Вестник "Истории" |
“Национальный проект” большевиков
21 октября Государственный Исторический музей объявил «Поход за культурой». Именно так называется выставка, завершающая обширный выставочный цикл, посвящённый памятным и юбилейным датам Отечественной истории. Последняя вставка приурочена к 90-летию принятия декрета СНК РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 г.
В середине XIX в. после отмены крепостного права в России впервые остро встала проблема всеобщей грамотности: из 70-миллионного населения грамотные составляли лишь 6%. К концу XIX в. благодаря усилиям общества, государства и частных лиц общий уровень грамотности вырос в три раза, однако в 1897 г. он составил лишь 21,1%. В 1906 г. Николай II включил народное просвещение в число основных государственных приоритетов. Царское правительство предполагало завершить введение всеобщего начального образования к 1922 г., но революция сорвала эти планы.
Большевики пришли к власти в стране, где из-за революционной разрухи и гибели или эмиграции множества грамотных людей более 2/3 взрослого населения не умели ни читать, ни писать: неграмотных среди крестьян было 80%, среди пролетариата — 60%, в национальных регионах неграмотность составляла 99,5%. Чтобы приобщить массы к социалистической культуре, требовалась скорейшая ликвидация безграмотности. Первый нарком просвещения А.В.Луначарский вспоминал, что буквально на следующий день после Октябрьского переворота глава Советского правительства В.И.Ленин сформулировал основную задачу революционного ведомства по делам просвещения: «Свалить неграмотность в России». Декабрьский декрет Совета Народных Комиссаров 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» ознаменовал новый этап в борьбе за преодоление культурной отсталости страны.
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «O2Climat.Ru». Если вы решили приобрести качественный и надежный кондиционер, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «O2Climat.Ru». Перейдя по ссылке: «Москва кондиционеры», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать кондиционер и сопутствующие товары по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.o2climat.ru.
Присутствующих на открытии выставки в поход за культурой пригласил директор ГИМа А.Шкурко, который, сетуя на скромность пространства, отведённого под цикл выставок — два маленьких зальчика Кабинета Председателя, заметил, что несмотря на это тема ликвидации безграмотности была раскрыта убедительно. И пояснил, что «авторы выставки даже решили сравнить её с нынешним национальным проектом, поскольку ликвидация неграмотности, значительное повышение уровня образованности населения была и фундаментом, и неотъемлемой частью всей концепции модернизации общества, осуществлённой в 20—40-е гг. прошлого века советской властью. Без этого трудно себе представить не только достижения в годы первых пятилеток, но и последующие достижения страны». Ликвидация безграмотности стала решающим социальным условием для индустриального рывка и культурного взлёта России.
М.Богуславский |
Следующий выступающий, член-корреспондент Российской академии образования доктор педагогических наук М.Богуславский, подтвердил, что «без завершения процесса ликвидации безграмотности Россия не смогла бы стать тем, кем она стала — той великой державой в сообществе других держав!» Делясь впечатлениями от экспозиции, М.Богуславский отметил, что «здесь всё полыхает военными зарницами: слова поход, ликвидация, ЧК, боевые приказы — это, с одной стороны, погружает нас в атмосферу борьбы, а с другой стороны, показывает, насколько важной не на словах, а на деле была для русского народа эта задача». Очень интересным и познавательным было высказанное наблюдение о дефиците кадров для решения задачи обучения масс грамоте и о той роли, которую в борьбе с безграмотностью сыграли дети: именно они выступили главным учительским корпусом, который массово вёл борьбу с неграмотностью.
Л.Балясная |
Л.Балясная, возглавлявшая Всесоюзную пионерскую организацию в 1960—1970 гг. и бывшая зам. министра просвещения РСФСР, в своём выступлении призвала низко поклониться Н.К.Крупской за то, что именно «первая леди» Советской России взвалила на свои аскетичные плечи всю практическую сторону реализации Декрета, начиная от учебных пособий и заканчивая выбиванием средств на нужды ликбеза. Фотографии и документальные свидетельства, представленные на выставке, показывают, что борьба с массовой неграмотностью была для Крупской главным делом жизни, которому она, без всяких преувеличений, отдавала всё своё время.
«Декрет, принятый в 1919 г. в действительности является национальным проектом, сравнимым с тем, который был объявлен в 2005 г., но по значимости и достигнутым результатам он несоизмеримо выше», — отметил руководитель лаборатории предметов гуманитарного цикла окружного методического центра ЮАО Москвы А.Лукутин. Также он предрёк выставке безусловный успех и рекомендовал посетить её в обязательном порядке не только детям, но и нынешнему руководству Министерства образования, дабы посмотреть, что же изменилось за прошедшие 90 лет, от чего мы ушли и к чему пришли. По словам А.Лукутина, выставка сделана очень профессионально и вместе с тем с любовью.
А.Лукутин |
Директор Центрального музея современной истории России С.Архангелов, процитировав один из представленных на выставке лозунгов: «Стройте школы — не будет тюрем!» — тут же резюмировал: «Посещайте музеи — и вы будете образованными патриотами России!»
Выставка «Поход за культурой» строится как рассказ о двух эпохах развития всеобщего начального образования в России. В первом зале, посвящённом дореволюционному периоду, представлено множество уникальных экспонатов, среди которых наиболее примечательна сытинская «Золотая азбука» 1903 г. Её авторы так характеризовали эту книжку: «Новейшая полная российская азбука, содержащая в себе молитвы, заповеди и духовно-нравственный раздел». Также в первом зале экспонируются гимназические золотые медали, костюм учительницы младших классов, наглядные пособия — счёты, складной аршин, что даёт представление, как обучали детей письму и счёту в начале XX столетия.
Второй зал освещает советский этап осуществления задачи всеобщего начального образования. Здесь можно увидеть впечатляющие раритеты. Представленные личные вещи Крупской: невзрачное платье, сшитое на комбинате «Красная Роза» им. Розы Люксембург, медные обручальные кольца, как свидетельства заключения церковного брака с Лениным, гимназические тетради и детские рисунки — делают образ Надежды Константиновны почти ощутимым, осязаемым. Яркое свидетельство эпохи — тарелка «Кто работает, тот и ест» с изображённой продуктовой карточкой на имя тов. Луначарского, фарфоровая скульптура, представляющая активистов дела ликвидации безграмотности, заварочный чайник с лозунгом «Все в культпоход» помогают погрузиться в бурлящую энтузиазмом атмосферу тех лет. Как ничто другое, дух той воинственной, аскетичной и не признававшей сантиментов эпохи передают не требующие специальных комментариев «Антирелигиозная азбука» и букварь Н.Венгерова и Н.Осмоловского «Мы в колхозе».
Экспозиция подготовлена при участии Государственного архива РФ, Российского государственного архива социально-политической истории, Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» и Государственной научно-педагогической библиотеки имени К.Д.Ушинского.
Отправиться в поход за культурой все желающие смогут до 19 января 2010 г.
Екатерина СУПРУНЕНКО
Фото А. Савельева.
Фото экспонатов предоставлены ГИМом