Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №4/2010
Рецензия

 

Своё представление

О.Ю.Стрелова, В.А.Шестаков, Е.Е.Вяземский
История России. XX — начало XXI века: хрестоматия-практикум для 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / М.: 000 “ТИД “Русское слово — PC”, 2010.


В середине прошлого года учительская общественность могла ознакомиться со стандартами нового поколения, ориентирующими учителя на деятельностный подход в обучении. Понятно, что эти новые стандарты потребуют создать новые формы и методы работы по освоению учащимися исторического материала. Уже сейчас пошли разговоры о внедрении новых технологий исторического образования, таких как “проектная деятельность”, “компетентностный подход”, “усиление информатизации исторического образования”.

Дальнейшее развитие системы исторического образования должно осуществляться, имея цель — удовлетворение социокультурных и духовных потребностей обучающегося, формирование его как творческой личности, что должно стать ведущим фактором экономического и социального прогресса общества.

В современной школе всё больше внимания уделяется самостоятельности учащихся, практической значимости изучаемого исторического материала, умению учащихся пользоваться знаниями в повседневной жизни. В последнее время всё более видное место в историческом образовании занимает исторический документ. Фрагменты источников привлекаются для конкретизации темы, её иллюстрации, придания большей убедительности материалам учебника и рассказу учителя. Работа с документом способствует выработке исследовательских умений учащихся, развитию критического оценочного мышления.

Некоторые современные методисты и учителя являются сторонниками замены стандартных учебников (с монологичной субъективной передачей автором исторического материала) на различного рода хрестоматии, книги для чтения. Опираясь на опыт трудовой школы 1920-х гг., обходившейся без учебников и породившей новые жанры учебных пособий, такие как “рабочие книги” (А.А.Введенский и др.), “подвижная лаборатория по обществознанию” (Б.Н.Жаворонков и др.), “рассыпные учебники”, — учёные обосновывают необходимость замены учебника на работу учащихся с документально-методическими комплексами (ДМК) и самостоятельное выдвижение ими версии исторических событий.

Современные учебники по истории зачастую содержат фрагменты различных источников, изучение которых на уроке даёт возможность учащимся получить более объективный, панорамный взгляд на описываемые события. Однако формат учебника не позволяет привлечь достаточное количество фрагментов исторических документов, а объём представленных источников недостаточен для формирования чётких позиций учащихся по прочитанному материалу. Наряду с учебниками существуют также различные хрестоматии и книги для чтения, “привязанные” к определённым учебникам.

В начале 2010 г. в издательстве “Русское слово” вышла в свет хрестоматия-практикум авторов О.Ю.Стреловой, В.А.Шестакова и Е.Е.Вяземского “История России. ХХ — начало ХХI века” для общеобразовательных учреждений профильного уровня. Данное учебное пособие рекомендовано РАН РФ и РАО РФ, что уже говорит о высоком уровне представленного материала.

Авторы считают, что эта хрестоматия-практикум поможет школьникам углубить их знания по названному периоду российской истории, станет необходимой частью учебно-методического комплекта. Стоит разобраться в основных отличительных особенностях данного пособия, его преимуществах и перспективах.

Перед нами инновационная модель учебной книги, которая, с одной стороны, может стать альтернативой учебника по истории, а с другой — неотъемлемым дополнением учебного пособия, без “привязки” к конкретному изданию и авторскому коллективу. Авторы хрестоматии, переосмыслив богатый методический опыт прошлого, сообразуя его с актуальными задачами времени, выдвинули лозунг познания истории через осмысление и творческий анализ исторических документов.

В хрестоматии представлены разные типы и виды источников, включая правительственные и партийные документы, материалы периодической печати, воспоминания современников, архивные источники (часть которых ранее не публиковалась). В разделе пятом, например, посвящённом истории современной России, дополнительно привлекаются информационные источники нового типа: ресурсы Интернета, данные ВЦИОМ.

Все учебные документы (фрагменты источника) содержат вопросы для учащихся, составленные так, что альтернативные, проблемные, аксиологические вопросы и задания доминируют над репродуктивными. Это продуманный приём, т.к. именно первые способствуют развитию навыков критического мышления, логики, а также нравственному становлению личности школьников, учат их разбираться в мотивах и причинах тех или иных событий и человеческих поступков.

Пособие состоит из пяти разделов, каждый из которых охватывает конкретную эпоху нашей истории. Формулировки названий разделов и их периодизация нетипичны, что соответствует авторским установкам на проблемный подход:

1. Россия на переломе (1900—1921).

2. Становление советской системы (1922—1939).

3. Испытание войной и миром (1939—1953).

4. Кризис и крах советской системы (1954—1991).

5. Российская Федерация (1991—2008).

Современный методический аппарат, навигационные карты к каждому разделу дают возможность учащимся научиться плодотворно работать с историческими источниками, что также является плюсом данного издания. Хрестоматия содержит внушительный объём различных источников (223!), словарь опорных понятий, персоналии, и, что очень важно — главу “Самая захватывающая часть работы историка”, содержащую основные рекомендации для старшеклассников по эффективной работе с историческим источником, в которой увлекательно и доступно дана пошаговая инструкция для молодого исследователя. Эту главу можно рассматривать как один из кирпичиков в фундаменте профессионального ориентирования старшеклассников. Ведь если они увлекутся изучением документов, это будет первым шагом в их становлении как настоящих историков в будущем!

Авторы поставили перед собой ряд задач: расширить и углубить информационные рамки учебников по ключевым проблемам курса истории, показать неоднозначность — альтернативность и многовариантность — исторических событий и их оценок в разные периоды истории, помочь учащимся овладеть навыками анализа исторических документов.

Пособие отличается информационной избыточностью, которую можно трактовать как открытое многоуровневое пространство разноплановых текстов. Особенностью этого учебного пособия по истории является свободный, но дидактически осмысленный порядок расположения структурных компонентов на страницах книги.

Стоит отметить достоинства данной хрестоматии-практикума в связи с актуальной проблемой многоперспективности современного исторического образования. Это качество — одно из ценностных оснований современного исторического образования школьников, живущих в поликультурном мире, педагогический принцип воспитания в духе толерантности и диалога.

В методологическом аспекте многоперспективность — это способ видения, изначальная установка на восприятие исторических событий, персоналий, процессов в культурной и общественной сферах. Однако способность рассматривать факты и их интерпретации с разных точек зрения (перспектив) не даётся человеку с рождения, а формируется в целенаправленном процессе обучения и воспитания.

Изучение истории, как известно, способствует становлению многоперспективного взгляда на мир едва ли не эффективнее других учебных предметов, поскольку анализ фактов прошлого и современности, их интерпретации и оценки происходят со всевозможных “наблюдательных пунктов”, “позиций”, точек зрения.

Учебный исторический материал, преподнесённый на страницах данного издания, воспринимается как многоголосый текст и способствует приобщению учащихся к диалогу культур и поколений. Работая с материалами пособия, учащиеся могут оценить историю с различных точек зрения, перспектив: пространства Россия—мир, субъектов общественных отношений, так или иначе причастных к историческому действию и/или его интерпретации. В связи с этим интересными могут стать задания по интерпретации учащимися происходивших событий с точки зрения психологии общения и культурологии (информационные различия и различия в восприятии, обусловленные разным положением человека или группы людей по отношению к предмету своего высказывания).

Пособие даёт широкие возможности решать названную задачу — в нём представлены воспоминания и свидетельства современников, а также активных участников событий, рассказы которых могут очень различаться, поскольку участники и наблюдатели способны занимать разные оценочные позиции по отношению к переменам в стране. Представленные в хрестоматии источники носят официальный и неофициальный характер, а значит, информация профильтрована, организована и преподнесена аудитории в строгом соответствии с этим. Кроме того, субъекты истории — это ещё и люди разного пола, возраста и жизненного опыта. Учитывая все эти особенности, становится возможным более детально и точно охарактеризовать описываемый исторический период.

Таким образом пособие полностью отвечает тем характеристикам, которые ему дают авторы, а также высокой оценке, данной РАН и РАО. Концептуальный подход авторов к подбору материалов для хрестоматии понятен и чёток, однако, возможно, в некоторых разделах, как раз с точки зрения многоаспектности, эти самые аспекты могли бы быть чуть шире. Например, в текстах по Гражданской войне отсутствуют материалы, характеризующие позиции видных деятелей Белого движения, при этом в воспоминаниях А.И.Деникина (“Очерки русской смуты”, “Путь русского офицера”) можно найти немало интересных наблюдений, обобщений, трактовок. Кроме того, несколько сужено представлены материалы по современному периоду российской истории (с 2000 г.) — не отражены взгляды на происходящее представителей оппозиции, независимых политологов, учёных и видных деятелей эпохи.

Однако всё это не умаляет достоинств пособия, не снижает его высокую планку. Расширение источниковой базы в том или ином направлении можно отнести к задачам думающего, ищущего педагога, которого данная хрестоматия должна подтолкнуть к самостоятельному поиску в целях повышения эффективности своих приёмов и методов работы.

Кроме того, новаторская концепция хрестоматии даёт возможность авторам уделить особое внимание проблеме человека в истории, которому необходимо сделать тот или иной выбор; показать судьбоносность, а подчас и драматизм этого выбора и его последствий для судьбы России, являющейся частью истории всего человечества. Подборка материалов, направленность вопросов и заданий к ним, акцентирование тех или иных проблем авторами говорит об их сопереживании истории своей страны, восхищении её достижениями и сожалением о, быть может, нереализованных возможностях. Свою позицию авторы выразили словами — “просвещённый патриотизм и гражданственность”.

Публикация статьи осуществлена при поддержке компании «Домус Финанс». Личное жилье – это форма независимости и статуса жильца, поэтому выбирая квартиру, стоит учесть множество факторов. Компания «Домус Финанс» предоставляет возможность купить квартиру в Пушкино по выгодной цене. Более подробную информацию вы сможете найти на сайте www.domus-finance.ru.

В заключение хочется ещё раз отметить: работа с пособием позволит учащимся как профильного, так и базового уровня (при использовании данных материалов в качестве дополнительных для подготовки к круглым столам, семинарам, лабораторным занятиям и др.) получить собственное представление о ключевых событиях российской истории XX — начала XXI в., что и составляет смысл изучения истории в школе.

Елена КАЛУЦКАЯ,
кандидат педагогических наук

TopList