Docendi discimus |
«Клиповое» сознание и мнемотехника
Использование
информационно-коммуникационных технологий
при выполнении домашнего задания
Домашнее задание представляет собой одну из эффективных форм обучения. Это вид самостоятельной работы, которая является продолжением непрерывного учебного процесса. Выполняя домашнее задание по истории, ученик читает учебник, учит наизусть текст, отвечает на вопросы. Однако не все проявляют должное прилежание, что подчас приводит к поверхностному изучению предмета. Во избежание подобной ситуации, учитель истории, опираясь на использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), может предложить детям новые формы выполнения домашнего задания. Следуя им, можно значительно сократить время, необходимое для подготовки к уроку истории и лучше усвоить учебный материал. Всё это произойдёт без ущерба для понимания предмета в целом.
Нам известны три уровня усвоения знаний учащимися: репродуктивный, конструктивный и творческий. На каждом из этих уровней можно условно выделить два этапа подхода к выполнению поставленной задачи. На первом этапе учитель стремится посредством домашнего задания закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроках истории и обществознания. На втором этапе преподаватель может предложить учащимся в ходе подготовки домашнего задания проявить некоторую самостоятельность в выборе формы и содержания их домашней работы, что благотворно повлияет на формирование компетенций и творческого потенциала в будущем. Таким образом, учитель постепенно, из года в год, делясь с учениками своим интеллектуальным багажом, поднимает их на творческий уровень усвоения знаний и прививает навыки самостоятельной работы. При таком подходе к домашнему заданию использование ИКТ становится необходимым как воздух.
Публикация статьи осуществлена при поддержке центра профориентации «ПрофГид». Каждый человек хочет не только зарабатывать деньги на жизнь, но и получать от этого удовольствие. Если вы хотите получить возможность совместить работу и удовольствие, то стоит перейти по ссылке: «http://www.profguide.ru/test/category/proforient/». Пройдя специализированные тесты, вы сможете более точно понять, какая работа больше подходит вашим вкусам и амбициям. В центре профориентации «ПрофГид» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
На первом, репродуктивном уровне учитель, используя ИКТ, может предложить основной массе учеников 5—9-х классов ряд заданий, которые нужно выполнить в электронном виде. Подготовка домашнего задания в данном случае предполагает изучение и изложение учебного материала в хронологической последовательности в виде таблицы, схемы, тезисов будущего ответа. Использование этого метода даёт наибольший эффект в случае изучения объёмной и сложной темы, насыщенной историческими событиями и фактами, например, «Смутное время. Начало XVII в.».
Используя ИКТ и выстраивая весь учебный материал в хронологической последовательности, можно создать систему запоминания исторических событий, что послужит опорой для дальнейшего монологического повествования.
Например, можно составить таблицу в форме летописи.
Дата | События |
1601 г. | Правление Бориса Годунова. Неурожайный год в России. |
1602 г. | Неурожайный год. Голод в России. |
1603 г. | Неурожайный год. Голод. Восстание холопов. |
1604 г. | Появление на западных рубежах России самозванца Лжедмитрия I. Начало гражданской войны в России. |
1605 г. | Смерть Бориса Годунова. Венчание Лжедмитрия I на царство в России. |
1606 г. | Восстание в Москве. Убийство Лжедмитрия I. Венчание Василия Шуйского на царство. Восстание Болотникова. |
1607 г. | Появление нового самозванца Лжедмитрия II. Новый виток гражданской войны в России. |
1608 г. | Начало «Тушинского сидения» Лжедмитрия II. Осада Троице-Сергиева монастыря поляками. |
1609 г. | Шведско-польская интервенция в России. Осада Смоленска поляками. |
1610 г. | Убийство Лжедмитрия II. Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина. |
1611 г. | Первое ополчение. Борьба с польской интервенцией. |
1612 г. | Второе ополчение под предводительством К.Минина и Д.Пожарского. Освобождение Москвы от интервентов. |
1613 г. | Земский собор 1613 г. Венчание Михаила Романова на царство. |
А вот форма хронологической таблицы, основанной на ассоциациях.
Дата | Ассоциация |
1598 г. | Начало правления Бориса Годунова. |
1605 г. | Начало правления Лжедмитрия I. |
1606 г. | Начало правления Василия Шуйского, восстание Болотникова. |
1611 г. | 1-е ополчение. |
1612 г. | 2-е ополчение. |
1613 г. | Начало правления Михаила Романова. |
1617 г. | Мирный договор со Швецией. |
1618 г. | Перемирие с Речью Посполитой. |
Можно предложить учащимся придумать и оформить в электронном виде таблицу ассоциативного запоминания, например, используя школьную систему оценок от «1» до «5»:
Составив дома подобную хронологическую таблицу в электронном виде, ученики могут её переслать учителю по электронной почте, не дожидаясь урока. Учитель в свою очередь заранее проведёт эти работы и планирует урок в соответствии с полученной информацией, а также отсылает ученику необходимые рекомендации. Такая предварительная форма электронного общения способствует единению учителя и ученика, повышению мотивации учащихся в изучении курса истории России и общественных дисциплин, повышению качества знаний.
Для успевающих учеников можно придумать самостоятельное задание, например, обратить их внимание на некоторые интересные исторические закономерности и совпадения:
За 2 года до наступления XVII века (1598) началось правление Бориса Годунова, которое ознаменовалось Смутой. Через 20 лет заключено перемирие с Речью Посполитой (1618), что явилось рубежом — завершением Смуты. Через 200 лет в Москве установлен памятник Минину и Пожарскому (1818) в память о преодолении Смуты.
1605 г. «5» — такую оценку получит ученик за правильный ответ на вопрос о начале правления Лжедмитрия 1. 1606 г. Восстание Болотникова. Цифра 6 похожа на букву б.
Затем предложить учащимся в электронном виде составить таблицу совпадений, используя электронные энциклопедии, справочники и пособия.
Таким образом, можно учить детей создавать свою систему ассоциаций и оформлять их в виде хронологических таблиц, следуя которым можно легко запомнить исторические факты и потом на их базе создать целостный рассказ о каком-либо периоде Отечественной истории. И в этом случае использование ИКТ даёт очень хорошие результаты.
Очень полезно применять ИКТ при изучении сложных, богатых событиями исторических периодов с использованием модулей.
Можно в электронном виде создать тезисы будущего ответа и с успехом изучать историю революционного движения в России в ХХ в.
Используя компьютер в домашних условиях, ученик может создать простейшую базу данных по отдельным периодам истории революционного движения, постоянно её пополняя. Соответственно упростится задача выполнения домашнего задания, а качество ответа на уроке станет значительно выше.
Допустим, дети работают дома над темой «Революция 1905—1907 гг.», используя модуль «Революция».
Причины. «Низы» не желают жить по старому, «верхи» не могут управлять по старому.
Повод. «Кровавое воскресенье».
Цели. Свержение самодержавия, установление буржуазной республики, решение аграрного вопроса.
Движущие силы. Пролетариат, крестьянство, буржуазия, интеллигенция.
Характер. Революции 1905—1907 гг. — буржуазно-демократическая, незавершённая.
Этапы:
а). Нарастание революционного движения до декабря 1905 г. Кульминация революции — Декабрьское вооружённое восстание в Москве в 1905 г. Наивысшее достижение революции — Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка»;
б) Спад революционного движения 1906—1907 гг.
Итоги. Смягчение политического режима, уступки рабочему классу и крестьянству, изменение духовной жизни общества. Начало реформ П.А.Столыпина.
Историческое значение. Это — первая русская революция.
Всемирно-историческое значение. Революция 1905—1907 гг. в России дала новый толчок развитию антиимпериалистической и антифеодальной борьбы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Произошли антиколониальные, антифеодальные революции и восстания в Китае, Турции, Иране, Корее, Вьетнаме.
Возможны и другие способы построения ответа.
I. Повествование в хронологическом порядке.
1. Причина революции 1905—1907 гг. — «Кровавое воскресенье». Начало революции 1905—1907 гг. Первомайские события 1905 г.
2. События лета 1905 г. Крестьянские восстания. Восстания в армии и на флоте.
3. Осенние события 1905 г. Октябрьская стачка 1905 г. Царский Манифест от 17 октября 1905 г. Декабрьское вооружённое восстание в Москве.
4. События 1906—1907 гг. Волнения в армии и на флоте. Наступление контрреволюции. Спад революционного движения. Третьеиюньский государственный переворот.
5. Конец революции. Характер, итоги и значение революции 1905—1907 гг.
II. Обзор события в целом с заострением внимания на отдельных событиях.
1. Причины, цели, характер, основные события, итоги, значение революции 1905—1907 гг.
2. «Кровавое воскресенье». Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября. Декабрьское вооружённое восстание в Москве.
3. Революционные события на местах. Иваново-Вознесенск. Создание Красной гвардии, первые Советы рабочих уполномоченных. Восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический».
Таким же образом, работая с учебником и используя модуль «Экономическое развитие», можно составить тезисы возможного ответа на тему «Экономическое развитие России в XVII в.».
Аграрное производство
Земледелие. Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых: сам — 10.
Животноводство. Выведение молочных пород скота: холмогорская, ярославка. Коневодство в ногайских степях и Калмыкии, разведение романовской породы овец в Поволжье.
Садоводство. Разведение «капустных огородцев».
Агротехника. Трёхпольный севооборот с применением навозных удобрений при сохранении на окраинах переложной системы.
Орудия труда. Применение сохи различной модификации: трёхзубая соха, соха-косуля. Использование железных сошников, бороны с железными зубьями.
Ремесленное производство
Рост ремесленного производства на заказ и на рынок. Формирование товарного ремесленного производства.
Выделение районов ремесленной специализации: Тула, Серпухов — добыча и обработка железной руды; Ярославль, Казань — кожевенное производство; Кострома — мыловарение; Иваново — производство ткани.
В Москве насчитывается более 250 ремесленных профессий.
Мануфактурное производство
Строительство металлургической мануфактуры А.Виниуса под Тулой в 30-х гг. XVII в. Печатный и Монетный дворы в Москве. Ницынский завод на Урале. Судостроительные верфи в Воронеже.
Торговля
Внутренняя торговля. Начало формирования единого всероссийского рынка. Появления ярмарок: Макарьевской, Ирбитской, Нежинской и др.
Внешняя торговля. Торговля с Западной Европой через Архангельск и с Востоком через Астрахань.
Строительство Немецкой слободы в Москве. Введение в 1667 г. пошлин для иностранных купцов.
Опираясь на электронный модуль и тезисы к нему, ученик, даже неважно успевающий, в состоянии подготовить развёрнутый и грамотный ответ.
Все эти электронные модули позволяют выстроить весь фактический материал в определённой логической последовательности и избежать пустословия и ошибок. При желании составляющие электронных модулей можно менять местами, увеличивать или сокращать их число, изменять наименования. Используя электронные модули, учащийся получает возможность более рационально распорядиться фактическим материалом и показать логику исторического процесса, динамику развития какого-либо исторического события или явления.
На втором, конструктивном уровне, учитель, используя ИКТ, предлагает основной массе учеников средней школы ряд заданий, которые нужно выполнить в электронном виде (например, создание тематической библиотеки наглядных пособий). Под использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе чаще всего подразумевается работа с компьютером на уроке и вне его. Однако есть и другие возможности, не исключающие использование компьютера.
Например, мобильный телефон может быть использован и как фотоаппарат, и как кинокамера, и как диктофон.
Так называемое «клиповое» сознание молодёжи приспособлено для этого как нельзя лучше. Зачем «зубрить» текст учебника, если можно «закачать» на электронный носитель нужную текстовую информацию, проиллюстрировать её собственными кино- и фотосъёмками, сделать звуковую запись? Даже дети, равнодушные к изучению истории, делают домашнее задание в такой форме с большой охотой. Вся добытая информация является следствием полученных на уроке знаний и используется в новой познавательной ситуации.
Естественно, что это фиксируется в памяти учащихся и как плод их самостоятельной работы, является предметом их гордости. Учителю же нужно направлять, поощрять, систематизировать этот вид домашней работы.
На третьем, творческом уровне усвоения знаний, учитель, используя ИКТ, может предлагать учащимся создавать мини-презентации в электронном виде, вовлекать их в проектную деятельность, давать на дом задания по составлению контрольно-измерительных материалов различной степени сложности и т.д.
Представляем вашему вниманию одно из домашних заданий в электронном виде (см. сайт Московского института открытого образования). (Минимальные системные требования оснащения средствами ИКТ в расчёте на планируемую учебную группу учащихся: компьютер с процессором от 386 до Pentium I—IV. Для запуска программ необходимо наличие операционных систем, начиная от Win.3.1 до WinMe, или Win2000, WinXP.)
Тема «Сталинградская битва».
Задача 1. Покажите на карте направления главных ударов немецких войск летом 1942 года.
Карта: план немецкого командования на 1942 г.
Нанести на карту синие стрелки наступления немцев: на Москву, на Ленинград, на Крым (по две синие стрелки).
Ответ. Направление на Сталинград и на Кавказ.
Подсказка: Летом 1942 года немцы рвались к Волге.
Задача 2. Кликая мышью, в окнах карты выберите номера армий и фамилии генералов, оборонявших Сталинград.
62-я армия, 64-я армия, 65-я армия, 24-я армия, 21-я армия. И фамилии: Чуйков В.И., Шумилов М.С., Батов П.И., Галанин И.В., Чистяков М И.
Ответ. 62-я — северная часть Сталинграда. (Чуйков В.И.) 64-я — южная. (Шумилов М.С.).
Задача 3. Кликая мышью, выберите в окнах карты командующих фронтами и представителей Ставки, руководивших операцией «Уран».
Портреты: Г.К.Жуков, А.М.Василевский, А.И.Ерёменко, К.К.Рокоссовский, Р.К.Малиновский, И.Ф.Ватутин (сканировать и подписать).
Ответ: Юго-Западный фронт — И.Ф.Ватутин. Донской фронт — К.К.Рокоссовский. Сталинградский фронт — А.И.Ерёменко. Ставка — Г.К.Жуков и А.М.Василевский.
Задача 4. Кликая мышью, выберите номера соединений и фамилии генералов Красной армии и вермахта на заключительном этапе Сталинградской битвы.
Номера частей: 4-я армия, 5-я армия, 6-я армия (немецкие).
Донской фронт, Западный фронт, Сталинградский фронт.
Портреты: Ф.Паулюс, А.И.Ерёменко, Э.Роммель, К.К.Рокоссовский, Э.Манштейн, Г.К.Жуков.
Ответ: Ф.Паулюс — внутри кольца, 6-я армия. К.К.Рокоссовский — снаружи, Донской фронт.
Задача 5. Кликая мышью, расположите карты с этапами Сталинградской битвы в хронологической последовательности.
На фоне каждой карты открывается окно, в котором появляются цифры от 1 до 6.
Для создания домашнего задания в электронном виде можно использовать готовую медиапродукцию, интернет-ресурсы или собственную электронную программу для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию, наполняя её конкретными тестовыми заданиями, что позволит уже с 6-го класса приступить к подготовке детей к требованиям Единого государственного экзамена.
Николай МЕДНИКОВ