Задание по теме |
Социализм...
От какого наследства мы отказываемся?
Урок-дискуссия на тему “Противоречия
общества “развитого социализма””.
9, 11 классы
Цели урока: • Обобщить исторический материал по истории России эпохи социализма. • Развивать коммуникативные способности учащихся — умение аргументированно отстаивать своё мнение, вести цивилизованный диалог. • Формировать уважительное отношение к отечественной истории, проявлять терпимое отношение к защитникам и противникам идей социализма.
План дискуссии
1. Что такое социализм?
2. Социализм по-ленински.
3. Социализм по-сталински.
4. Высшая цель — коммунизм.
5. Развитой социализм.
6. Исторический опыт построения социализма и судьба идеи.
7. От какого наследства мы отказываемся!?
Оборудование: выставка первоисточников эпохи социализма (труды В.Ленина, И.Сталина, съездов партии).
Время проведения: после изучения истории Отечества эпохи социализма.
Подготовительная работа:
За две недели до дискуссии по жребию выявляется сторона защиты и обвинения, всего создаётся 8 групп, которые находят материал по четырём вопросам, указанным в плане дискуссии.
• Социализм по-ленински.
• Социализм по-сталински.
• Высшая цель — коммунизм.
• Развитой социализм.
Каждая группа должна подобрать аргументы в защиту или для обвинения “своего” периода эпохи социализма. Рекомендуется кроме учебника и записей в тетради использовать дополнительную литературу. Кроме того, учащимся предлагается провести анкетирование среди знакомых, родителей, бабушек и дедушек для того, чтобы выяснить отношение людей старшего возраста к эпохе социализма, в которой они жили. В анкете содержатся вопросы по плану дискуссии.
Ход урока
1. Перед началом работы каждой группе раздаётся отрывок из исторического документа, в той или иной мере характеризующего определённый этап нашего прошлого. Этот отрывок можно использовать в качестве аргумента в споре. (Приложение)
Публикация статьи осуществлена при поддержке компании «Свердловский металлургический завод». Качественный металлопрокат позволит вам сэкономить на деньгах и времени. Компания «Свердловский металлургический завод» предоставляет возможность приобрести по оптимальным ценам качественный металлопрокат. Ознакомиться с информацией вы сможете, перейдя по ссылке: «алюминиевая труба ГОСТ». Более подробную информацию о скидках и специальных предложениях вы найдете на сайте www.smzural.ru.
2. Вступительное слово ведущего дискуссии начинается с чтения фрагмента стихотворения Валерия Хатюшкина “Ушедшая Родина” из патриотической газеты “Завтра” за июнь 1996 г.:
Ты услышишь не раз
как о сказочном чуде
об ушедшей Отчизне своей.
Той великой страны больше нет
и не будет.
Много раз мы поплачем о ней.
Мы свободными были, спокойно
общались,
всех нас праздник за стол собирал…
Мы с червонцем в кармане
на поезде мчались
хоть на Запад и хоть за Урал.
Не смогли удержать мы бесценного груза
ясных лиц и открытых дорог…
Учитель. О какой сказочной стране горюет поэт? Это Советский Союз, первое социалистическое государство, ставшее уже нашей историей. Отношение к нему всегда было неоднозначным — и тогда, и теперь. Попробуем разобраться в позициях его защитников и противников.
На протяжении 74 лет (1917—1991 гг.) наша страна строила социализм. Казалось, мечта о справедливом обществе наконец-то осуществится, но реальность оказалась несколько иной, чем представлялось в планах или отчётах партии и правительства.
3. Слово предоставляется по очереди каждой группе участников. Оппоненты оспаривают тезисы и аргументацию противоположной стороны. Ведущий обобщает, помогает делать выводы по каждому этапу, направляет и дополняет при необходимости выступления. В результате совместной работы появляется обобщающая таблица.
Учитель. Проблемы развития социализма в СССР вызвали к жизни попытку реформирования всех сфер жизни. В 1985 г. началась горбачёвская “перестройка”. Она привела к экономическому и политическому обвалу, возникли конфликты на национальной почве, в 1991 г. произошёл распад СССР. Удержать страну в рамках социалистического выбора оказалось невозможно...
4. В заключение ведущий приводит строчки из стихотворения Булата Окуджавы:
Ну что, генералиссимус прекрасный,
Потомки, говоришь, к тебе пристрастны?
Их ни угомонить, ни упросить…
Одни тебя мордуют и поносят,
Другие всё малюют, и возносят,
И молятся, и жаждут воскресить.
Вопросы для обсуждения
1. Почему большинство нашего народа неравнодушно к таким людям, как Ленин и Сталин и их времени?
2. От какого наследия социалистического прошлого, по вашему мнению, мы должны отказаться?
3. Как вы думаете, что из социалистического прошлого люди третьего тысячелетия, живущие на бывших просторах Советского Союза, должны взять с собой в будущее?
4. Как люди старшего поколения отвечали на вопросы нашей анкеты?
5. Почему при существовании исторического мифа о социализме как о строе “всеобщего благоденствия” около 70% населения не хотят возврата к нему (“Память о Ленине сохранится в истории, но никто уже не пойдёт по его пути”)?
Таблица 1
Основные положения дискуссии
Преимущества социализма | Критика основных преимуществ |
Социализм по-ленински | |
Уничтожена капиталистическая эксплуатация, земля передана крестьянам, угнетённые народы получили право на самоопределение вплоть до отделения. | Раскрепощение оказалось временным, очень скоро у народа вновь отобрали свободу. Революция, Гражданская война и эмиграция лишили Россию интеллектуальной элиты страны. |
Социализм по-сталински | |
Проведена мощная модернизация экономики, одержана победа над гитлеровской Германией, приобретён статус великой державы. | Цена всех сталинских завоеваний — огромные человеческие жертвы, утверждение тоталитаризма. |
Высшая цель — коммунизм | |
Высокие темпы развития экономики, достижения в других сферах позволили поставить перед народом великую цель. | Идея построения коммунистического общества к 1980 г. стала очередной утопией. |
Развитой социализм | |
Широкое развитие социальной сферы, повышение благосостояния народа, уверенность в завтрашнем дне. | Брежневский период социализма называют “эпохой застоя” — снижались темпы экономического развития, наблюдался дефицит товаров народного потребления, процветала лишь партийная номенклатура. |
ПРИЛОЖЕНИЕ. Раздаточный материал к дискуссии
ПРЕИМУЩЕСТВА СОЦИАЛИЗМА
1. Социализм по-ленински
Отрывок из “Декларации прав народов России” от 2 ноября 1917 г.
Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.
Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю — она упразднена.
Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль над заводами и фабриками. Всё живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков…
Именем Республики Российской
Народный комиссар по делам национальностей
Иосиф Джугашвили — Сталин
Председатель Совета Народных Комиссаров
Владимир Ульянов — Ленин
2. Социализм по-сталински
Отрывок из стихотворения казахского поэта-акына
Джамбула “Ленин и Сталин”
…Я самый счастливый певец на земле —
Я Сталина видел Московском Кремле…
Он разумом выше Памира и звёзд
И к людям внимателен, ласков и прост.
Он мощью своей превосходит Арал,
И каждый бедняк в нём отца увидал.
Как солнце, он ясен, высок и могуч.
И греет народы теплом его луч.
Он, как океан, необъятно велик...
Обидно Джамбулу, что беден язык,
И слов не хватает, чтоб так прозвенеть,
Чтоб сталинский гений достойно воспеть…
3. Высшая цель — коммунизм
Отрывок из доклада Н.С.Хрущёва
на XXII съезде КПСС 18 октября 1961 г.
Коммунистическое общество будет иметь самую развитую технику, самое развитое и организованное производство, самые совершенные машины. Но управлять машинами будет человек. Без человека машины мертвы. Поэтому точность, организованность, дисциплина — священное правило, обязательная норма поведения каждого труженика. Свои обязанности они будут выполнять не подгоняемые бичом голода, как при капитализме, а сознательно и добровольно. Все советские люди должны трудиться так, чтобы, когда будет построено светлое здание коммунизма, каждый мог сказать: здесь имеется и мой вклад.
4. Развитой социализм
Отрывок из стихотворения Николая Доризо “По зову сердца”,
написанного в 1976 г. и посвящённого XXV съезду КПСС
…Да, Партия — всех наших дел начало,
Все стройки века — плоть её души.
И думая о том, что будет завтра,
Мы говорим с волненьем в этот час:
Ты, Партия, одна у нас, как правда,
Ты, Партия, как жизнь, одна у нас…
1. Социализм по-ленински
Стихотворение Зинаиды Гиппиус,
написанное в конце 1917 г.
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кромешным обуянным сном
Народ, безумствуя, убил свою свободу
И даже не убил — засёк кнутом!
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,
Смеются пушки, разевая рты,
И скоро в прежний хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь.
2. Социализм по-сталински
Стихотворение Булата Окуджавы
…Вот эпоха всем эпохам!
Это ж надо — день ко дню
Пусть не сразу, пусть по крохам
Обучала нас вранью.
И летал усатый сокол,
Целый мир вгоняя в дрожь.
Он народ ценил высоко,
А людей не ставил в грош.
Нет, ребята, вы не правы
В объясненье прошлых драм,
Будто он для нашей славы
Нас гонял по лагерям.
С его именем ходили
(это правда) на врага,
но ведь и друг дружку били
(если правда дорога).
А дороги чем мостили?
А за всё платили чем?
Слишком быстро всё простили,
Позабыли между тем …
3. Высшая цель — коммунизм
Отрывок из доклада Н.С.Хрущёва на XXII съезде КПСС 18 октября 1961 г.
Чаша коммунизма — это чаша изобилия, она всегда должна быть полна до краёв. Каждый должен вносить в неё свой вклад и каждый из неё черпать. Было бы непоправимой ошибкой декретировать введение коммунизма, когда не созрели все необходимые условия. Если бы мы объявили, что вводим коммунизм в условиях, когда чаша ещё далеко не полна, то пришлось бы черпать не по потребностям. Мы бы только скомпрометировали идею коммунизма, подорвали инициативу трудящихся и задержали движение к коммунизму. Мы руководствуемся строго научными расчётами. А расчёты показывают, что за 20 лет мы построим в основном коммунистическое общество. (Продолжительные аплодисменты)
4. Развитой социализм
Стихотворение из сборника А.Галича “Когда я вернусь”, 1977 г.
Мы землю долбили,
Мы грызли железо,
Мы грудь подставляли под дуло обреза.
А вы, проезжая в машине “Победа”,
В окно нам кричали:
— Достройте!…Добейте!…
И мы забывали,
И мы забывали
О сне и обеде,
И вы нас вели
От победы к победе!
А вы: “Победы” меняли на “Волги”,
А после: “Волги” меняли на “ЗИМы”,
А после: “ЗИМы” меняли на “Чайки”,
А после: “Чайки” меняли на “ЗИЛы”…
А мы надрывались,
Долбили, грузили!
Наталья ЛОЖНИКОВА,
учитель истории и обществознания,
г. Ачинск
В оформлении статьи использована
репродукция
картины художника Д.Налбандяна “Созидание во
имя мира”