Кино на уроке |
Новый взгляд на старое кино о войне
В связи с кануном празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне меня попросили провести с девятиклассниками урок, посвящённый военным фильмам. Для просмотра и обсуждения я выбрала советский музыкальный художественный фильм, снятый в 1945 году — “Небесный тихоход”
В ролях
Алла Парфаньяк журналистка Валя Петрова
Николай Крючков майор Булочкин
Людмила Глазова старший лейтенант Кутузова
Василий Меркурьев лейтенант Туча
Василий Нещипленко капитан Кайсаров
Тамара Алёшина старший лейтенант Светлова
Константин Скоробогатов генерал-майор авиации Петров
Фаина Раневская профессор медицины
Манефа Соболевская лётчица
Автор сценария Семён Тимошенко
Режиссёр Семён Тимошенко
Оператор Александр Сигаев
Художник Исаак Махлис
Композитор Василий Соловьев-Седой
В фильме звучат песни на стихи Алексея Фатьянова и Соломона Фогельсона
Киностудия “Ленфильм”
Год 1945
Сюжет
Фильм начинается с драматической сцены воздушного тарана. Лётчик-истребитель майор Булочкин сбивает немецкий самолёт и... чудом остаётся жив, упав без парашюта в болото с высоты 6000 метров.
После курса реабилитации в госпитале и благодаря искренней поддержке своих лучших друзей — капитана Кайсарова и старшего лейтенанта Тучи, вместе с которыми дал клятву не жениться до конца войны — он чувствует себя готовым вернуться в строй. Однако лечащий врач запрещает ему полёты на истребителях и вообще на любом воздушном транспорте, скорость которого превышает 100 км/ч. Именно поэтому “Булочка” попадает в эскадрилью самолётов У-2.
Каково же было его удивление, когда он увидел свой отряд — одни девушки, красивые и стройные… Да, не подобает воздушному асу, герою, командовать женщинами и летать на “кукурузнике”!
Поначалу взаимоотношения новоиспечённого командира и его боевого состава были более чем напряжёнными. Однако после ряда отважных подвигов и серьёзных боевых заданий Булочкин свыкся со своей судьбой, и даже начал гордиться своим отрядом и самолётами.
Да и про клятву, которую он давал друзьям, как-то позабыл... Настигла его неожиданная любовь в лице журналистки из “Пионерской правды” Петровой, дочери генерала.
Но и друзья тоже решили, что детские клятвы в таком серьёзном деле не слишком важны. Туча нашёл свою половину в отряде — ею стала лейтенант Катерина Кутузова.
Кайсарову же искать и вовсе не пришлось, так как клятву он дал, но нарушил её намного раньше сослуживцев — в отряде уже давно служит его жена Светлова…
Песня клятвы героев звучит в фильме, когда друзья приходят проведать сослуживца в госпитале.
Первым делом самолёты
Мы друзья, перелётные птицы,
Только быт наш одним нехорош:
На земле не успели жениться,
А на небе жены не найдёшь…
Припев:
Потому, потому что мы пилоты,
Небо наш, небо наш родимый дом —
Первым делом, первым делом — самолёты,
Ну а девушки? А девушки — потом!
Нежный образ в душе ты голубишь,
Хочешь сердце навеки отдать:
Нынче встретишь, увидишь, полюбишь,
А назавтра приказ — улетать…
Припев.
Чтоб с тоскою в пути не встречаться,
Вспоминая про ласковый взгляд,
Мы решили, друзья, не влюбляться
Даже в самых красивых девчат…
Припев.
Следующая песня звучит во время праздничного ужина “женского” отряда с героями после головокружительного разгрома вражеских установок. Первые два куплета поются девчатами (в том числе лейтенантом Катюшей), последний — тремя героями фильма.
Дождливым вечером-вечером-вечером,
Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего,
Мы приземлимся за столом,
Поговорим о том о сём,
И нашу песенку любимую споём…
Пора в путь-дорогу,
Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идём.
Над милым порогом
Качну серебряным тебе крылом…Пускай судьба забросит нас далёко —
Пускай!
Ты к сердцу только никого не допускай —
Следить буду строго:
Мне сверху видно всё — ты так и знай!
Пусть будет весело, весело, весело —
Чего ж ты, милая, курносый нос повесила?
Мы выпьем раз и выпьем два —
За наши славные У-2,
Да так, чтоб завтра не болела голова…
Припев.
Мы парни бравые-бравые-бравые,
Но, чтоб не сглазили подруги нас кудрявые,
Мы перед вылетом ещё
Их поцелуем горячо
И трижды плюнем через левое плечо…
Припев.
Интересные факты
• В сценах празднования встречи лётчиков и лётчиц снимались артисты танцевального коллектива под руководством Аркадия Обранта. Он возник незадолго до войны в Ленинградском Дворце пионеров, был воссоздан в годы войны, провёл около трёх тысяч выступлений в воинских частях и в осаждённом Ленинграде.
• В начале картины виден разрушенный Большой дворец Петергофа — так он выглядел в 1945 г. до начала всех восстановительных работ.
• Фильм восстановлен на киностудии “Ленфильм” в 1970 г. Картина подверглась переозвучиванию с участием тех же основных актёров, однако немного “режет слух”, когда героиня Фаины Раневской говорит “не своим” голосом. В отличие от оригинальной версии, “восстановленная” версия минут на 10 короче.
• После съёмок Крючков развёлся со своей первой женой и женился на актрисе Алле Парфаньяк, исполнявшей главную роль. С ней он прожил 10 лет. После развода Алла стала женой Михаила Ульянова и с ним уже отпраздновала “золотую свадьбу” в 2004 г.
Просмотр и обсуждение фильма
В начале урока мы обсуждали с учениками условия съёмок военных фильмов, значение и роль фильмов военной тематики в послевоенное время.
Примерный список вопросов
для обсуждения после просмотра фильма
• Какие чувства и эмоции вызвал у вас фильм?
• Что больше всего понравилось, заинтересовало?
• Что можно сказать о характере людей того времени?
• В чём вы видите отличия современного человека от людей, переживших войну? Приведите примеры.
На фильм дети реагировали по-разному. Кто-то скучал, не желая принимать и вовлекаться в то, что происходит на экране. Кому-то было действительно интересно, — это читалось в глазах.
Были ребята, которые перед просмотром говорили, что “терпеть не могут” военные фильмы, но, к своему удивлению, во время обсуждения признали, что нашли для себя много интересных моментов.
Перед просмотром ученики уже буквально съёжились за партами, готовясь “вытерпеть” фильм с бесконечными, по их мнению, стрельбой, взрывами.
Для ребят оказалось открытием, что в военных фильмах показана, в сущности, обычная жизнь людей. К сожалению, отягощённая страданиями и ужасами смертей, потерь, безысходности бытия.
Музыкальная комедия “Небесный тихоход” была выбрана не случайно из ряда фильмов военной тематики. Ребята увидели, что и на войне есть дружба, любовь, радость, которым, как они думали, нет места на фронте.
Очень органично отображён в фильме дух патриотизма. Без яростных криков и безумных взглядов, а как нечто абсолютно естественное.
Ребята отметили, что в решении Булочкина продолжать сражаться, несмотря на травму, никто из героев не видит подвига. Напротив, этот поступок ими воспринимается как нечто неотделимое от характера русского человека и бойца.
Просмотр фильма породил у ребят много вопросов. Они выходили из класса задумчивые. В глазах некоторых всё же заблестел огонёк понимания.
Ребята отметили особо сцену празднования победы в битве. Они говорили о том, как важно то, что людей на войне объединяло не только горе, но и радость. А каждую маленькую победу праздновали как большую.
Дина ЧЕРНЯВСКАЯ