ПЁТР ВЕЛИКИЙ
русской литературы

 

Сценарий историко-литературной игры «За семью печатями». 7 класс

Вступительное слово ведущего

За 40 минут игры перед нами пройдёт жизнь замечательного человека. Над ним время не властно. Имя этого человека знают все, но для нас оно скрыто за семью печатями. Чтобы узнать это имя, нам в ходе игры предстоит провести историко-литературное исследование. А помогут нам в этом игроки команд 7-х классов (представление команд).

Каждой команде выдаётся послужной формуляр, куда игроки будут записывать ответы на каждый вопрос игры. Всего вопросов — 7. Печати даются командам за каждый правильный ответ. Кроме этого каждая команда получит тайный формуляр, куда игроки будут записывать свои версии имени героя после каждого вопроса.

Если все игроки ответили неверно, то право ответа получают зрители. При этом печать ставится той команде, чьи болельщики дали правильный ответ.

В течение игры вам будут сообщаться некоторые сведения о жизни этого замечательного человека, но назвать его имя сможет только та команда, которая наберёт большее количество печатей. Если имя героя игры угадано, это команда становится победительницей игры.

Итак, начинаем расследование.

I. Время ПЕРВОЙ ПЕЧАТИ

Ветреным осенним днём 7206 г. от сотворения мира на Красную площадь вынесли кресло из Кремлёвского дворца. В него сел царь, чтобы посмотреть на самую кровопролитную казнь, которая когда-либо здесь совершалась. Высшая знать России, приближённые царя, должны были отрубить головы 330 мятежным стрельцам. Царь и сам рубил головы, расправяясь с ненавистной ему закоснелой Россией. В продолжение этого в конце 7207 г. царь издаёт указ: «Отныне Новый год в России будет начинаться, как в Европе, с 1 января, а не с 1 сентября, как было до сих пор». Вот так, в украшенные еловыми ветками ворота (тоже царское повеление) страна вошла в век, который позже назовут «веком Просвещения». Главным итогом этого времени стало то, что Россия была возведена царём-преобразователем в ранг великой европейской державы. Она укрепилась на берегах Балтийского моря, создала сильную армию и флот, мощную мануфактурную промышленность, воспитала образованных людей, создала новую культуру.

Этот век отличился обилием дворцовых переворотов, борьбой враждовавших группировок высшей знати:

Тут кротко или строго
Царило много лиц,
Царей не слишком много,
А более цариц, —

писал об этом времени А.К.Толстой.

Закончился этот век, как и начался, — убийством. Разница лишь в том, что в начале века царь казнил свою армию, а в конце гвардейцы убили своего царя — Павла I.

Вопрос ПЕРВОЙ ПЕЧАТИ

Назовите век, в котором родился, жил и творил наш герой. (XVIII в.)

Игроки высказывают свои версии, жюри подводит итоги.

II. Время ВТОРОЙ ПЕЧАТИ

Наш герой покидает родной северный край и отправляется учиться в город, который влечёт его своими школами, библиотеками, учёными людьми. Там он и начинает учёбу, выдав себя за дворянского сына (крестьянам учиться было запрещено).

Вопрос ВТОРОЙ ПЕЧАТИ

Сейчас вы посмотрите небольшой видеофрагмент и ответите на вопрос: «В каком древнем и славном городе получил наш герой первоначальное образование?». (Москва)

После просмотра видеофрагмента с видами Москвы игроки высказывают свои версии, жюри подводит итоги.

III. Время ТРЕТЬЕЙ ПЕЧАТИ

Русское правительство нуждается в специалистах для разработки природных богатств страны, в частности Сибири, поэтому было решено отправить трёх молодых людей, отличившихся в учении, за границу для получения всестороннего образования. В числе этих трёх и оказался наш герой. Находясь в Германии, он всерьёз занялся поэзией. Изучив стихосложение ряда западных языков, наш герой приходит к мысли о введении в русский язык нового стихотворного размера, который становится впоследствии любимым для многих русских поэтов XIX—XX в.

Вопрос ТРЕТЬЕЙ ПЕЧАТИ

Прослушайте строки одного из стихотворений нашего героя и определите этот размер:

Хоть нежности сердечной
В любви я не лишён,
Героев славой вечной
Я больше восхищён. (Ямб)

Игроки дают ответы, жюри подводит итоги.

IV. Время ЧЕТВЁРТОЙ ПЕЧАТИ

Среди стихов, написанных нашим героем, большинство принадлежит к определённому жанру. За свою жизнь он написал 20 таких произведений. Это торжественные стихотворения, состоящие из многих строф. Обычно написание подобных стихов приурочивалось к официальным торжествам: дням рождениям царствующих особ, восшествию их на престол, военным победам, рождению наследника в царской семье. Большое место в стихах этого жанра занимала восторженная похвала, прославление царствующей особы.

Вопрос ЧЕТВЁРТОЙ ПЕЧАТИ

Назовите любимый жанр поэзии нашего героя. (Ода)

Игроки дают ответы, жюри подводит итоги.

Комментируя правильный ответ, ведущий читает фрагмент оды М.В.Ломоносова (по выбору).

V. Время ПЯТОЙ ПЕЧАТИ

Что же, мы узнали, каков любимый жанр поэзии нашего героя, каким стихотворным размером предпочитал он писать свои стихи, а кого же он воспевал чаще и больше всех?

Поэтическая речь нашего героя становилась патетической, яркой, убедительной, как только она касалась этого человека. Он был для нашего героя образцом для подражания: труженик, работник на троне, посвятивший свою жизнь служению государству, просветитель, реформатор, отрёкшийся от старины, прокладывающий для своей страны новые пути. Наш герой посвящает этому человеку ряд стихов, в которых речь идёт и о его борьбе с варварством, и о военных победах, и о постройке Петербурга, и о насаждении наук. Величие этого монарха, воспеваемое нашим героем, было для последнего символом величия самой России.

Вопрос ПЯТОЙ ПЕЧАТИ

Назовите центральный персонаж поэзии нашего героя. (Пётр Первый)

Игроки дают ответы, жюри подводит итоги.

Комментируя правильный ответ, ведущий зачитывает начало стихотворения М.В.Ломоносова «Надпись к статуе Петра Великого».

VI. Время ШЕСТОЙ ПЕЧАТИ

Если наш герой воспевал величие России и её монарха в поэзии, то его тёзка отстаивал честь России на полях сражений. Военная деятельность тёзки нашего героя началась в 1765 г. В июле 1774 г. он был ранен в голову, в результате правый глаз перестал видеть. Во время русско-турецкой войны служил под командованием А.В.Суворова. Но именно в период Отечественной войны 1812 г. полностью проявил себя как стратег, государственный деятель, возглавивший народную войну против иноземных захватчиков.

О главном сражении этой войны другой великий тёзка нашего героя писал:

Однако же в преданьях славы
Всё громче Рымника, Полтавы
Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
Изгладится оно.

Вопрос ШЕСТОЙ ПЕЧАТИ

Назовите великого полководца и поэта, тёзок нашего героя. (М.И.Кутузов, М.Ю.Лермонтов)

Команды дают ответ, жюри подводит итоги.

Комментируя правильный ответ, ведущий демонстрирует портрет М.И.Кутузова и М.Ю.Лермонтова.

VII. Время СЕДЬМОЙ ПЕЧАТИ

Велики заслуги нашего героя перед отечественной культурой и наукой. Он боролся с засорением русского языка иностранщиной, он создал русскую научную терминологию, он заложил основы русского литературного языка. Его понимание задач поэзии воспитало в русских писателях стремление посвятить искусство пропаганде передовых общественных взглядов, глубокую идейную ответственность.

Вслед за нашим героем русские поэты воплотили в своих стихах величественный образ Петра I. В одной из поэм мы видим такой портрет русского царя:

Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…

В другой поэме взгляд автора на деятельность Петра более критичен, он видит и отрицательные последствия его правления.

Вопрос СЕДЬМОЙ ПЕЧАТИ

Назовите автора этих произведений о Петре I и сами эти произведения. Возможно, данная скульптура поможет вам дать правильный ответ (демонстрируется изображение «Медного всадника»). (А.С.Пушкин «Полтава», «Медный Всадник»)

Команды дают ответ, жюри подводит итоги.

Ведущий показывает портрет Александра Сергеевича Пушкина и мозаику Ломоносова, изображающую Петра в Полтавской битве.

Ведущий. Пришло время назвать имя нашего героя. Это право предоставляется той команде, которая набрала больше печатей, чем другие.

Команда отвечает. Демонстрируется портрет М.В.Ломоносова.

Ведущий. М.В.Ломоносов — великий деятель русской поэзии и культуры XVIII в., учёный и поэт, о котором А.С.Пушкин сказал: «Он создал первый университет; он, лучше сказать, был первым нашим университетом».

Замечательный русский литературный критик В.Г.Белинский добавил: «С него начинается наша литература; он был её отцом и пестуном: он был её Петром Великим».

Список литературы

1. Карпеев Э.П. М.В. Ломоносов. Краткая биография. СПб., 1993.

2. Щеблыкин И.П. Михаил Васильевич Ломоносов. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1993.

3. Гуковский А. Русская литература XVIII в. Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, М: 1939.

Ольга МАЕВСКАЯ,
Лауреат конкурса
«Я иду на урок истории»,
Москва

TopList