Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №16/2008
Исторический календарь

Коварный семинарист и удачливый боярин

1—15 сентябрь

 

1 СЕНТЯБРЯ

1723 В селе Дмитровка Орловской губернии скончался Дмитрий Константинович Кантемир, молдавский господарь, учёный-энциклопедист, сподвижник Петра I. Родился он в 1673 г. в семье мелкого молдавского боярина. Его отец, последовательно поднимавшийся вверх по ступеням боярской иерархии, в 1685 г. был возведён на господарский престол Молдавии. Этот правитель до конца жизни оставался малограмотным. Зато мать Дмитрия, Анна, происходившая из древнего рода молдавских бояр Бантышей, была достаточно образованной по тем временам. Кроме родного языка, она владела греческим и латынью. Начала знаний Кантемир получил в родительском доме. Затем поступил в ясскую Славяно-греко-латинскую академию. В 1693 г., после смерти отца, Кантемир был провозглашён господарем Молдавии, но турецкий султан не утверждал его права на престол. Пришлось Кантемиру отправиться в султанский Стамбул. Там он подробно изучил историю Турции, собрал много рукописей, редких книг, раздобыл портреты султанов и другие материалы, относящиеся к прошлому и настоящему Оттоманской империи, которые до той поры были неизвестны европейским ученым. Вскоре молодой человек стал знатоком обычаев и нравов турок. В 1710 г. султан провозгласил Кантемира господарем Молдавии. Новый правитель считал, что единственной державой, способной одолеть Оттоманскую империю и вызволить Молдавию из-под султанского владычества, в тот момент была Россия. Поэтому Кантемир тайно связался через своего посла Стефана Луку с Петром I. В 1711 г. при участии Кантемира был составлен проект договора о присоединении Молдавии к России. Он призывал население Молдавии поддержать русского царя во время Прутского похода. После заключения Прутского мира Кантемир был вынужден покинуть Молдавию вместе с семьёй. В августе 1711 г. он был пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями. В России Кантемир поселился вначале в Харькове, а с 1714 г. — в Москве. В усадьбе «Чёрные грязи» он разбил парк, при входе в который была построена по его собственному проекту церковь. Кантемир оставил сочинения по философии, логике, этике, истории, политике, географии, востоковедению и др., а также создал несколько музыкальных произведений, впервые разработал нотную систему для восточной музыки, используя арабский алфавит. Между 1714—1716 г. Кантемир написал на латыни научный труд «История роста и упадка Оттоманской империи», в котором систематически, в хронологическом порядке изложена история Турецкого государства, подробно описаны его учреждения. (21.08)

2 СЕНТЯБРЯ

1945 На борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе представители Японии (министр иностранных дел М.Сигемицу и начальник Генерального штаба Умедзу) подписали Акт о безоговорочной капитуляции. Капитуляция Японии ознаменовала собой завершение Второй мировой войны. От имени союзных держав Акт подписал Верховный командующий союзных держав генерал армии Дуглас Макартур; от СССР — генерал-лейтенант К.Н.Деревянко.

3 СЕНТЯБРЯ

1783 Подписанием Парижского мира между Великобританией и 13 бывшими североамериканскими колониями завершилась американская Война за независимость. Великобритания признала независимость североамериканских колоний и оставляла за ними обширные территории, простиравшиеся на западе до реки Миссисипи. Британская корона сохраняла за собой Канаду, но гарантировала американцам возможность навигации по Миссисипи и рыболовства в водах Ньюфаундленда.

4 СЕНТЯБРЯ

1943 В 9 часов вечера в Кремле И.В.Сталин и В.М.Молотов приняли иерархов Русской православной церкви — митрополитов Сергия, Алексия и Николая. Этим шагом Сталин начал новую политику в отношении Церкви. Он разрешил созвать Синод и избрать патриарха, было позволено открывать духовные учебные заведения и издавать духовную литературу и периодику. Когда митрополит (будущий патриарх) Сергий обратил внимание руководства страны на почти полное отсутствие у Церкви кадров священнослужителей, Сталин спросил: «А почему у вас нет кадров?». Митрополиты Алексий и Николай смутились, ибо все они знали ответ — «кадры» были расстреляны в подвалах НКВД, истреблены в ГУЛАГе и в ссылках, но митрополит Сергий неожиданно нашёлся: «Кадров у нас нет по разным причинам: например, мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза». Диктатор довольно усмехнулся: «Да, да, как же… Я семинарист». Правительство СССР, начав новую церковную политику, откровенно признало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения её из жизни народа. По существу, был заключен своего рода «конкордат», условий которого власть придерживалась до начала новых массовых «хрущёвских» гонений на Церковь.

9 СЕНТЯБРЯ

1828 В усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии родился Лев Николаевич Толстой, писатель, историк, мыслитель, религиозный реформатор. О Толстом нужно писать или очень много, или предельно кратко: при упоминании его фамилии рождается слишком много личных, литературных, мировоззренческих ассоциаций и сближений. Поэтому здесь следует лишь напомнить о его грандиозном романе «Война и мир». С осени 1863 г. Толстой был захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъёма, семейного счастья (в сентябре 1862 г. Толстой женился на 18-летней дочери врача С.А.Берс) и спокойного уединённого труда писателя. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она ещё так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 г. напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлёб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры отразились в последующих частях романа, в которых Толстой развивал свою фаталистическую философию истории. Замысел романа об Отечественной войне 1812 г. был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал своё произведение как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдёт ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»). (28.08)

11 СЕНТЯБРЯ

1598 В Московском Кремле состоялось венчание на царство Бориса Фёдоровича Годунова. Придворную службу Годунов начал ещё при Иване IV Васильевиче Грозном под началом своего дяди и вместе с ним был удостоен боярского звания. Престол должен был наследовать бездетный Фёдор Иванович, женатый на сестре Годунова Ирине. Иван IV, зная о слабоумии Фёдора и неспособности его к управлению, назначил перед смертью Регентский совет, в который, однако, Годунов не вошёл. После серьёзной борьбы Годунову удалось победить сильных соперников: И.Мстиславского, Шуйских, Б.Бельского, и сосредоточить власть в своих руках. Важным достижением руководимого им правительства было учреждение патриаршества в Москве, что укрепило престиж русской Церкви и популярность самого Годунова. Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу, освобождая их от налогов. Новый царь даже хотел выписать из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран учёных, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались разные языки, но этому воспротивилась Церковь. (1.09)

1608 Псков перешёл на сторону самозванца Лжедмитрия II. Народ «подобно бури восколебашася, яко пьянии, и сказаша, что немцы на Устье у Николы, а прошаются во Псков, а стрельцы псковские за городом с Плещеевым; а кои в городе немногие стрельцы и дети боярские и посадцкие люди и всяких чинов в осаде не хотят сидети, и поселяне, а не многие люди от игумнов и попов и болших и середних людей хотят сидети». Власть была парализована, и вечером 11 сентября ратники Плещеева вошли в город. На следующий день Псков, включая «детей боярских всех розных городов», целовали крест Лжедмитрию II. Помощь из Ивангорода и Новгорода опоздала, а половина правительственного отряда, включая донских казаков, перешла на сторону самозванца, оставшись в Пскове. (1.09)

15 СЕНТЯБРЯ

1598 Умер Тоётоми Хидэёси, японский полководец и государственный деятель, один из создателей централизованного государства. Тоётоми Хидэёси родился в крестьянской семье в провинции Овари в 1536 г. В молодые годы, желая стать самураем, он нанимался на службу к нескольким военачальникам, пока окончательно не присоединился к будущему властителю Овари — Оде Нобунаге (1554). Последний возвысил Хидэёси до ранга генерала за его сообразительность и блестящий ум. Среди подвигов, которые сделали бывшего крестьянского сына популярным в среде солдат, называют форсированное («за одну ночь») строительство замка Суномата (1566), прикрытие тылов в битве при Канагасаки (1570), «водный штурм» замка Такамацу (1582). В 1583 г. после гибели Оды Нобунаги Хидэёси фактически узурпировал всю полноту власти своего покойного хозяина. Получив от императора должность регента-кампаку (1585) и «великого министра» дайдзёдайдзин (1586), а также фамилию аристократического рода Тоётоми, он объединил раздробленные государства Японии под своим началом (1591). Хидэёси составил общеяпонский земельный кадастр, который стал основанием для налогообложения населения на протяжении следующих трёх столетий, а также провёл изъятие всего имеющегося у крестьян и мещан оружия, разделив японское общество на администраторов из среды военнослужащих и гражданских подчинённых. Последнее десятилетие его правления было омрачено запретом христианства в Японии (1587) и агрессией против Кореи и Китая (1592—1598).

Даты российского календаря до 1918 г.
даны по новому и старому стилю.

TopList