Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №13/2008
Задание по теме

 

 

Российские воды римского бога Марса

Материал для подготовки урока на тему:
«Реформы Петра I в области культуры, науки, образования».
7 класс

Из истории первого курорта России

Традиция высшего общества посещать курорты с целью поправки здоровья утвердилась в России в XIX в. «На воды», как говорили тогда, ездили с удовольствием, предпочитая, правда, российским пейзажам — европейские. А привил эту привычку нашему человеку, как впрочем, и многие другие, зачинатель «славных дел» — император Пётр I.

Впервые всю полезность минеральных вод государь открыл для себя в 1711 г., когда после неудачного Прутского похода отправился в Карлсбад (немецкое название знаменитого курорта в Чехии Карловы Вары). Как свидетельствует личный лейб-медик царя, «испив целебных вод, царь почувствовал прилив сил», благодаря чему и принялся за новые дела. Но в июне 1717 г. здоровье Петра вновь ухудшилось, и по настоянию врачей он отправился в долину Спа (современная территория Бельгии). В Спа было несколько минеральных источников, состав воды в которых отличался. Правда, похвастаться сговорчивостью пациента доктора не могли. Пётр часто нарушал режим, несмотря на запреты, ел сырые фрукты, а целебную воду пил без меры, порой разбавляя её вином. Через месяц отдых подошёл к концу. Царь засобирался домой, и местные жители устроили в его честь праздник. Пётр настолько расчувствовался, что, вернувшись в Россию, распорядился заказать монумент с памятной надписью о своём пребывании на курорте и отправил его в Спа. А в 1856 г. в главной колоннаде у источников был поставлен великолепный бюст царя, подаренный городу Анатолием Демидовым.

Память о прекрасных днях, проведённых на курорте, оказалась для Пётра столь сильна, что он издал указ о поиске целебных источников воды на территории России. В 50 км от столицы Карелии — города Петрозаводска, неподалёку от прозрачных вод Габозера в начале XVIII в. и было положено начало курортному делу нашей страны.

Курорт (нем.) — дословно означает «место лечения». Карельский курорт в своём роде уникален, по составу его сульфатно-гидрокарбонатные источники не уступают минеральным водам всемирно известных курортов.

Зимой 1714 г. царю доложили об обнаружении под городом Олонцом источников железистых вод. Кончезерский «молотовой работник» Иван Ребоев был послан заводским начальством на Равболото для досмотра за возчиками железной руды. К тому времени сам он молотом махать уже не мог — «скорбел сердечною болезнью». На Равболоте Ребоев обнаружил незамерзающий родник, испил из него и через некоторое время почувствовал облегчение. Легенда гласит, что он три дня пил воду из источника и исцелился.

Скважина минеральной железистой воды
Скважина минеральной
железистой воды

О чудесном выздоровлении Ребоев рассказал управляющему завода Циммерму, тот — олонецкому коменданту полковнику Виллиму Геннину. Последний, зная об указе царя по поиску целебных вод «на манер Европ и Франций», написал адмиралу Фёдору Матвеевичу Апраксину и попросил доложить об этом открытии царю. В октябре 1717 г. Пётр I отправил своего лейб-медика Л.Л.Блументроста в Карелию с приказом изучить найденную воду «химически и практически». Врач обследовал группу больных и вывел заключение, что «все они получили большую и меньшую пользу», о чём было доведено до всеобщего сведения. Железистая вода, названная в честь римского бога войны Марса «марциальной», по мнению медиков, была способна излечить от болезней сердца, малокровия, цинги, ревматизма и прочих недугов.

В 1719 г. за обнаружение источника Иван Ребоев специальной грамотой был освобождён от крепостной зависимости. Но право открытия Пётр всё же оставил за Генниным, о чём свидетельствует отлитая на Петровском заводе в 1722 г. чугунная памятная доска, ныне хранящаяся в филиале Карельского государственного краеведческого музея.

Впервые на Олонецком курорте царь побывал в конце 1719 г. Он приказал Геннину построить близ источника деревянный дворец, что положило начало строительству множества других построек. 20 марта 1719 г. Пётр издаёт указ об открытии Марциальных вод и специальные «Правила докторские, как при оных водах поступать». Сам царь четырежды посещал первую российскую здравницу — в 1719, 1720, 1722 и 1724 гг. О благоприятных результатах лечения государя мы можем судить только по одному факту: после посещения курорта Пётр щедро наградил своего любимца Геннина, подарив ему свой портрет, усыпанный бриллиантами. Со временем в деревне Дворцы (так стало называться это место) появились здания для отдыхающих — «линия деревянная о 20 покоях с 40 окнами и 20 печами и земляное зало для прогулки», дом доктора, постоянно проживающего при «водах», над источниками возвели резные шатры, а в 1721 г. под личным контролем государя была построена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, сохранившаяся до наших дней.

Деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, сохранившаяся до наших дней
Деревянная церковь
во имя апостолов Петра и Павла,
сохранившаяся до наших дней

Петропавловская церковь — это уникальная постройка начала XVIII в., воспроизводящая в дереве формы каменной барочной архитектуры. Крестообразная в плане, с примыкающей колокольней и двумя восьмигранными куполами, завершающимися высокими шпилями, церковь, возможно, была построена по рисункам самого царя. Она неоднократно реставрировалась, но в целом сохранила свой первоначальный облик. Особую ценность представляет её двухъярусный резной иконостас. Часть икон местного ряда написана на холсте масляными красками. Самые любопытные экспонаты — деревянная скульптура, пять деревянных подсвечников, костяное паникадило (ныне находится в Петропавловском соборе) и стулья, выточенные на токарном станке самим Петром.

Во времена Петра Марциальные воды приобрели широкую известность. В течение нескольких лет курорт процветал, а царь, гордясь своим детищем, приглашал лечиться туда соотечественников и иностранцев. После смерти императора российская здравница, не пользовавшаяся популярностью у знати, приходит в запустение. В период правления Елизаветы Петровны курорт пытались возродить, но безуспешно. В 1872 г. царский дворец, уже полуразрушенный, сломали, чтобы не мешал добыче руды. Однако местные жители не забывали о «целебной воде бога Марса» и продолжали пользоваться источниками. Интерес к железистым водам карельского курорта возродился в советское время. Были организованы экспедиции по изучению Марциальных вод. А в феврале 1964 г. состоялось второе рождение курорта, здесь был открыт санаторий «Марциальные воды», пользующийся популярностью и по сей день.

Наталья ДОРОЖКИНА,
учитель истории, лауреат конкурса «Я иду на урок истории»

TopList