Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №17/2008
Урок-инсценировка

 

Кто охранял золотое руно?

Урок-игра для закрепления пройденного материала по курсу «Древняя Греция». 6 класс

 

Цели и задачи урока: повторение и закрепление знаний учащихся по курсу истории Древнего мира; • развивать умение усваивать информацию по текстам учебной и дополнительной литературы; • развивать умение работать в группах и коллективе; • умение слушать и высказывать своё мнение.

Оборудование: ТСО (телевизор, DVD и магнитофон), фрагменты из мультипликационных фильмов по теме «Мифы Древней Греции», анимация «Чудеса света», звук таймера; • наглядные пособия по теме «Древняя Греция»; • таблички с названием команд; • «волшебный мешочек» — яблоко, перстень, печенье; • костюмы для участников сценки; • вопросы для игры, заранее составленные учениками, эмблемы, девиз, название команды.

Названия команд: «Спартанцы», «Одиссей и его команда».

Учитель. Ребята, сегодня мы проводим урок-игру «Древняя Греция»! Вам нужно будет вспомнить материал, который мы изучили по Древней Греции, а также посоревноваться с соперниками в знаниях. Принимают участие две команды. Наша игра будет состоять из нескольких конкурсов, которые оценят жюри.

1. Визитная карточка: название команды, девиз, эмблема (максимальная оценка 3 балла).

2. «Штрихи к портрету» (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

3. «Чудеса света» (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

4. «Волшебный мешочек» (по 3 балла за угаданный предмет).

5. «Сценка-ошибка» (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

6. «Мульт-вопрос» (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

7. «Кто быстрее» (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

 

Визитная карточка

Представление команд.

 

Штрихи к портрету

Задание даётся каждой команде, соперники могут ответить и получить дополнительный балл, если команда не дала верный ответ. О ком идёт речь?

I

• в представлениях древних греков эта богиня олицетворяла вечную юность, любовное очарование; • она — богиня красоты, любви, женского плодородия; • она стала победительницей первого конкурса красоты; • одна из двенадцати верховных богов Олимпа; • она родилась из пены морской около острова Киферы и добралась до острова на раковине; • бог насмешки и шутки Мом умер от злости, взглянув на неё, т.к. не мог найти в ней никаких недостатков. (Афродита)

II

• эта богиня у древних греков считалась покровительницей брака и семейной жизни; • она дарила людям урожай и успех в делах житейских; • была очень ревнива; • превратила свою соперницу в корову; • приходилась Зевсу и женой, и сестрой. (Гера)

III

• она вырастила из копья оливу и подарила её жителям Аттики; • боролась с Посейдоном за власть в Аттике; • хранила от всех бед один из городов на побережье Эгейского моря. (Афина)

IV

• был мастером красноречия и покровителем стад; • любил свои крылатые сандалии; • умел преодолевать любые расстояния; • его родителями были Зевс и нимфа Мая; • считался покровителем торговли и ремёсел; • у Зевса он похитил скипетр, у Посейдона — трезубец, у Ареса — меч, а у Аполонна — 15 коров; • его римского близнеца звали Меркурий. (Гермес)

V

• в Византии его называли очень просто — поэт; • этот величайший древнегреческий поэт не умел ни читать, ни писать; • созданные им поэмы пережили эпохи. (Гомер)

VI

• этот греческий герой имел, как положено всякому герою, двух отцов — земного, Афинского царя Эгея и божественного Посейдона; • ему пришлось долго сражаться за афинский трон и попутно совершать подвиги; • он убил Минотавра, сражался с амазонками и кентаврами; • погиб герой на острове Скирос, а его останки перенесли в Афины; • место его погребения в Афинах считалось убежищем для рабов, бедных и угнетённых. (Тесей)

Чудеса света

Учитель. Ребята, сейчас вы увидите сюжеты, посвящённые «Чудесам света». Вам нужно будет назвать, какие из них относятся к Древней Греции.

Учащимся показывают изображения: Висячие сады Семирамиды; Фаросский маяк; Пирамиды; Мавзолей; Статуя Зевса Олимпийского.

Зевс Олимпийский — прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища — храме Зевса, в священной роще Альтисе.

Фаросский маяк — (Александрийский маяк), маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта; одно из Семи чудес света.

Мавзолей в Галикарнасе — усыпальница царя Карий Мавсола (умер в 353 до н.э.), одно из «Семи чудес света».

Волшебный мешочек

1. Отгадайте, что внутри «Волшебного мешочка». Этот предмет вызвал большой скандал среди богов, не говоря уже о людях.

Яблоко. На славу отомстила богиня раздора Эрида, не приглашённая на пир олимпийцев. Подкинув на стол пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей», она вызвала сначала скандал между Герой, Афродитой и Афиной, а затем Троянскую войну.

2. Этот предмет люди стали использовать в качестве украшения, после того как, согласно мифу, Геракл освободил Прометея, прикованного к скале.

Перстень. Пальцы прикованного к скале Прометея были вдеты в кольцо цепи. Когда Геракл освобождал его, цепь была вырвана, но одно кольцо с камнем осталось на безымянном пальце. Возможно, с тех пор люди, почитая Прометея, стали носить кольца с камнями — перстни.

3. Что давали греческим ученикам, если они успешно учили алфавит?

Печенье. В греческих школах преподаватели часто использовали методический приём с печеньем. Он так нравился детям, что они быстро запоминали алфавит.

Сценка-ошибка

Сцена 1

Афинянин. Сегодня на рынке я приобрёл двух рабынь, которые будут помогать в доме, и одного раба. Скиф, самый старый и больной наш раб, с этого дня будет сопровождать дочь в школу. Законы Афин не позволяют избавиться от бесполезного слуги. Вот я и нашёл ему применение.

Сын. Отец, я тоже хочу идти в школу.

Афинянин. Ты должен усвоить, что школ для мальчиков нет. Я, твой отец, сам всему тебя научу. Ты подрастёшь и сможешь стать хорошим хозяином и, главное, научишься никогда не вмешиваться в дела жены, если только она сама этого не пожелает.

В отличие от мальчиков, в школах не учились девочки. Их обучали дома матери: грамоте, пению, танцам и самому важному — умению вести домашнее хозяйство. Женщина не должна была вмешиваться в дела мужа.

Сцена 2

Мальчик. Ещё очень рано, а ты заставляешь меня собираться в школу. Что я должен взять с собой?

Скиф. Молодой хозяин, я приготовил тебе папирус, который натёр воском. На нём ты будешь учиться писать. Я приготовил тебе стиль. Этой палочкой с острым концом ты будешь выдавливать на папирусе буквы, а плоским концом затирать ошибки. По дороге в школу, чтобы она была приятной, я дам тебе вкусный бутерброд. А теперь пора идти.

В Древней Греции натирали воском дощечки. Буквы выдавливали на восковой дощечке. Детей угощали сладким печеньем, а не бутербродами.

Сцена 3

Учитель с плёткой в руке. С этой минуты, дети, я буду учить вас тому, что должны знать и уметь все афиняне. Вы научитесь читать и писать, считать и рисовать также великолепно, как спартанцы. Эта плётка из бычьего хвоста сделает учение успешным. А теперь запишем первую истину «Невежа — самое дикое существо на земле».

Спартанцев в Афинах считали неучами.

Мульт-вопрос

1. Какими зёрнами засеял Ясон поле Ареса? (Драконьи зубы.)

2. Кто приковал к скале Прометея? (Бог-кузнец Гефест.)

3. Кто охранял Золотое руно? (Дракон.)

4. Кто изображён на рисунке? Чем они были опасны? (Сирены.)

5. Кто изображён на рисунке? Почему на неё нельзя было смотреть? (Медуза Горгона. Она своим взглядом превращала людей в камень.)

6. За что боги прогневались на Прометея? (За то, что он дал людям огонь.)

7. Почему боги не хотели, чтобы у людей был огонь? (Люди могли стать подобны Богам.)

8. Как называется это созвездие? (Созвездие Персея и Андромеды.)

9. Что подарили три грайи (сёстры чудовищ-горгон) Персею за свой глаз? (Волшебную сумку и крылатые сандалии.)

«Кто быстрее»

В течение 1 минуты командам задаются вопросы, нужно успеть за это время дать как можно больше правильных ответов.

1. Кто был воспитателем Александра Македонского? (Аристотель.)

2. Древние греки верили, именно он принёс людям огонь. (Прометей.)

3. Его вывела из лабиринта нить Ариадны. (Тесей.)

4. Именно столько муз было у древних греков. (Девять.)

5. В греческой мифологии Химера имела голову и шею льва, хвост дракона, а туловище... Чьё? (Коза.)

6. Какое орудие использовал Геракл, чтобы убить Немейского льва? (Дубина.)

7. Соком какого растения бог сна Гипнос усыпил дракона, охранявшего золотое руно? (Мак.)

8. Как называли греки свою страну? (Эллада.)

9. Кто написал поэмы «Одиссея» и «Илиада»? (Гомер.)

10. Родина Одиссея. (Итака.)

11. Как звали супругу Одиссея? (Пенелопа.)

12. Сколько лет ждала Пенелопа своего супруга? (20 лет.)

13. От какого слова возникло слово «фара»? (Остров Фара.)

14 Что такое демократия? (Власть народа.)

15. Дополни выражение: «Или со щитом, или на ...» (Щите.)

16. Какая участь ждала людей, взглянувших на Медузу Горгону? (Превращались в камень.)

17. Уязвимое место Ахиллеса. (Пятка.)

18. Подарок Одиссея троянцам. (Деревянный конь.)

19. Кто очистил Авгиевы конюшни? (Геракл.)

20. Как назывался корабль аргонавтов? (Арго.)

21. Как звали сына Дедала? (Икар.)

22. Как звали бога-царя подземного царства? (Аид.)

23. Старшая из богинь, супруга главного бога. (Гера.)

24. Как называли победителя Олимпийских игр? (Олимпионик.)

25. Где устраивались гонки колесниц? (На ипподроме.)

26. Бог, отец Зевса. (Крон.)

27. Богиня победы. (Ника.)

28. Автор статуи Зевса Олимпийского. (Фидий.)

29. Кто такие эллины? (Греки.)

30. Главный город Аттики. (Афины.)

31. Главная рыночная площадь Афин. (Агора.)

32. Греческий военачальник. (Стратег.)

33. Гора, на которой живут боги. (Олимп.)

34. Морские разбойники. (Пираты.)

35. Как называется краткая и точная речь? (Лаконичная.)

36. Как называли рабов спартанцев? (Илоты.)

37. Демос — это... (Народ.)

38. Кто совершил 12 подвигов? (Геракл.)

39. Как назывался главный город на острове Крит? (Кносс.)

Подведение итогов

Жюри подводит итоги и выявляет пoбeдитeля. Пока идёт подсчёт голосов, ребята смотрят мультипликационный фильм «Аргонавты».

Вручение наград.

Виктория КУРГАНОВА,
МОУ лицей г. Электрогорска
Московской области

TopList