Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №17/2008
Взгляд Клио

Посланница Люка Бессона

Первый фильм, посвящённый Орлеанской деве, снятый Жоржем Мельесом, вышел на экран в 1900 г. С тех пор многие режиссёры обращались к этой теме, например, Карл Теодор Дрейер («Страсти Жанны д’Арк», 1928), Виктор Флеминг («Жанна д’Арк», 1948), Роберто Росселлини («Жанна д’Арк на костре», 1954), Робер Бриссон («Процесс Жанны д’Арк», 1962), Глеб Панфилов («Начало», 1970), Люк Бессон («Жанна д’Арк», 1999) и Кристиан Дугай («Жанна д’Арк», 1999). Образ Жанны на экране воплотили такие знаменитые актрисы, как Ингрид Бергман, Инна Чурикова, Сандрин Боннер, Милла Йовович и Лили Собески.

Люк Бессон — один из самых известных на сегодняшний день кинорежиссёров в мире. У него много поклонников, особенно среди молодёжи. Мы предлагаем посмотреть
и обсудить с учащимися его версию подвига Орлеанской девы...

 

Биография

«Идеи всех моих фильмов пришли ко мне
ещё в детстве. Теперь я только осуществляю их...»

Люк Бессон — французский режиссёр, сценарист, продюсер — родился 18 марта 1959 г. в Париже в семье инструкторов по подводному погружению. Его детство прошло на Средиземном море, в Греции и Югославии. Мальчик мечтал стать специалистом по дельфинам, но в 17 лет во время ныряния получил серьёзную травму. Осознав то, что манящая голубая бездна отныне ему недоступна, Бессон с головой погружается в новую стихию, смотрит и сам пытается снимать кинофильмы, а в 19 лет отправляется в Голливуд. Отслужив 3 года в армии, зарабатывает на жизнь работой ассистента режиссёра, снимает короткометражку «Предпоследний» (L’Avant-dernier), а в 1984 г. дебютирует практически немым чёрно-белым фильмом «Последняя битва» (Le Dernier Combat), действие которого происходит в катастрофическом будущем. Следующей работой 26-летнего режиссёра стала постмодернистская драма «Подземка» (Subway, 1985).

В 1988 г., после продюссерской и сценарной работы над фильмами «Камикадзе» (Kamikaze, 1986) и «Таксист» (Taxi Boy, 1986, в российском прокате — «Такси») Бессон переименовывает свою студию в «Les films du dauphin» («Фильмы дельфина») и снимает картину о романтике подводного мира «Голубая бездна» (Le grand bleu), пронизанную ностальгией по детским мечтам.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Farm pump". Интернет-магазин предлагает Вам приобрести стероиды - метан, туринабол, сустанон, болденон, винстрол, мастерон, оксандролон и другие препараты. Только оригинал от проверенных производителей, доставка по Украине 1 день, консультация и помощь по составлению курса стероидов и питания, гарантия анонимности. Узнать подробную информацию и сделать заказ Вы сможете здесь.

Вершиной режиссёрской карьеры Бессона стал следующий его фильм «Никита» (Nikita, 1990). Картину ждал кассовый успех в США. Бессон получил всеобщее признание как режиссёр с мировым именем. При этом во время съёмок фильма он сломал ногу и развёлся с женой Анн Парийо — актрисой, сыгравшей главную героиню.

Доходы, полученные от двух предыдущих проектов, позволили Бессону вновь обратиться к морской теме и выпустить в 1991 г. документальный научно-популярный фильм «Атлантис» (Atlantis).

В шестой по счёту и первой с американским участием картине «Леон» (Leon, 1994), Бессон развил образ аутичного киллера, заявленный ранее в «Никите».

Вновь, после пятнадцатилетнего перерыва, попав в Голливуд, Бессон стал стремительно «американизировать» свой стиль. В результате в 1997 г. в свою новую работу под названием «Пятый элемент» (The Fifth Element) он привлёк американских звёзд Брюса Уиллиса и Гэри Олдмена, а также свою жену супермодель Миллу Йовович.

И вот, видимо не желая повторяться и числиться в «элементарных» режиссёрах, Бессон начинает съёмки серьёзной исторической драмы о национальной героине Франции — «Посланница: Жанна Д’Арк» (1999).

Я только что закончил «Пятый элемент», это был очень тяжёлый проект, мне хотелось чего-то более камерного. И — оп! — как-то так получилось: я уже стою в гуще массовки с мечами и пиками, на конях!

В этой последней режиссёрской работе особенно ярко проявилась тенденция к американской унификации оригинального бессоновского стиля. Тем не менее лента провалилась в прокате. Кинокритики ругали её на все лады. В 2000 г. Йовович получила «Золотую малину» за худшее исполнение роли. После этого Бессон снова заявляет о своём желании перейти от режиссуры к продюсированию: «Слишком тяжело всё даётся... так будет лучше для здоровья… это слишком тяжёлая работа… ради фильма нужно вычеркнуть из жизни два года. Иначе ничего не получится… Я всегда всё делал на полную катушку… Каждый раз я выхожу из очередного проекта полностью истощённым».

Три составляющие успеха

«Самое важное для меня — это в первую очередь сценарий» — постулирует Бессон. Посыл его фильмов прост, понятен и востребован зрителем. Добро против сил зла. Чёрное и белое. При этом морализаторство как правило уравновешено изрядной долей юмора и иронии.

«Именно актёры должны вдохнуть в картину жизнь». Они не всегда высокого ранга, но точно найденные колоритные типажи — обязательны.

Современные аудио-визуальные формы. Модные и яркие молодёжные образы идеально сочетаются с клиповым монтажом. Плюс обязательная динамика.

В 2002 году режиссёр и продюсер Люк Бессон был назван первым лауреатом Международного Монреальского кинофестиваля и получил большой специальный приз Америк за исключительный вклад в современное киноискусство.

Посланница: История Жанны Д’Арк

Намерение снять очередной фильм об освободительнице Франции принадлежит голливудской кинокомпании SONY. Люк Бессон приступил к съёмкам 15 июня 1998 г. в Чехии.

Милла Йовович стала 41-й актрисой, исполнившей роль Орлеанской девы. Жанна у Бессона говорит по-английски, как того требует современная киноиндустрия. Кинокритики не заставили себя ждать...

...Цель, которую поставил перед собой Бессон — показать Жанну не святой, а скорее экзальтированной, более современной (но менее сверхъестественной), чем героиня снятого годом раньше фантастического боевика «Пятый элемент». «Посланница» — это ещё одна попытка найти истину в истории Жанны д’Арк с помощью современного видеоряда.

...Известный режиссёр Люк Бессон, никогда не увлекавшийся историей, вдруг взял да и снял фильм о Средневековье. Возможно, что-то затаённое руководило им. Возможно, надоело снимать стильное кино без намёка на вечные ценности, или он исчерпал себя в этом жанре до края в «Пятом элементе».

Бессон не старается ошеломить нас батальными полотнами — хотя сцены снятия осады с Орлеана сделаны очень зрелищно и захватывающе. Задача режиссёра совсем другая — разобраться, что же всё-таки представляла собой самая знаменитая девственница в истории человечества. Кто руководил её невероятной судьбой? Этот вопрос звучит в фильме предельно отчётливо, когда в битве под Орлеаном Жанна получает ранение. Один из её сподвижников задаёт вопрос: «Если она — посланница Господа, почему он допустил, чтобы её ранили?» На это отвечает Жиль де Рэ (один из самых запоминающихся персонажей в блестящем исполнении Винсента Касселя): «А тут, господа, самое время задуматься, чья же она посланница?»

Позже другим ребром этот вопрос поставит некий персонаж, который скрывается под капюшоном, имеет обличье Дастина Хофмана, а в титрах обозначен как Совесть. Он будет доказывать Жанне, что никаких знаков свыше она не получала, сама себе внушив мысль о своей избранности.

Иллюстрироваться этот диалог будет в стиле Бессона — с резким чередованием кадров и планов, в рваном ритме. Пика такая подача информации достигнет, когда Хофман разберёт все возможные варианты появления меча на заброшенном поле, где много лет назад его нашла маленькая Жанна.

...Фильм снят в расчёте на успех у молодёжной аудитории. Он насыщен голливудскими штампами. Фильм отчасти напоминает игру в Средневековье. Вот и Жанна на вопрос своей Совести отвечает: «Я просто играю…»

...Этакие Бессоновские фантазии на тему войны Франции за независимость… К тому же он явно стремился к некоторой скандальности, делая упор на предпологаемую «андрогинность» и сексуальную привлекательность Жанны. С этой целью он и снимал в этой роди свою жену Миллу Йовович, которую он частенько называл «Мой андрогин».

...Настоящая Жанна не была ни гермафродитом, ни «секси» в современном понимании этого слова. Это подтверждают весьма достоверные рассуждения Бернарда Шоу: «…Она была из тех женщин, которые всего лишь любят вести мужской образ жизни».

...Люк Бессон лишь отчасти следует фактам, имевшим место во Франции XV в. Фильм, несмотря на серьёзность намерений и эффектные батальные сцены, получился весьма легкомысленным и поверхностным.

В отличие, скажем, от Жака Риветта, который в своём фильме «Дева Жанна. Битвы» с Сандрин Боннэр, исполнившей главную роль, подробно исследует психологический механизм мессианства героини, подчёркивая народные черты уверовавшей в своё призвание простолюдинки из местечка Домреми, Люк Бессон не потрудился сосредоточиться на обыкновенной природе её патриотизма, объяснив подвиг легендарной француженки божественным избранничеством.

Однако, судя по многочисленным откликам зрителей в Интернете, многим фильм понравился. Одни восхищаются игрой любимых актёров: Миллы Йовович, Джона Малковича, Венсана Касселя, Дастина Хоффмана. Другие видят в нём не столько исторический фильм, сколько фильм-размышление о добре и зле, о добрых намерениях и ужасных последствиях насилия, о диалоге человека с его Совестью.

Фильм стоит посмотреть, даже зная, чем всё закончится. Условно его можно поделить на три части.

Часть первая. Детство Жанны

В самом начале фильма мы видим карту Франции и дату — 1420.

Мрачный готический шрифт возвещает о сложной политической ситуации между Францией и Англией.

«Пали города Компьень, Реймс, Париж… Глубоководная река Луара на некоторое время становится естественной преградой на пути завоевателей. Реймс захвачен англичанами и дофин Карл VII находит себе пристанище в Шиноне. Наступает один из мрачнейших периодов в истории Франции. Спасти её может лишь одно… Чудо».

...И вот мы видим начало этого чуда. Сквозь решётчатое окошко исповедальни мы видим детскую ладошку… А затем прелестное наивное лицо девочки. Она хочет исповедаться. Она постоянно оценивает свои поступки, оглядываясь на Господа: простит ли он её, не слишком ли большой грех она совершила. И уже в этом нежном возрасте проявляется понимание того, что не бывает доброго дела без греха. Вот она помогла бедному человек. Дала ему туфли, но туфли принадлежали её отцу… Священник отпускает ей этот грех, но напоминает, что прося прощение за всё подряд, можно всю жизнь провести в церкви. «Отчего же ты так часто приходишь сюда?» «Мне здесь спокойно…» Это совсем ещё юная и чистая душа и в её жизни пока всё чудесно. Священник отпускает ей грехи. Произносит «Амен!» И мы видим Жанну, выбегающую на крыльцо навстречу чудесному солнечному миру.

Она счастлива и свободна. У неё есть дом. Любящие её близкие, снисходительные к её чудачествам. А она бежит по радуге мира: по зелёному лугу, по жёлтому полю лютиков, по красному полю маков, по лиловому полю лаванды, прыгает и шлёпает по воде весёлого ручейка. Спугнув мирно пасущихся овец, падает и катится вниз по склону косогора…

Мы видим Жанну, лежащую в траве, раскинув руки, а неподалёку от неё — меч. Видения, звуки, голоса и строгий спокойный мальчик в белой одежде на белом каменном троне.

Девочка видит меч, берёт его в руки и направляет его в небо. Проносится вихрь и всё резко меняется.

Теперь тёмный тревожный Лес окружает девочку.

Ужас детского сознания. Всадники, волки, которые проносятся мимо. Жанна пугается всего, кричит, но волки обходят её, и один тут же вгрызается в тело убитого.

Видение войны снято как клип — в стиле телевизионной «нарезки»: кони, люди, стрелы, пожары...

Маленькая Жанна переживает большое потрясение и снова ищет спасение в церкви...

Жанна — светлая девочка, познав ужас насилия и убийства, бежит в церковь причаститься и слиться с Господом. Мы видим лицо Жанны, залитое вином, так похожим на кровь, которая зальёт её лицо и душу в конце, когда она сама поведёт за собой воинов, чтобы убивать.

Временами возникает ощущение, что Бессон свёл проблему к чувству мести за убитую сестру. Что из этого исходит её потребность стать «женщиной с мечом» и отомстить проклятому англичанину, который убил и изнасиловал её сестру.

Миссия Жанны, война, и плен

Жанна прибывает в Шинон, представляясь Посланницей Господа.

Иоланта Арагонская — воспитательница Карла VII, предлагает в лице Жанны оживить легенду о Лотарингской деве, которая спасёт Францию от завоевателей.

И вот юная воительница прибывает на поле войны. Она путается под ногами военачальников. Ведёт себя наивно, истерично и всё как-то некстати. Но её появление перед терпящим поражение войском французов вызывает необыкновенное воодушевление в душах простых воинов.

Бессон несомненно мастер выстраивания батальных сцен, хотя некоторые критики укоряют его в излишней кровожадности («кровь ради крови, а не ради отвращения к войне).

Но вот Спасительница Франции видит своего Бога, который спрашивает её: «Что ты делаешь, Жанна?»

«Я просто играю…»

«Что ты сделала со мной, Жанна», — и по лицу его течёт кровь…

Кровь на лице Жанны. Кровь на руках…

«Всё кончено, Жанна. Успокойся. Мы победили…»

И вот она бродит среди ужасных последствий битвы: всюду кровь, разрубленные тела, всюду смерть…

Потрясающая по своей силе сцена несостоявшейся битвы с англичанами. Музыка Серра — завораживает, к горлу подступает комок…

Триумф Жанны. Она купается в лучах народной любви, в лучах славы…

Коронация Карла. Не такая торжественная, как ему хотелось бы, но тем не менее… Великолепное построение кадра: по бокам — грязные от засохшей крови воины и в центре ярко-синяя мантия короля…

Теперь Жанна больше не слышит голоса…

Карл предлагает ей остановиться. Его цель достигнута. Жанна противоречит ему: «Франция принадлежит не вам, Карл. Она принадлежит Богу». Но Карлу она уже не нужна: «Лучше бы она уехала обратно…» — с досадой произносит он, принимая ванну.

— Ну и что мне теперь делать? — в растерянности вопрошает Жанна.

— А что говорят тебе голоса? — оруженосец Жан д`Олон сочувствует ей.

— Они молчат. С самой коронации.

— Может быть это тоже знак, что пора отдохнуть?

Но Жанну уже не остановить…

Процесс и казнь

Самая тяжёлая для просмотра часть фильма.

Жанну предали. Она пленена. Но её одолевают не только физические муки...

«Ты увидела не то, что случилось, а то, что ты хотела увидеть…»

«Ты сражалась ради себя самой…»

«Я сражалась из любви к Господу!»

И тут на экране появляется Жанна во главе войска, восклицающая: «Все, кто любит меня — за мной!»

Возможно, на роль Жанны Бессону стоило пригласить актрису с более сильными драматическими данными. У Миллы Йовович хорошо получается изображать одно лишь неистовство Орлеанской девы. Но это — даже не половина образа, это — гораздо меньше. Божья посланница — особое существо, вжиться в этот образ сложнее, чем изобразить перетянутую бинтами инопланетянку.

В оправдание её игры можно сказать одно: Милла Йовович играет так, как нужно Бессону.

Что до остальных актёров: Джон Малкович в роли дофина производит удручающее впечатление; Фэй Данауэй пришлось воплощать героиню столь одномерную, что даже как-то грустно наблюдать за этой актрисой, которой подвластны самые сложные роли.

Самыми убедительными и интересными получились образы уже упоминавшегося Жиля де Рэ (Венсан Кассель) и полного противоречий епископа Жана Кошона (Тимоти Вест).

И если признать, что второстепенные роли более выразительны, то это само по себе характеризует фильм.

И режиссёр, и сценарист утверждают, что цель фильма состояла в том, чтобы показать в основном то, что Жанна предала свою веру, встав во главе армии: «Если она хотела быть доброй христианкой, хорошим человеком, то в своём стремлении к освобождению Франции она не должа была участвовать в этой резне».

«Вы не должны убивать — это заповедь».

Решив, что Библия осуждает войну вообще, создатели фильма сделали акцент не только на вере Жанны в Христа, но и на её чувстве мести. С этой целью в начало фильма была вставлена полностью выдуманная сцена насилия и убийства. Так у Жанны появилась причина отомстить англичанам, что абсолютно противоречит свидетельствам документов, в которых неоднократно описывается её сострадание к английским солдатам.

Те, кто знал её, в один голос говорят, что она плакала над убитыми английскими воинами, даже пробовала спасти вражеских командующих, например, сэра Уильяма Гласдэйла, и, как могла, утешала умирающих вражеских солдат.

В фильме Жанна показана раздражительной, истеричной неврастеничкой. В то же время множество историков уже давно доказали, что она не страдала шизофренией или другой формой психической болезни.

В документальных свидетельствах неоднократно упоминается, что «она говорит немного [и] демонстрирует замечательное благоразумие»; что она была в состоянии изобретать «новые хитрости, которые даже самые опытные командующие, возможно, не сделали бы» и т.д.

Основываясь на комментариях Бессона в «Le Monde» и в других интервью, напрашивается очевидный вывод, что режиссёр привлёк к роли Жанны свою жену Миллу Йовович, потому что посчитал их обоих «сексуальными».

Рецензент, Кэтрин Норберг, сухо прокомментировала, что это кажется слишком тонкой предпосылкой, чтобы сделать кино о Святой Жанне.

Жанну Бессона многие сравнивают с манекенщицей, похожей на помесь модной кинозвезды, принцессы и воительницы Зены.

...Фильм не более почтителен к истории, чем непосредственно к Жанне. Несмотря на уверения авторов, что кино основано на исторических фактах, в нём очень мало совпадений с тем периодом. В частности, диалоги выстроены в стиле молодёжного сленга конца XX в. (Чем весьма напоминают молодёжный исторический блокбастер В.Хотиненко «1612».)

...Фильм Бессона просто окровавлен ради того, чтобы быть окровавленным.

...Характеры — особенно Жанна — марионетки режиссёра, который играет и управляет ими согласно своим желаниям; визуальные эффекты фильма кажутся разработанными исключительно ради кассовых сборов.

...Бессоновское кровопролитие имеет тенденцию забавлять юнцов, как фальшивая кровь в видеоиграх.

Почти всё в фильме сделано так, как Бессон хочет или любит, по-видимому удовлетворяя его эго, амбиции и личный вкус, вместо того, чтобы чтить героиню, которая сделала так много для родины режиссёра. Вряд ли кого удивит тот факт, что большинство французов презирают этот фильм: большинство оскорблено тем, как была показана женщина, которую многие из французов всё ещё нежно называют своей «Маленькой девственницей». Хотя при этом им наверняка льстит, что в этом фильме их предки выглядят куда привлекательнее плакатно отвратительных в своём большинстве врагов-англичан.

Один из критиков фильма Чарльз Тэйлор назвал «Посланницу» вульгарным кино, заметив, что Бессон воспользовался обожанием национальной героини Франции с целью собрать хорошую кассу.

Мнение спорное и довольно резкое. Вот поэтому мы рекомендуем посмотреть этот фильм и составить своё непредвзятое мнение о нём.

Выдержки из ответов Л.Бессона
(«Liberation», Франсуа Армане, Оливье Сегюре. 9 мая 2000 г.)

• Культура — главный двигатель любой страны. И к тому же, это ещё и производство. Здесь каждому выделяют свою маленькую клумбу, чтоб никто не орал, и чтобы французские продюсеры успокоились. Поддержка кинематографа — это прекрасно. Но что производится, если подумать о потребностях? Между тем, что во Франции производится, и что потребляется — самый драматичный разрыв.

• Самое главное для меня — исключить такие ситуации, когда я вынужден выпускать фильм, который ещё не готов. Я хочу иметь возможность делать перерывы в работе хоть на целый год — это гарантия качества.

• У искусства нет ни границ, ни знамён, ни религий. Мысли передаются не по Интернету и не по проводам, а от человека к человеку. Они распространяются поверх всяких линий раздела. И не надо создавать ничего, что бы этому противоречило. Моя мысль очень простая: не готов — не снимай. Полно вокруг недоделанных фильмов. Я показываю свои фильмы ещё до выхода, и спокойно доделываю, сколько надо. Голливуд меня не так уж привлекает, и система их мне не нравится. Она основана не на сценарии, на режиссуре, на творчестве, а на производстве.

• Я просто высказываю своё мнение как режиссёр, а потом занимаюсь финансовыми проблемами.

• Самое опасное для нас — не Шварценеггер и не Сталлоне, а такие фильмы как «Быть Джоном Малковичем», «Ведьмы из Блэр» или даже «Влюбленный Шекспир» — фильмы, которые европейцы могут сами делать, но не делают.

 

Награды

Сезар-2000

Звукооператор — Bruno Tarriere, Francois Groult, Vincent Tulli

Лучшая работа художника по костюмам — Катрин Летерье

Лучший фильм (номинация)

Лучшая музыка — Эрик Серра (номинация)

Лучшая операторская работа — Тьери Арбогаст (номинация)

Лучший режиссёр — Люк Бессон (номинация)

Лучшая работа художника — Юг Тиссандье (номинация)

Лучший монтаж — Сильви Ландра (номинация)

Razzie-2000 (Золотая малина)

худшая актриса — Милла Йовович (номинация)

По материалам сайтов
http://www.kinoexpert.ru, http://old.www.cityline.ru,
http://www.centpart.ru, http://mir-kino.narod.ru, www.kinomania.ru
подготовила На_Че

TopList