Урок-инсценировка |
Играем и повторяем
Игра первая. «РЕКИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Названия каких рек высечены на скале? Поиск ведите по вертикали и по горизонтали.
ОТВЕТЫ.
По вертикали: Висла, Инд, Янцзы, Днепр, Одер.
По горизонтали: Нил, Хуанхэ, Ганг, Днестр, Тибр.
Игры рекомендуются для закрепления пройденного материала. 6—11 классы
Игра вторая. «ЗАПАД – РОССИЯ»
Цель игры: Расширение словарного запаса. Развитие умения оперативно находить соответствия между словами. Осуществление контроля за правописанием.
Условия игры: Учащимся предлагаются термины и понятия из истории Средних веков западноевропейских стран. К ним нужно подобрать синонимы из истории России этого же периода.
Баллы начисляются за каждый правильный ответ.Например:
Запад | Россия |
сеньор | господин |
феодал | дворянин |
цитадель | крепость |
сага | сказание |
хроника, анналы | летопись |
легион | рать |
фолиант | книга |
жонглёр | артист |
костёл | церковь |
форум | вече |
сейм | дума |
король | царь |
домен | вотчина |
капитулярий | уложение, судебник |
зерцало | правила, право |
эдикт | указ |
булла | закон |
папа | патриарх |
серваж | крепостничество |
чинш | оброк |
мажордом | дворецкий |
мушкет | пищаль |
миф | былина |
вождь | старейшина |
жрец | волхв |
ода | поэма |
теология | богословие |
Игра третья. «УВЕКОВЕЧЕННЫЕ ИМЕНА В ИСТОРИИ РОССИИ»
Эту игру можно предложить самостоятельно или в качестве одного из заданий на брейн-ринге, КВН или любом другом интеллектуальном конкурсе.
Суть игры состоит в том, чтобы за предложенное время вспомнить как можно больше имён увековеченных известных личностей.
1-й вариант
Требуется просто, без определённой системы, за назначенное время вспомнить как можно больше увековеченных имён известных личностей. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
2-й вариант
Командам или отдельным игрокам необходимо за определённое время назвать как можно больше увековеченных имён согласно перечня тематических номинаций (см. Приложение). Учитывается вклад по каждой номинации.
3-й вариант
Участники игры по жребию выбирают определённую номинацию и, называя увековеченные имена, поясняют: кто эти люди и чем они знамениты. Помимо количества правильных ответов учитывается и качественное содержание знаний о личности.
4-й вариант
Участникам игры предлагается назвать увековеченные имена известных личностей определённого периода истории (например: XVI—XVII, XVIII—ХIХ вв. и т.д.).
Игра пробуждает историческую память учащихся, позволяет вспомнить о людях, которые жили и творили на пользу Отечества.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Примерный перечень номинаций и ответов
ко 2-му варианту игры «Увековеченные имена»
• Города — Хабаровск, Королёв, Гагарин, Жуковский, Екатеринодар, Гаджиевск, Махачкала.
• Музеи, картинные галереи, библиотеки, театры — Третьяковская галерея, Государственный музей им. Пушкина, дом-Музей Чайковского, театр им. Дурова, театр им. Вахтангова, ансамбль Моисеева, библиотека им. Ленина.
• Учебные заведения — университет им. Ломоносова, Суворовское училище, Нахимовское училище, педуниверситет им. Герцена, Тимирязевская академия.
• Оперы, балеты, другие музыкальные произведения — оперы «Иван Сусанин», «Борис Годунов»...
• Архитектурные сооружения, улицы, площади — площадь Маяковского, Нахимовский проспект, Бунинская аллея, Екатеринский дворец, дом Пашкова, ул. Горчакова, ул. Скобелева, особняк С.П.Рябушинского.
• Медицинские учреждения, центры — Боткинская больница, хирургический центр Елизарова, институт Склифосовского.
• Ордена, медали — орден Александра Невского, орден Ушакова, орден Нахимова, медали Жукова, Нахимова.
• Техника, оружие — самолёт Туполева, самолёт Ильюшина, броненосец Потёмкин — Таврический...
• Моря, проливы, др. геогр. названия — Море Лаптевых, Мыс Дежнёва, Берингов пролив.
• Кинофильмы — «Александр Невский», «Адмирал Ушаков», «Пётр I»...
• Фонды, премии, конкурсы — фонд Горбачёва, конкурс Чайковского, премия Высоцкого «Своя колея».
• Литературные произведения с упоминанием авторов — Пётр I (А.Н.Толстой), Шамиль (А.Руновский), Генералиссимус Суворов, Адмирал Ушаков (Л.Раковский), Борис Годунов (А.С.Пушкин), Е.Пугачёв (В.Я.Шишков), Адмирал Нахимов (А.Митяев).
• Станции метро г. Москвы — Менделеевская, Тургеневская, Чеховская, Маяковская, Фрунзенская, Вернадского, Тимирязевская, Бабушкинская, Багратионовская, Кутузовская.
Гульжаган СУЛЕЙМАНОВА,
учитель истории гимназии с. Карабудахкент
Республики Дагестан