Задание по теме |
Одухотворение природы
Верования славян
Материал для подготовки урока на тему “Язычество славян”. 6 класс
Славянский поселок (www.ido.rudn.ru)
Цели и задачи урока: • знакомство учащихся с жизнью восточных славян; • обобщение знаний школьников о религии древних славян, пантеоне богов, языческих праздниках; • воспитание уважения к истории России.
Оборудование урока
• компьютер, проектор;
• CD-диск “Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX века” — урок “Религия восточных славян” или подборка иллюстраций;
• Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до XVI века. Учебник 6 класс. М., 2004.
• История России с древнейших времён до начала XVI века: хрестоматия для учащихся 6-х кл. М., 2007.
• Атлас по истории России с древнейших времён до начала XVI века (любое издание).
ХОД УРОКА
Знакомство учеников с темой, целями и
задачами урока.
Обобщение знаний, полученных на предыдущих
уроках.
Работа с атласом по истории России
• Назовите племена восточных славян, расселившихся на территории нашей страны к IX веку.
• Назовите соседей восточных славян. Какие отношения были у них?
• В чём заключались особенности расселения восточных славян?
• Почему они селились по берегам рек?
• Какие занятия были распространены у славян?
• Как называется торговый путь, проходивший по территории восточнославянских племенных союзов? Покажите на карте, где он начинался и где заканчивался.
• Перечислите товары, ввозимые и вывозимые по торговому пути.
• Назовите два основных центра формирования восточнославянских поселений.
• Как управлялись племена восточных славян? Какие изменения произошли в управлении при переходе от родовой к соседской общине?
Учитель. Религиозные верования восточных славян принято называть язычеством.
В.М.Васнецов. “Сирин и Алконост.
|
Вопросы
• Что такое язычество?
• У каких народов существовали подобные верования?
Учитель. Сейчас мы познакомимся с пантеоном славянских богов. Обратимся к документам — свидетельствам историка XIX в. В.О.Ключевского и ученого XX в. Б.А.Рыбакова.
В сохранённых древними и позднейшими памятниками скудных чертах мифологии восточных славян можно различить два порядка верований. Одни из них можно признать остатками почитания видимой природы. В русских памятниках уцелели следы поклонения небу под именем Сварога, солнцу под именами Даждьбога, Хорса, Велеса, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Огню и другим силам и явлениям природы. Даждьбог и божество огня считались сыновьями Сварога, звались Сварожичами. <…> Уже в VI веке… славяне признавали повелителем вселенной одного бога-громовержца, то есть Перуна. …Перун — главное божество русских славян рядом с Велесом, который характеризуется названием “скотьего бога” (в смысле покровителя стад, а может быть, и в значении бога богатства).
Упыри — это вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворяющие зло.
Берегыни же (связанные со словом “беречь”, “оберегать”) — добрые, помогающие человеку духи. Одухотворение всей природы и деление её на доброе и злое начала — очень древние представления… Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты-обереги; в народном искусстве сохранилось много чрезвычайно древних символов добра и плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище, древний человек думал, что знаки добра, “обереги”, отгоняют духов зла. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растения, цветка.
Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, несомненно, связан с земледелием и действительно отражает более позднюю ступень развития человечества.
Род был верховным божеством неба и земли, распоряжавшимся всеми стихиями — солнцем, дождями, грозами, водой.
Поклонение богам
|
Идолы. Н.К.Рерих. 1901 г.
|
Вопросы
• Каким силам природы поклонялись славяне?
• Как вера славян была связана с их основными занятиями?
• В чём заключалось “одухотворение природы” древними славянами?
• Воспользовавшись текстами документов и иллюстрациями, заполните таблицу:
Имя бога | Чему покровительствовал | Особенности изображения |
Учитель. Не только боги, но и многочисленные духи играли важную роль в жизни наших предков — славян. Поиграем в такую игру: я буду называть имя духа, а вы попробуете угадать, чему он покровительствовал, что собой представлял — был добрым или злым. Но нужно помнить о том, что эти духи, в которых верили наши предки, уже давно стали лишь сказочными персонажами.
После игры ответы ребят можно сравнить со словарём. Приложение 2.
Учитель. Особое отношение сложилось у славян по отношению к умершим предкам — чурам. Вот что пишет летописец в “Повести временных лет”:
Бог Велес. Бог Ярило.
Ю.С.Ушаков 1969 г.
(www.kizhi.karelia.ru)И если кто умирал, то устраивали по нём тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах.
ТРИЗНА — это погребальный обряд, сопровождающийся песнями, плясками, военными играми, жертвоприношениями и пиром.
Вопросы и задания
• Как славяне относились к умершим сородичам?
• Существовал ли у них культ предков?
• Как вы думаете, что символизировала тризна, которую устраивали на поминках умершего?
• Зная, что “чурами” славяне называли своих предков, попробуйте объяснить, что значит выражение “Чур меня!”
Учитель. Особую роль в жизни славян играли языческие праздники. В такие дни наши предки приносили богам жертвы — закалывали животных, пекли пироги, варили пиво и возносили молитвы. Некоторые праздники сохранились и в наши дни. Какие языческие праздники вы знаете?
Заранее подготовленные ученики рассказывают о языческих праздниках. См. Приложение 1.
Учитель. Урок, посвящённый религиозным верованиям славян, завершён.
Давайте подведём итоги.
Домашнее задание.
Параграф 7.
Составить кроссворд по теме урока.
Тризна по Олегу. В.М.Васнецов. 1899 г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Языческие праздники
КОЛЯДА — это языческий народный праздник, отмечаемый с вечера 24 декабря по 6 января ст.ст. Этот зимний праздник проникнут идеей плодородия, надеждами на будущую жатву и весельем, независимо от возраста и положения людей. Коляда всегда сопровождается играми, плясками и песнями. Главная величальная песня праздника — колядка, сопровождает обход колядующими деревни в образе ряженых — медведей, козлов и других животных — с целью сбора различных угощений.
Святки в деревне. Коляда. Начало 1880-х гг.
Гравюра (www.liveinternet.ru.ukoz.ru)МАСЛЕНИЦА — это неделя, разделяющая в славянском народном календаре окончание зимы и приход весны. Широко отмечается у русских и сегодня. Основной едой на Масленицу были блины, символизирующие солнце. Первый блин обычно предназначался умершим: “для родительских душ”, а иногда отдавали нищим, также на “помин души”. К празднику Масленицы готовили различные развлечения, строили огромные катальные горы и выходили туда с блинами “встречать Масленицу”, веселиться и кататься.
Масленица. Б.М.Кустодиев. 1916 г. (www.liveinternet.ru)
Масленица была связана с множеством обрядов. Например, на праздник устраивали смотрины молодожёнов: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на виду. “Зарывали” в снег или осыпали снегом. Когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им “целовник” — когда односельчане могли прийти в дом и поцеловать молодую.
Самым ярким и запоминающимся был последний день — “проводы”, сопровождающиеся сжиганием чучела Масленицы. К этому дню из соломы или тряпок делали куклу, наряжали её в женскую одежду, а затем несли через всю деревню на шесте, иногда посадив на колесо; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю.
Ночь накануне Ивана Купалы. Фрагмент.
Г.И.Семирадский. 1880-е гг. (www.liveinternet.ru)КУПАЛА — это народный праздник летнего солнцестояния, отмечаемый 22 июня ст. ст. в самый длинный день в году. В древности сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами, связанными с огнём и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями. Считалось, что тот, кто найдёт в ночь праздника цветущий папоротник и сможет вынести его из лесу, не обернувшись на зов злых сил, на всю жизнь обретёт богатство и счастье. Символом праздника была девушка, раздающая цветы.
Низшие боги славян — духи
Волхв (ведун)
(www.liveinternet.ru)БАННИК — дух бани.
БОЛОТНИК — злой дух в болоте, старающийся затащить человека в трясину.
ВОДЯНОЙ — дух, обитающий в воде. Водяной живёт в воде, откуда он выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, близ водяных мельниц. Ему также приписывают власть над русалками. Народ представляет водяного стариком, покрытым болотною травою. Водяной требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников.
РУСАЛКА — дух в облике женщины, живущий в воде.
ДОМОВОЙ — представляет дух, который живёт в каждом доме. Он не делает зла людям, а только шутит, иногда даже оказывает услуги, если любит хозяев. Перед смертью кого-либо в семействе он воет, производит стук, хлопает дверями и проч. По общему поверью, живёт он зимой близ печки, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается там. Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает их о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает. Тому, кого любит, завивает волосы и бороду в косы, а кого не любит, то ночью щиплет до синяков. В простом народе к домовому питают уважение. В разговорах называют его “дедушкой, хозяином”. При переезде из дома непременно просят домового переселиться на новое место.
ЗМЕЙ — существо, сочетающее в себе свойства пресмыкающегося и человека.
КИКИМОРА — злой дух в облике женщины, появляющийся в доме.
ЛЕШИЙ — лесовик. Власть этого духа ограничивают одними лесами; а жилищем его являются густые камыши и лесные трущобы. Леший, как и домовой, может явиться к человеку в разных видах, но чаще всего показывается он дряхлым стариком. Считается, что леший любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить в глушь, и когда шутка удалась, хохотать и хлопать в ладоши. Если кого он заведёт в лесу, то народ думает, что стоит только вывернуть всю одежду наизнанку, чтобы выйти из лесу.
ЛИХО — дух зла, несчастья.
ОБОРОТЕНЬ — существо, обладающее способностью оборачиваться человеком или животным (обычно волком).
УПЫРЬ — немёртвый (живой мертвец) — существо, убивающее людей и сосущее из них кровь или поедающее их.
Наталья ДОРОЖКИНА