Анфас и профиль |
Андрей КУЛАКОВ
Как и для чего изучать религии в системе общего среднего образования
Окончание. Начало см. № 6/2010
Несколько угасшая, было, дискуссия о том, какие знания о религии необходимы современному школьнику, в последние месяцы вновь заметно оживилась. Дело в том, что в 2010/2011 уч. году в ряде субъектов Российской Федерации в экспериментальном режиме вводится преподавание учебных предметов новой предметной области “Духовно-нравственная культура народов России”.
Методологическая концепция работы учителя
Религию можно изучать с разных позиций. Всё зависит от того, как сам изучающий лично относится к религии: является верующим, неверующим или просто не ставит перед собой вопроса: “Существует ли Бог?” Поэтому отношение исследователей религии к самой религии различно. Некоторые учёные ощущают личную религиозную связь с предметом изучения и благоговеют перед сакральным, а другие, не чувствуя этой связи, настроены нейтрально, третьи же видят в религии вредное заблуждение. Из первых рождаются теологи, и возникает связанный с этой наукой комплекс дисциплин. Из вторых — религиоведы и другие гуманитарии, изучающие культурологические и социальные аспекты функционирования религии. Из третьих — учёные и общественные деятели, ставящие своей целью скрытую или открытую борьбу с религией.
В нашем обществе десятилетиями господствовала марксистская парадигма в религиоведении. Она надолго закрепила в общественном сознании оценку религии как ложного мировосприятия, которое имеет исторические корни и соответствует определённым общественно-экономическим формациям и которое должно быть преодолено на более высоком этапе прогрессивного развития человечества. Такая концепция нередко превращалась в смертный приговор, вынесенный священникам, рядовым верующим, храмам, иконам. И это было страшно…
Исследования религии можно условно разделить на описательно-исторические, с одной стороны, и нормативные — с другой. Предметом исследований исторического характера являются структура религиозных представлений, их историческое развитие и т.д. Подобные исследования не содержат оценок к содержательной стороны религиозных доктрин. Нормативные исследования концентрируются вокруг выяснения истинности постулатов религии, приемлемости проповедуемых ею ценностей и других подобных аспектов. Кстати, теология как явление, принадлежащее к религиозной традиции, тоже составляет объект изучения религиоведов.
Хотя многие скептически относятся к возможности соблюдения принципов нейтральности и объективности в исследовании такого феномена, как религия, в научной литературе существует концепция, которую обычно называют позитивистской или феноменологической. Позитивистский подход к явлениям жизни характеризуется тем, что он исходит из факта существования какого-либо объекта, процесса или явления и оправдывает это существование. Изучение религии, с позитивистской точки зрения, ограничивается рамками того, что присуще ей как общественному историческому феномену и проявляется в социальной и культурной сфере. При таком подходе метафизические рассуждения о Боге, о высшей духовной природе религии признаются либо невозможными, либо несущественными. Такого рода позиция в известной степени приемлема для педагога, хотя и уязвима для критики. Ведь большинство людей, сделавших свой идеологический выбор, мыслит в системе координат: “кто не с нами, тот против нас”.
С точки зрения Конституции и законов России, все обозначенные выше позиции в отношении изучения религии — религиозная (теологическая), антирелигиозная (критическая) и нейтральная (феноменологическая) — имеют равное право на существование в образовательном процессе. Ведь в нашем обществе не существует “государственной” или “общепринятой” идеологии, которая располагает монополией на истину. Согласно Закону об образовании, в российской школе должно быть обеспечено разнообразие мировоззренческих подходов, а религиозное мировоззрение совершенно не относится к числу запрещённых!
Что касается самого принципа “светскости” образования, то он, как показала практика, может пониматься по-разному. Заметим, что “светский” — отнюдь не значит “антицерковный” и “антирелигиозный”. Светскость образования гарантируется, прежде всего, тем, что ни одна партия, ни одна идеология или конфессия не имеет права брать образование под свой контроль и ограничивать допуск в школу тех, кто исповедует иные взгляды. Заметим попутно, что в нашей стране не существует запрета на профессии по принципу отношения к религии. Это вполне относится и к религиозному мировоззрению. То есть учитель может быть как верующим, так и неверующим, а, следовательно, если он выполняет государственный образовательный стандарт, то может воспитывать учеников в духе своего мировоззрения.
Так какую же мировоззренческую позицию можно считать наиболее приемлемой для учителя массовой общеобразовательной школы? Можно ли избрать некую “универсальную” методологию? Автор этих строк считает, что, несмотря на все противоречия (в том числе и законодательные), у педагога нет сегодня иного пути, нежели ознакомление учащихся с различными подходами и концепциями в изучении религии — как с богословско-теологическими, так и с нерелигиозными. Задача учителя состоит в том, чтобы представить ученикам различные позиции и, не вступая в полемику с представителями богословия или атеизма, по возможности раскрыть содержание религии, её роль в жизни каждого человека и общества на основе фактического материала. В таком ключе можно осветить проблемы происхождения и эволюции религии, вероучения, культа, организации современных мировых и нетрадиционных религий, положения религиозных организаций в современной России. При подаче материала следует чётко обозначать позиции, не отдавая предпочтения ни одной из них.
В контексте поставленных нами целей религию уместно рассматривать как общественный феномен вне мировоззренческого вопроса о “бытии Божьем”, избегая крайностей как натуралистического взгляда (трактующего религиозные понятия как иллюзорные, фантастические), так и теологического (рассматривающего конкретную религию как связь человека с абсолютным трансцендентным началом — Богом). Изучение религий должно продемонстрировать учащимся, что одно и то же явление может рассматриваться с разных, подчас противоположных позиций, что это естественно и нормально, что многообразие взглядов служит взаимному обогащению людей, а также укреплению единства и стабильности общества.
Мудрые люди говорят, что спор атеиста с верующим бессмыслен, поскольку спорящие придерживаются противоположных взглядов на основной тезис. Любой спор такого рода превращается во взаимные обвинения в мракобесии и невежестве, а аргументы одной стороны не имеют для другой никакого смысла. Между верой и неверием лежит вечная проблема свободы выбора. Но сделать этот выбор осознанно можно, лишь усвоив и переработав в собственном сознании огромную сумму фактов. Описание этих фактов – начальная стадия их усвоения. Именно этим и должен заняться преподаватель.
На практике такой подход иногда ошибочно принимают за экуменизм и релятивизм. Чтобы избежать таких обвинений, подчеркнём, что автор этих строк не выступает за “объединение” религий, признаёт факт существования межконфессиональных различий, ни в коей мере не желает “встать выше этих различий” или выступить “третейским судьёй” в богословских спорах.
Не дело учителя искать аргументы в пользу “истинности” или “ложности” той или иной религии. Ошибочен и такой подход, согласно которому “сложение” разных религиозных истин может дать в результате некую истинную сверхрелигию, которая удовлетворит всех. История наглядно показывает, что такие попытки всегда приводили к провалу. В результате вместо умиротворения в мире межрелигиозных взаимоотношений возникал новый очаг напряжённости.
Заметим и такое немаловажное обстоятельство: “объясняя, что такое религия вообще, человек всегда невольно исходит из той модели религии, которая ему привычна, с которой прямо или косвенно связан он сам, его родственники, близкие, соотечественники. Эта конкретная религия представляет собой образец, по которому люди судят, как правило, о других религиях, распространённых в мире. Поэтому понять, что представляет собой религия вообще, религия как явление, невозможно, не познакомившись с различными религиозными учениями”.
Следует научить школьников различать две задачи, которые до сих пор часто смешиваются в массовом сознании: изучение религий и обучение религии. Вторая задача осуществляется с целью образовать и воспитать верующего человека. Если изучение религии уместно в массовых государственных учебных учреждениях, то обучение религии — дело конкретных конфессий, которое они осуществляют своими силами и на свои средства.
Учитель, ведущий курс по изучению религий, должен чётко обозначить позицию: мы будем рассматривать разные религии именно с точки зрения истории, культуры, политики. Никто не будет убеждать аудиторию верить или не верить в Бога, признавать или не признавать истины того или иного вероучения. Государственная общеобразовательная школа не должна ставить своей целью вести как религиозную, так и антирелигиозную пропаганду. Это положение определено Конституцией и законами нашего государства. Идти или не идти в церковь, мечеть, молельный дом — это дело вашего свободного выбора, ваших убеждений, традиций семьи.
И ещё. Верующим людям, твёрдым последователям той или иной религии, тоже полезно знать о том, что кроме их вероучения существуют и другие, за которыми стоят многие тысячи, а может быть, и миллионы убеждённых последователей. Оставаясь верными своей Церкви, они станут более терпимыми, смогут понять и правильно оценить действия “иноверцев”, наконец, обогатят представление о собственной вере.
Какие задачи стоят перед учителем школы,
знакомящим учащихся с религиями?
Глубокое изучение религии — задача специального образования, необходимого не для всех. Ведь массовая школа призвана выпускать в жизнь культурного и образованного человека с широким кругозором, а не специалиста или носителя конкретной профессии. Поэтому школьный учитель должен решать популяризаторские задачи. В нашем случае они таковы:
— в сжатой и популярной форме раскрыть мировоззренческие, социологические, политические, культурные и экономические аспекты религии как общественного феномена;
— корректно и (что очень важно) занимательно рассказать учащимся о мире религий, подчеркнув факт его многообразия;
— рассказать об истории возникновения религий, существующих в мире и в России, обстоятельствах их появления и распространения;
— познакомить учащихся с основателями, виднейшими пророками, реформаторами и выдающимися деятелями разных религий;
— занимательно осветить особенности учений различных религий (в первую очередь, их этической составляющей), подчеркнув многообразие подходов к проблеме человеческой нравственности;
— описать различные религиозные традиции, которые не ограничиваются только церковной сферой, но и существенно влияют на быт, а также на повседневную жизнь людей;
— познакомить учащихся с особенностями духовного и церковного искусства, а также с памятниками религиозной культуры, включая, в первую очередь, Россию, а также край (город, село), где находится данная школа;
— постараться привить уважение к этим памятникам, научить основным приёмам их изучения и сохранения;
— познакомить учащихся с ролью религий в истории нашего Отечества, а также в истории других стран мира;
— наглядно показать влияние религии на характер этносов и их историческую судьбу;
— в деликатной форме познакомить школьников с особенностями психологии последователей той или иной религии, поставив при этом в качестве конечной задачи воспитание терпимости и уважения к инакомыслящим;
— научить элементарным приёмам этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями религий, наиболее распространённых в России и за её пределами;
— осветить современное состояние религиозной жизни российского общества и наиболее острые проблемы, которые в связи с ней возникают;
— защитить молодёжь от разрушительного влияния опасных организаций, действующих под религиозными лозунгами;
— показать современную статистику и географию распространения религий в России и в мире в её динамике.
Хотя изучение религий не может быть построено на основе предпочтения какой-либо одной конфессии в ущерб другой, следует учитывать, что в истории нашей страны те или иные религии сыграли неодинаковую роль. С этим фактом необходимо считаться при отборе материала, большая доля которого будет непременно связана с православным христианством. Роль этой религии особенно внимательно и подробно рассматривается в связи с историей страны, развитием нашей культуры, российскими общественными устоями, традициями и бытом людей. Не исключено, что в ряде регионов России структуру преподавания необходимо будет скорректировать, уделив большее внимание тем религиям, которые исторически получили там самое широкое распространение.
Учащимся целесообразно давать как можно больше сведений об обычаях и традициях религий, с последователями или служителями которых они могут встретиться в жизни. Как обращаться к этим людям? Как избежать неловких положений? Как вести себя в храме, если ты попал туда случайно, например, в ходе ознакомительной экскурсии и т.д. Все эти сугубо практические вопросы должны быть максимально подробно разъяснены на уроках.
На уроках подчеркнём, что обращаться к любому человеку нужно доброжелательно и с открытым сердцем, не держа “камня за пазухой”. Благодаря этому возникают доверие, терпимость, открытость. Следует обращать внимание на некую формальную сторону: правильно назвать титул священнослужителя, имя собеседника, соблюсти некоторые необходимые формы поведения (для разных религий они различны). Искренность и доброжелательность, простота (не доходящая до фамильярности) сделает наши возможные ошибки простительными. Вспомним поговорку: что “лезть со своим уставом в чужой монастырь” — отнюдь не признак высокой культуры.
Все мы живём в одном мире. Уважая убеждения других, мы тем самым проявляем уважение и к самим себе, к своим мнениям и убеждениям. Чтобы выразить уважение, полезно быть внимательным слушателем. Люди чувствуют свою ценность, когда кто-то проявляет вежливость, выслушивая их.
Превратить человека, придерживающегося иных взглядов, особенно религиозных, в своего врага очень просто. Сделать противника другом значительно сложнее. Здесь необходимо уважение и терпимость. Даже если вы уверены в том, что ваш оппонент находится в плену заблуждений, не будем спешить проявлять категорическое неприятие его позиции, а постараемся выслушать и понять своего оппонента. Если каждая из сторон остаётся при своём мнении — это не трагедия и не повод для вражды. Общество становится гораздо богаче, если мы с терпимостью относимся к различным мнениям людей, в том числе религиозным. Однако терпимость имеет пределы. Люди не должны терпеть взаимного унижения, насилия, несправедливости, лжи, даже если всё это совершается под религиозными лозунгами.
Заметим также, что среди людей, в том числе и современных россиян, существуют некоторые упрощённые представления (иногда частично верные, а иногда ложные) о том, что представляют собой люди, относящиеся к разным нациям, религиям. Эти предубеждения называют стереотипами. Они помогают предугадать, что можно ожидать от мусульман, буддистов, христиан... Но подобные обобщения часто оказываются искажёнными и преувеличенными, поэтому руководствоваться ими небезопасно.
Говоря о возвышающей роли религии, не надо излишне “лакировать картинку”, т.е. исключать критический подход к трагическим явлениям и фактам истории, которые имели религиозную подоплёку. Однако многие события такого рода (религиозные войны, крестовые походы, сопровождавшиеся грабежом и насилием, преследование людей за иную веру или за безверие и т.п.) зачастую связаны с элементарным стремлением людей к влиянию, к власти и обогащению. Какими лозунгами они прикрывались — вопрос, не связанный напрямую с религией и верой.
О специальном курсе по изучению религий
Наряду с курсами, упоминавшимися в начале этой лекции и связанными с планируемым экспериментом, в учебный план школы может быть включён элективный курс “Религии мира” (“История религий”, “Религии в России”). Вопрос о введении курса каждая школа решает в зависимости от своей специфики. Гимназии и лицеи повышенного уровня, к тому же имеющие гуманитарную ориентацию, будут, конечно, нуждаться в этом курсе в первую очередь.
Курс, посвящённый изучению религии, несколько лет преподаётся автором этих строк в старших классах (10–11), где учащиеся имеют уже некоторый жизненный опыт, интеллектуальные навыки и знания по предметам гуманитарного и естественного цикла. Так как учебные планы современной школы перегружены и продолжают пополняться новыми актуальными дисциплинами, курс должен быть выстроен как максимально компактный. Оптимальный срок его изучения не должен превышать одного года. Можно отвести для изучения курса одно полугодие (семестр), что, как показывает опыт, даже предпочтительнее. В этом случае количество часов в неделю, естественно, должно быть удвоено. Личная практика автора и его коллег позволяет рекомендовать преподавать религиоведческий курс в течение второй и третьей четвертей в 9-м классе. Таким образом, наши уроки не совпадут с хлопотным и напряжённым периодом окончания учебного года.
Такой курс теснейшим образом связан с изучением истории, граждановедения, философии, права, литературы и некоторых других дисциплин. Прочные связи устанавливаются на уроках по курсу с предметами эстетического цикла. Для тех школ, которые выберут курс, желательна комплексная увязка учебных планов всех гуманитарных предметов с учётом того содержания, которое он вносит в учебный процесс.
В идеале религиоведческий курс должен преподавать специалист-профессионал, но таковых специально не готовят, и найти их затруднительно. Поэтому вполне логично возложить эту работу на преподавателя истории и обществоведческих дисциплин. С курсом может справиться учитель другой специальности при условии, что он владеет тематикой, обладает набором литературы и возможностью для постоянного совершенствования. Если он широко образован, а также способен слушать, понимать и принимать мнения других, то его специальность не имеет большого значения. Категорически не подходят для преподавания курса люди негибкие, а также фанатичные борцы за какую-либо религиозную либо антирелигиозную идею.
В ходе командировок в разные регионы России автору приходилось сталкиваться с такими вопиющими фактами, когда за преподавание курса с удовольствием брались миссионеры современных религиозных течений, в том числе сект, признанных общественно опасными. Администрация школ оказывалась неспособной или не желала распознать столь тревожный факт. В связи с этим хочется ещё раз подчеркнуть, что пропаганда религии, а также конфессиональное обучение может осуществляться в нашей стране только вне рамок государственной массовой школы и при условии обязательного согласия учащихся (если им исполнилось более 16 лет) или их родителей.
Преподаватель религиоведческого курса
В наши дни в Москве и во многих других регионах остро стоит проблема подготовки кадров учителей, преподающих религиоведческие курсы. С этой целью организуются специальные учебные потоки для подготовки и переподготовки преподавателей. Эти курсы обычно работают на базе местных институтов повышения квалификации работников образования. Всё более широкое распространение получает дистанционная система переподготовки кадров.
Различная степень подготовки учащихся, низкий уровень учебной мотивации и культуры — всё это создаёт определённые сложности для преподавателя. В классах высокой учебной мотивации, т.е. в гимназиях и лицеях, ориентирующих своих выпускников на интеллектуальный труд (в первую очередь, гуманитарного профиля), как показывает опыт, углублённое изучение подобных дисциплин идёт достаточно легко. Учащиеся активно и заинтересованно участвуют в учебном процессе, открыты к различным видам работы. В обычных школах мотивацию создавать труднее и об этом приходится постоянно думать. Учитель должен суметь показать практическую полезность приобретаемых знаний. К тому же, если сам он человек увлечённый, то ему не составит труда увлечь своих учеников.
Как уже говорилось, преподаватель не может не учитывать факта многонациональности и многоконфессиональности современной школы. В этих условиях особенно важными становятся корректность и деликатность. Хорошим приёмом является предоставление возможности детям из семей, исповедующих различные религии, рассказать в форме сообщения или доклада о своих религиозных и культурных традициях.
Заметим, что, как показал опыт, полезным и эффективным представляется умение учителя использовать окружающую культурно-историческую среду в учебных целях. Краеведческий элемент воспитывает бережное и уважительное отношение к культурному наследию. Споры и дискуссии, проводимые в классе, помогут лучшему усвоению фактов и формированию у учащихся понятийного аппарата.
Желательно, чтобы учитель имел тягу к разработке творческих заданий, прививающих навыки самостоятельного мышления, а также к поиску путей интеграции знаний, полученных на уроках обществоведческого цикла и других гуманитарных дисциплин, включая литературу и искусство.
Важнейшей стороной обучения по новому предмету является формирование у учащихся правильного методологического подхода к проблеме и изучаемому материалу. Успех достигается там, где учитель способен познакомить учащихся с различными подходами и концепциями религии: богословско-теологическими, философскими и научными.
Учитель должен хорошо знать фактический материал, свободно ориентироваться в учебном предмете. С этой целью он ведёт и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, которые, при современных информационных средствах, конечно же, приобрели другую форму и стали более эффективны. В них заносят новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т.д. Для успешной подготовки важно, чтобы у педагога не было проблем с фактическими знаниями, чтобы он уверенно владел учебным материалом.
По сути, овладение приёмами педагогической техники является одной из главных профессиональных задач каждого учителя. Знакомясь с описанием того или иного приёма, он каждый раз “примеряет” его на себя. Разумеется, не все приёмы “лягут” в процесс повседневной работы. Многое зависит от реальных обстоятельств и от личности преподавателя. Но, вооружившись даже несколькими приёмами и “отшлифовав их до блеска”, учитель может добиться прекрасных результатов. Необходимы конкретные умения и навыки по педагогическому воздействию на отдельных учащихся и коллектив. У преподавателя должны быть правильная дикция, поставленный голос, правильное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции.
Мобилизация творческого самочувствия перед предстоящим общением, актёрско-режиссёрские умения позволяют влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им свой опыт.
В заключение необходимо ещё раз подчеркнуть, что ключом к методике преподавания нового курса должно стать признание и реализация права каждого человека (в том числе, ученика) на выражение собственных убеждений и мнений. Это напрямую вытекает из идеи диалога культур, столь популярной в наши дни. Не проявляй агрессии, не навязывай готовых рецептов, уважай мнение оппонентов, давай учащимся, по-возможности, полную, объективную и многогранную информацию — вот главные требования к учителю.
Каковы основные принципы методики
преподавания курсов,
связанных с изучением религии?
В целом методические принципы, лежащие в основе преподавания нашего курса, имеют достаточно универсальный характер и вполне применимы к преподаванию всех дисциплин гуманитарного цикла.
Исходя из цели и содержания нашего предмета, невозможно его преподавание только в рамках традиционной классно-урочной системы, но нужна определённая её модернизация, а в необходимых случаях альтернатива. Дело в том, что для нас абсолютно не годятся авторитарные методы, по сути, методы принуждения.
В обобщенном виде методические принципы можно сформулировать так:
— максимальная деликатность, интеллигентность, уважение к личностям учащихся в процессе общения на уроках;
— учёт индивидуальных особенностей и склонностей каждого из учащихся, специфики семьи и атмосферы, в которой он воспитывается дома. Конфессиональные знания и навыки отдельных учащихся могут быть использованы на уроках (если это делается деликатно и по их собственному побуждению). Выявлять конфессиональную принадлежность учащихся (в любой форме) недопустимо. Учитель должен знать: чтобы побудить учащихся к полноценному разговору о религии, он должен достигнуть высокой степени доверия со стороны своих учеников;
— процесс обучения в рамках нашего предмета — это уважительный обмен информацией, постоянный диалог, в определённой мере, даже взаимное обучение учителя и старшеклассников. Учитель должен стараться не утрачивать способности удивляться, сомневаться и выражать эмоции перед школьниками. Ведь он тоже, в какой-то мере, является “учеником” в тех сложнейших, вечных вопросах, которые затрагивает. На различии взглядов можно строить поисковую методику обучения. Формула такова: “давайте искать ответ вместе, и нет ничего страшного, если, уйдя с уроков, мы будем иметь разные мнения”. Споры и дискуссии в классе не только не помешают, но и значительно облегчат работу педагога, помогут прочному усвоению учащимися фактов и понятийного аппарата;
— доброжелательный, деликатный и ровный тон в изложении учебного материала, отсутствие нетерпимости и однозначности в оценках. Исключение из этого правила касается только тех сюжетов в изучаемом материале, которые связаны с изучением ситуаций, опасных для жизни и здоровья учащихся;
— простота и “прозрачность” освещения учителем всех вопросов, включая самые сложные и отвлечённо философские. На уроках нет места ничему заумному и тяжеловесному. Если учитель не способен объяснить что-либо достаточно просто, коротко и доходчиво, значит, он сам не до конца разобрался в сути проблемы;
— на уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введённое понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно без ущерба исключить.
Начиная работу над курсом, желательно составить для себя “карту” понятий и терминов, разделив их на сквозные и специальные (применимые для той или иной конкретной религии).
В помощь учителю и учащимся создан словарь основных пособий, который завершает учебное пособие “Религии в России”. В нём содержится краткое объяснение понятий, терминов и названий, связанных с религией и религиозной жизнью России. Следует иметь в виду, что словарь ни в коей мере не заменяет даже самую краткую энциклопедию и предназначен лишь для того, чтобы облегчить школьникам изучение религиоведческого учебного курса.
Манера объяснения, беседы учителя должны быть увлекательными, яркими, артистичными. Не надо бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешённых тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала.
Учебная лекция — наиболее оптимальная форма урока для фундаментальных разделов нашего учебного курса. Её должны отличать экономичность во времени, научная строгость в изложении учебного материала и воспитательное значение для учеников. Лекция должна помочь в понимании фундаментальных основ темы, в ориентировке в проблемах, она призвана давать опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по изучаемым проблемам. Главное, это стремление совместно с учащимися искать пути решения проблемы, показать приёмы такого поиска и вместе идти к обоснованным выводам. Определяющим в успехе лекции остаётся личность учителя, его профессионализм и увлечённость предметом, умение так владеть аудиторией во время лекции, чтобы она нашла отклик на всех уровнях восприятия. Но лектор в информационном веке имеет на вооружении возможности аудио и видеотехники, информационных технологий, что существенно расширяет возможности изложения материала, позволяет повысить интерес учащихся к теме лекции. Лучше всего подходит к нашему предмету проблемная лекция с элементами дискуссии. Проблемный метод заключается в том, что учитель ставит проблему, создаёт проблемную ситуацию и сам показывает пути и способы её решения. Дискуссия даёт возможность привлечь учащихся к диалогу, учебный материал осваивается не на уровне воспроизведения, а более осознанно, на уровне творческого постижения материала.
В рамках религиоведческого курса могут широко использоваться элементы семинара, приёмы “лабораторной” работы, заключающейся в решении поисковых задач на основе документов. Учащиеся выполняют сравнительный анализ текстов, определяют конфессиональную принадлежность их авторов и т.д.
Главное, что должно отличать семинар от других видов учебных занятий, это то, что каждый участник семинара может высказаться и быть внимательно выслушанным. Непременным условием для этого должно быть стремление к общей цели, а результатом — укрепление дружеских отношений при возможной разноголосице мнений.
На уроках возможна организация групповой работы учащихся. В этом случае следует придерживаться следующих принципов:
а) каждый должен уметь слушать своих товарищей;
б) каждый должен принимать участие в работе;
в) каждый должен просить о помощи, когда она ему нужна;
г) каждый должен оказать помощь, если его об этом попросят.
Как показывает опыт, самая лучшая группа состоит из 4—5 человек. Состав группы должен быть неоднородным (разный уровень развития, пол и т.д.), Школьников в группы распределяет учитель, но учащиеся могут выбрать группы на основе своей заинтересованности. Если в группе возникает конфликт, надо дать детям самим найти решение.
Многие уроки по курсу невозможны без использования настенных карт и атласов. Так как создание таковых на данном этапе не предусмотрено, можно использовать общегеографические или исторические карты, а также карты, отражающие расселение народов России. Существуют и специальные настенные этно-конфессиональные карты России, однако в общеобразовательной школе они распространены мало и используются в основном в практике вузов.
Вполне уместно использование на уроках фрагментов художественной литературы, поэзии. Необходимо демонстрировать произведения изобразительного искусства, прослушивать небольшие музыкальные фрагменты. Это делает уроки красивыми и поэтичными. Так как создание готового учебного комплекта аудио и видеоматериалов пока также не планируется, можно пользоваться тем, что уже существует, например, слайдами по мировой художественной культуре (особенно при изучении ветхозаветной религии и христианства). Хорошо, если демонстрируемые памятники разнородны по своему художественному языку и относятся к разным эпохам. Учителю обязательно понадобятся изобразительные материалы по архитектуре храмовых сооружений разных религий.
Надо помнить, что наглядные пособия в процессе обучения сами по себе не играют особой роли, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащихся за определёнными явлениями. Учитель может (при помощи слова) сообщать сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждать правдивость своей информации. Однако, для нас предпочтителен другой путь: при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением.
Второй способ более эффективен, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, хотя чаще всего используется именно первый. Это объясняется тем, что первый способ более экономичен по времени, он проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям. На современном уроке обязательно должен присутствовать звук. Хотелось бы обратить особое внимание преподавателей на религиозную музыкальную культуру. Музыка — самый понятный всеобщий язык, она идёт от сердца к сердцу. И.С.Бах и П.И.Чайковский, например, принадлежали к разным христианским конфессиям, но их сочинения объединяют людей и возвышают мысли и чувства. Музыкальные образы не только вызывают встречные эмоции, но и объясняют философию различных религий. Используя на уроках музыкальные образы, учитель, преподающий курс такого рода, сможет попутно решать задачи эстетического воспитания.
Качество воспроизведения видеоряда и звукового сопровождения должно быть технологически совершенным. Если не соблюсти этого условия, то можно достигнуть плачевного результата. Ведь музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые мы будем демонстрировать, непривычен и малопонятен для большинства школьников. Хрипящий проигрыватель или магнитофон только испортят дело. В лучшем случае в качестве ответной реакции мы получим смех аудитории. Знакомство со школьной практикой показывает, что эта сторона организации педагогического процесса в нашей стране хронически недооценивается.
В настоящее время разрабатываются электронные версии религиоведческого курса, которые будут насыщены необходимым иллюстративным материалом.
Было бы очень полезным и эффективным использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о Православии будет во много раз эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма, стоящего на соседней улице. В ходе такой миниэкскурсии можно познакомить учащихся с его архитектурой и устройством. При этом следует учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а, следовательно, любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.
Некоторые уроки по курсу могут проводиться на воздухе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет способствовать решению ещё одной задачи — воспитанию уважительного и бережного отношения к старине, культурному наследию предков. Не исключено, что учащиеся приобщатся к работе по изучению, восстановлению и реставрации памятников.
Оценка знаний учащихся должна производиться с учётом того, как школьники знают факты, и владеют изученными понятиями (включая умение их применять). Особой проверки заслуживает умение пользоваться картой, а также справочным материалом, почерпнутым из словарей, справочников и других источников информации. Огромную помощь в изучении курса окажет Интернет. При оценке ответов, сообщений и докладов следует учитывать манеру учащегося излагать свои мысли, степень самостоятельности его взглядов, убедительность и яркость. Недопустимо снижать оценку за высказывание собственной позиции, даже если она полностью противоречит точке зрения учителя.
Обучение в рамках религиоведческого курса отвечает потребности современного ученика осмыслить, осознать, прочувствовать огромный круг явлений, составляющих понятие “религия” — ключевое в духовной сфере человека. Но для осуществления этой возможности ученику необходима активная позиция учителя, который, прежде всего своим примером, подводит ученика к необходимости такого диалога, а потом уже сам этот диалог вызывает захватывающий интерес к предмету. Одни только книги, пусть самые хорошие, не в состоянии охватить всю широту и отразить всю сложность и многообразие понятия религии. Для достижения целей курса необходим не только весь арсенал средств, собранный учителем в течение педагогической деятельности, но и некоторые новации.
В связи с этим необходимо остановиться на понятии “образовательная технология”, которое вовсе не отменяет привычный для нас термин “методика обучения”. Представляется необходимым различать значения двух распространённых терминов — “педагогическая методика” и “образовательная технология”. Необходимо найти соответствие одного понятия другому в единой педагогической системе, потому что говорить об образовательной технологии имеет смысл там, где процесс обучения строится как система. Практическому педагогу будет легче разобраться во множестве серьёзных и, вероятно, полезных научных разработок, если принять такой определяющий признак: методика направлена на то, чтобы учитель правильно построил свою деятельность, а технология – на организацию деятельности ученика. Более того, образовательные технологии и есть средство перевода педагогических теорий в практику. Образовательная технология обеспечивает повторяемость процесса и гарантирует достижение учащимися обязательных результатов обучения, при этом личностная ориентация и дифференцированный подход как условие организации обучения присутствует в любом учебном занятии. Урок только тогда будет технологичным, когда учитель в первую очередь планирует деятельность учащихся, а потом — свою, преподавательскую. Поэтому методика и технология взаимно дополняют друг друга.
Методики обучения могут быть разные, поскольку они связаны с определённым учебным содержанием различных предметов. Образовательная технология едина для различных предметов, могут меняться только её формы. Если вы впервые преподаёте предмет, посвящённый религиям, вы можете смело черпать знания из кладезя своего опыта для применения ранее наработанных технологий.
Среди современных образовательных технологий в последнее время получил широкое распространение “метод проектов”. В широком понимании проектом называют всё, что задумывается и планируется. В переводе с латинского “projectus” означает “брошенный вперёд”, т.е. это некий замысел в виде прообраза объекта. В курсе по изучению религии знания, полученные от участия в проекте, должны работать уже сейчас, не дожидаясь некоей взрослой жизни. Нужно чётко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.
Конечный продукт проекта может быть организован в виде обычной или виртуальной экскурсии, создания реального или виртуального музея (выставки), слайд-шоу, видеофильма, интерактивного электронного продукта, поддержки собственного Web-сайта и т.д.
Проектная деятельность учащихся при изучении нашего курса наиболее уместна в рамках тем, посвящённых истории тех или иных религий в конкретных регионах России. Например: “История распространения буддизма в нашем крае (области, республике)”. Объектами изучения станут народные традиции, религиозное искусство, фольклор, история религиозных общин и их судьба в разные периоды отечественной истории (включая советский), история храмов (включая недавно возведённые или возрождённые). Как уже говорилось, учащиеся могу принять участие не только в изучении объектов, но в их восстановлении, реставрации и т.п. А это особенно ценно с воспитательной точки зрения!
Проектная деятельность учащихся в наши дни немыслима без использования Интернета. Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют работать с колоссальным количеством информации. В сети Интернет сегодня можно найти оцифрованные книги, научные труды, электронные копии документов, тысячи отсканированных источников, коллекции фотографий, схем и многое другое. “Электронная эпоха” ставит перед исследователями новые проблемы, касающиеся достоверности вводимых с помощью компьютера сведений, оперирования информацией, а также проблемы нормативно-правового плана.
Если говорить о преподавании религиоведческого курса в рамках новой образовательной области “Духовно-нравственная культура”, то здесь существуют немалые отличия в концепции, а также целях, задачах, а, следовательно, в методике обучения, если сравнить эту работу с преподаванием религиоведческих курсов для старшеклассников. На сегодняшний день ещё рано говорить о деталях, т.к. соответствующий педагогический опыт ещё не накоплен. Если таковой опыт и есть, то это в большей степени касается изучения основ православной (исламской, буддийской, иудаистской) культуры, а не обзорного изучения религий. Надо понимать, что учащиеся 4—5классов, т.е. подростки 10—12 лет переживают довольно сложный период, характеризующийся как возрастным, так и образовательным переломом. В это время формируется новый уровень самосознания, пробуждается интерес к себе, существенно повышается самооценка и уровень личностных притязаний, укрепляется чувство собственного достоинства, появляется чувство взрослости. Кроме того, в этом возрасте происходит переход к основной ступени общего образования. В 5-м классе вместо одного педагога появляются разные учителя, преподающие разные предметы, а один класс заменяется кабинетной системой. Младшие подростки, которые были в выпускном классе начальной школы самыми взрослыми, в основной школе оказываются самыми маленькими. В начальной школе широко применяются технологии развивающего обучения, а в основной школе, по сложившейся традиции, обучение идет более линейно, репродуктивно, знания учащихся нередко оцениваются с “единственно правильной” точки зрения, что плохо соотносится с задачами новой образовательной области.
Если рассматривать все “за” и “против” выбора в качестве плацдарма для духовно-нравственного образования именно рубежа начальной и основной школы, то в качестве позитивного фактора может рассматриваться то обстоятельство, что новые предметы (при правильной организации процесса) смягчат кризисные явления переходного периода. Новые предметы будут преподаваться в тот момент, когда у подростка закладываются основы самооценки взрослого человека. Ведь содержание новой предметной области ориентировано на формирование у учащегося установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.
Безусловно, ценности не усваиваются только лишь путём запоминания информации о них. Поэтому учителю мало сказать: “будь добрым”. Он должен создать условия для нравственного выбора, для применения полученных знаний, обеспечить диалог между собой и учащимися. Поэтому задачи, которые должны быть поставлены в ходе изучения предметов новой области, существенно отличаются от задач изучения религий в качестве культурологического курса для старшеклассников. Здесь речь идёт в первую очередь именно об этической стороне вопроса, о приобщении младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, нормам, о развитии представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности.
Вероятно, если для старшеклассников более уместно говорить об отличиях и специфике различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений, об их конфликтах, то для младшего школьника важнее сформировать представления об общности и светской, и религиозной духовности в единой духовной традиции России. Необходимо показать значение нравственности, традиционных моральных норм в жизни человека, сформировать отношение к таким феноменам как “мораль”, “религия”, “гуманизм”, “духовность”, “традиция”. Краткое изложение истории религий необходимо особо тесно связать с событиями культурно-исторической жизни России, российских народов, края, республики, области, города, села. Приобщение школьников к национальным ценностям может успешно решаться на примерах жизнеописаний святых, мучеников, духовных подвижников, национальных героев. Очень неплохо, если на уроках будут присутствовать примеры из жизни людей, проживающих или проживавших в родном крае (городе, селе).
Если говорить об отборе историко-религиоведческого содержания для учащихся 4—5 классов, то, вероятно, это будет напоминать хорошо известный педагогам жанр “эпизодических рассказов”. Такие рассказы должны быть яркими, иметь сюжет, определённую завершённость. Разработка религиоведческого курса для рубежа начальной и основной школы уже ведётся, но его внедрение — дело будущего. Поэтому пока учителю придётся делать отбор самостоятельно, взяв за основу существующие пособия, ориентированные на старших школьников.
Учитывая специфику аудитории, учителю следует уделить особое внимание изображению, видеоряду, а также звуку (в том числе музыкальному). Если даже для старшеклассников лекционная форма занятий не может быть подавляющей, то учащиеся рубежа начальной и основной школы тем более не выдержат даже самого интересного, но неумеренно длинного “говорения” учителя. Процесс надо максимально разнообразить! Несмотря на свой возраст, учащиеся вполне могут выполнять работы, имеющие форму доступных им проектов, о чём говорилось выше.
Статья подготовлена при поддержке компании «АвтоРезерв». Если вы решили приобрести качественный и надежный автомобиль, то оптимальным решением станет обратиться в компании «АвтоРезерв». Перейдя по ссылке: «дилер ваз mkad14.ru», вы сможете, не отходя от экрана монитора, оформить кредит на выгодных условиях. В компании «АвтоРезерв» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
А.Е.КУЛАКОВ,
старший научный сотрудник
Федерального института развития образования
Фото Е.Крылова
В 2010/2011 уч. году Педагогический университет “Первое сентября” предложит своим слушателям курс А.Е.Кулакова “История религий в России: методическое сопровождение”. Условия обучения и другие важные сведения вы сможете узнать на сайте ИД “Первое сентября”.