Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №2/2010
Задание по теме

 

Где рождаются законы

Методическая разработка Парламентского урока. 9, 11 классы

 

Столетний юбилей российского парламентаризма, широко отмеченный в 2006 г., стал важной отправной точкой в процессе разработки и проведения Парламентских уроков. В него включились уже многие регионы нашей страны, что стало значимым элементом в деле гражданского образования и воспитания школьников. Ниже приводится пример подобного занятия, подготовленного для проведения в школах Республики Татарстан.

С каждым годом молодые люди в нашей стране всё активней участвуют в политической жизни общества. При этом необходимо помнить, что нельзя воспитать чувство ответственности за своё государство и за свою собственную судьбу, не давая возможности молодёжи активно влиять на политическую систему, быть непосредственно причастными к процессу принятия решений, формированию органов власти.

Поэтому 28 октября этого года во всех школах Республики Татарстан по инициативе депутатов её Госсовета и при поддержке Минобрнауки и Института развития образования Республики впервые проходит единый «Парламентский урок» на тему «Где рождаются законы». По-существу, это познавательная беседа законодателей, педагогов и учащихся о работе Государственного Совета РТ, особенностях законотворчества, о том, какую большую роль в нашей жизни играет закон. Парламентские уроки должны способствовать формированию политико-правовой культуры и активной гражданской позиции учеников.

Данное занятие является уроком вводной информации, что подразумевает не столько глубокое теоретическое изучение нового материала, но, скорее всего, постановку проблемы и её обсуждение с последующим анализом, осмыслением и обобщением.

ЦЕЛЬ УРОКА

Помочь учащимся осмыслить сущность парламентаризма, углубить знания о роли и месте законодательной власти в РФ и РТ; содействовать развитию информационной, познавательной, коммуникативной и социальной компетентностей учеников; способствовать процессу формирования политической культуры и активной гражданской позиции учащихся. (Учитель вместе с учащимися проводит конструирование и формулирование цели урока на основании анализа источника.)

ЭТАПЫ УРОКА

I. Организационный. Знакомство с задачами урока и методами деятельности, мотивационная настройка, формирование учебных групп, совместное с учителем конструирование целей, формы проведения и содержания занятия, использование IT — технологий для анализа и обобщения.

II. Основной (информационно-деятельностный). Общеклассная, групповая и индивидуальная формы работы; беседа; объяснение; заполнение таблицы; самостоятельный поиск информации из различных источников обществоведческих знаний; анкетирование.

III. Заключительный. Подведение итогов урока, оценивание, фиксирование результатов (проблем), проектирование ближних и дальних ориентиров и перспектив Парламентского урока; объявление домашнего задания.

ПЛАН УРОКА

1. Что такое парламент? Беседа, работа в группах, обобщение, объяснение, работа со справочным материалом, социологический опрос, контент-анализ, просмотр и обсуждение видеофильма, электронная презентация Microsoft Office PowerPoint.

2. Кто такой депутат? Самостоятельный поиск политической информации в Интернете и её презентация, анализ правовых источников, социологический опрос, обобщение, выступление депутата с последующей беседой и дискуссией, осмысление материала.

Основные понятия

Конституция, парламент, парламентаризм, принцип разделения властей, законы, Государственный Совет, законодательная инициатива, законотворчество депутатов, статус, этический кодекс депутата. (Повторение, объяснение, теоретическое осмысление, применение, презентация.)

Оборудование

1. Символика РФ и РТ. 2. Рабочие листы с заданиями для каждой группы. 3. Коституция РФ, Конституция РТ. 4. Выставка книг и материалов по истории становления и развития парламентаризма в РФ и РТ. 5. Рабочие тетради учащихся. 6. Оформленная переносная доска с планом урока и понятиями и домашним заданием или интерактивная доска, либо компьютер, проектор и экран, электронная презентация Microsoft Office PowerPoint, видеофильм о Государственном Совете Республики Татарстан. 7. Специально подготовленное пространство для удобного расположения учебных групп, гостей, участников обсуждения. 8. Учебники (современные действующие пособия в старших классах).

Рекомендуемая литература

Отечественная история XX — начала XXI века. 11 кл. Под ред. А.О.Чубарьяна. М., 2007.

История России. 11 кл. Под ред. А.А. Данилова. М., 2008.

Киселёв А.Ф. История России XX — начала XXI века. 11 кл. М., 2008.

Левандовский А.А. История России XX — начало XXI века. 11 кл. М., 2008.

Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 кл. Под ред. Л.В.Полякова. М., 2008.

Обществознание. 10—11 кл. Под ред. А.Ф.Никитина. М., 2004.

Обществознание. 10 кл. (базовый уровень). Под ред. Л.Н.Боголюбова. — М., 2006.

Обществознание. 10 кл. (профильный уровень). Под ред. Л.Н.Боголюбова. М., 2008.

Право. 11 кл. (профильный уровень). Под ред. Л.Н.Боголюбова. М., 2008.

Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А. История Татарстана. XX — начало XXI века. 9 кл. Казань, 2006.

Такой вариант планирования позволяет классифицировать данное занятие как урок вводной информации в форме познавательной беседы с последующим проблемным обсуждением, сочетать многие виды учебной деятельности для достижения следующих целей личностно-ориентированного обучения:

1. Образовательных — получение и углубление учащимися знаний о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана.

2. Развивающих — создать учащимся условия для совершенствования коммуникативных умений деятельности в составе группы, во взаимодействии с классом и индивидуально; для закрепления умений работать с текстом, источниками политологической и социологической информации, применять компьютерные и интернет-технологии, делать анализ, сравнивать и обобщать.

3. Воспитательных — способствовать процессу формирования у учащихся активной гражданской позиции, убеждённости в необходимости и важности взаимодействия власти и общества в решении проблем страны, чувства сопереживания за судьбу своей большой и малой Родины.

ХОД УРОКА

На организационном этапе учитель объявляет тему, её актуальность; представляет участников занятия; вместе с учащимися формулирует цели урока и методы их достижения, систему оценивания результатов деятельности учащихся.

Учитель. Сегодня мы проводим весьма необычный урок. Особенности его заключаются в том, что хотя он проходит на базе 11-го класса, который разделён на 4 учебные группы, на нём присутствуют ученики нескольких классов старшей параллели, учителя и гости, которые являются полноправными участниками занятия; проводится не в обычном кабинете, а в большом зале; но, самое главное, нестандартен и сам предмет занятия — «Парламентский урок» и его тема «Где рождаются законы?».

Затем учитель задаёт риторический вопрос: «Что это за урок, почему появился данный предмет в школе? Только ли у нас в школе, городе и республике он проводится?»

Для того чтобы выяснить это, первая учебная группа получила опережающее задание — рассказать об истории Парламентского урока в России.

Далее представитель этой группы докладывает о результатах своей работы.

Ученик. Наша группа получила задание исследовать вопрос об истории проведения Парламентских уроков в нашей стране.

Объектом исследования стали гиперссылки по данной теме в сети Интернет.

Проанализировав их, мы пришли к следующим результатам (см. табл. 1):

Таблица 1

Регион

Период

Темы

1. Пермский край

2006 г.

 

2007 г.

 

2008 г.

2009 г.

Единый открытый Парламентский урок, который стал заключительным этапом и событием в череде мероприятий, организованных Законодательным Собранием Пермской области в рамках празднования 100-летия российского парламентаризма.

Парламентский урок, посвящённый процессу принятия региональных законов.

«Законы Пермского края, их роль в нашей жизни».

Парламентский урок на тему «Как работает закон». В новом учебном году разработчики урока предложили ученикам всех ступеней обучения проанализировать, как работают законы, принятые в крае.

2. Калининград

2007 г.

Парламентский урок для дипломатического класса гимназии № 40.

3. Ульяновская область

2008 г.

«Конституция РФ — основной закон нашей страны».

3. Челябинская область

2009 г.

Деятельность органов законодательной власти Южного Урала.

4. Московская область

2009 г.

Парламентский урок для учащихся-победителей районной интеллектуально-правовой игры.

5. Алтайский край

2009 г.

Тема «Парламентского урока» — «Представительные (законодательные) органы государственной власти в современной России. Молодёжь и законотворческая деятельность».

6. Самарская область

2009 г.

Законы Самарской Губернской Думы.

7. Волгоградская область;

Нижегородская область, Республика Калмыкия

2009–
2010 гг.

Проведение Парламентских уроков.

Исходя из этих данных, можно сделать следующие выводы:

1) инициатором и лидером проведения парламентских уроков является Пермский край;

2) парламентские уроки становятся не локальным, а общероссийским явлением;

3) в Татарстане эти уроки стали проводить немного позже.

Учитель. Таким образом, Татарстан не сразу включился в процесс проведения Парламентского урока, в то время как другие регионы его уже активно практиковали.

Только 21 сентября 2009 г. в парламенте Татарстана состоялся Республиканский форум учителей истории и обществознания. Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин проинформировал учителей о том, что 28 октября этого года во всех школах республики по инициативе депутатов Госсовета и при поддержке Минобрнауки и Института развития образования впервые пройдёт единый Парламентский урок на тему «Где рождаются законы».

Тогда же были отмечены общие цели данного мероприятия: «Парламентские уроки должны способствовать формированию политико-правовой культуры и активной гражданской позиции учеников. С каждым годом молодые люди всё активней участвуют в политической жизни общества. Нельзя воспитывать чувство ответственности за своё государство и за свою собственную судьбу, не давая возможности влиять на политическую систему, быть непосредственно причастным к процессу принятия решений, формированию власти».

Затем учитель, исходя из вышесказанного, предлагает участникам занятия сформулировать цели Парламентского урока. Они могут быть следующие:

1) способствовать формированию политико-правовой культуры и активной гражданской позиции учеников, чувства ответственности за своё государство;

2) содействовать возможности активного участия молодёжи в политической жизни, влиять на политическую систему, быть причастными к процессу принятия решений, формированию власти;

3) помочь учащимся осмыслить сущность парламентаризма, углубить знания о роли и месте законодательной власти в РФ и РТ, деятельности парламента.

Далее учитель ставит вопрос о возможной форме проведения данного занятия. Советы на этот счёт можно также отыскать в выступлении Ф.Мухаметшина на Республиканском форуме учителей истории и обществознания: «По сути, это познавательная беседа законодателей, педагогов и учащихся о работе Государственного Совета РТ, особенностях законотворчества, о том, какую большую роль в нашей жизни играет закон».

Именно в таком варианте, в форме вводной познавательной беседы с выявлением и постановкой проблем учитель предлагает провести данный Парламентский урок.

Затем ученики по просьбе учителя с помощью наводящих вопросов по теме занятия формулируют вопросы для обсуждения. Они могут быть следующими:

1. Что такое парламент?

2. Кто такой депутат?

Их можно взять за основу плана занятия.

Учитель говорит о том, что в процессе совместной деятельности были сформулированы все организационные элементы данного урока, и предлагает учащимся занести их в рабочие тетради и перейти к обсуждению первого вопроса плана.

1. Что такое парламент

Учитель. Чтобы выяснить это, обратимся к тексту Основного закона нашей страны — Конституции РФ (экземпляры заранее раздаются учащимся), статьям 1 и 10: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Учитель (организует беседу с учащимися). Вспомните из курса обществознания, какие органы в современной политической системе осуществляет исполнительную и судебную власть?

Как правило, ученики без труда называют правительство и различные суды.

Учитель. А высшая законодательная (представительная) государственная власть в России принадлежит органу, который в соответствии европейской политической традиции называется парламентом (учащиеся заносят определение в рабочую тетрадь).

Парламент (от французского parler — говорить) — общенациональное представительное учреждение, состоящее из одной или двух палат, сформированное на основе выборов, назначения или наследования и осуществляющее законодательные функции. А система организации и функционирования верховной государственной власти в демократических государствах, где чётко действует принцип разделения властей, называют парламентаризмом.

Учитель. Исходя из этого определения, предположите, какова главная задача парламента? (Законодательные функции). Таким образом, главной задачей парламента является принятие законов, т.е. именно там, в парламенте, рождаются законы.

Затем учитель предлагает учащимся задание: на основании статьи 11 Конституции РФ: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации» и соответствующей схемы 1: «Система органов государственной власти в РФ» определить место и название российского парламента.

Схема 1

Учащиеся, как правило, легко называют орган власти, который можно определить как парламент РФ — Федеральное Собрание.

Учитель. Что же Федеральное Собрание собой представляет и какие функции выполняет? Давайте, исходя из имеющихся знаний по обществознанию и работая с текстом Конституции РФ (статьи 94—109), вспомним о месте Федерального Собрания в системе органов государственной власти и его основных функциях по схеме.

Учащиеся фиксируют схему 2 в своих рабочих тетрадях.

Схема 2

Федеральное Собраниепарламент Российской Федерации —
представительный и законодательный постоянно действующий орган РФ

Государственная Дума — нижняя палата

Совет Федерации — верхняя палата

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума:

1) даёт согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2) решает вопрос о доверии Правительству РФ;

3) объявляет амнистию;

4) выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности;

5) принимает федеральные законы;

6) принимает постановления.

Совет Федерации:

1) утверждает изменения границ между субъектами РФ и указы Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения;

2) назначает выборы Президента РФ;

3) принимает решение об отрешении Президента РФ от должности;

4) рассматривает и одобряет законы.

Председатель Государственной Думы
Грызлов Борис Вячеславович

Председатель Совета Федерации
Миронов Сергей Михайлович

Учитель. Структура, функции, деятельность парламента РФ достаточно широко раскрыта в учебниках по обществознанию, истории России, правоведению в профильных классах, кроме того, вопросы по этой теме включены в материал ЕГЭ, поэтому весьма глубоко рассматриваются на учебных занятиях.

А сейчас давайте посмотрим, как освещены в учебных пособиях проблемы деятельности парламента Республики Татарстан — субъекта РФ.

С этой целью вторая учебная группа получила задание провести контент-анализ учебников, задействованных в учебном процессе в 9–11-х классах для выявления наличия в них подобного материала. Группа приводит результаты своего исследования.

Ученик. Наша группа получила задание изучить материал современных школьных учебников по социально-гуманитарным предметам в старших классах федерального и регионального уровня, чтобы выяснить, как в них раскрываются вопросы деятельности современного татарстанского парламента. Были просмотрены наиболее известные учебники по истории и обществознанию 2004—2008 гг. выпуска.

В результате можно сделать следующие выводы:

1) в федеральных учебниках как базового, так и профильного уровня не приводится никаких упоминаний о парламенте Татарстана;

2) в региональных учебниках этому вопросу отводится очень мало места (например, Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А. История Татарстана ХХ — начало XXI века. 9 кл. Казань, 2006).

3) в целом в имеющихся учебных пособиях данная проблема рассматривается недостаточно.

Учитель. В этой связи возникает вопрос о степени осведомлённости старших школьников о парламенте Татарстана. С этой целью третьей учебной группе было поручено провести социологический опрос учащихся 9—11-х классов, результаты которого она представляет.

Ученик. Наша группа получила задание выяснить степень осведомлённости учащихся старших классов о современном парламенте Республики Татарстан путём социологического опроса, методом интервьюирования. Необходимо было ответить на несколько вопросов. Интервьюирование проводилось в 9—11-х классах и охватило 85 человек. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Вопрос Кол-во и % правильных ответов
1. Есть ли в Республике Татарстан свой парламент? 78 (92%)
2. Как называется современный парламент Татарстана? 43 (50,5%)
3. Кто возглавляет парламент Татарстана? 29 (34%)
4. Назовите законы, принятые парламентом Татарстана 18 (21%)

По итогам социологического опроса можно сделать следующие выводы:

1) подавляющее большинство опрошенных считает, что Республика Татарстан имеет свой парламент;

2) около половины из них не знает точно, как называется современный парламент Татарстана;

3) примерно две трети опрошенных не осведомлены о том, кто является председателем парламента;

4) только пятая часть старшеклассников сумела назвать хотя бы один закон, принятый парламентом Республики.

Учитель. Результаты опроса выявили важную проблему — значительная часть учащихся недостаточно осведомлена о деятельности парламента РТ. А это означает, что уровень политической культуры школьников весьма невысок, и в таких условиях вряд ли можно говорить о сформированности активной гражданской позиции и возможности влияния молодёжи на разработку и принятие республиканских законов, на серьёзное взаимодействие общества и власти. Поэтому Парламентский урок и получение знаний об основах регионального парламентаризма, месте и роли парламента в системе органов государственной власти представляется крайне актуальным.

Для ознакомления с историей парламентаризма РТ, структурой и деятельностью парламента по заказу его руководства был подготовлен специальный видеофильм, который демонстрируется на экране. Перед этим учитель ставит перед участниками занятия задачу — после просмотра видеофильма, по итогам урока в целом ответить на те же вопросы, которые были заданы им накануне, заполнив анкету, подготовленную третьей учебной группой (раздаётся всем присутствующим учащимся представителями этой учебной группы).

Учитель (после просмотра видеофильма). Итак, мы узнали, что собой представляет парламент Республики Татарстан — Государственный Совет, чем он занимается, и где рождаются республиканские законы, но теперь возникает другой вопрос: кто разрабатывает и принимает эти законы?

Затем выслушиваются ответы учащихся, которые определённо высказываются, что это делают парламентарии (депутаты).

2. Кто такой депутат

Учитель. Депутат (от лат. deputatus — посланный) — лицо, избранное в законодательный или представительный орган.

Давайте посмотрим, кто был избран 1 марта 2009 г. в ныне действующий состав Государственного Совета РТ четвёртого созыва. Эту информацию подготовила четвёртая учебная группа (ученики заносят определение и данные таблицы в рабочую тетрадь).

Ученик. Нам было поручено найти и проанализировать информацию о составе парламента Республики Татарстан четвёртого созыва, мы отыскали сведения о депутатском корпусе на официальном сайте Государственного Совета Республики Татарстан в Интернете, классифицировали и обобщили их, представив данные в виде таблицы 3.

Таблица 3

Критерии Характеристика
1. Количественный состав 1) общее количество — 100 депутатов; 2) 50 депутатов — по партийным спискам, 50 — по одномандатным округам; 3) 20 депутатов работают в парламенте на постоянной основе, а остальные совмещают депутатские обязанности с основной работой.
2. Срок полномочий 5 лет
3. Возрастной состав 1) до 30 лет — 6 депутатов (6%); 2) от 30 до 40 лет — 8 депутатов (8%); 3) от 40 до 50 лет — 27 депутатов (27%); 4) от 50 до 60 лет — 37 депутатов (37%); 5) свыше 60 лет — 21 депутат (21%)
4. Национальный состав 1) татары — 65 депутатов (65%); 2) русские — 32 депутата (32%);
3) мордва — 1 депутат (1%); 4) чуваши — 1 депутат (1%)
5. Гендерный состав 1) мужчины — 85 депутатов; 2) женщины — 14 депутатов;
6. Образовательный уровень 1) высшее образование — 98 депутатов;
2) среднее специальное образование — 1 депутат
7. Партийный состав 1) фракция партии «Единая Россия» — 76 депутатов; 2) фракция КПРФ — 6 депутатов; 3) депутатская группа «Татарстан — Новый Век» — 15 депутатов
8. Количественный состав профильных комитетов 1) по государственному строительству и местному самоуправлению — 11 депутатов; 2) по законности и правопорядку — 10 депутатов; 3) по бюджету, налогам и финансам — 14 депутатов; 4) по экономике, инвестициям и предпринимательству — 15 депутатов; 5) по экологии, природопользованию и аграрным вопросам — 15 депутатов; 6) по социальной политике — 14 депутатов; 7) по культуре, науке, образованию и национальным вопросам — 15 депутатов

По итогам изучения состава депутатского корпуса можно сделать следующие выводы: 1) только для пятой части депутатов парламент является постоянным местом работы, а парламентская деятельность — профессией; 2) в парламенте представлено очень мало молодёжи — всего 6%; 3) больше половины всех парламентариев имеют предпенсионный и пенсионный возраст — около 60%; 4) в парламенте очень мало женщин — менее 15%; 5) национальный состав депутатского корпуса недостаточно полно отражает национальную структуру населения Республики Татарстан; 6) более трёх четвертей депутатов относится к партии власти, а другие политические силы представлены в Государственном Совете недостаточно.

Далее учитель спрашивает: «Как вы считаете, в чём заключается главная задача депутата?» Ответы учащихся обычно показывают, что они верно её определяют как разработку и принятие законов.

Учитель. Хотя главная задача депутата — законотворческая деятельность, его работа не ограничивается только этими рамками, она многообразна, важна и крайне ответственна. Каким же, по вашему мнению, должен быть настоящий парламентарий? Давайте попробуем нарисовать словесный «портрет» идеального депутата.

Первая учебная группа «создаёт» обобщённый внешний облик (имидж); вторая — описывает деловые, профессиональные качества; третья — приводит черты характера; четвёртая — моральные качества.

После этого представители групп докладывают о результатах своей работы и записывают характеристики на классной доске, создавая в итоге «портрет» идеального депутата.

Внешний вид

1. Аккуратный

2. Подтянутый

3. Внушающий доверие

Профессиональные, деловые качества

1. Высшее образование

2. Глубокие знания

3. Высокий уровень общей, правовой и политической культуры

4. Ораторское искусство

5. Умение убеждать

6. Отличные организаторские качества

7. Демократичный, а не авторитарный стиль руководства

8. Открытость и готовность к диалогу

9. Умение правильно воспринимать критику

Черты характера

1. Пунктуальность

2. Тактичность

3. Толерантность

4. Доброжелательность

5. Принципиальность

6. Активность

7. Ответственность

8. Уважение и самоуважение

9. Трудолюбие

Морально-волевые, ценностные качества

1. Умный

2. Добрый

3. Честный

4. Справедливый

5. Порядочный

6. Миролюбивый

7. Гуманный

8. Бескорыстный

9. Патриотичный

10. Отзывчивый

Учитель. Мы видим, что общество, будущие избиратели очень требовательны к личности парламентария. Здесь, с нами, находится человек, который действительно отвечает всем этим условиям.

Происходит представление депутата Валеева Разиля Исмагиловича.

Депутат Государственного Совета РТ, работающий на профессиональной постоянной основе, член партии «Единая Россия», член депутатской группы «ТНВ» в Государственном Совете РТ, член Президиума Государственного Совета РТ, председатель Комитета Государственного Совета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам, член бюро исполкома Всемирного конгресса татар. Кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РТ, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член комиссии по вопросам помилования при Президенте РТ, член Геральдического совета при Президенте РТ, член Правления союза писателей Татарстана.

Затем слово предоставляется депутату, но перед этим учебные группы и все присутствующие учащиеся получают опережающее задание: на основании полученной информации в ходе урока, работая с текстами Конституции Республики Татарстан, Закона о статусе депутата, этического кодекса депутата подготовить вопросы депутату о деятельности Государственного Совета Республики Татарстан и, возможно, свои вопросы и предложения. Ниже приведены некоторые наиболее интересные из них:

1. Трудно ли быть депутатом Государственного Совета? Что вам нравится, а что не нравится в депутатской работе?

2. Почему депутаты Государственного Совета избираются и по партийным спискам, и по одномандатным избирательным округам? По вашему мнению, это преимущество или недостаток?

3. Достаточно ли двадцати депутатов, действующих на постоянной основе в Госсовете, для разработки хороших законопроектов?

4. Часто ли возникают разногласия по различным вопросам в Госсовете РТ и как они разрешаются?

5. Были ли вы инициатором каких-либо законопроектов, и какова их дальнейшая судьба?

6. Вы — известный татарский поэт, помогает ли это в Вашей депутатской деятельности?

7. Каковы взаимоотношения между Госсоветом и Президентом РТ М.Ш.Шаймиевым?

8. На заседаниях Государственной Думы РФ практически всегда отсутствует большое количество депутатов, а как с этим обстоят дела в парламенте Татарстана?

9. В Госсовете Татарстана очень мало молодёжи и женщин, как это обстоятельство влияет на деятельность парламента?

Было вынесено также пожелание депутатам — регулярно встречаться и обсуждать проблемы не только с избирателями, но и теми, кто ещё не достиг избирательного возраста — будущим электоратом, школьниками, что способствовало бы формированию их правовой и политической культуры.

Ученики внесли предложение — сделать Парламентский урок в Татарстане постоянным, проводящимся ежегодно.

После этого третья учебная группа собирает анкеты, и её представитель оглашает их результаты.

Заключительная часть урока отводится на подведение итогов. Учитель комментирует работу отдельных учащихся, групп и класса в целом и оценивает наиболее отличившихся учеников.

Учитель ещё раз обращается к тем вопросам, которые были рассмотрены на данном занятии: что такое Парламентский урок и парламентаризм; что представляют собой парламенты России и Татарстана; кто такие депутаты, каковы их статус и деятельность. Особо подчёркивается, что в ходе познавательной беседы были выявлены важные проблемы: некоторое отставание Татарстана с организацией Парламентского урока; недостаточная освещённость вопросов развития и деятельности татарстанского парламента в учебниках, отсутствие программного времени на их глубокое изучение; невысокий уровень информированности школьников о структуре и работе Государственного Совета Республики Татарстан. Эти и другие причины не способствуют формированию политической и правовой культуры учащихся.

Особо останавливается учитель на объяснении домашнего задания. Оно имеет творческий характер. Каждая рабочая группа на основании полученной на занятии информации, а также работая с текстами Конституции Республики Татарстан, Закона о статусе депутата, этического кодекса депутата, должна подготовить презентацию PowerPoint Парламентского урока «Где рождаются законы» соответственно для 5, 6, 7, 8-х классов.

Она будет проверена, оценена, отредактирована совместно с учителем, а затем группы представят её младшим школьникам.

По итогам проведения Парламентского урока по инициативе Государственного Совета РТ будут проведены республиканские конкурсы:

• рисунков — в начальной школе;

• сочинений — в 5—9-х классах;

• эссе — в 10—11-х классах.

В завершении занятия учитель отмечает, что цели Парламентского урока созвучны с мыслями Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, который в статье «Россия, вперёд!» отметил: «Политическую культуру не переделать простым подражанием политическим обычаям передовых обществ. Эффективную судебную систему нельзя импортировать. Свободу невозможно выписать из книжки, даже если это очень умная книжка. Мы, безусловно, обязательно будем учиться у других народов. Будем перенимать их опыт, учитывать их успехи и просчёты в развитии демократических институтов. Но никто не проживёт нашу жизнь за нас. Никто не станет за нас свободными, успешными, ответственными. Только наш собственный опыт демократического строительства даст нам право утверждать: мы свободны, мы ответственны, мы успешны».

В этой связи важным представляется пожелание учеников — Парламентский урок нужен, и он должен быть не одноразовой показательной акцией, а постоянным серьёзным процессом совместной работы органов власти и общества по становлению гражданских институтов и ценностей.

Алексей МЕЛЬНИКОВ,
учитель истории и обществознания,
г. Нижнекамск, Республика Татарстан

 

Рекомендуемые литература и интернет-ресурсы

Конституция Российской Федерации.

Конституция Республики Татарстан.

Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России//Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 9.

Мостяева Л.В., Мостяев Ю.Н. Современный российский парламентаризм//Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 9.

Мультимедийный учебно-методический комплекс для проведения парламентского урока в образовательных учреждениях Республики Татарстан. Казань, 2009.

Мухаметшин Ф.Х. Становление Парламентаризма в Татарстане//Казань. 2005. № 4.

Республика Татарстан. Новейшая история. События. Комментарии. Оценки. Т. 1. Казань.

Тагиров И.Р. История государственности Татарстана. XX век. Казань, 2005.

http://prm.ru; http://www.gossov.tatarstan.ru;

http://www.gov.ru

TopList