Docendi discimus |
Школьная история в пространстве музея
19 мая 2008 г. в рамках
празднования юбилея Государственного
Исторического музея прошёл открытый урок, темой
которого стала «Русь княжеская. Россия царская.
Россия имперская». Сотрудники
культурно-исторического отдела разработали к
нему соответствующее электронное пособие. Урок
был настолько интересен, что хотелось бы на нём
остановиться... Ребята вместе с преподавателем
включились в процесс освоения исторического
пространства, используя компьютерные,
визуальные технологии.
В планах создателей проекта — распространение
этой образовательной программы на диске по
регионам России. Если всё получится — даже в
самых отдалённых уголках страны школьники
смогут виртуально прийти в Исторический музей и
увидеть его памятники.
Сегодня можно сказать, что проект запущен, и в нём
приняли участие ребята из разных школ.
Вот один из таких примеров. На открытом уроке
побывали школьники из гимназии № 1543 на
Юго-Западе. Урок провела для них учитель высшей
категории, заслуженный работник общего
образования РФ О.Э.Шейнина.
После занятия нам удалось поговорить с ней и
задать несколько вопросов.
— Ольга Эдуардовна, в теме открытого урока перечислены разные формы управления государством. А в действительности, существует ли чёткое представление о разграничении царской России и России имперской?
— Конечно, существует. Во-первых, они отличаются по степени освоения территорий и включения их в централизованное управление государством. А во-вторых, сама система центральной и местной власти. Это, безусловно, касается и подчинения, и русификации национальной культуры — все стороны жизни постепенно включаются в имперское сознание, великодержавное для России.
Конечно, не всеми страницами, но своей имперской историей мы можем гордиться.
— Скоро Великий Новгород отпразднует своё 1150-летие. Планируются ли в связи с этим событием какие-то мероприятия в гимназии, в которой вы преподаёте — открытые уроки, семинары, выставки?
— О проведении открытых уроков не думали, но мы каждый год с восьмым классом ездим в Новгород, ребята выполняют различные творческие задания, а потом выпускается сборник, где могут быть работы фотографические, письменные, рисунки и т.д.
— С этими сборниками можно познакомиться?
Конечно, их можно увидеть, полистать, существуют они и в виде фильмов, которые дети делают сами.
Вообще, мы много ездим по историческим местам и музеям, потом ребята выполняют итоговую работу. Это так называемая практика погружения. Есть классы, которые приезжают и живут в палатках. Они могут заниматься литературной практикой. Есть группы, которые живут в более цивилизованных условиях, но все они, как правило, от недели до трёх недель находятся в глубоком погружении в тему — наши учителя ведут занятия, мы, естественно, заказываем экскурсии. После каждой такой поездки у детей остаются яркие впечатления: они пишут стихи, эссе.
— Сейчас много споров о том, каким должен быть современный учебник истории. На наших глазах появилась масса дополнительных источников, которыми пользуются школьники — теми же компьютерными программами, использовавшимися сегодня при проведении открытого урока. Что вы об этом думаете?
— Учебник истории, безусловно, должен в первую очередь основываться на фактах, но при этом иметь такой методический аппарат, чтобы ребёнок мог размышлять. И, конечно, идеальный учебник истории должен содержать фрагменты документов, иллюстраций, которые позволяли бы ученику самому получать информацию. На мой взгляд, учебник не должен давать её в готовом виде, не должен вбивать в голову ребёнка определённый, политически ангажированный взгляд на историю, но должен позволить сформировать свой взгляд. И сейчас есть учебники, оснащённые информационным сопровождением — и визуальным, и звуковым рядом. Я думаю, что скоро все создатели учебников к этому придут. И ещё — учебник должен быть просто хорошо написан, чтобы ребёнку было интересно его читать. К сожалению, это не всегда возможно. А хотелось бы — тогда ребёнок, прочитав его вместе с учителем, захочет узнать что-то ещё.
— Вы не могли бы привести пример учебника, на ваш взгляд удовлетворяющего этим требованиям?
— Мы, например, работаем по учебнику Л.А.Кацвы. Он как раз даёт возможности, о которых я уже говорила. Думаю, учебник А.А.Левандовского тоже хороший.
К сожалению, много учебников, которые настолько напичканы информацией, что ребёнок не в состоянии её переварить — да, наверное, это и не нужно. Я всегда говорю: «Нужно знать, где посмотреть». Т.е. человек должен понимать основное содержание эпохи, её культурное, общественное, мировоззренческое наполнение, а уже дальше ученик должен иметь возможность насытить это понимание фактами.
— В одном из заданий, которое вы предлагали на уроке, нужно было выбрать какого-нибудь наиболее яркого представителя каждой эпохи и обосновать свой выбор. А кого бы вы сами могли выделить из всей нашей истории в качестве такого героя?
— В данном случае речь не шла о личных предпочтениях — я попросила их выбрать правителя, который, по их мнению, олицетворяет, создаёт образ эпохи. Мне, например, странно, что ребята не выбрали Екатерину II или Александра I. Время их правления не просто значимое, а именно образособирающее. Поэтому, речь не о том, кто мне ближе—не ближе — я учитель истории.
Кстати, вы обратили внимание, что дети говорили о неоднозначности правителей как личностей, выделяли их в качестве символов эпохи. Что касается древности, на мой взгляд, дети были вполне адекватны в своих оценках — здесь и Владимир Мономах, и Владимир Красное Солнышко, и Александр Невский, при всей мифологизации его личности, хотя дети этот момент весьма аккуратно отметили. Мне очень понравилось, что ребята были корректны.
Я знаю, что они очень хотели бы выбрать, конечно, Бориса Годунова, но поскольку их задание было ограничено родословным древом Рюриковичей, сделать этого не могли. И они сами это оговаривали. Это тоже, кстати, очень важно — информация, которую дети берут, используют, объясняют, анализируют, могла ими сознательно ограничиваться заданным контекстом. Они приняли условия и не стали ломать систему. Это важно, чтобы человек мог оставаться в рамках какого-то текста. В данном случае, у нас текстом стало родословное древо.
— И всё же есть для вас в истории лицо, которое, на ваш взгляд, принципиально её изменило?
— Это очень сложный вопрос. Как говорил Макиавелли, политика вещь грязная и не всегда пристойная. Ну, может быть, Александр I — в своих намерениях, при всей сложности его личности; Александр II, распределивший разные силы в русском государстве. И, конечно, тот правитель является сильным, кто берёт на себя смелость и ответственность за свои деяния. Но, к сожалению, таких-то в русском государстве было немного — может быть, Пётр I не обращал внимание на последствия, Павел, наверное, не обращал, а все остальные, так или иначе, смотрели назад, скажем так.
Поэтому очень трудно говорить о том, кто ближе личностно, по-человечески. Всё-таки, правитель, государственный деятель — это особая категория.
— В вашей гимназии существует театр, роли в котором исполняют и педагоги, и учащиеся. А по какому принципу подбирается репертуар, и существуют ли постановки по русской истории?
— У нас существуют два больших праздника — день гимназии, который мы отмечаем осенью, и день культуры, отмечающийся весной.
Например, в этом году день гимназии был посвящён Москве. И каждый класс показывал на эту тему театрализованное представление. Что касается самих спектаклей, мы руководствуемся другими критериями — как правило, драматургией, русской и советской классикой. А вот во время праздников мы много внимания уделяем истории. Недавно у нас был праздник, посвящённый Великой Отечественной войне, и, естественно, мы работали с военной тематикой. В этом году день культуры был посвящён году семьи, и дети готовили различные представления, презентации. Скажем, мы взяли семью эпохи античности, дворянскую русскую семью, советскую семью 1960-х гг., и школьники в этом ключе искали материал и оживляли его, в том числе и театральными постановками.
— Планируются ли у вас ещё какие-нибудь проекты совместно с Историческим музеем?
Я очень надеюсь, что у нас состоится один большой совместный проект под названием: «Культурно-образовательное пространство: школа-музей». У меня есть гуманитарный 11 класс, с которым мы, начиная с 8 класса, каждую тему отрабатывали на музейных занятиях — сначала были занятия в лектории, потом мы шли на экспозицию и получали задания, отрабатывали их и по результатам этих занятий получали оценку.
Сейчас, у меня 9 класс, и происходит то же самое. А есть ещё 6 класс, который пока вообще не занимается русской историей, но в качестве внеурочной работы мы с ребятами занимались в музее (по 5—7 занятий) — изучали палаты Романовых.
Конечно, я очень благодарна музею, т.к. для детей такие мероприятия очень много значат. Для них посещение музея, конечно, должно быть праздником, но, с другой стороны, не представлять из себя чего-то из ряда вон выходящего. Это должно быть привычное, знакомое, родное пространство.
Но школьник должен понимать, зачем нужен музей. И вот те из них, кто посещал занятия, оканчивая школу, конечно, это понимают. И сами потом будут ходить, и своих детей приведут — они ведь знают, что и как смотреть. У них есть навык образованного посетителя музейной экспозиции.
Я надеюсь, что это касается не только Исторического музея, в любом музее мои ученики будут себя чувствовать адекватно, поскольку понимают — зачем выставлены экспонаты, по какому признаку и как их можно проанализировать, что можно использовать как иллюстрацию, какие можно сделать выводы — т.е. они получили нужные навыки.
Беседовала Елена ОЧИНА
В разработке проекта приняли участие:
проект-группа культурно-образовательного
отдела —
М.В.Шипунова (автор проекта),
И.О.Лебедева (составитель проекта),
М.И.Фомичёв (программист),
И.А.Васильева (дизайнер),
Андрон Певин (фотограф),
учителя истории:
Е.Л.Бессараб (учитель гимназии №
11 г. Одинцово),
Е.В.Лишина (гимназия № 2 г.
Одинцово),
Г.В.Година (лицей № 10 г. Одинцово),
А.В.Фатеев — школа № 588 г. Москвы,
О.Э.Шейнина (гимназия № 1543 г.
Москвы),
И.А.Дюмина (школа № 10 г.
Серпухова),
Е.А.Сухобонева (гимназия № 1 г.
Жуковский),
М.В.Колесова (школа № 9 г.
Жуковский).