Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №23/2009
Взгляд Клио

Великий Новгород – родина России

На вопросы нашей газеты отвечает председатель Комитета образования, науки и молодёжной политики Администрации Новгородской области В.Н.АВЕРКИН

— Владимир Николаевич, какие особенности исторического образования в средних школах характерны для Новгородской области? Какие новые идеи и подходы на уроках истории предлагают новгородские учителя?

— «Великий Новгород — родина России!» — под таким девизом проходило в этом году празднование 1150-летнего юбилея нашего города.

Но Великий Новгород — это и родина образования в нашей стране. В XI в. князь Ярослав Мудрый организовал школу при Софийском соборе. Несколько лет назад мы отмечали 1000-летие рождения образования на Новгородской земле. Мы чтим традиции, но при этом не стоим на месте, а всё время движемся вперёд.

Активно включились педагоги Новгородской области в реализацию комплексного проекта модернизации образования. Новгородская область одной из первых стала участвовать в проведении Единого государственного экзамена. Следует отметить стабильно высокие результаты ЕГЭ по истории выпускников школ Новгородской области. В течение всех лет проведения ЕГЭ наши результаты выше среднероссийских.

Новгородская область участвует в проведении экзаменов в новой форме в 9-м классе, в том числе и по истории. Девятиклассники на экзамене показывают хорошие результаты.

Приведу немного статистических данных. В Новгородской области насчитывается 245 общеобразовательных учебных учреждений. В них трудятся 320 учителей истории и обществоведческих дисциплин.

Пожалуй, основным смыслом их педагогической деятельности является идея формирования гражданственности детей через воспитание любви к малой Родине. Особенностью исторического образования в школах Новгородской области стало широкое использование регионального компонента в преподавании истории и обществоведческих дисциплин.

У нас в Новгородской области есть всё, чтобы решать самые сложные задачи исторического образования: потенциал Новгородской области в этом отношении огромен. Работа над решением этих задач ведётся учителями истории по различным направлениям. Особенно широко развито взаимодействие образовательных учреждений с музеями нашего края.

Напомню, что в Новгородской области работают Новгородский объединённый музей-заповедник, школьные музеи, музеи при предприятиях и организациях. В образовательных учреждениях Новгородчины существует 73 паспортизированных школьных музея, из них военной истории — 27; комплексных краеведческих — 28; исторических — 10; этнографических — 6; мемориальных — 2.

В городе, где всё дышит историей, невозможно не использовать такую форму урока, как экскурсия.

Угловая башня стены
Новгородского кремля

Актуальной задачей для учителей истории является развитие свободной личности, способной творчески использовать полученные знания в решении профессиональных задач и социальных проблем. Социализация учащихся идёт через преподавание истории и обществоведческих дисциплин с начальной школы.

В преподавании истории педагогами применяются компетентностный и личностно-ориентированный подходы, востребовано проблемное обучение, действуют школьные научные общества, педагоги участвуют в работе проблемных лабораторий.

На уроках истории учителя используют активные и интерактивные методы преподавания, средства телекоммуникации, интернет-конференции.

Ещё одна особенность исторического образования в школах Новгородской области — это вовлечение социума в процесс воспитания. Активно развиваются и приносят ощутимые результаты социальные проекты, осуществляемые в образовательных учреждениях нашего региона. В юбилейном году был организован конкурс социальных проектов, направленный на развитие молодёжной инициативы по благоустройству нашего города.

— Как повлиял юбилей Великого Новгорода на изучение истории в новгородских школах?

— 1150-летие Великого Новгорода — это особое событие не только для Новгородской области, но и для всей России.

На торжества прибыли Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, Председатель Госдумы Борис Грызлов, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, более 200 VIP-персон, мэры 18 российских городов и восьми зарубежных городов-побратимов.

Такие красивые храмы средневековые
новгородцы строили во всех концах города

Всего в праздничных мероприятиях участвовало около 500 тысяч человек. Среди них — творческие детские коллективы, подготовленные учителями и педагогами дополнительного образования, волонтёры из числа молодёжи (старшеклассников и студентов) Великого Новгорода.

Юбилей для новгородцев — это не только четыре праздничных дня, это, прежде всего, возможность ещё раз обратиться к истории, а также сделать город более красивым и комфортным для себя и всех, кто хочет познакомиться с Великим Новгородом.

Школьники и педагоги Новгородской области активно включились в подготовку к юбилею. Было проведено большое количество мероприятий для учащихся, где они могли показать свои знания по истории родного края. Я перечислю важнейшие из этих мероприятий: «Город под городом» — так называется традиционная игра по истории и археологии; «Древний град — Великий Новгород» — это городской конкурс для учащихся, смысл которого в разработке экскурсионных маршрутов по местам, не входящим в список наиболее посещаемых туристами; «Что? Где? Когда?» — понятно, что это интеллектуальная игра по краеведческой тематике; необычен конкурс, в котором соревнуются авторы трёхмерных моделей объектов культурно-исторического наследия Великого Новгорода и др.

Особенно важно для нас то, что в юбилейный для города год заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории проходил в Великом Новгороде. В подготовке Олимпиады принимали участие школьники и учителя истории Новгородской области. К нам приехало 215 лучших знатоков истории России из 75 регионов нашей страны. Мы постарались сделать всё возможное, чтобы ребята, их учителя, жюри чувствовали себя комфортно. Несколько школ нашего города принимали участников Олимпиады. Кроме обязательных туров соревнования была предложена насыщенная экскурсионная программа. Участники осмотрели Новгородский кремль и его памятники, посетили Ярославово дворище, побывали в Софийском соборе, ознакомились с экспозициями Новгородского Государственного объединённого музея-заповедника, школьных музеев. Были организованы встречи участников Олимпиады с учащимися Великого Новгорода, с воспитанниками новгородского клуба юных моряков, с выдающимися учёными — историками и археологами, с членами Новгородского общества любителей древности. Мы рады, что ребята из различных уголков нашей Родины, которые любят и знают её историю, смогли увидеть Новгород — один из уникальнейших и древнейших городов России.

В июне 2009 г. впервые в нашей стране в Великом Новгороде проходили XXIX Ганзейские дни. Подготовка к ним стала ещё одним поводом обратить внимание на историю нашего края. Молодёжь города принимала активное участие в деятельности Молодой Ганзы. Старшеклассники становились волонтёрами, а для этого необходимо хорошо знать город, его улицы, памятники, его историю.

— Как организовано преподавание краеведения в школах Новгородчины?

— История Новгорода — это, без преувеличения, история нашей Родины. Возьмите любой учебник по истории России, и в нём вы обязательно найдёте материал по истории Новгорода. Таким образом, в самом курсе Отечественной истории широко представлено прошлое нашего края. Можно сказать, что в определённом смысле краеведение для нас — это значительная часть истории самой России.

Поэтому для учителей-историков Новгородской области нет проблемы в том, как преподавать историю края. Большинство из них включают региональный компонент в курс истории России, не увеличивая количества часов, не выделяя краеведение как отдельный предмет.

Варлаамо-Хутынский монастырь, ныне
резиденция Новгородского архиепископа

В ряде образовательных учреждений Новгородской области преподавание регионального компонента ведётся отдельными курсами. В конце 1990-х гг. была разработана Концепция регионального образования. В ней содержался раздел «Человек и история».

Кроме того, нашими педагогами были разработаны, апробированы и внедрены в практику учебно-методические комплекты (УМК) к курсам по истории родного края. Хотел бы обратить внимание на некоторые, с моей точки зрения, наиболее интересные и новаторские УМК. Это, прежде всего, «Бытописание земли Новгородской» — пропедевтический курс для 3—4-х классов начальной школы. Цель этого курса — формирование начальных представлений о жизни, быте, культуре средневековых новгородцев. Авторами курса В.И.Барашковой и Ю.В.Скобочкиной была разработана программа курса, примерное тематическое планирование, учебное пособие.

Нельзя не упомянуть и курс «Вспомогательные исторические дисциплины — ключи к познанию истории родного края». Он предназначен для учащихся 5-х классов и является переходным от начальной школы к основной. Его авторы, О.Н.Михайлова и Н.М.Шайковская, как мне представляется, довольно успешно создали условия для развития творческих способностей учащихся. Знакомство с данным курсом позволяет ученикам представить себя археологом, историком, познакомиться с источниками по истории Великого Новгорода.

В учебно-методический комплект к данному курсу входят: программа, учебно-тематическое планирование, задания для учащихся, пособие для учителя, методические рекомендации.

Вот ещё один интересный УМК — «История и культура Новгородской земли с древнейших времён до конца XV века» — адресован учащимся 6-го класса. Н.В.Варнаева и И.В.Семёнова разработали программу курса, написали учебное пособие, изданное в прошлом году в Санкт-Петербурге в издательстве «Первый класс» в рамках подготовки к юбилею города (рецензию на это пособие читайте на с. 24—26. — Ред.).

И, наконец, «Путешествие в мир храма». Этот курс предназначен для учащихся 7-го класса. Уже упомянутые мной О.Н.Михайлова и Н.М.Шайковская полагают, что развитие познавательной активности и навыков самостоятельной работы учащихся наиболее эффективно через приобщение к культурному наследию Великого Новгорода. Курс вводит учащихся в мир средневековой новгородской архитектуры и живописи, помогает познакомиться с основами православного вероучения. Этот курс оснащён программой и учебным пособием.

— Какие мероприятия проводились для учителей истории Комитетом образования, науки и молодёжной политики при подготовке юбилея Великого Новгорода?

— Сразу отмечу, что мы постарались морально и материально поощрить педагогов, подготовивших детей — победителей региональных конкурсов.

Мы провели независимое тестирование учащихся по истории, в которое были включены и вопросы, посвящённые истории Великого Новгорода. Тестирование было организовано с целью выявления качественного уровня исторического образования и для поощрения педагогов, чьи учащиеся показали высокие результаты (более 70% учащихся справились с заданиями теста). Тестирование проводилось на добровольной основе, по желанию учителей.

С помощью интернет-конференции мы попытались прояснить вопросы, связанные с использованием новых учебников по истории и с внедрением регионального компонента в преподавание истории и других предметов. Попутно замечу, что в рамках конкурса «Учитель года» одним из критериев оценки деятельности учителя стало использование регионального компонента в преподавании предмета.

Осуществлялась также трансляция передового опыта учителей истории города и области через мастер-классы, интернет-сообщества, открытые уроки, внеклассную деятельность. Проводились семинары по методике преподавания истории и обществоведческих дисциплин. В 2009 г. особое внимание уделялось освоению педагогами города и области активных и интерактивных методов преподавания.

Мы провели занятие с нашими учителями, чтобы ознакомить их с возможностями использования в преподавании предмета новых познавательных игр: конструктора «Новгородский Кремль» и настольной игры «Путешествие по Великому Новгороду».

В Новгороде открылся интерактивный музей под открытым небом «Театр времени» в Троицком раскопе. Мы постарались ознакомить учителей с возможностями его использования в процессе преподавания истории Новгорода. Стало традицией посещение преподавателями истории археологических чтений, где подводятся итоги работы Новгородской археологической экспедиции за предыдущий год, где можно ознакомиться с новыми открытиями.

Вызывают большой интерес у педагогов встречи с ведущими учёными (историками и археологами), реставраторами, архитекторами, деятелями культуры.

— Какие мероприятия в области исторического образования планируется провести в 2010—2012 гг. в Новгородской области в рамках подготовки к 1150-летию Российской государственности?

— Одним из главных итогов юбилейных торжеств явилось то, что после визита в Великий Новгород Президент России Д.А.Медведев дал два поручения.

Праздничный колокол Софийской звонницы с именами
Президента РФ Д.А.Медведева и Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Кирилла

Первое — рассмотреть вопрос о финансировании реконструкции Рюрикова городища, а второе — подготовить Указ о праздновании 1150-летия Российского государства. И не исключено, что праздник опять пройдёт в Великом Новгороде в 2012 г. Но даже если это случится в другом городе, новгородцы всё равно будут готовиться к этой знаменательной дате.

Мероприятия мы планируем очень разнообразные. Вот только некоторые из них.

В ближайшее время в у нас пройдут традиционные Балашовские чтения. В этот раз они посвящены святому князю Александру Невскому. Педагоги и школьники нашего города готовятся к участию в этих чтениях.

К 9 Мая 2010 г. мы подведём итоги конкурса компьютерной графики «Новгород — город воинской славы».

Активное участие школы города принимают в благотворительной акции — сборе средств на памятный знак «Новгород — город воинской славы». Планируется организация детского интернет-портала, посвящённого Великому Новгороду, осуществляется интернет-проект «Я — новгородец!». Традиционной будет работа научной конференции «Отечество». Мы надеемся, что школьники окажут помощь городу в приведении в порядок территории Рюрикова городища.

Знаете, у меня возникло предложение: давайте включим в ваш ежегодный конкурс разработок уроков по истории России такую номинацию «Лучший урок по теме Развитие Российской государственности». Надеемся, что в конкурсе будут участвовать учителя не только Новгородской области, но и всей страны.

Спасибо, Владимир Николаевич, за содержательную беседу и за высказанное предложение. Мы с радостью его примем и вскоре оповестим читателей нашей газеты об условиях конкурса «Я иду на урок истории».

Фото А.Савельева

TopList