Вестник "Истории" |
Защита на все времена
Есть в Москве прекрасное место, где в полной мере можно ощутить дух нашей истории, дух старины. Это чудо происходит, когда с улицы, застроенной современными однообразными зданиями, переполненной автомобилями разнообразных марок, входишь в ворота ограждённого мощными стенами Спас-Андроникова монастыря. Душа начинает отдыхать, когда перед глазами предстаёт стоящий посередине небольшой одноглавый храм — один из самых древних в Москве — Нерукотворного Образа Господня, где, по преданию, похоронен Андрей Рублев.
Как известно, здесь ныне находится Музей древней русской культуры, и постройки монастыря служат пристанищем для множества икон — ещё одного чуда нашего прошлого. Музей ведёт огромную работу по сохранению, изучению, экспонированию русской иконы. Здесь можно увидеть прекрасные образцы “богословия в красках”, этого яркого ответа тем, кто не находит в русской истории ничего положительного и изображает её только в тёмных тонах.
И вот новая выставка, названная “Всё остаётся людям. Русская иконопись XVII—XX веков из собрания Виктора Бондаренко”. Экспозиция приурочена к 60-летию этого известного коллекционера, издателя, мецената, много сил положившего для спасения иконописных шедевров и пропагандирования этого замечательного нашего наследия в современности, где часто можно видеть, к сожалению, предметы искусства совсем иного типа — убогие, хотя и грузные монументы, архитектуру, лишённую каких-либо гармонических форм, сусальную псевдоживопись и т.д. Наши предки позаботились, чтобы мы имели на все времена защиту от всего этого безвкусия и бездуховности — икону!
Официальная часть, на которой выступили директор музея Рублева Г.В.Попов и сам юбиляр, была очень краткой, и это объяснялось не только скромностью устроителей выставки, но и тем, что собрание выставленных икон говорит само за себя. И действительно, выставочный зал музея в настоятельском корпусе, наполненный иконами разных размеров и сюжетов, выглядит нарядно, празднично. Светоносно! Экспозиция составлена так, что сначала мы видим самые близкие нам по времени образы XIX—ХХ в. Это затейливые орнаменты, прозрачные и яркие фоны самых разных оттенков, изящно выписанные фигуры и прекрасные, духоносные лики. В глубине же зала выставлены иконы более ранние — XVII—XVIII вв. Многие из них написаны в знаменитой иконописной мастерской Оружейной палаты, и мы можем иметь полное представления о стиле этих мастеров — красочном, с прекрасной проработкой деталей, с объёмными ликами, выражающими доброту и любовь. Это в основном иконы с изображением праздников, евангельских сюжетов.
Особенно светлы и духоносны лики Божией Матери и Младенца с Тихвинской иконы XVII в. Нежную печаль Богородицы уносишь с собой в сердце, она долго его согревает и зовёт к жизни.
А вот в углу замечательная икона Спасителя, а под ней светящееся добротой лицо преподобного Сергия Радонежского со свитком в руке. Так что же на свитке? — там запечатлено мудрое наставление святого, и эта мудрость тоже для нас, потому что поможет защитить от стрессов и горестей века сего: “Внимайте себе, братия, всех молю! Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную”. Страх Божий наши предки понимали, как боязнь оскорбить Бога, потерять Его любовь, а душевная чистота — это то, что нам очень нужно сейчас, чтобы не только выжить, но и не потерять себя...
Ольга ЛАШКОВА
Фото автора
В оформлении использованы фрагменты
экспонируемых образов:
“Тихвинская икона Божьей Матери”,
“Великомученик Димитрий Солунский”, “Сретение
Господне”