Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №12/2010
Анфас и профиль

 

Евгений ВЯЗЕМСКИЙ,
Ольга СТРЕЛОВА

 

От основ профессионального мастерства
к основам профессиональной компетентности

Практические занятия для учителей истории

Фото В.Строковского

Первую публикаци цикла см. в № 10/2010.

ТЕМА II

Цели современного исторического образования

Папа, объясни мне, зачем нужна история?
М.Блок

1. Сравните представления о целях школьного исторического образования на протяжении последних 50—60 лет. Какие события и процессы, по вашему мнению, влияли на приоритеты и акценты в содержании школьной истории? Для ответа на этот вопрос в каждом высказывании подчеркните ключевые слова и выражения.

Курс истории в средней общеобразовательной школе призван:

— вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями о развитии общества с древнейших времён до наших дней, как в СССР, так и в зарубежных странах; на основе анализа и обобщения научно достоверного фактического материала последовательно раскрывать роль народных масс как подлинных творцов истории, создателей материальных и духовных ценностей, роль классовой борьбы в революционном преобразовании мира, организующую и направляющую деятельность коммунистических партий — авангарда рабочего класса и всех трудящихся; освещать классовую обусловленность и значение деятельности личности в истории; вырабатывать научное понимание закономерностей развития общества, классовый подход ко всем событиям прошлого и современности; формировать научное мировоззрение, убеждение в неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма.

Методика обучения истории в средней школе / Отв.ред. Ф.П.Коровкин. М., 1978. Ч.1. С.48

Система образования должна дать целостное видение мира, научные представления о наиболее важных проблемах, которые стоят перед человечеством… Необходимо, чтобы содержание школьного исторического и обществоведческого образования было нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, способствовало формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и мира, к человеческой личности, правам человека…

Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях.

Решение коллегии МО РФ от 28. 12. 1994 г.

Цели исторического образования:

— овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном, нравственном опыте;

— развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, в их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое—настоящее—будущее), теоретически применять исторические знания;

— формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;

— развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества.

Из проекта Федерального компонента
государственного образовательного стандарта:
Образовательная область “Общество” (История) /Алексашкина Л.Н.,
рук. авт. кол. // История: Еженедельное приложение
к газете “Первое сентября”. 1996. № 42.

Смысл исторического образования в школе мы видим в формировании исторического мышления, под которым понимаем набор мыслительных стратегий, дающих возможность ученику самостоятельно интерпретировать события...

— идеологическая и политическая ангажированность этого школьного предмета скомпрометировала тезис о воспитании историей. Мы исходим из того, что ни отбор героико-патриотических сюжетов из истории России, ни подчёркивание самобытности и непохожести национального пути нашей Родины не составляют воспитательной задачи предмета истории;

— настоящее воспитание историей, на наш взгляд, заключается в предоставлении школьнику реальной возможности самовоспитания, которое состоит в “примеривании на себя” исторических костюмов, масок, ситуаций. Кроме того, предмет “История” позволяет школьнику преодолеть монологизм мышления, постоянно сталкиваясь с несовпадением точек зрений и позиций.

Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации
к серии рабочих тетрадей по истории //
Методика к рабочим тетрадям для средней школы.
М.: Изд-во гимназии “Открытый мир”, 1995.
С. 291—294.

Наиболее общей целью исторического образования учащихся является их приобщение к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языком культуры, развитие личности на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Важнейшая цель исторического образования — обеспечить средствами предмета “история” воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

Вяземский Е.Е. и др.
Проект государственного образовательного стандарта.
Образовательная область “Общество” (история) //
История. 1997. № 2

Государственный образовательный стандарт
первого поколения 2004 г.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта (ФК ГОС)
основного общего образования по истории. 2004 г.

• Значимость школьного исторического образования в наиболее общем плане обусловлена тем, что история является важным средством формирования национальной идентичности. Историческое прошлое, как обоснованно утверждает академик РАН В.А.Тишков на международном круглом столе по теме “История, историки и власть” (Москва, РАН, 2 февраля 2010 г.), составляет необходимый компонент национального самосознания.

Интерпретация отечественной (общенациональной) истории всех россиян составляет собственность, общую ценность и ответственность страны и её народа1.

Каждая страна при разнообразии научных и бытовых представлений о прошлом стремится к общей, разделяемой всеми гражданами исторической версии собственного народа и страны.

Этот базовый консенсус, если его удаётся достичь, составляет основу для формирования национальной идентичности (самосознания).

Историческая версия обеспечивает возможность преемственности в развитии государства, стимулирует гражданскую солидарность, укрепляет легитимность самого государства, помогает обосновывать его достоинства и отличительную привлекательность для внешнего мира.

Каждое поколение желает видеть и находить в истории то, что наиболее значимо для него в сегодняшнем дне. Каждое новое поколение будет открывать в истории те её стороны, которые наиболее значимы для его сегодняшнего существования и восприятия мира, и каждое государство будет выстраивать собственную непрерывную историческую версию.

В национальных историях и в мировой истории есть морально-ценностные моменты и трактовки прошлого, которые имеют особое общественно-политическое и эмоционально-нравственное значение для конкретной страны, этнической, религиозной или иной общности. В конструировании такой версии используются как достижения и победы, так и исторические драмы и несправедливости. Как правило, национальные истории строятся на основе синтеза доминирующей культурной традиции.

Из выступления академика РАН В.А.Тишкова на международном круглом столе “История, историки и власть” (Москва, РАН, 2 февраля 2010 г.). // Рабочие материалы круглого стола 01.02.2010 г.

Государственный образовательный стандарт
второго поколения

Значимость, цели и задачи истории как учебного предмета в обобщённом плане сформулированы в концептуальном документе стандарта общего образования — фундаментальном ядре содержания общего образования2. В нём подчёркивается, что значимость исторического образования школьников обусловлена познавательными и мировоззренческими свойствами истории как учебного предмета.

Основные цели изучения истории в школе:

— формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире;

— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах; (…) усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, взимопонимания и уважения между народами, неприятия шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; развитие у учащихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем современности;

(…)

— выработка современного понимания истории (как науки и учебного предмета. — Е.В.) в контексте гуманитарного знания и общественной жизни;

— развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

Фундаментальное ядро содержания общего образования:
проект /под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова.
М.: Просвещение, 2009. С. 24.

• Главная цель изучения истории в современной школе — образование, воспитание и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Примерные программы по учебным предметам:
История 5 — 9 классы. М., 2010. С. 5.

• Таким образом, система исторического образования в старших классах должна продолжить формирование и развитие исторических ориентиров самоидентификации школьников в современном мире, их гражданской позиции, патриотизма как нравственного качества личности, системы позитивных гуманистических ценностей, общей гуманитарной культуры. Эти цели и задачи исторического образования значимы для всех старшеклассников, независимо от их планов, связанных с поступлением в высшие учебные заведения и будущей профессиональной деятельностью.

Для тех выпускников школ, кто собирается получить высшее профессиональное образование по гуманитарно-историческим специальностям, система исторического образования в старших классах должна стать важной ступенью в овладении ключевыми методами исторической науки, которые образно можно назвать “мастерской историка”.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.
История России (с древнейших времён
до начала ХХ1 века) (10—11 классы):
Программа курса.
М.: Просвещение, 2010.

2. Обсудите цели преподавания истории в ХХ1 веке, сформулированные Советом Европы3. Как эти положения соотносятся с целями школьного исторического образования в России?

Преподавание истории в демократической Европе должно:

— занять основное место в воспитании активных и сознательных граждан, а также в развитии уважения к всевозможным различиям, основанного на восприятии национальной принадлежности и принципов терпимости;

— быть решающим фактором в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами;

— играть основную роль в распространении основных ценностей, таких как терпимость, права человека и демократия;

— представлять одно из принципиальных звеньев в свободно-возведённой европейской конструкции, основанной на общем историко-культурном наследии и обогащённой его разнообразием, порой даже конфликтного характера;

— вписаться в воспитательную политику, нацеленную на развитие и расширение познаний молодёжи, с учётом планов опоры на неё в построении Европы завтрашнего дня, а также на мирное развитие человеческого сообщества в общепланетарной перспективе на основах взаимного понимания и доверия;

— позволить развить у учащихся интеллектуальные способности к анализу и толкованию информации в критическом и ответственном духе через диалог, поиск исторических фактов и открытые дебаты, основанные, в частности, на плюралистическом подходе к противоречивым и чувствительным вопросам;

— позволить европейскому гражданину ощутить свою индивидуальность и принадлежность к соответствующему сообществу путём получения знаний об общем историко-культурном наследии в его местном, региональном, национальном, европейском и мировом масштабах;

— быть инструментом по предотвращению преступлений против человечества.

3. Определите, формирование каких ценностей и умений становится целью исторического образования, когда оно понимается как: а) набор знаний или б) поиск объяснений.

Таблица 1

Набор знаний Поиск объяснений

ЦЕННОСТИ

1. Устойчивые идейные убеждения.

2. Терпимость к иным точкам зрения, представление о возможности существования других взглядов и оценок, отличных от собственных, толерантность.

3. Бескомпромиссное отношение, воинствующая непримиримость к враждебной идеологии.

4. Осознание личных жизненных планов через призму целей и интересов общества, стремление соизмерять свои поступки и желания с общественными принципами и потребностями.

5. Интерес и уважение к культурному многообразию мира, к истории своего и других народов, творческое и вместе с тем ответственное отношение к миру.

6. Борьба против бездуховности, эгоизма, мещанства, любых попыток протащить в нашу страну чуждые взгляды и нравы.

7. Критичность и самостоятельность мышления, независимость оценок и суждений.

8. Способность сопереживать другим людям и проявлять солидарность, понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох и поколений.

9. Правильное понимание политики государства, активная поддержка политического курса, уверенность в его правоте, в преимуществе и непобедимости данной общественной системы.

10. Гуманизм, уважение к личности, правам человека и демократическим традициям.

УМЕНИЯ

1. Собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом контексте.

2. Оперировать имеющимися знаниями в отстаивании принципиальных позиций, при столкновении с чуждыми взглядами.

3. Оценивать исторические факты с классовых, партийных позиций, определять их прогрессивность или реакционность на основе критериев, установленных марксистско-ленинской наукой.

4. Формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа имеющихся свидетельств и изучения широкого спектра точек зрения.

5. Отдавать себе отчёт в том, что эти заключения могут быть подвергнуты переоценке в свете новых фактов и толкований.

6. Обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь различными способами доказательства и достоверными историческими фактами.

7. Обоснованно оценивать изучаемые события и т.д. в конкретных исторических условиях, опираясь на теоретические знания, полученные в курсах истории.

8. Различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы, анализировать полученную информацию.

9. Участвовать в дискуссии, убедительно отстаивая свою точку зрения, опираясь на теоретические знания и факты.

10. Оценивать различные версии и мнения о прошедших исторических событиях, признавая, что некоторые источники могут быть необъективными, объяснять причины такой необъективности4.

4. Прокомментируйте высказывание доктора Роджера Остина
(Университет Ольстера, Колрейн)

“В долгосрочной перспективе система ценностей и взглядов оказывает на жизнь более глубокое влияние, чем субъективные знания и навыки, и поэтому надо сознательно и решительно культивировать именно это понимание в рамках концепции и организации у нас изучения истории”.

> Какой модели образования (набор знаний / поиск объяснений) оно соответствует?

5. Какой тип преподавателей истории вам ближе? Почему?

Эксперты Совета Европы считают, что можно различать три типа преподавателей истории в зависимости от их подхода к роли своего предмета в школьном образовании:

— первые рассматривают образовательный процесс в целом и преподавание истории в частности без какого-либо критического осмысления, лишь как простую передачу определённого объёма знаний учащимся. Этот тип преподавания заключается в изучении утверждённых версий национальной истории, не подлежащих сомнению;

— вторые расценивают школьные предметы, и в том числе историю, главным образом как академическое сочетание знаний, призванных дать детям образование и помочь им успешно сдать выпускные экзамены. Этот тип преподавания включает в себя в основном развитие способностей учащегося с целью углубления его знания истории, её понимания и обеспечения успеха на экзамене. И в этом случае никакие социальные цели не преследуются;

— третьи относятся к образовательному процессу, и в частности к истории, как к средству обучения детей ценностям, инструменту развития критического подхода к исторической действительности. Этот тип преподавания подразумевает сознательное развитие способностей к историческому анализу на соответствующем уровне, причём не только ради академического интереса или занятного времяпрепровождения, но и для формирования основы для развития собственных принципов поведения и системы ценностей.

> Исчерпывается ли этими вариантами разнообразие подходов к определению целей исторического образования?

> Готовы ли вы предложить четвёртый (пятый и т.д.) тип преподавателей истории?

6. Изучив разные подходы к пониманию целей школьного исторического образования, проведите дискуссию на тему “Национальные приоритеты и ценности исторического образования в современной России”.

Примерные вопросы и задания:

1. Каковы, по вашему мнению, ценности, на формирование которых должно быть направлено современное историческое образование учащихся? В рабочих группах составьте списки и затем обсудите общий вариант.

2. Какие ценности, вошедшие в ваш список, указаны также в целевой установке ФК ГОС по истории (задание 1)? Какие ценности в нём отсутствуют?

3. Какие ценности, вошедшие в ваш список, указаны также в рекомендациях Совета Европы (задание 2)?

4. Выберите несколько ценностей из общего списка, толкования которых вызывают разногласия, и в тематических рабочих группах обсудите приемлемые варианты их определений.

5. Проанализируйте общий список ценностей и определите, какие из них относятся к общероссийским, европейским и общечеловеческим ценностям; какие — к личностным, общественным или государственным; какие — к политическим, правовым, религиозным, этическим, экзистенциальным?

6. После этого вернитесь к общему списку ценностей и при необходимости внесите в него поправки и дополнения.

НА ДОСУГЕ

Можно ли о России сказать то же самое?

История занимает в культурном и социальном универсуме французов поистине выдающееся место… История рассматривается как обязательная точка отсчёта и необходимый горизонт всякого мышления. О ней говорят, что она является французской страстью; кто знает, может быть, даже её можно считать национальной болезнью…

Для иллюстрации этого утверждения я обращусь к одному высказыванию, на первый взгляд самоочевидному. Высказывание это вполне авторитетное. Так как принадлежит высочайшему государственному лицу.

“Народ, не занимающийся изучением своей истории, — это народ, который утрачивает свою идентичность”. Ф.Миттеран

В 1982 г. на одном из заседаний Совета министров, где встал вопрос о преподавании истории, президент Миттеран заявил, вызвав единодушную одобрительную реакцию присутствовавших: “Народ, не занимающийся изучением своей истории, — это народ, который утрачивает свою идентичность”…

Французы действительно единодушно полагают, что их идентичность и чуть ли не само их существование как нации пролегает через преподавание истории: “Общество, которое незаметно убирает историю из школ, это общество-самоубийца”. Не больше и не меньше…

Никто не удивился, что глава государства счёл возможным высказать своё мнение об изучении истории. В глазах французов эти вопросы бесспорно входят в компетенцию президента.

Франция — единственная в мире страна, где изучение истории считается государственным делом, выносимым в качестве такого на заседание Совета министров.

А.Про. Двенадцать уроков по истории.
М., 2000. С.14 16.

Примечания

1 См.: Выступление академика РАН В.А.Тишкова на международном круглом столе “История, историки и власть” (Москва, РАН, 2 февраля 2010 г.) // Рабочие материалы круглого стола 01.02.2010 г.

2 См. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект /под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. М.: Просвещение, 2009. С. 24.

3 Рекомендации Rec [2001] 15 Комитета Министров Государствам-членам по вопросам преподавания истории в Европе в XXI в. (принята Комитетом Министров 31 октября 2001 г. на 771 заседании на уровне представителей.

4 Формулировки приводятся по изданиям: Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителя / А.Г.Колосков и др. М.: Просвещение, 1984. Гл. XI, XIII—XV; Преподавание истории и пропаганда демократических ценностей и идеи терпимости: Пособие для преподавателей. Страсбург, 1996.

Е.Е.ВЯЗЕМСКИЙ,
главный научный сотрудник
Института содержания и методов обучения РАО,
доктор педагогических наук,
профессор
О.Ю.СТРЕЛОВА,
доктор педагогических наук,
профессор Дальневосточного государственного
гуманитарного университета

TopList