Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №4/2010
Задание по теме

 

Одухотворение природы

Верования славян

Материал для подготовки урока на тему “Язычество славян”. 6 класс

Славянский поселок (www.ido.rudn.ru)

Цели и задачи урока: • знакомство учащихся с жизнью восточных славян; • обобщение знаний школьников о религии древних славян, пантеоне богов, языческих праздниках; • воспитание уважения к истории России.

Оборудование урока

• компьютер, проектор;

• CD-диск “Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века” — урок “Религия восточных славян” или подборка иллюстраций;

Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до XVI века. Учебник 6 класс. М., 2004.

• История России с древнейших времён до начала XVI века: хрестоматия для учащихся 6-х кл. М., 2007.

• Атлас по истории России с древнейших времён до начала XVI века (любое издание).

ХОД УРОКА

Знакомство учеников с темой, целями и задачами урока.
Обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках.
Работа с атласом по истории России

• Назовите племена восточных славян, расселившихся на территории нашей страны к IX веку.

• Назовите соседей восточных славян. Какие отношения были у них?

• В чём заключались особенности расселения восточных славян?

• Почему они селились по берегам рек?

• Какие занятия были распространены у славян?

• Как называется торговый путь, проходивший по территории восточнославянских племенных союзов? Покажите на карте, где он начинался и где заканчивался.

• Перечислите товары, ввозимые и вывозимые по торговому пути.

• Назовите два основных центра формирования восточнославянских поселений.

• Как управлялись племена восточных славян? Какие изменения произошли в управлении при переходе от родовой к соседской общине?

Учитель. Религиозные верования восточных славян принято называть язычеством.

В.М.Васнецов. “Сирин и Алконост.
Песнь Радости и Печали”. 1896 г. (www.blogs.mail.ru)

Вопросы

• Что такое язычество?

• У каких народов существовали подобные верования?

Учитель. Сейчас мы познакомимся с пантеоном славянских богов. Обратимся к документам — свидетельствам историка XIX в. В.О.Ключевского и ученого XX в. Б.А.Рыбакова.

В сохранённых древними и позднейшими памятниками скудных чертах мифологии восточных славян можно различить два порядка верований. Одни из них можно признать остатками почитания видимой природы. В русских памятниках уцелели следы поклонения небу под именем Сварога, солнцу под именами Даждьбога, Хорса, Велеса, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Огню и другим силам и явлениям природы. Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога, звались Сварожичами. <…> Уже в VI веке… славяне признавали повелителем вселенной одного бога-громовержца, то есть Перуна. …Перун — главное божество русских славян рядом с Велесом, который характеризуется названием “скотьего бога” (в смысле покровителя стад, а может быть, и в значении бога богатства).

Упыри — это вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворяющие зло.

Берегыни же (связанные со словом “беречь”, “оберегать”) — добрые, помогающие человеку духи. Одухотворение всей природы и деление её на доброе и злое начала — очень древние представления… Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты-обереги; в народном искусстве сохранилось много чрезвычайно древних символов добра и плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище, древний человек думал, что знаки добра, “обереги”, отгоняют духов зла. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растения, цветка.

Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, несомненно, связан с земледелием и действительно отражает более позднюю ступень развития человечества.

Род был верховным божеством неба и земли, распоряжавшимся всеми стихиями — солнцем, дождями, грозами, водой.

Поклонение богам
(www.nasharossia.narod.ru)
Идолы. Н.К.Рерих. 1901 г.
(www.gallery.crimea.ua)

Вопросы

• Каким силам природы поклонялись славяне?

• Как вера славян была связана с их основными занятиями?

• В чём заключалось “одухотворение природы” древними славянами?

• Воспользовавшись текстами документов и иллюстрациями, заполните таблицу:

Имя бога Чему покровительствовал Особенности изображения
     

Учитель. Не только боги, но и многочисленные духи играли важную роль в жизни наших предков — славян. Поиграем в такую игру: я буду называть имя духа, а вы попробуете угадать, чему он покровительствовал, что собой представлял — был добрым или злым. Но нужно помнить о том, что эти духи, в которых верили наши предки, уже давно стали лишь сказочными персонажами.

После игры ответы ребят можно сравнить со словарём. Приложение 2.

Учитель. Особое отношение сложилось у славян по отношению к умершим предкам — чурам. Вот что пишет летописец в “Повести временных лет”:

Бог Велес. Бог Ярило.
Ю.С.Ушаков 1969 г.
(www.kizhi.karelia.ru)

И если кто умирал, то устраивали по нём тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах.

ТРИЗНА — это погребальный обряд, сопровождающийся песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями и пиром.

Вопросы и задания

• Как славяне относились к умершим сородичам?

• Существовал ли у них культ предков?

• Как вы думаете, что символизировала тризна, которую устраивали на поминках умершего?

• Зная, что “чурами” славяне называли своих предков, попробуйте объяснить, что значит выражение “Чур меня!”

Учитель. Особую роль в жизни славян играли языческие праздники. В такие дни наши предки приносили богам жертвы — закалывали животных, пекли пироги, варили пиво и возносили молитвы. Некоторые праздники сохранились и в наши дни. Какие языческие праздники вы знаете?

Заранее подготовленные ученики рассказывают о языческих праздниках. См. Приложение 1.

Учитель. Урок, посвящённый религиозным верованиям славян, завершён.

Давайте подведём итоги.

Домашнее задание.

Параграф 7.

Составить кроссворд по теме урока.

Тризна по Олегу. В.М.Васнецов. 1899 г.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Языческие праздники

КОЛЯДА — это языческий народный праздник, отмечаемый с вечера 24 декабря по 6 января ст.ст. Этот зимний праздник проникнут идеей плодородия, надеждами на будущую жатву и весельем, независимо от возраста и положения людей. Коляда всегда сопровождается играми, плясками и песнями. Главная величальная песня праздника — колядка, сопровождает обход колядующими деревни в образе ряженых — медведей, козлов и других животных — с целью сбора различных угощений.

Святки в деревне. Коляда. Начало 1880-х гг.
Гравюра (www.liveinternet.ru.ukoz.ru)

МАСЛЕНИЦА — это неделя, разделяющая в славянском народном календаре окончание зимы и приход весны. Широко отмечается у русских и сегодня. Основной едой на Масленицу были блины, символизирующие солнце. Первый блин обычно предназначался умершим: “для родительских душ”, а иногда отдавали нищим, также на “помин души”. К празднику Масленицы готовили различные развлечения, строили огромные катальные горы и выходили туда с блинами “встречать Масленицу”, веселиться и кататься.

Масленица. Б.М.Кустодиев. 1916 г. (www.liveinternet.ru)

Масленица была связана с множеством обрядов. Например, на праздник устраивали смотрины молодожёнов: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на виду. “Зарывали” в снег или осыпали снегом. Когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им “целовник” — когда односельчане могли прийти в дом и поцеловать молодую.

Самым ярким и запоминающимся был последний день — “проводы”, сопровождающиеся сжиганием чучела Масленицы. К этому дню из соломы или тряпок делали куклу, наряжали её в женскую одежду, а затем несли через всю деревню на шесте, иногда посадив на колесо; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю.

Ночь накануне Ивана Купалы. Фрагмент.
Г.И.Семирадский. 1880-е гг. (www.liveinternet.ru)

КУПАЛА — это народный праздник летнего солнцестояния, отмечаемый 22 июня ст. ст. в самый длинный день в году. В древности сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами, связанными с огнём и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями. Считалось, что тот, кто найдёт в ночь праздника цветущий папоротник и сможет вынести его из лесу, не обернувшись на зов злых сил, на всю жизнь обретёт богатство и счастье. Символом праздника была девушка, раздающая цветы.

 

Низшие боги славян — духи

Волхв (ведун)
(www.liveinternet.ru)

БАННИК — дух бани.

БОЛОТНИК — злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину.

ВОДЯНОЙ — дух, обитающий в воде. Водяной живёт в воде, откуда он выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, близ водяных мельниц. Ему также приписывают власть над русалками. Народ представляет водяного стариком, покрытым болотною травою. Водяной требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников.

РУСАЛКА — дух в облике женщины, живущий в воде.

ДОМОВОЙ — представляет дух, который живёт в каждом доме. Он не делает зла людям, а только шутит, иногда даже оказывает услуги, если любит хозяев. Перед смертью кого-либо в семействе он воет, производит стук, хлопает дверями и проч. По общему поверью, живёт он зимой близ печки, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается там. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает их о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает. Тому, кого любит, завивает волосы и бороду в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. В простом народе к домовому питают уважение. В разговорах называют его “дедушкой, хозяином”. При переезде из дома непременно просят домового переселиться на новое место.

ЗМЕЙ — существо, сочетающее в себе свойства пресмыкающегося и человека.

КИКИМОРА — злой дух в облике женщины, появляющийся в доме.

ЛЕШИЙ — лесовик. Власть этого духа ограничивают одними лесами; а жилищем его являются густые камыши и лесные трущобы. Леший, как и домовой, может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего показывается он дряхлым стариком. Считается, что леший любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить в глушь, и когда шутка удалась, хохотать и хлопать в ладоши. Если кого он заведёт в лесу, то народ думает, что стоит только вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы выйти из лесу.

ЛИХО — дух зла, несчастья.

ОБОРОТЕНЬ — существо, обладающее способностью оборачиваться человеком или животным (обычно волком).

УПЫРЬ — немёртвый (живой мертвец) — существо, убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающее их.

Наталья ДОРОЖКИНА

TopList