Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №20/2009
Анфас и профиль

 

 

 

Невольник чести

В октябре 2009 г. исполняется 150 лет со дня рождения Альфреда Дрейфуса, обыкновенного капитана французской армии, которому была уготована роль нарицательной исторической личности.

 

Материал для подготовки интегрированного урока история+обществознание по теме
«Права и свободы граждан во Франции в конце XIX в.». 10—11 лассы

 

Есть такие эпизоды в жизни, в которых в чистом виде заложен мощный воспитательный эффект, определяющий назидательный характер последующих рассказов о них и формирующий непосредственное нравственное чувство без специальных педагогических усилий. Таким событием в Новой истории было так называемое «дело Дрейфуса», навсегда ставшее нарицательным и всегда ассоциирующееся с борьбой за справедливость, честь и достоинство.

История вкратце такова: осенью 1894 г. в руки французской разведки попало письмо, в котором неизвестный французский офицер сообщал германскому военному атташе в Париже об отправлении ему секретных военных документов, доступ к которым имел ограниченный круг лиц. На основании некоторого сходства почерка руководители разведки заподозрили в измене капитана Альфреда Дрейфуса (сына богатых эльзасцев еврейского происхождения), служившего при Генеральном штабе.

Несмотря на расхождения во мнениях пяти экспертов-графологов (три против одного), 15 октября 1894 г. Дрейфус был арестован и передан военному суду по обвинению в государственной измене.

Дело Дрейфуса разбиралось на закрытых заседаниях, обвинения не были тщательно проверены, мотив измены так и не был установлен, документы, которые якобы находились в распоряжении обвинения, не были показаны ни обвиняемому, ни защите. Тем не менее 22 декабря военный трибунал из семи судей единогласно признал Дрейфуса виновным в государственной измене и приговорил к лишению чинов и званий и пожизненному заключению в тюрьме на Чёртовом острове в Кайене (Французская Гвиана).

5 января 1895 г. во дворе военной школы близ Марсового поля в Париже Дрейфус был подвергнут унизительной процедуре разжалования — так называемой гражданской казни: с него сорвали военные награды и знаки отличия, над ним, в знак поруганной чести, сломали его шпагу. Дрейфус же прокричал, обращаясь к солдатам, что невиновен и восславил Францию и её армию. В ответ двадцатитысячная толпа, располагавшаяся снаружи, подогретая многочисленными публикациями прессы и вспомнившая, видимо, времена якобинской диктатуры, скандировала: «Смерть!» Не говоря уж о том, что вся церемония сопровождалась антисемитскими выкриками.

Дело, о котором, кажется, сразу забыли, ибо большинство населения Франции не сомневалось, что Дрейфус изменник, неожиданно в конце 1896 г. приняло скандальный оборот. Было перехвачено ещё одно письмо, на этот раз германского военного атташе французскому офицеру, аристократу венгерского происхождения майору Эстергази, из которого следовало, что именно он и является немецким агентом, а письмо, из-за которого осудили Дрейфуса, написано Эстергази (их почерки оказались похожи).

Возглавлявший тогда военную разведку полковник Жорж Пикар, офицер с безупречной репутацией (к слову, преподававший когда-то в военной школе Дрейфусу и лично его не любивший), не захотел отстаивать честь мундира и вынес сор из избы. Однако один из его подчиненных и главный свидетель со стороны обвинения против Дрейфуса, майор Анри, придерживался противоположной точки зрения и решил не допустить пересмотра дела. Он сфабриковал письмо, вновь перехваченное — им же — теперь уже от итальянского военного атташе немецкому, в котором якобы подтверждалась измена Дрейфуса.

Пикар был отправлен служить в Африку, но всё же успел передать обнаруженные им факты друзьям. Далее информация попала к вице-председателю Сената, который заявил о невиновности Дрейфуса и совместно с братом последнего открыто обвинил в предательстве Эстергази — человека с тёмной репутацией авантюриста, служившего и в австрийской армии, и в Иностранном легионе, а кроме того слывшего азартным игроком, ловеласом и дуэлянтом.

Однако представший перед судом, поначалу растерявшийся, а потом даже эпатирующий Эстергази, поддержанный военным ведомством, был оправдан и объявлен жертвой еврейских происков. По стране прокатилась волна антисемитских беспорядков. Вместе с тем предвзятость судей вызвала возмущение здравомыслящих граждан Франции. Теперь уже многие думали прямо противоположное — произошла судебная ошибка, Дрейфус невиновен.

И вот в газете «Аврора», главным редактором которой был будущий виднейший государственный деятель Франции Жорж Клемансо, было опубликовано открытое письмо писателя Эмиля Золя президенту Франции. Клемансо придумал броский заголовок —
«Я обвиняю». В письме высказывалась твёрдая уверенность в невиновности Дрейфуса: «Пусть погибнут все мои книги, если Дрейфус не является невиновным».

Золя понимал, что тогдашнее общественное мнение не на его стороне, но верил, что когда-нибудь правда восторжествует: «Я не хочу, чтобы моя страна осталась во лжи и несправедливости. Когда-нибудь Франция поблагодарит меня за помощь в сохранении её чести».

Но в те дни Франция откликнулась судом над самим Золя. Его обвинили в клевете — как никак в своём письме он поимённо обвинил 10 высших чиновников и два ведомства в предвзятом и неправедном отношении к Дрейфусу, за что писателя и приговорили к году тюрьмы, а также штрафу в 3 тыс. франков.

Не дожидаясь решения по своей кассации, Золя успел бежать в Англию и наказания избежал. Вернулся он лишь в июне 1899 г., после того, как в деле Дрейфуса произошли разительные перемены: было доказано, что майор Анри подделал второе письмо, после чего он был арестован и на следующий же день покончил с собой. Кроме того, в Англию бежал сам Эстергази, сначала косвенно, а затем и открыто признавшийся в измене. Но, к сожалению, Золя не дожил до полного оправдания Дрейфуса — в 1902 г. он скоропостижно умер (по официальной версии — отравился угарным газом из-за неисправности дымохода, но современники не исключали убийства, которое, впрочем, так и не было доказано). Тем не менее участие писателя в этом деле не забыто — именем Золя назван лицей, в помещении которого проходил второй суд по делу Дрейфуса, во многом инициированный благодаря позиции смелого и совестливого писателя.

...После письма Золя и новых фактов по делу Дрейфуса во Франции, да и во всём мире, борьба между его сторонниками и противниками развёртывается с новой силой. Была даже образована «Лига прав человека», лидеры которой возглавили борьбу за реабилитацию Дрейфуса. Внутри Франции к «дрейфусарам» можно отнести писателей Анатоля Франса, Ромена Роллана, Эдмона Гонкура, Марселя Пруста; будущего премьер-министра Жоржа Клемансо, художников Клода Моне и Камиля Писсаро; за её пределами, например, в России, в защиту Золя активно выступал Чехов.

Но громких имён было достаточно и на другой стороне: Леон Доде, Жюль Верн, Оскар Уайльд (по разным причинам) выступали как «антидрейфусары». К сожалению, не последним фактором в этом являлась национальность Дрейфуса. Горький парадокс заключался в том, что именно во Франции, первой из европейский стран официально признавшей равноправие евреев, отчётливо проявились антисемитские черты. Неслучайно присутствующий на гражданской казни Дрейфуса парижский корреспондент австрийской газеты Теодор Герцль (будущий идеолог сионизма), своими ушами услышавший, как толпа скандировала: «Смерть евреям», именно после этого (по его воспоминаниям) всерьёз задумался об идее переселении евреев в Палестину.

Итак, когда подлоги вскрылись, в 1898 г. назначили пересмотр дела Дрейфуса. Его препроводили с Чёртова острова на новый суд, где он вынужден был выслушать 9 сентября 1899 г. новый обвинительный приговор, в котором, по сравнению с первым, появились лишь какие-то смягчающие обстоятельства, а пожизненный срок заменялся на 10 лет тюрьмы.

И тем не менее под давлением общественности президент Франции принимает решение о помиловании Дрейфуса. И он, измученный всей этой тяжбой и лишениями, соглашается, тем самым как бы косвенно признавая свою вину, что вызвало недовольство даже ряда его защитников.

Но Дрейфус всё же включается в борьбу за свою полную реабилитацию. В ноябре 1903 г. он уже подаёт новую кассационную жалобу, и дело переходит на новое рассмотрение кассационного суда. В марте 1904 г. кассационный суд постановил произвести дополнительное следствие, и в 1906 г. новый процесс признал Дрейфуса полностью невиновным; все обвинения были сняты, его восстановили в армии, повысили в звании до майора и наградили орденом Почётного легиона.

Процесс реабилитации должен был проходить там же, где Дрейфус был обесчещен, но он этого не захотел. Мероприятие прошло рутинно, из почётных гостей присутствовали восстановленный в армии и произведённый в генералы Жорж Пикар и писатель Анатоль Франс.

Вскоре по состоянию здоровья Дрейфус вышел в отставку. Он умер в 1935 г.

…Недалеко от южной окраины Парижа, в небольшом сквере на углу бульвара Распай и улицы Стурлак стоит памятник офицеру в форме французской армии конца ХIХ в., салютующего обломком шпаги. На невысоком постаменте надпись: «В честь капитана Альфреда Дрейфуса».

К слову, судьба памятника, как и его героя, не столь безоблачна в наше время. В январе 2004 г. вандалы облили её жёлтой краской, покрыли с ног до головы антисемитскими граффити, а на цоколе красным нарисовали звезду Давида с подписью: «Дрейфус — грязный предатель».

Так что борьба между «дрейфусарами» и «антидрейфусарами», борьба за истину и человеческое достоинство продолжается.

Моральный вывод, к которому естественным образом подводится изложение этой темы, например, учителем истории — французы боролись тогда не только за Дрейфуса, не только за справедливость, но и за свою честь, за каждого француза, чтобы подобный произвол и нарушение закона не могли произойти и с ними. Они боролись за собственное достоинство и за честь своей страны. Чтобы избежать позора, как писал в своём письме Эмиль Золя.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Zewa.Ru. Если вы решили приобрести качественные одноразовые платки, то оптимальным решением станет сайт www.Zewa.Ru. На сайте, вы сможете, не потратив много времени, ознакомиться с продукцией компании «Zewa», а именно: одноразовые платки, туалетная бумага, бумажные полотенца и столовые салфетки. Продукция компании «Zewa» славится своим качеством и доступностью цен.

Анатолий БЕРШТЕЙН

TopList