Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №15/2008
Образовательная экскурсия

 

ЗНОЙ ОТТЕПЕЛИ

К 50-летию Первого конкурса имени П.И.Чайковского

Фотопортрет Вана Клиберна — победителя Первого конкурса имени П.И.Чайковского
Фотопортрет Вана Клиберна — победителя
Первого конкурса имени П.И.Чайковского

Может показаться странным, что мы затрагиваем в нашей газете, казалось бы, чисто музыкальную тему. Однако, как показали прошедшие 50 лет, конкурс, носящий славное имя Петра Ильича Чайковского, и его герои оставили глубокий след в истории и нашего Отечества, и других стран. Особенно самый первый конкурс... Он задал чистую, проникновенную тональность этому музыкальному торжеству. Ему и его главному герою мы посвящаем этот рассказ.

В середине 1950-х гг. началось знакомство отрезанного на долгие десятилетия железным занавесом народа СССР с культурой зарубежных стран. В Москву, а иногда в Ленинград, стали приезжать знаменитые артисты и театры, например «Комеди Франсез», а в 1955  г. состоялась первая, незабвенная (!) Неделя французского кино (см. фильм «Москва слезам не верит») — нас посетили Жерар Филипп, Рене Клер, Даниель Дарье, Дани Робен… Мы уже видели некоторые фильмы с их участием, это было настоящее, живое, завораживающее кино, по сравнению с которым современные триллеры, блокбастеры и фэнтэзи с долби-звуком просто бледнеют. Потом зимой 1956/1957 гг. приехал неотразимый шансонье и киноартист Ив Монтан с супругой, элегантной и загадочной Симоной Синьоре. Это событие так отразилось в народном творчестве:

Задумчивый голос Монтана
Звучит во Дворце в Лужниках,
И папа и мама увидеть Монтана
Хотят и не могут никак…

Когда поёт в Москве Монтан,
Пустым становится студенческий карман,
И сокращаются расходы на питание,
Когда поёт Иван Монтан.

Но, думается, последние строки несправедливы, т.к. артист и его жена проявили искреннюю симпатию и интерес к свободному от культа личности СССР, а цены на билеты они, конечно же, сами не определяли. (Кстати, мои папа и мама, как помню, очень хотели попасть на концерт, но им не посчастливилось купить билеты.)

Была написана об этом визите и пространная сатирическая поэма, которая ходила по рукам, отпечатанная на машинке. Она высмеивала рвение поклонников и пылкость артистической общественности, очарованной французским шансонье. Впрочем, Монтан был ещё и знаменитым киноартистом, и общественным деятелем.

И всем казалось, что счастье будет…
Александр Блок

Летом 1957 г. в Москве состоялся Фестиваль молодёжи и студентов. Тогда в домах культуры, да и просто на улицах столицы с утра до ночи встречались и выступали приехавшие со всего мира молодые ребята, звучала музыка, пели песни, танцевали. Впервые были разрешены широкие выступления зарубежных джаз-групп. Был открыт Кремль, и на Ивановской площади тоже выступали, пели и танцевали. Я помню, с каким интересом мы разглядывали приехавших иностранцев, восхищались их искренностью и улыбчивостью, свободными, раскованными манерами; присматривались и к модам — на девушках умопомрачительные яркие платья с глубоким вырезом, пышные юбки затянуты широкими клеёнчатыми поясами на узких талиях, на некоторых — непривычные брючки... Поистине, будь это марсиане, они произвели бы меньший фурор!

И вот 18 марта 1958 г. новое невиданное событие — в Москве открывается Первый Международный конкурс им. Чайковского, соревнуются скрипачи и пианисты. В оргкомитете и жюри конкурса много авторитетных музыкантов, советских и иностранных, теперь уже ставших легендарными: Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Павел Коган… В общем, весь цвет нашей музыки. Надо сказать, что советская музыкальная культура всегда находилась на необыкновенно высоком уровне, она выдержала все гонения, по-видимому, потому, что уходила глубоко корнями в традиции русской музыкальной культуры предшествующих столетий.

И советские композиторы испытывали на себе в сталинские времена унижения тоталитарного строя, о чём можно узнать, например, из жизнеописаний Дмитрия Шостаковича, Арама Хачатуряна…

Группа иностранной молодёжи на улицах Москвы. 1957 г. Фестивальные фото Георгия Севастьянова
Группа иностранной молодёжи на улицах Москвы.
1957 г. Фестивальные фото Георгия Севастьянова

Но вернёмся к конкурсу. Он освещался в прессе (публиковались небольшие заметки в немногочисленных газетах), были передачи о нём по радио и на телевидении (телевизоры тех лет — это огромный ящик с маленьким голубоватым окошечком, перед которым иногда ставилась заполненная водой линза, она искажала края изображения, но увеличивала середину). На конкурс приехало много иностранных музыкантов, но мы верили в победу своих и болели за них!

Однако молодой пианист из США Ван Клиберн уже в первом туре обратил на себя внимание задушевным исполнением произведений русских и зарубежных композиторов, во втором туре публика выделяла и горячо поддерживала его, а в третьем, когда он необыкновенно, выше всяких похвал исполнил Первый концерт Чайковского, слушатели встали и начали скандировать: «Первая премия!».

Хороводы участников Московского фестиваля молодёжи и студентов. 1957 г.
Хороводы участников Московского фестиваля
молодёжи и студентов. 1957 г.

И вот чудо произошло: первую премию среди пианистов получил американец Ван Клиберн (потом оказалась, что правильная транскрипция — Вэн Клайберн, Van Kliburn). Здесь нужно вспомнить обстановку тех лет в нашей стране, когда вся государственная машина, вся пропаганда работала на доказательство ведущей роли социализма, пусть не в экономике, так хотя бы в искусстве и спорте (там действительно были крупные достижения). Разумеется, и на конкурсе была дана установка, чтобы победили наши. Но непрестающая правда жизни, яркая, неодолимая, вдруг так сильно вырвалась на свободу, что все согласились с тем, что Ван Клиберн — первый!

Я смотрела его выступление, которое состоялось сразу после конкурса, по телевизору, Ван Клиберн (он и сейчас просит себя так называть) исполнял Первый концерт Чайковского. Прежде всего, поразила прекрасная, гармоничная внешность молодого музыканта: высокий, с густыми вьющимися светлыми волосами, ясными глазами, одухотворённым лицом — он излучал радость, свет, нежность! Ему необыкновенно шёл концертный костюм, фрак сидел на нём идеально.

Вот зазвучали знакомые, призывные звуки трубы, вступительные аккорды концерта — и длинные пальцы красиво и энергично опустились на клавиши рояля… И в это время всё соединилось и в конечном итоге привело к потрясающему результату: совершенная музыка Чайковского, насыщенная благородством, страданием и нежностью, и совершенное исполнение — чувства и мастерство исполнителя полностью слились с замыслом и переживаниями композитора. То, что происходит чудо, было ясно всем, даже мне, ученице средней школы, которая, возможно, первый раз так внимательно слушала классическую музыку.

Гость из Африки у входа на ВСХВ (ВДНХ). 1957 г.
Гость из Африки у входа
на ВСХВ (ВДНХ). 1957 г.

В небольшом синеватом экранчике «Темпа » время от времени появлялось лицо Вана крупным планом. Иногда он задумчиво запрокидывал голову, как будто вглядываясь в небо. А мы вглядывались в его лицо, вслушивались в музыку Чайковского… Иногда в самых виртуозных местах давали и крупные планы его необыкновенных, огромных рук, которые парили над клавиатурой.

После концерта слушатели устроили пианисту длительную овацию, задарили цветами (в то время, чтобы добыть приличный букет, надо было совершить подвиг); и так — после всех его концертов в России (так он называл СССР), которую он потом посещал время от времени. С 1960 по 1972 гг. Ван Клиберн гастролировал у нас четыре раза, во многих городах. У него появилось множество поклонников и поклонниц (шутили, что это были женщины от 6 до 86 лет), которые и сегодня верны своему любимому музыканту. Надо сказать, что традиция пламенного поклонения некоторым особо выдающимся артистам очень оживляла жизнь советской столицы.

В первую очередь хочется вспомнить поклонников Лемешева и Козловского, особенно поклонниц, которые десятилетиями спорили, кто из этих замечательных теноров поёт лучше, и всячески старались проявить свою любовь к ним, иногда в весьма навязчивой форме. Об этом ходило много анекдотических рассказов, например, о том, что гардеробщик в театре за определённую мзду разрешал поклонницам постоять в галошах Лемешева и т.д. (После триумфального возвращения Вана в США девочка — его соседка по Килгору брала со сверстников небольшую плату, позволяя им посидеть на ограде, граничившей с участком, на котором стоял дом Клайбернов.)

В классе Розины Левиной в Джульярдской школе
В классе Розины Левиной
в Джульярдской школе

Ван подвергся восторженному натиску поклонников и в России, и в США. На его родине это поклонение выразилось в беспрецедентных масштабах, но Ван переносил это с бесконечным тактом и терпением.

На конкурсе были и другие победители, замечательные музыканты, имена которых известны и сегодня: пианисты Лев Власенко и Лю Шикунь, скрипачи Валерий Климов, Виктор Пикайзен и Штефан Руха.

Но всё же этот первый конкурс связан именно с именем Вана Клиберна, потому что его победа, его личность оказала огромное влияние на слушателей, на молодёжь, на всю нашу последующую жизнь. После конкурса классическая музыка приобрела особую популярность в нашей стране, заниматься музыкой, особенно играть на фортепиано, стало престижно. Да и автор этих строк именно с тех пор стала постоянно ходить в консерваторию, засела за пианино. Мы познавали музыку, открывали для себя свою родную, русскую, пропитывались ею, она стала сопровождать нас, постоянно звучала в душе. Игра Вана Клиберна, яркая и эмоциональная, вдохнула жизнь и в исполнение классики, и в страну, в которую после долгой и мрачной зимы совсем недавно пришла оттепель. Правда, в это время ещё продолжалась «холодная война», но и по ней молодой пианист нанёс чувствительный удар.

После положенной для победителя серии концертов Ван 14 мая отбыл в Штаты, где его ожидал восторженный приём. В Нью-Йорке «на всём протяжении улицы тротуары были заполнены жестикулирующей, возбуждённой любопытной толпой, выкрикивающей приветствия пышноволосому техасцу, который “показал этим русским”». А в это время с балконов высоченных домов лился дождь из вьющихся лент серпантина и бушевала снежная буря конфетти… «встреча Вэна Клайберна была, наверное, самой взволнованной и бурной со времён триумфа Линдберга… все радовались и рукоплескали, выбегая на середину улицы, чтобы поближе рассмотреть долговязую, тощую фигуру Вэна, неловко уцепившегося за сидение открытого “империала”, медленно продвигавшегося по нижнему Бродвею». С тех пор в память этой встречи 20 мая в США стали отмечать День музыки…

Д.Шостакович вручает Вану Клиберну золотую медаль и диплом победителя
Д.Шостакович вручает Вану Клиберну
золотую медаль и диплом победителя

Здесь следует сказать, что Ван Клиберн совсем не походил на крутого «техасского парня», каким его иногда рисовала пресса, а предстал перед нами человеком прекрасно воспитанным, глубоким, искренним, с благородным рыцарским сердцем, христианином. Оказалось вдруг, что и внешне и по манере игры он напоминает некоторых русских знаменитостей. Говорили, что он похож на Есенина и на молодого Рахманинова. Его стали называть Ваней, Ванюшей.

Он родился 12 июля 1934 г. в Шривпорте, штат Луизиана. В семье Клайбернов он был поздним, долгожданным и единственным ребёнком. Его мать с детства играла на рояле и страстно любила музыку, она стала преподавателем игры на фортепиано, его отец работал в крупной компании. Когда Вану было 6 лет, семья переехала в Килгор, небольшой городок в Техасе.

«В доме Клайбернов царила атмосфера любви, преданности, веры, энтузиазма… Любой поступок Вэна станет понятным, если мы обратим свой взор к его семье, где формировался цельный и самобытный характер этого необыкновенного молодого человека». Родители с сыном были прихожанами протестантской церкви, Ван с детских лет пел в церковном хоре, а позже играл в храме на органе и рояле, был щедрым благотворителем. Тогда и сформировалась удивительные черты его характера — стремление благотворить, умение вести себя в любой обстановке…

Ван Клиберн и скрипач Валерий Климов рассматривают золотые медали победителей
Ван Клиберн и скрипач Валерий Климов
рассматривают золотые медали победителей

Музыкальным образованием Вана занималась его мать, прекрасный педагог, а после окончания Килгорского колледжа, где Ван получил среднее образование, он поступил в 1951 г. в знаменитую Джульярдскую музыкальную школу в Нью-Йорке. Его преподавателем стала самый авторитетный педагог школы Розина Левина, которая полвека назад окончила Московскую консерваторию с золотой медалью. Её имя значится на доске выпускников — золотых медалистов.

Учёба Вана была успешной, он участвовал в фортепьянных конкурсах для молодёжи и завоевал почти все первые премии.

По окончании школы он стал концертирующим пианистом, постоянно исполняя с большим успехом концерты Чайковского и Рахманинова. Но к 1957 г. его продвижение замедлилось, несмотря на все достижения Ван не получил широкой известности у публики и связанных с ней ангажементов. Он переживал кризис, когда Розина Левина предложила ему поехать на конкурс Чайковского, о котором стало известно в США. Для неё было очевидным, что масштабная, романтическая игра Вана будет иметь успех в России. «Он учился у меня… Кроме того я чувствую, что он окажется превосходным представителем Америки в Москве. У него для этого все личные качества и талант».

Ван решился не сразу, но когда поехал — не пожалел: условия для проживания и репетиций, предложенные советской стороной, были просто прекрасными: номера люкс в гостинице «Пекин», собственная классная комната для упражнений. Большой зал консерватории вызвал у него восхищение… Вообще Москву он выделил из других столиц ещё в юном возрасте, когда родители подарили ему иллюстрированную «Всемирную историю». Его поразил вид собора Василия Блаженного, которым он любуется в каждый свой приезд в Москву.

Ван Клиберн с лауреатами конкурса пианистов Лю Шикунем и Эдуардом Миансаровым
Ван Клиберн с лауреатами конкурса пианистов
Лю Шикунем и Эдуардом Миансаровым

Затем были волнующие дни конкурса, блестящая победа, многочисленные встречи, в том числе с руководителями советского государства. Н.С.Хрущёв, как оказалось, особенно выделил в исполнении Вана «Фантазию фа минор» Шопена.

...Передо мной старинный, пожелтевший лист газеты с интервью Вана Клиберна («Литературная газета», 30 июля 1960 г.). Много лет назад я вложила его в книгу «Легенда о Вэне Клайберне» А.Чейсинса и В.Стайлза, изданную в 1959 г. Когда-то я приобрела её в знаменитом магазине «Ноты» на Петровке. Все приведённые цитаты и многие фото взяты из этой книги, которую я с удовольствием перечитала, испытав соответственно и новые ощущения.

Так вот в интервью, озаглавленном: «Ван Клиберн. О самом близком», он, в частности, говорит:

Я люблю эмоциональную музыку, ибо очень верю в романтизм жизни…Эмоциональная музыка должна придавать силу человеческим чувствам, и если любовь должна быть долгой, крепкой, глубокой, сильной, то она, любовь, должна быть чистой, простой, готовой на жертвы. Все эти качества необходимы и в правильной передаче музыкальных чувств. В этом смысле музыка также имеет общую цель — передать глубокие чувства в наиболее искренней и наиболее убедительной форме.

И всё же, чем больше человек сталкивается с жизнью, чем больше познает её, тем крепче он её любит, тем сильнее у него желание пережить снова то хорошее, что он уже однажды испытал. Путь к этому переживанию ему открывает и расчищает музыка. Большая музыка — враг цинизма. Она учит дорожить жизнью.

На приёме у президента Эйзенхауэра: Ван Клиберн, его родители, дирижёр Кирилл Кондрашин. 1958 г.
На приёме у президента Эйзенхауэра:
Ван Клиберн, его родители, дирижёр Кирилл Кондрашин.
1958 г.

Пять десятилетий прошло с тех пор. Были творческие, насыщенные концертной деятельностью 60-е. В 1962 г. Ван Клиберн учреждает международный конкурс для молодых пианистов своего имени в Форт-Уэрте и стипендиальные программы в вузах нескольких стран, в том числе в Москве и Ленинграде. Как известно, у нас в стране годы оттепели породили поколение «шестидесятников», которые не только ожидали перемен к лучшему во всех областях жизни, но и многое сделали для этого. Но, к сожалению, оттепель, которая много обещала, так и не перешла в «лето благоприятное», а в последующие годы вообще сошла на нет.

Отчаянная попытка попасть на концерт: билет с подрисованным числом, по которому удалось преодолеть конную милицию и две линии кордона
Отчаянная попытка попасть на концерт: билет с подрисованным числом,
по которому удалось преодолеть конную милицию и две линии кордона

Потом у нас были застойные 70-е, перестроечные 80-е, трудные 90-е, когда наша страна обрела своё прежнее имя — Россия, как называл и называет её Ван. К новому тысячелетию Россия пришла такой, какой невозможно её было представить в 60-х — одним из достижений стало то, что отодвинулся железный занавес. Однако пока трудно сказать, оправдались ли надежды шестидесятников. И во все эти разные времена наш дорогой друг, которого мы обрели после первого конкурса Чайковского, был с нами, хотя случился долгий перерыв между его приездами в Россию. С годами Ван Клиберн почти прекратил концертную деятельность, посвятив себя благотворительности. Он основал новые, многочисленные стипендиальные программы в музыкальных университетах Америки и Европы.

Программа концерта, где В.Клиберн выступал как дирижёр и пианист
Программа концерта, где В.Клиберн выступал как дирижёр и пианист

В конце 80-х Ван Клиберн снова стал приезжать к нам регулярно, хотя и нечасто. Последний раз его визит состоялся в 2004 г. после трагических событий в Беслане. Музыкант дал благотворительный концерт в помощь пострадавшим бесланским семьям в Большом зале консерватории. Тогда он сказал:

Я посвящаю этот концерт всем тем, кто пережил боль разбитого сердца. Такие человеческие трагедии происходят по всему миру. И в моей стране, и в вашей. Кто-то может сказать: такова жизнь. Но пока жизнь такова, каждый рискует пережить эту боль разбитого сердца.

Мне хочется кратко рассказать о собственных впечатлениях от концерта Вана Клиберна, который состоялся 2 июля 1960 г. во Дворце спорта в Лужниках. Лет мне было ещё немного, но родители спокойно отпустили меня одну на вечерний концерт в далёком от Лефортово районе. Такие спокойные были тогда времена. Не смутило их и то, что билета у меня не было, я поехала на «лишний билетик». Мне повезло, я купила билет сразу, на дальних подступах к залу, у милой женщины, которая стала моей соседкой. А на ближних подступах купить лишний билет было практически невозможно. Места наши были в середине партера, зал был заполнен до отказа. Ван Клиберн исполнял Первый концерт Чайковского и Третий концерт Рахманинова. Наконец-то и я увидела своего любимого пианиста вживую. Этому помогал бинокль, который я взяла из дома. Концерт прошёл на одном дыхании, как для исполнителя, так и для слушателей. Я потом много раз слушала эти знаменитые произведения, которые, как мне кажется, навечно вплетены в саму ткань бытия, но в тот вечер я получила заряд радости от музыки, она стала необходимой составляющей моей жизни. Помню, как бурно приветствовали Клиберна, забрасывали его цветами, как он улыбался и охотно исполнял на бис. К этому времени многие встали на деревянные сиденья дворца и махали музыканту платками, программками или просто руками. Потом часть публики (и я тоже) бросилась к артистическому выходу, ожидая появления пианиста. Мы так долго стояли, что перезнакомились, бурно обсуждая концерт, но пианист так и не появился. Я приехала домой после 12 часов ночи, где меня ожидали неспавшие родители.

Играет Ван Клиберн. Фото Валерия Панова. 1965 г. Публикуется впервые
Играет Ван Клиберн. Фото Валерия Панова.
1965 г. Публикуется впервые

В канун 50-летия Первого конкурса Чайковского журналисты телеканала «Культура» подготовили эксклюзивное интервью с Ваном Клиберном, в котором он рассказывает о своём отношении к русской культуре, размышляет о своей победе на конкурсе и даёт оценку современной музыкальной жизни. Вот отрывок из него:

Триумф в США. Май. 1958 г.
Триумф в США. Май. 1958 г.

— После вашего выступления многие говорили, что вы играли так, как будто у вас какие-то особенные отношения с Богом.

— Нужно очень хорошо понимать, что такое классическая музыка. В её звучании заложены не только чисто музыкальные смыслы, но и общечеловеческие ценности, которые понятны всем людям независимо от того, когда они жили и в какой стране. Те, кто глубоко погружён в это искусство и его изучает, приходят к осознанию того, что в нём заключён весь духовный опыт человечества. Когда ты приобщаешься к этому, то начинаешь понимать, какое это огромное явление и насколько оно больше тебя самого. Оно полностью захватывает — твоё сознание, твоё сердце, оно даёт возможность видеть мир по-иному. В этом общении с великим искусством начинаешь постигать эволюцию человеческого мира, и это чувство можно назвать откровением. Когда имеешь дело с тем, что объемлет всё вокруг тебя и даже тебя самого, то это необычайно вдохновляет и даёт силы, чтобы поделиться этим с другими.

— Как вы думаете, какое значение в истории ХХ в. приобрёл конкурс имени Чайковского?

— Для меня всегда очень увлекательно всматриваться в прошлое, находить там какие-то интересные закономерности. Прошлый век стал настоящим переворотом во многих направлениях человеческой деятельности. На первое место вышла наука, открытия в химии, физике, математике, развитие различных технологий. У людей появилась возможность путешествовать, ускорился сам темп жизни. Благодаря быстроходным судам, самолётам, развитию железнодорожного транспорта мир стал ближе и доступнее. И в этом наплыве информации и новых знаний культура начинала постепенно уходить на второй план. Этот процесс замечали многие очень известные деятели культуры. И поэтому мне кажется, что такие великие музыканты, как Рихтер, Шостакович, Флиер, Хачатурян, хотели сохранить значение русской культуры, уберечь классическую музыку от этого. Может быть, они это и не проговаривали вслух, но мне кажется, что это было главной их целью — сохранить красоту в нашей жизни. И неслучайно они дали этому конкурсу имя композитора, чья музыка любима и известна во всём мире!

«Литературная газета» (19 марта 2008 г.)

Интервью озаглавлено: «Ваш друг до конца» — эти слова Ван произнёс по-русски. А в заключение статьи хочется напомнить и другие знаменательные его слова, произнесённые в последний его приезд: «Да благословит Бог Россию!»

Блестящая победа Вана Клиберна на Первом конкурсе Чайковского, его вдохновенное мастерство положило прочное основание для успешного проведения и последующих конкурсов. Публика с радостью ожидала появления новых талантов, горячо встречала каждого молодого исполнителя. И в наши дни конкурс продолжает вызывать огромный интерес любителей музыки.

На сцене Большого зала. Ван Клиберн и дирижёр Кирилл Кондрашин, с которым пианиста связала длительная творческая дружба.
На сцене Большого зала. Ван Клиберн и дирижёр Кирилл Кондрашин,
с которым пианиста связала длительная творческая дружба.
Из неопубликованных фото Валерия Панова. 1965 г.

В Первом концерте Чайковского, в начальной его части, есть соло для фортепиано — прекрасное, глубокое, но немного грустное. Потом эта тема разрастается, подхватывается оркестром, обрастает великолепием подробностей и завершается в конце мощным тутти. Звучит бессмертная музыка Чайковского, и жизнь продолжается...

Ольга ЛАШКОВА

 

TopList