Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №24/2009
Задание по теме

 

 

За Русскую землю печальники

Материал может быть использован при подготовке урока по теме «Русская Православная Церковь в годы Смутного времени». 10 класс

 

Цели и задачи урока

1. Продолжить знакомство учащихся с периодом отечественной истории, называемым «Смутное время».

2. Выявить роль Русской Православной Церкви (РПЦ) в событиях Смуты.

3. Определить вклад патриарха Гермогена и настоятеля Троицкого монастыря Дионисия в дело освобождения России от польских захватчиков.

4. Познакомиться с одной из героических страниц Смутного времени — обороной Троицкого монастыря.

5. Продолжить развитие навыков работы с дополнительной и справочной литературой, а также умения обобщать и представлять результаты своей деятельности.

6. Содействовать воспитанию чувств гражданственности, патриотизма и любви к своему Отечеству.

Оборудование

• Схемы «Причины и основные этапы Смуты в Московском государстве (1598—1613 гг.)» (возможна демонстрация через проектор).

• Раздаточный материал: отрывки из «Сказания Авраамия Палицына» об осаде Троице-Сергиева монастыря.

• Иллюстрации.

СЛОВАРЬ

Архимандрит — настоятель крупного мужского православного монастыря, старший монашествующий сан.

Игумен — настоятель православного монастыря.

Инок — монах.

Епархия — церковно-административная территориальная единица во главе с епископом.

Епископ — глава епархии.

Архиепископ — старший епископ.

Канонизация — акт причисления какого-либо лица к числу святых.

Келарь — монах, заведовавший монастырским хозяйством.

Митрополит — глава крупной епархии, подчинён патриарху.

Патриарх — высшее звание в церковной иерархии, высший духовный сан, глава Церкви; избирается Церковным собором.

Рака — большой ларец для хранения мощей святых, установленный в храме.

Рукоположение — возведение священника в сан.

 

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя (актуализация ранее полученных знаний): Период конца XVI — начала XVII вв. российские историки называют «Смутным временем».

Вспомните, что подразумевается под этим названием? (Междинастический период 1598—1613 гг., когда в борьбе за власть сменялись правители; появлялись самозванцы под именем Дмитрия, сына Ивана Грозного; вспыхивали многочисленные восстания; началась польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков).

Назовите причины начала Смуты. (Ответы проверяются на основе представленной схемы 1.)

Схема 1

Причины Смуты в московском государстве (1508—1613)

Назовите основные этапы Смутного времени. (Ответы проверяются на основе представленной схемы 2.)

 

Схема 2

Основные этапы Смутного времени в московском государстве (1610—1613)

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о роли Русской Православной Церкви в годы Смутного времени. Но вначале вернёмся к правлению последнего царя из рода Рюриковичей — Фёдора Ивановича. 26 января 1589 г. в Успенском соборе Московского Кремля было названо имя первого патриарха Московского и всея Руси, им стал митрополит Иов. (Рекомендуется напомнить учащимся понятия из словаря.)

Ещё в начале своего правления молодой царь Фёдор решил установить в России патриаршество. Своё желание он высказал Церковному собору и Боярской думе, приведя следующие аргументы: «Император и патриарх необходимы для государственного устройства, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства». Идея «Москва — третий Рим», сформулированная монахом Филофеем, стала ещё одним аргументом в пользу организации русского патриаршества.

В 1589 г. патриарх Иов приступил к исполнению своих обязанностей. Как свидетельствуют источники, он родился в 20-х, 30-х годах XVI в. в семье посадских людей города Старицы, что под Тверью. Его юношеские годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал Иоанна (мирское имя Иова) на воспитание. Здесь он принял монашество, здесь же его заметил Иван Грозный и перевёл инока в Москву. В столице Иов был возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Симонова Успенского монастыря, а впоследствии Новоспасского. В 1581 г. Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского, через пять лет стал архиепископом Ростовским, а ещё через год — митрополитом Московским. Возглавив Русскую церковь, он поддерживал распространение православия в Поволжье и в Сибири, образовал митрополичьи кафедры в Новгороде и Ростове, провёл канонизацию Василия Блаженного. Наконец, в 1591 г. при его непосредственном участии был основан Донской монастырь.

После смерти царя Фёдора в 1598 г. Иов стал активным участником избрания на царство Бориса Годунова. Появившиеся слухи о якобы «чудом спасшемся» Дмитрии он отверг, заняв принципиальную позицию в этом вопросе, а позже во всеуслышанье объявил, что под личиной Лжедмитрия I скрывается беглый монах Григорий Отрепьев. Сколько скорби было в его словах, произнесённых в первые дни Смуты: «Ныне ересь торжествует».

В 1605 г. внезапно умирает Борис Годунов, и патриарх оказывает поддержку его сыну Фёдору. Иов составляет обличительные грамоты против самозванца, а когда войска Лжедмитрия I занимают столицу, отказывается присягнуть ему. За это патриарх был низложен, ослеплён и сослан в Старицу. Новым главой Церкви стал грек Игнатий, который совершил «таинство венчания» на царство победившего «царя Дмитрия», однако со смертью Лжедмитрия лжепатриарх был сведён с кафедры.

В 1606 г. состоялось избрание нового царя, им стал Василий Шуйский. Русскую Православную Церковь возглавил митрополит Гермоген, известный «твёрдостью в вере и духовным разумением». Обратимся к Житию Гермогена и сведениям, собранным историком И.И.Костомаровым.

СООБЩЕНИЕ О ПАТРИАРХЕ ГЕРМОГЕНЕ

В ходе сообщения демонстрируются иллюстрации.

1-й ученик. Ранние годы жизни патриарха Гермогена, его происхождение и место рождения неизвестны. Одни предполагают, что был он из рода князей Голицыных, другие, вслед за митрополитом Макарием, составителем «Истории Русской Церкви», утверждают, что Гермоген происходил из донских казаков. Однако умалчивание фамилии скорее говорит о простонародном происхождении Гермогена. Дата рождения будущего патриарха также весьма условна — 1530 г. Известно, что подростком Гермоген оказался в Казани, где нашёл приют в Спасо-Преображенском монастыре, под началом старца Варсонофия, житие которого он впоследствии и написал. Варсонофий обучал Гермогена (в миру Ермолая), наставлял его в вере. В 1579 г. Ермолай был посвящён в священнический сан и приписан к церкви святителя Николая Гостиного Двора. В это же время в Казани произошло явление и обретение иконы Богоматери, названной Казанской. Отец Ермолай первым удостоился взять икону в руки и перенести её в собор Спасо-Преображенского монастыря, он же написал и сказание о её явлении и чудесах.

В 1583 г. отец Ермолай овдовел и принял монашество с известным нам именем Гермоген, став игуменом обители. На соборе 1589 г., избравшем первого патриарха Иова, игумен Гермоген был назначен митрополитом Казанским. Находясь в этом сане, Гермоген распространял православие среди татар и язычников. В Казанской земле были уже крещёные татары, только считавшиеся христианами, на самом же деле придерживающиеся своих обычаев. В 1593 г. митрополит обратился к правительству с просьбой принять принудительные меры к таким «православным». В результате царским указом была произведена перепись населения, и все крещёные татары переселены в отдельную слободу, за которой надзирать был поставлен боярский сын. Ежедневно Гермоген призывал верующих на службу в только что отстроенную церковь, читал там проповеди, заставлял соблюдать обряды и посты; нарушителей жестоко наказывал, приказывая сажать в тюрьму, держать в цепях и бить. Митрополит действовал в духе своего жёсткого времени, его суровый и деятельный характер проявился уже тогда.

2-й ученик. С приходом к власти Лжедмитрия I в Москве был созван совет, в заседании которого принимал участие и митрополит Гермоген. Перед бракосочетанием царя с Мариной Мнишек Гермоген выдвинул требование крещения католички, за что и был удалён в свою епархию. После свержения самозванца именно Гермоген стал во главе Русской Церкви. 3 июля 1606 г. в Московском Успенском соборе он был провозглашён патриархом.

С появлением на России слухов о Лжедмитрии II, новый патриарх начал рассылать по стране грамоты, убеждая народ не верить новому самозванцу.

20 февраля 1607 г. состоялся составленный для этого случая обряд покаяния и прощения народа за преступления Смертного времени при сослужении Гермогена и вызванного в столицу старого больного Иова. В конце богослужения москвичи подали патриарху челобитную, в которой перечислили измены и клятвопреступления русских людей. В ней же содержалась просьба о прощении не только ныне живущих, но и умерших христиан. Грамота торжественно была зачитана, а москвичи плакали и просили прощения у святителей и друг у друга. Именно тогда и произошёл духовный перелом в Смуте, хотя она и продолжалась ещё несколько лет. (Через несколько месяцев патриарх Иов скончался и был погребён в Старице.)

Как отмечает историк Н.И.Костомаров, «Гермоген был человек чрезвычайно упрямый, жёсткий, грубый, неуживчивый <…>. Подчинённые его не любили: он был человек чересчур строгий. Но при всём том это был человек прямой, честный, непоколебимый, свято служивший своим убеждениям, а не личным видам». В конце 1609 г. в Москве начались открытые восстания против Василия Шуйского, и, несмотря на постоянные разногласия, в которых находился Гермоген с царём, он защищал законно избранного правителя. Неоднократно патриарх усмирял народную толпу, выступавшую против царя, заступался за него во время низложения и даже советовал возвести вновь на престол, несмотря на насильственное пострижение Василия Шуйского в монахи.

3-й ученик. Для спасения России Гермоген дал согласие на передачу власти в руки польского королевича Владислава, но с условием: тот должен был креститься в православную веру. Патриарх направил королю Сигизмунду письмо, в котором писал: «Молим тебя, великий самодержавный король, даруй нам сына своего, Богом возлюбленного и избранного в цари, в нашу православную греческую веру».

Однако поляки медлили, а семибоярщину, в руках которой находилась власть, беспокоили призывы патриарха к народу встать на защиту Отечества. Гермоген начал рассылать по стране грамоты, именно они вдохновили предводителя Первого ополчения Прокопия Ляпунова на поход в Москву. Ополченцам не удалось захватить столицу.

Бояре, зная о духовном авторитете патриарха, заставляли Гермогена написать Ляпунову, приказать ему уйти, но ответ святителя был твёрд: «Не буду писать, и более слова от меня не услышите!» Гермогена заточили в подземелье кремлёвского Чудова монастыря, самовластно объявили о лишении его сана, испытывали крепость его духа угрозами, дурно содержали и неуважительно обращались. Но и из своей тюрьмы патриарх нашёл способ посылать грамоты в русские города — одна из них попала в Нижний Новгород и вдохновила Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского на создание Второго ополчения.

По свидетельству современников, не сумев склонить патриарха на свою сторону, поляки уморили его голодом. Скончался несломленный патриарх Гермоген 17 февраля 1612 г., позже он был причислен к лику святых. Рака с его мощами находится в Успенском соборе Московского Кремля.

Вопросы после сообщения

1. Какие черты характера были свойственны патриарху Гермогену? Какие из них вызывают у вас симпатию, какие настораживают?

2. Как вы считаете, что повлияло на формирование взглядов и убеждений Гермогена?

3. Рассмотрите изображения патриарха (иконы, репродукции картин). Как художники представляют на них святителя Гермогена? Как, судя по изображениям на иконах, воспринимает личность этого патриарха Церковь?

4. Дайте оценку деятельности патриарха Гермогена. Какова его роль в событиях Смутного времени?

Учитель. В сентябре 1608 г. началась ещё одна героическая страница истории Смутного времени. 15-тысячный отряд поляков под руководством гетмана Яна Сапеги и Александра Лисовского начал осаду Троице-Сергиева монастыря, о богатстве и казне которого они были наслышаны. Соотношение сил поляков и обороняющихся было не в пользу тех, кто находился за стенами монастыря — 15 тысяч иноземцев против 2,5 тысячи защитников обители (были это в основном крестьяне из соседних сёл, паломники, монахи). Монастырь держал осаду 16 месяцев, так и не покорившись врагу. Самоотверженная оборона монастыря показала многим людям в России, что необходима борьба и победа возможна. По словам историка Б.Якеменко, «обитель была как бы якорем, из последних сил удерживавшим страну от полного отчаяния». До наших дней дошло описание этой осады, составленное келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным. Судьба этого человека, организатора обороны Троице-Сергиева монастыря, весьма интересна и, конечно, заслуживает внимания.

СООБЩЕНИЕ ОБ АВРААМИИ ПАЛИЦЫНЕ

В ходе сообщения демонстрируются иллюстрации.

4-й ученик. Авраамий Палицын (ок. 1550(?) — 1626), в миру Аверкий Иванович Палицын, происходил из знатного рода, обосновавшегося в Москве в XIV в. К 80-м годам XVI в. Аверкий сделал неплохую карьеру, став «государевым посланником» на Русском Севере. Однако в 1587—1588 гг. по неизвестным причинам Палицын подвергся опале со стороны Бориса Годунова, имущество его было конфисковано, а сам он принял монашество в Соловецком монастыре. В 1608 г. при царе Василии Шуйском Авраамий был переведён в Троице-Сергиев монастырь на должность келаря — заведующего монастырскими делами. Он не принимал непосредственного участия в обороне обители от польского нашествия, поскольку в это время находился в Москве по церковным делам.

В 1610 г. Палицын входил в состав посольства, отправленного в Смоленск к королю Сигизмунду, целью миссии было приглашение на престол сына короля — Владислава с его обязательным крещением в православную веру. В числе послов были «митрополит Филарет Романов, князь В.Голицын, несколько думных и выборные от разных чинов. Всего в посольстве находилось больше тысячи человек. <…> Не малое место, третьим в духовном чину, занимал в посольстве и троицкий келарь Авраамий». В октябре послы преподнесли королю дары и стали ждать его решения. Когда же поляки начали притеснять русских, Авраамий, как и некоторые другие дворяне, вышел из состава посольства. Он поклонился Сигизмунду, выпросил у него для Троицкого монастыря грамоту на собирание пошлин и уехал в столицу. Некоторые современники называли такое поведение Палицына настоящим предательством по отношению к оставшимся русским, но историк Н.И.Костомаров пишет, что «этот поступок едва ли можно поставить ему в вину, он только показывает благоразумие. Авраамий предвидел, что послов за их упорство возьмут в неволю и отправят в Польшу…»

5-й ученик. Вернувшись в Москву, Палицын совместно с настоятелем Троицкого монастыря Дионисием составил ряд грамот с призывом собирать войска для освобождения России от польских захватчиков. Если верить рассказам самого Авраамия, то этими грамотами он более всего способствовал организации Первого и Второго ополчений.

После освобождения столицы Палицын оказался среди участников Земского собора, созванного в 1613 г. для выбора нового царя. Вместе с другими духовными лицами он отправился в Костромской Ипатьевский монастырь к Михаилу Фёдоровичу Романову с просьбой взойти на российский престол.

В 1618 г. в отсутствие настоятеля Троицкого монастыря Дионисия, Авраамий Палицын руководил обороной обители от войск королевича Владислава. Со стен монастыря неприятель встретил пушечные выстрелы и вынужден был отступить.

Через год из польского плена возвратился митрополит Филарет, и Авраамий уезжает в Соловецкий монастырь. Скорее всего, это произошло против воли Палицына, новый патриарх, помня о «предательстве» под Смоленском, ссылает келаря «под надзор».

Известно, что умер он 13 сентября 1627 г., проживши в Соловках семь лет.

Авраамий оставил потомству сочинение «Сказание о осаде Троице-Сергиева монастыря от поляков и Литвы и о бывших потом в России мятежах».

Учитель. «Сказание» Авраамия Палицына — это один из самых известных и популярных источников о Смутном времени, хотя он имеет ряд недостатков. В первую очередь необходимо отметить, что сведения, приведённые в сочинении, требуют уточнения, поскольку Палицын лично не присутствовал при осаде Троицкого монастыря, а описал её по слухам и преданиям. Во-вторых, по словам историка И.Е.Забелина, «старец, написавши своё Сказание, сумел в нём в некоторых местах так связать и сплести недостойную похвалу самому себе с достойными хвалами своему монастырю, что исследователи до сих пор никак не могут распутать этого узла и отделить самохвальную личность от исторической знаменитости самого монастыря». Авраамий, таким образом, пытался обелить себя за выход из смоленского посольства и преувеличить собственную значимость при выборе царя Михаила Фёдоровича.

В начале произведения автор анализирует причины начала Смуты. Среди прочих Палицын называет всеобщее падение нравов в стране, страшный голод, случившийся в годы правления Бориса Годунова, а также самовластие нового царя Василия Шуйского, начавшееся с убийства царевича Дмитрия.

Центральное место в произведении занимает описание осады Троице-Сергиевой лавры. Познакомимся с отрывками из «Сказания», повествующими об этом событии.

«В лето 7117, в царство благовернаго и христолюбиваго царя и великого князя Василиа Ивановича всея Русии и при святейшем патриархе Ермогене Московском и всея Русии <…>, сентября в 23 день, <…> прииде под Троицкой Сергиев монастырь Литовской гетман Пётр Сапега и пан Александр Лисовский с Польскими и с Литовскими людьми и с Рускими изменники по Московской дороге. <…> осадные же люди, из града вышедше конные и пeшие, и с ними бой велик сотвориша. И милостию <…> многих Литовских людей побили, сами же во град здравы возвратишяся.

<…> Литовские люди и Руские измeнники, сие видeвше, воскричашя нелeпыми гласы, спeшно и сурово обходяще со всeх стран Троицкой Сергиев монастырь. Архимарит же Иасаф и весь освященный собор со множеством народа вниде во святую церковь Святыя Живоначальныя Троицы <…> молящеся со слезами о избавлении. Градстии же людие округ обители слободы и всякиа службы огню предашя<…>. Гетман же Сапeга и Лисовской, разсмотревше мeста, идe же им с воинствы своими стати, и раздeлившеся, начашя строити себe станы и поставишя два острога и в них крeпости многие сотворишя и ко обители пути вся заняли <…>». [глава 9]

«И толика тeснота бысть во обители, яко не бe мeста праздна. Мнози же человeцы и скоты, без покрова суще, и расхищаху всяка древеса и камение на создание кущь, понеже осени время наста и зимe приближающися. <…> И не бe никому с срамотою своею нигдe же съкрытися. И всяко богатство небрегомо и татьми не крадомо; и всяк смерти прося со слезами. И аще бы кто и камено сердце имeл, и той, видя сия тeсноты и напасти, восплакался <…>». [глава 10]

«Того же мeсяца в 29 день Польские и Литовские люди <…> всячески размышляюще и совeтующе тщетная. “Коими образы”, — глаголюще, — возможем взяти Троицкой Сергиев монастырь, или коею хитростию уловити можем?” И тако совeт составляют: ово приступы взяти, яко некрeпок глаголюще град и низкостeнен; инии же ласкою и угрозою повелеваху у воевод и у народа прошати монастыря. “Аще и сим не увeщаем их, и мы кийждо свой подкоп под городовую стeну подведем и без крови можем град взятии”. <…> в 29 день прислашя во град Троицкой Сергиев монастырь сына боярсково с листом.

ГРАМОТА

От великаго гетмана Петра Павловича Сапeги, <…> да пана Александра Ивановича Лисовскаго во град Троицкой Сергиев монастырь <…> всeм осадным людем, множеству народу. Пишем к вам, милуючи и жалуючи вас: покоритеся великому государю вашему, царю Дмитрию Ивановичу. Здайте нам град Троицкой Сергиев монастырь. Зeло пожалованы будете от государя царя Дмитреа Ивановича. Аще ли не здадите, да вeсте, яко не на то есмя пришли, не взяв града прочь не отойти. Наипаче же сами вeсте, колицы гради царя вашего Московскаго взяхом; и столица вашя Москва и царь вашь сeдит во осадe. Мы же пишем к вам, снабдяще благородие ваше. Помилуйте сами себе: покоритеся великому имяни государю нашему и вашему. Да аще учините тако, будет милость и ласка к вам государя царя Дмитриа, яко ни един великих вас у вашего царя Василиа Шуйского пожалован есть. Пощадите благородство своё, соблюдите свой разум до нас. Не предайте себе лютой и безвременной смерти; соблюдите себе, и паки — соблюдите сами себе и прочих. Аще же за сею ласкою увидите лице наше. А мы вам пишем царьским словом и со всeми избранными паны заистинствуем, яко не токмо во градe Троицком намeстники будете от государя нашего и вашего прироженного, но многые грады и сёла в вотчину вам подаст, аще здадите град Троицкой монастырь. Аще же ли и сему не покоритеся, милости нашей и ласки и не здадите нам града, а даст Бог возмём его, то ни един от вас во градe вашем милости от нас узрит но вси умрут злe.

<…> Воеводы же, <…> с архимаритом Иасафом и с прочими соборными старцы и з дворяны и со всeми воинскими людьми против их льстивыя грамоты к Сапeге и Лисовскому отписку учинишя сице: «Да вeсть ваше тёмное державство, гордии начальницы Сапeга и Лисовской и прочаа вашя дружина, вскую нас прельщаете, Христово стадо православных христиан, богоборцы, мерзость запустeниа; <…> А о них же есте к нам писасте, мы же, сиа приемше, оплевахом. Ка бо польза человeку возлюбити тму паче свeта и преложити лжу на истину и честь на безчестие, и свободу на горкую работу? Како же вeчную оставити нам святую истинную свою православную христианскую вeру Греческаго закона и покоритися новым еретическим законом отпадшим христианскиа вeры, иже прокляти бышя от четырёх вселеньских патриарх? Или кое приобрeтение и почесть, иже оставити нам своего православнаго государя царя и покоритися ложному врагу Вору и вам латине, иновeрным, и быти нам, яко жидом или и горши сих? <…> И ложною ласкою, и тщетною лестию, и суетным богатством прельстити нас хощете. Но ни всего мира не хощем богатства противу своего крестного целованиа». [глава 13]

«Того же мeсяца в 30 день, богоборцы Сапeга и Лисовской, приимше отписку и видeвше к ним непокорение градских людей, и исполнишася ярости и повелeшя всему своему Литовскому и Рускому воинству приступати ко граду со всeх стран и брань творити. Градстии же людие биющеся с ними крeпко. <…>

И бысть во градe тогда теснота велиа, и скорбь, и бeды, и напасти. И всeм тогда сущим во осадe кровию сердца кипяху, но от полезнаго дeла, еже наченше, не престаху. Смерти же ожидаху, но на Господа Бога упование возлагаху и всяко ко врагом сопротивляхуся». [глава 14]

«Воеводы же совeтовавше с архимаритом Иасафом и з братьею и со всeми воинскими людьми, повелeшя во градe и под башнями и в киотeх стeнных копати землю и дeлати частые слухи [подкопы]. <…> А внe града от служни слободы повелeшя глубочайший ров копати. Литва же, видeвше ров копающих в началe перваго часа дни, абие прискочивше множество Литвы пeших людей ко рву вооружены зeло и начашя побивати православных христиан лютe. Из града же прицeлены бышя к тому мeсту пушки и <…> побишя Литвы много. К сему же и из града поспeшишя многие воинские люди и множество их побили и многых живых взяли и во град введошя. Литва же, не возлюбивше от града частых поминков, тыл показавше, вспять возвратишяся». [глава 22]

«Мeсяца ноября в 1 день, <…> во втором часу дни из града устроишя выласку конными и пeшими людьми на Литовских людей. <…> многых градских людей побили и поранили, подщавшихся положити главы своя за святую православную вeру и за обитель <…>». [глава 23]

«Ноября же 17 дни явлься мор в людех <…>. Образ же тоя болезни в нужных осадах ведом, юже нарекоше врачеве цынга.» [глава 35]

«Патриарх же со всем освященным собором молят царя, глаголющее ему: “Аще, царю, взята будет обитель преподобнаго, то и весь предел Российский до Окиана моря погибнет; конечне же Москве теснота будет”». [глава 36]

«Месяца генваря в… день, в 4 час нощи прииде из слободы Александровы от князя Михаила Васильевича [полководец М.В.Скопин-Шуйский] в Троицкой Сергиев монастырь воевода Григорий Валуев, а с ним избрнных вой 500 мужей храбрых во оружии. Сии убо приидошя изведатися с Литовскими людьми и с Рускими изменники и войско их сметити. <…>

И генваря в 12 день гетман Сапега и Лисовской со всеми Польскими и Литовскими людьми и с Рускими изменники побегоша к Дмитрову <…>»

[глава 51]

Вопросы к документу

1. Назовите социальные слои, принимавшие участие в обороне Троицкого монастыря. Что объединяло этих людей?

2. Как была организована осада обители польско-литовскими захватчиками?

3. Что предпринимали оборонявшиеся для отражения нападений врага?

4. Что сулили поляки в составленной ими «Грамоте», пытаясь склонить защитников монастыря к сдаче?

5. Как защитники мотивировали свой отказ?

6. Почему автор в возвышенных тонах говорит о погибших и раненых при осаде монастыря русских людях?

7. Настоятель Троицкого монастыря в письме к царю отмечает, что если «взята будет обитель <…> Москве теснота будет». Какой смысл автор «Сказания» вкладывает в эти слова?

8. Чем закончилась осада Троицкого монастыря? Почему это событие называют героической страницей в истории Смутного времени?

Учитель. Героическое противостояние Троицкого монастыря показало, насколько высоко было национальное самосознание народа в последний период Смутного времени. Обитель своим доблестным стоянием показала пример организаторам ополчения, как спасти Отечество. После ухода польско-литовских захватчиков монастырь стал центром возрождения страны. Немалую роль в этом сыграл настоятель обители — архимандрит Дионисий.

СООБЩЕНИЕ О ТРОИЦКОМ АРХИМАНДРИТЕ ДИОНИСИИ

6-й ученик. Мирское имя Дионисия — Давид Фёдорович Зобниковский, родился он примерно в 1570 г. в городе Ржеве. Образование получил в монастыре, куда его отправил отец. Давид оказался очень способным, прилежным учеником, любившим чтение. Возмужав, он принял священнический сан, а когда умерли его жена и дети, стал монахом, приняв имя Дионисий. В молодости будущий архимандрит отличался красотой и статностью, все знавшие его отмечали добрый и спокойный характер священника. Вскоре Дионисий был избран казначеем Старицкого монастыря, а затем возглавил его. По делам обители он часто бывал в Москве, где познакомился с Гермогеном. Как отмечает историк Н.И.Костомаров: «Оба они были совершенно противоположны по характеру: Гермоген вечно суровый, сердитый, всем недовольный, подозрительный, тяжёлый в обращении с людьми, Дионисий всегда спокойный, кроткий, благодушный. Но оба сходились между собой потому, что как тот, так и другой одинаково были прямодушны, честны, благочестивы, одинаково любили Отечество». В Старицком монастыре в это же время находился в ссылке патриарх Иов, которому Дионисий оказывал всяческие почести, приняв сторону свергнутого патриарха, он не признавал власти Самозванца.

В 1610 г. после завершения осады Троицкого монастыря скончался его настоятель, и Дионисий был назначен на должность архимандрита обители. Именно тогда началось его великое служение как христианина и гражданина России.

Новый архимандрит, прибыв в обитель, принялся за её восстановление. На территории монастыря была построена больница, в которую поместили всех раненых и больных, которых нашли в окрестностях; все нуждающиеся всегда могли найти в обители кров, еду и защиту.

Также Дионисий совместно с келарем Авраамием Палицыным писал и рассылал по русским городам письма, в которых призывал народ не прекращать борьбы с врагом и собирать ополчение: «…за умножение грехов всего православного христианства в прошлых годах учинилось в московском государстве междоусобие, не только вообще между народом христианским, но и между близкими родственниками: отец восстал на сына, сын на отца, и пролилась родная кровь. <…> Пусть ваши служилые люди без всякого мешканья спешат к Москве. Помогите ратным людям и казной, чтобы собранное теперь здесь под Москвой воинство от скудости не разошлось».

Послания Дионисия производили глубокое впечатление, наступал перелом в настроении народа. Одно из таких писем попало в Нижний Новгород, где уже шло формирование отрядов под руководством К.Минина и Д.Пожарского.

Впоследствии именно архимандрит Дионисий благословил 14 августа 1612 г. Второе ополчение на штурм Московского Кремля.

После восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова Смута улеглась, но судьба Дионисия оказалась печальной. Несправедливо обвинённый, он оказался в тюрьме, которая подорвала его здоровье. Только в 1619 г., когда из польского плена вернулся отец царя, патриарх Филарет, Дионисий был оправдан и освобождён. Вернувшись в Троицкий монастырь, он возглавлял его до своей смерти в 1633  г.

Вопрос после сообщения

Дайте оценку деятельности архимандрита Дионисия. Какую роль он сыграл в прекращении Смуты?

Учитель. События Смутного времени оказали огромное влияние на русскую историю. Именно в это время Русская Церковь показала себя не только силой, противостоящей самозванцам и польско-литовским захватчикам, но и выступила с идеей объединения всех русских людей для спасения страны. Христианская православная духовность позволила каждому, независимо от его социального положения, почувствовать себя именно русским человеком, ответственным за судьбы своей земли и государства. Жизнь и деятельность патриарха Гермогена и архимандрита Дионисия, причисленных впоследствии к лику святых, стала примером истинного христианского и гражданского служения своей стране.

Домашнее задание. Сделайте выводы относительно роли и значения Русской православной церкви в годы Смутного времени.

Рекомендуемая литература

Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах. Часть II. М., 2005.

Истомин С. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI — начало XVII века. М., 2006.

Костомаров И.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 2005.

Морозова Л.Е. Гермоген, Патриарх всея Руси // Вопросы истории. 1994. № 2.

Сказание Авраамия Палицына / Подг. текста и комментарии О.А.Державиной и др. М.—Л., 1955.

Филякова Е., Меньшов В. Святые земли Московской. М., 2004.

Якеменко Б.Г. История Отечества. Часть II. М., 2003.

Интернет-сайты

ПРАВОСЛАВИЕ.Ru, www.hrono.ru, www.stsl.ru

Наталья ДОРОЖКИНА

TopList