Курсы повышения квалификации |
Методика работы с текстовой информацией
на уроках истории
Лектор: ЯРОСЛАВЦЕВА
Марина Юрьевна
Курс лекций для дистанционного обучения
Номер газеты | Тема лекции |
17/2009 | Лекция 1. Чему следует
обучать: российские требования и европейские
стандарты. Современное гуманитарное образование: требования, проблемы, возможности. Общеучебные умения и навыки как основа образовательной деятельности учащихся. |
18/2009 | Лекция 2. Как формировать
необходимые навыки. Механизм формирования навыков: составление рекомендаций, памяток по осуществлению для учащихся различных видов учебной деятельности; создание для них определённых алгоритмов; разработка методических приёмов для учителей по формированию у учащихся общеучебных навыков. |
19/2009 | Лекция 3. Что
поможет проверить сформированность навыков. Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями, оценивающими ответы учащихся. Контрольная работа № 1. |
20/2009 | Лекция 4. С чего следует
начинать работу с текстом. О чём может рассказать текст? Какие тексты и как можно использовать на уроках? Когда начинать работу со сложными текстами? Чему можно научить ребёнка, используя один текст? Уровни восприятия текста. Виды текстовой информации. |
21/2009 | Лекция 5. Чему можно научить и
научиться при работе с текстом. Способы подачи текстовой информации учителем. Основные операции учащихся с текстом. |
22/2009 | Лекция 6.Что помогает понять
текст. Виды и типы вопросов. Модели вопросов: пример обучающего урока по моделированию репродуктивных и продуктивных вопросов. Обучающие тексты по моделированию вопросов. Методика постановки проблемного вопроса. Контрольная работа № 2. |
23/2009 | Лекция 7. Технология
межпредметной деятельности в 5–8-х классах:
история и литература. Почему важно использовать межпредметные связи? Технология межпредметной деятельности: интегрированные уроки, межпредметные контрольные работы, междисциплинарные зачёты. |
24/2009 | Лекция 8. Технология
межпредметной деятельности в 9–11-х классах:
история и литература. Специфика межпредметных связей на уроках гуманитарного цикла в старшем звене. Межпредметные семинары. Использование различных видов контроля на предметном и межпредметном уровнях. Итоговая работа |
ЛЕКЦИЯ 3
Что поможет проверить сформированность навыков
Критериальный подход к образовательной деятельности учащихся. Использование различных видов и форм контроля. Основные требования к разработке критериев при составлении различного типа заданий и работ. Система критериев для типовых видов работ. Образцы заданий с критериями, оценивающими ответы учащихся.
Мы остановились на том, что необходимым элементом системной работы по формированию общеучебных навыков является организация контроля. Когда следует продумывать вопрос о контроле? Что и как нужно проверять? Какие виды контроля возможно и целесообразно использовать? В ответах на эти и другие вопросы мы и постараемся разобраться.
Если исходить из наличия у нас таблицы с навыками, которые следует сформировать у учащихся в текущем учебном году, а также из необходимости подбора конкретных тем для их формирования, то логично предположить, что виды и формы контроля освоения навыков нужно продумывать при перспективном планировании. При этом традиционный тематический план дополнится новыми разделами:
• формируемые общеучебные и предметные навыки;
• основные виды работ по их формированию и закреплению;
• контрольные работы, позволяющие проверить как знания по теме, так и освоение навыков.
Фрагмент такого планирования приводится ниже. Серым цветом выделены виды работ, которые выполняются непосредственно в классе. Напомню, что при их проведении осуществляется не только формирование навыка, но и изучение программного материала. Высокая интенсивность освоения навыков уже в начале 5-го класса обусловлена тем, что учащиеся сразу должны получить возможность осмысливать и преобразовывать информацию. С каждым последующим разделом новых навыков будет меньше, зато больше времени будет уделяться их закреплению и проверке (cм. таблицу 1).
Таблица 1
Фрагмент планирования по истории (5-й класс)
Раздел | Кол-во часов | Основные темы раздела |
Формируемые навыки |
Основные виды работ |
Первобытный мир | 7 | Происхождение человека | Чтение исторической карты и работа с контурной картой | Подготовить устный
рассказ о расселении первобытных людей с опорой
на легенду карты. Выполнить задание по контурной карте. |
От человека умелого к человеку разумному | Рассказ от лица героя | Написать рассказ от имени орудия труда. | ||
Религия и искусство в первобытном мире | Составление простого плана | Составить план текста «Зарождение религии у первобытного человека». | ||
Появление у людей земледелия и скотоводства | Сравнение объектов одного порядка | Выполнить сравнение родовой и соседской общины. | ||
От первобытности к цивилизации | Составление логической схемы (цепочки) | Составить логическую схему «Причины перехода от родовой общины к соседской общине». | ||
Контрольная работа по теме «Первобытный человек» |
Указанную в таблице контрольную работу предлагаю рассмотреть как вариант организации контроля знаний по теме и проверки уровня сформированности навыков.
Контрольная работа по теме «Первобытный человек»
Задание №1
Дайте определения следующим понятиям: цивилизация, эволюция, общественное устройство.
Задание №2
Распределите понятия по группам. Группы: оседлый образ жизни, племя, религиозные верования. Понятия: старейшина, земледелие, душа, родовая община, скотоводство, магические обряды, народное собрание, ремесло, жертвоприношение.
Задание №3
Добавьте к предложенным линиям понятия в соответствии с логикой развития явлений:
дикость — … — цивилизация;
… — родовая община — племя;
собирательство — охота — … .
Задание №4
Составьте логическую схему, объясняющую, как у первобытных людей зародилась вера в бессмертие человеческой души.
Задание №5
Используя текст учебника, сравни человека умелого и человека разумного.
Критерии оценивания
• знание основных понятий, явлений по теме;
• полнота выполнения заданий;
• навык составления логической схемы;
• навык сравнения явлений, событий;
• правильное оформление работы.
Исходя из содержания предложенных заданий и критериев оценивания ответов, можно утверждать, что данная работа позволяет проверить основные знания и навыки учащихся, полученные ими при изучении первобытного мира.
После разъяснений, сделанных относительно специфики планирования работы с ОУН, обратимся к следующему шагу, также направленному на организацию контроля формируемых навыков.
К началу учебного года учителя составляют стартовые работы, которые проводятся во всех классах (кроме пятых) и предназначаются не столько для проверки предметных знаний, сколько для определения степени сформированности общеучебных и предметных навыков. В качестве примера используем вариант такой работы для 6-го класса.
Стартовая работа по истории
Мастер Вел стремительно поднимался по склону Капитолия. Отсюда хорошо виден Тибр. Вот там, где изгиб, течение выбросило корзину с младенцами. На месте форума зеленели болотца, окружённые кустами. Сквозь них продиралась волчица, преследуемая собачьим лаем. Псы пастухов не подпустили её к загону с овцами, и ей оставалось надеяться лишь на падаль, какую могут выкинуть на берег вздувшиеся мутные воды. И тут она услышала детский плач. Она остановилась и повернула голову. Но как? Как изобразить этот поворот — нет, не только головы, но и колеса Фортуны. Ведь не услышь волчица плача младенцев…
Задания
Закончите фразу. Опишите ход своих рассуждений при выполнении этого задания.
Перечислите, какие задания можно выполнить при работе с данным текстом. Какие из них вызвали бы у вас затруднения? Почему?
Выполните, по своему выбору, два задания из тех, которые вы предложили.
Как видим, сам текстовый фрагмент небольшой, но он позволяет проверить целый ряд навыков и определённые знания. Для выполнения заданий к нему ученикам придётся применить такие навыки, как систематизация информации, выделение главной мысли текста, построение логической цепочки, а также восстановить некоторые знания о Древнем Риме, поскольку на события, связанные именно с этим городом, указывают некоторые названия и понятия. Кроме того, предполагается, что при составлении заданий к тексту ученики вспомнят ещё о нескольких навыках, поскольку из имеющегося у них опыта они уже знают, что любое задание должно что-то проверять. Чаще всего встречаются следующие варианты сформулированных ими заданий:
• составить к тексту продуктивные вопросы разного вида;
• озаглавить текст;
• выделить главную мысль текста;
• извлечь историческую информацию из текста;
• дать определения понятиям.
После проверки работ учитель получает вполне конкретную информацию об уровне владения навыками каждого ученика и класса в целом, анализ же результатов проведённых работ позволяет ему определить причины выявленных проблем и внести необходимые коррективы в работу по формированию навыков на текущий год. Таким образом, проведение стартовых работ можно рассматривать как один из видов контроля — входящий или стартовый. Но прежде чем перейти к рассмотрению организации других его видов, хотелось бы несколько слов сказать о том, какие задания стоит предлагать учащимся как в ходе урочной деятельности, так и в качестве домашней работы.
Подумайте, часто ли мы задаём себе вопросы: насколько полезно то или иное задание ученику, чему при его выполнении он может научиться, какой навык развить? Не будем лукавить — не часто. А если сам учитель не вполне осознаёт связь задания с пройденным материалом, его важность для изучения и понимания последующих тем, то ученику увидеть смысл в том, что он делает, практически невозможно. Вот и превращается его деятельность в иллюстрацию к сказке: пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. При этом мы все хорошо понимаем, что результаты контрольных работ напрямую зависят от того, насколько успешно ученик справлялся со всеми промежуточными заданиями.
Нет необходимости убеждать кого-то в важности составления полезных для учащихся заданий, поэтому обращаю ваше внимание лишь на то, что работа учителя в этом направлении должна быть продуманной и последовательной. Для примера возьмём несколько заданий, используемых при изучении Древнего Египта, и проследим их связь с последующими темами и заданиями (cм. таблицу 2).
Таблица 2
Раздел | Задания на уроке | Домашние задания | В каких последующих заданиях используем полученные знания и навыки |
Царство Древнего Египта | Чтение исторической карты. | Составить рассказ о Древнем Египте по исторической карте. | Сравнение по карте Египта и
Шумера, выявление особенностей шумерской
цивилизации. Сравнение по карте Финикии и Шумера, определение характерных черт морской цивилизации. |
Определение главной мысли текста (Египет — дар Нила). | Составить план и определить главную мысль текста «Развитие хозяйства в Древнем Египте». | Определить, как особенности
географического положения Финикии (а позже и
Греции) повлияли на хозяйственную деятельность
населения. Определить главную мысль текста «Наказ колонистам, отправляющимся из Локров в Навпакт» (тема «Великая греческая колонизация»). |
|
Чтение мифа о боге Осирисе. Обсуждение вопроса: можно ли считать миф историческим источником? Определение признаков исторического источника. | Составить продуктивные вопросы к мифу «Бог Осирис и происхождение египетских фараонов». Найти в мифе исторические сведения. | Используя знания о
географических особенностях Древней Греции,
предположить, что могут означать препятствия,
встреченные Тесеем на пути в Афины. Прочитать миф «Путешествие Тесея на Крит». Ответить на вопрос: о чём поведал миф, только ли о том, почему море названо Эгейским? |
|
Определение причин завоевательных походов египетских фараонов. | Определить положительные и отрицательные последствия завоевательной политики фараонов для Египта. | Прочитать миф «Суд Париса». Выделить в мифе причины Троянской войны, представив их в виде логической схемы. Используя карту атласа и знания о полисной системе Греции, сформулировать возможные исторические причины Троянской войны. |
Из приведённой таблицы видно, что знания и навыки, освоенные при прохождении одной темы, оказываются востребованными и получают своё логическое продолжение при изучении последующих тем. В таких условиях учащимся легче осваивать учебный материал, осознавать наличие общих подходов к выполнению определённых заданий и практическую пользу от формируемых навыков.
Итак, поскольку необходимость системного подхода к составлению заданий для учащихся подтверждена, вернёмся к вопросу о контроле сформированности навыков и рассмотрим следующие его виды:
• проверка освоения конкретных навыков;
• проверка освоения комплекса навыков;
• проверка способности учащихся самостоятельно выбирать и применять навыки.
Формы осуществления такого контроля могут быть различны. Так, для проверки освоения конкретного навыка можно предложить ученикам написать поучение, рассказ от имени героя, выполнить задание по контурной карте, составить схему определённого вида или сравнительную таблицу.
Чтобы проверить освоение комплекса навыков, лучше всего подобрать текст, позволяющий сформулировать задания для разных видов деятельности учащихся или предложить им подготовить сообщение, доклад. Что касается последнего вида контроля, то для его организации чаще всего используются уроки самостоятельного изучения темы, проектные работы, семинарские занятия.
Ещё один важный вопрос, непосредственно связанный с темой контроля — это оценивание полученных результатов. Можно ли объективно оценить работу ученика? Как учесть всё многообразие применённых им знаний, навыков, компетентностных качеств? Традиционная оценка часто не позволяет этого сделать. Но если нельзя изменить оценку (форму), следует попытаться изменить подход к её использованию (содержание). Для этого к заданиям, предлагаемым учащимся, составляются конкретные требования и критерии оценивания. Особенно важно придерживаться такого подхода в 5—7-х классах, когда закладываются навыки выполнения основных видов работ.
Рассмотрим теперь использование указанных выше видов контроля сформированности навыков на конкретных примерах. Начнём с первого вида — освоение определённого навыка.
Допустим, вы задали пятиклассникам написать рассказ от лица героя на тему «Жизнь первобытного человека». Что в этой ситуации необходимо сделать учителю, рассчитывающему на получение качественного результата? Как минимум, объяснить учащимся, что данный вид работы должен соответствовать следующим требованиям:
• изложение рассказа от первого лица;
• включение в него информации о «герое» (его описание);
• наличие сюжета (история, происшедшая с героем);
• соблюдение исторической достоверности (информация должна соответствовать теме, историческому периоду);
• соблюдение структуры ответа (вступление, основная часть, заключение).
Ещё пример. Учащимся пятого класса дано задание составить логическую схему, объясняющую, как человеческое стадо превратилось в родовую общину. Для этого вида работы также определяются основные требования:
• правильное формулирование суждений;
• важность, значимость и достаточность суждений;
• правильная последовательность суждений;
• наличие в схеме ответа на поставленный вопрос;
• правильное оформление схемы.
Предлагаю один из вариантов составленной учащимися логической схемы (привожу без исправлений).
Первобытное стадо
Часто меняющийся состав и условия жизни
Трудности в борьбе за существование
Необходимость организации совместных действий
Создание совместных поселений (стойбищ)
Укрепление родственных связей, общих традиций, языка
Возникновение родовой общины
Можно с уверенностью утверждать, что наличие требований к различным видам работ помогает учащимся сосредоточиться на отборе необходимой информации, её осмыслении и преобразовании, что позволяет им добиваться более высоких результатов, а учителю — получать качественные работы.
Второй из рассматриваемых видов контроля направлен на проверку комплекса навыков и используется в качестве обобщающего или итогового контроля. Что можно предложить для его осуществления? Остановимся на двух примерах.
В качестве первого рассмотрим контрольную работу по теме «Ордынское иго», составленную с опорой на материал учебника. Учащиеся работают с одноимённым пунктом из параграфа учебника Т.В.Черниковой «История России IX—XVI веков» и выполняют следующие задания:
• выделите предпосылки и причины установления Ордынского ига;
• оцените это событие с определённой позиции;
• сформулируйте проблемный вопрос по теме;
• сопоставьте рассматриваемое событие с подобным историческим событием;
• сформулируйте вывод по теме.
Предлагаю вам познакомиться с вариантами выполнения учащимися предложенных заданий (привожу без исправлений).
Варианты ответов учащихся
1. Предпосылки — раздробленность Руси, создание татаро-монгольской империи. Причины — борьба русских князей за власть, разобщённость княжеств, содружество князей с Ордой.
2. Оценка с позиции Владимирского князя.
Это событие негативно отразилось на развитии Руси, так как необходимые Руси средства мы вынуждены были отдавать за рубеж, поэтому замедлилось развитие искусства, земледелия, ремёсел. Из-за ордынских набегов остановилось развитие городов, упали наши доходы. Но самое страшное то, что мы не могли восстать против завоевателей. Во-первых, в Орде следят за отношениями князей, и, чуть только князь усилится, натравливают соседей или посылают рать. Во-вторых, вместо того, чтобы думать о Руси, князья думают о том, как бы с помощью ордынцев отобрать землю, власть и добро у соседа, то есть у нас, владимирских князей, так как мы чаще всего и владеем ярлыком.
3. Почему, с одной стороны, ордынцы не желали усиления владимирских князей, а с другой — давали им ярлык на княжение чаще, чем другим князьям, тем самым возвышая владимирских князей?
4. Римляне, завоевав народы, насаждали свой язык и веру, и завоеванные народы становились римлянами. Татаро-монголы же оставили Руси её религию, и она не вошла в состав Золотой Орды, хотя и контролировалась ею. Римляне постоянно держали свои войска на завоёванных территориях, а ордынцы предпочли ограничиться набегами и карательными походами. Римляне завоёвывали для распространения своей культуры, а татаро-монголы — для получения дани. Все эти различия связаны с тем, что Рим окружали менее него развитые государства и племена, Орда же завоевала более развитое государство, с которым была вынуждена считаться.
5. Ордынское иго поддерживалось распрями между русскими князьями, что позволило долгое время получать с Руси дань и контролировать её.
Результаты работы учащихся можно оценить по следующим критериям:
• знание событий данного исторического периода;
• правильное понимание действий основных участников события, умение дать им объяснение;
• владение навыком постановки проблемного вопроса;
• владение навыком установления причинно-следственных связей;
• владение навыком сопоставления событий.
Другой вариант составления контрольных работ предполагает привлечение дополнительной информации. Так, после изучения темы «Франкское королевство» выполняется анализ исторического источника. Учащиеся получают два текста и задания к ним.
Задания к тексту №1
Прочитайте выдержки из документа «Салическая правда».
Определите, какую историческую информацию мы можем получить благодаря данному источнику.
Сформулируйте два продуктивных вопроса, ответив на которые, вы смогли бы лучше понять содержание этого документа.
Далее идёт текст №1 «Салическая правда».
Задания к тексту №2
Познакомьтесь со свидетельством современного историка о древнем законодательстве.
Выделите основные утверждения автора и найдите им подтверждение в «Салической правде».
На основании двух представленных документов составьте краткое информативное сообщение о жизни франков.
Далее приводится текст №2.
Либо Хлодвиг, либо один из его ближайших потомков приказал записать древние законы франков. Точнее говоря, это были не законы, а обычаи. Законы пишут знатоки-юристы для короля или парламента, а они потом провозглашают их от своего имени.
В раннем Средневековье дело было иначе. Никому не разрешалось «придумывать» новые законы. Можно было лишь следовать древнему обычаю. Тогда люди считали, что только очень старые нормы бывают правильными. Любые новшества могут лишь нанести вред. На судебном заседании при разбирательстве какого-нибудь дела особые, заслуживающие доверия люди должны были «вспоминать», чего требует обычай в данном случае. Свои знания они передавали детям, а те — внукам.
Времена менялись, старые нормы не всегда соответствовали новым условиям. Тогда люди, как бы помимо своей воли, сами этого не замечая, немного подправляли древний обычай. Но сами они при этом были совершенно убеждены, что следуют тем же правилам, что их прадеды и прапрадеды. Когда отношения между людьми строятся на основе устного обычая, а не письменного закона, говорят, что действует обычное право.
Записать обычаи Хлодвиг велел для укрепления собственной власти. Если что-то в этих правилах не ясно, то франкам придётся обращаться за разъяснением к королю, а он мог объяснить их так, как ему выгодно. Кроме того, король отбирал, какие обычаи стоит записывать, а какие нет. Таким образом, «Салическая правда» показывает, как усилилась власть короля.
Работу учащихся можно оценить по следующим критериям:
• владение навыком извлечения информации из исторического источника;
• знание фактического материала о возникновении и развитии варварских королевств;
• понимание разницы между обычным правом и законами, умение объяснить роль последних в создании варварских королевств;
• владение навыком составления сообщения информативного характера;
• владение навыком соотнесения информации из разных исторических источников.
В двух рассмотренных примерах важно обратить внимание на формулировки заданий, нацеливающих школьников на конкретные виды деятельности и на наличие критериев, позволяющих учителю объективно оценить знания учащихся и степень их владения навыками.
Третий вид контроля направлен на проверку способности учащихся самостоятельно определять необходимые для выполнения заданий навыки и применять их. На его проведении в форме интегрированных уроков, межпредметных работ и семинаров мы остановимся в лекциях № 7—8, здесь же хотелось бы показать, как можно организовать такой контроль в рамках одного предмета.
При изучении темы «Греко-персидские войны» учащиеся выполняют самостоятельную работу «Марафонская битва». В ней, в отличие от рассмотренных выше примеров, в формулировках предлагаемых заданий нет указания на конкретные навыки:
• внимательно прочитайте описание Марафонской битвы, составленное Геродотом, и рассмотрите соответствующую историческую карту;
• выявите противоречивую, сомнительную информацию и представьте её в определённом виде;
• укажите, какой информации недостаёт в тексте для получения более полного представления о событии;
• предположите, почему Геродот составил именно такое описание битвы.
Греческому историку Геродоту, жившему в V веке до н. э., принадлежит единственное дошедшее до нас описание Марафонской битвы между афинянами и персами.
Персы отплыли из Малой Азии на шестистах кораблях и, овладев по пути несколькими островами, высадились у Марафона.
Узнав об этой высадке, афиняне также направили к Марафону свои войска, которыми командовал Мильтиад и другие греческие полководцы. Долгое время афиняне стояли против персов в Марафонской долине, колеблясь, вступать ли им в сражение. На помощь им спешило подкрепление, посланное из Спарты. В конце концов, Мильтиад, веривший в победу греков, решился дать бой. Подкрепление, посланное спартанцами, опоздало к сражению, несмотря на то, что спартанцы проделали путь из Спарты очень быстро — за три дня.
Когда афиняне выстроились при Марафоне, их боевая линия равнялась боевой линии противника, хотя численностью они настолько уступали персидскому войску, что персы сочли чистым безумием атаку со стороны афинян. Однако афиняне одержали блестящую победу: было убито 6400 персов и всего 192 грека. Персы бежали к кораблям и пытались уйти в море, но афинянам удалось захватить семь вражеских кораблей. На остальных кораблях персы отправились к Афинам, рассчитывая взять город, пока его защитники находятся у Марафона.
Процесс выполнения учащимися заданий, предложенных для самостоятельной работы, отражён в таблице 3.
Статья подготовлена при поддержке сайта www.Proglaza.Ru. Молодым родителям из-за нехватки опыта требуется постоянно расширять свои знания в области воспитания и лечении ребенка, потому что если пропустить тревожный сигнал о болезни, можно получить осложнения. На сайте, расположенном по адресу www.Proglaza.Ru, вы сможете, не потратив много времени, ознакомится со статьей: «Как лечить амблиопию у детей». Сайт www.Proglaza.Ru постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете найти полезные статьи о болезнях глаз.
Таблица 3
Задания |
Подходы к выполнению заданий |
Внимательно прочитайте описание Марафонской битвы и рассмотрите соответствующую историческую карту. | Прежде всего, учащимся следует выделить в тексте главное и соотнести эту информацию с картой, что позволит более успешно выполнить следующее задание. |
Выявите противоречивую, сомнительную информацию и представьте её в определённом виде. | Выявление противоречивой и сомнительной информации является основанием для постановки продуктивных вопросов к тесту. |
Укажите, какой информации недостаёт в тексте для получения более полного представления о событии. | Для выявления недостающей информации необходимо соотнести описание Геродота с имеющимися знаниями о полисной системе Греции, Персидской державе, боеспособности обеих армий. |
Предположите, почему Геродот составил именно такое описание битвы. | Чтобы выдвинуть предположение, следует определить позицию автора и подобрать соответствующие аргументы. |
Исходя из представленных в таблице пояснений видно, владение какими знаниями и навыками должны продемонстрировать учащиеся, следовательно, критерии оценивания работы будут следующие:
• владение предметными знаниями;
• владение навыком соотнесения различной информации;
• владение навыком формулирования продуктивных вопросов к тексту;
• владение навыком определения авторской позиции;
• владение навыком аргументации своего мнения.
Таким образом, если во второй лекции мы убедились в возможности формирования предметных и общеучебных навыков, то в третьей — в возможности и необходимости контроля степени их освоения учащимися. Такой контроль осуществляется за счёт продуманного составления заданий, определения чётких требований к конкретным видам работ и критериальному подходу к оцениванию образовательной деятельности школьников.
Список рекомендованной литературы к лекциям № 1—3
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.: Издатель РассказовЪ, 2002.
Бурцева О.Ю. Изучаем основы теории познания. М., 2003
Ярославцева М.Ю., Шевякова И.А. Системный подход к формированию общеучебных умений и навыков.// Практика административной работы в школе. 2004. №5.
Ярославцева М.Ю., Шевякова И.А. Система многоуровневой оценки учебной деятельности учащихся.// Практика административной работы в школе. 2004. № 7.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. 2004. № 5.
Бермус А.Г.
Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября.PISA: компетентность в решении проблем // Школьные технологии : научно-практический журнал школьного технолога (завуча). 2005. № 5.
Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий // Учебно-методическое пособие. АПКиППРО. 2008.
Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. 2008.