна получила возможность следить за государственными решениями.

Обсуждение вопросов развития страны не только в министерствах, но и в Думе стало новым стимулом для развития политических партий, печати, институтов гражданского общества.

Всё это были, конечно, только первые шаги российского парламентаризма, очевидные для нас необходимые составляющие политического прогресса. Но для того времени это стало резким разрывом с прежней политической системой.

За 100 лет, прошедших с момента созыва I Думы, Россия, безусловно, изменилась. Впрочем, многие из поставленных тогда задач актуальны для нас и сегодня, и для парламентариев, и для всего российского общества в целом.

Надежды на бесконфликтный мир, где за нашей страной было бы зарезервировано достойное место, не оправдались. «Народным надеждам на мирный путь не суждено было сбыться» в начале ХХ в.

Западноевропейским странам в освоении парламентаризма история отвела несколько столетий. Российскому парламентаризму пока исполнилось только 100 лет.

В течение урока мы часто употребляли слово парламентаризм. Вспомним, что это такое?

Вопросы

1. По какому принципу образован этот ряд: 1906, 1907, 1912, 1993, 1995, 1999, 2003, 2007?

2. Какие современные политические партии вам известны?

3. Какая партия получила большинство голосов на последних выборах в Государственную Думу?

Учитель. Вы хорошо подготовились к уроку, показали свои знания.

Домашнее задание: Эссе «Государственная дума: прошлое, настоящее, будущее».

Светлана НОВИКОВА,
г. Сарапул, Удмуртия

TopList