Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №19/2009
Вестник "Истории"

Фрагмент колчана. Древний Египет

Карл-Уве Хейснер (Германский институт археологии) занимается исследованиями в области дендрохронологии. Так называется наука, определяющая датировку исторических событий по возрасту дерева. Обычно с этой целью анализируется состояние годичных колец на срезе ствола. Но доктор археологии Хейснер разработал собственную методику, с помощью которой можно определить возраст деревянных изделий, найденных во время раскопок — с точностью до года узнать дату древнего погребения, возраст постройки и т.п. Кроме того, специальные компьютерные программы позволяют определить климатические условия, состояние экологии, сделать выводы о хозяйственной деятельности людей анализируемого исторического отрезка.

Исследования, проведённые учёным на месте древней Помпеи, позволили сделать вывод, что печально известное извержение Везувия некоторым образом повлияло на состояние климата и растительности не только в Италии, но и в Западной Европе.

Изыскания в области дендрохронологии уже заняли своё место в ряду некоторых проектов и, хочется верить, позволят узнать много нового о древней истории.

Сайт «Новости археологии»

 

Новая техника спектроскопического анализа позволила учёным установить, что египтяне ещё за два тысячелетия до нашей эры использовали краски на растительной основе.

Краски, которыми написаны картины и использованные в других произведениях искусства, многое могут рассказать о своих создателях и эпохе, в которой они жили. История органических красителей, которые извлекались из растений и других природных материалов, помогает учёным проследить маршруты торговых путей, установить связи произведений искусства друг с другом, разоблачить подделку и помочь предмету старины занять должное место в историческом контексте. Но счищать шпателем кусочки краски для исследований с портрета Моны Лизы или маски Тутанхамона — не меньшее преступление, чем фальсификация. Поэтому учёные пытаются разработать максимально щадящие методы исследования.

Скульптура
«Мадонна с младенцем».
Франция. XII в.

Оптимизировав технику КР-спектроскопического анализа микроскопических образцов натуральных органических пигментов и глазурей, получаемых с древних произведений искусства, Марко Леона из научного отдела музея Метрополитен в Нью-Йорке открыл самый ранний из ныне известных образцов исторически важных красителей — образец красного краплака.

Методы, которые использовались ранее, не позволяли анализировать образцы красителей меньше чем несколько сот микрометров в диаметре и требовали заметной концентрации вещества. Кроме того, органические красители на холсте или скульптуре находятся в очень низких концентрациях. Леона усовершенствовал используемую для таких анализов процедуру.

Его метод позволяет провести полное поглощение красителя с произведения искусства наночастицами серебра. Специальная жидкая смесь вбирает в себя частицы красителя до 25 микрон в диаметре. Таким образом, значительно большее количество объектов становятся пригодными для исследований.

Используя эту технологию, Леоне удалось зарегистрировать самый древний из ныне известных образцов красителей — краплак с фрагмента древнеегипетского колчана возрастом более 4 тыс. лет.

Это произведение датируется эпохой Среднего царства (2124—1981 гг. до н.э.) и стало самым древним свидетельством использования людьми сложной химической техники получения красителя. Уже тогда люди научились извлекать красящее вещество из природного источника и осаждать его в форме твёрдого красителя-лака. Предыдущие свидетельства использования такой технологии извлечения краски из растения, а именно, красильной марены в Египте датировались семью веками позже — около 1300 лет до н.э.

На французской скульптуре XII в. («Мадонна с младенцем» из Оверни) Леоне удалось найти самый ранний из известных образцов краски из Южной Азии, основу которой составляют насекомые. Согласно торговым записям, впервые её доставили в Европу каталонские или провансальские купцы в 1222 г. Они привезли краску из Африки, куда арабские купцы, в свою очередь, доставили её из Индии. Однако до настоящего времени использование этой краски художниками до XV в. было неизвестно. К художникам из Оверни краска почти наверняка попала от провансальцев — эти два региона граничат между собой.

Новая технология исследования художественных произведений чрезвычайно полезна не только для историков, но и для искусствоведов.

Леона показал это на примере ещё одной скульптуры музея Метрополитен — «Мадонны Монтвианэ».

Она датируется примерно тем же периодом, что и «Мадонна с младенцем» из Оверни. Тот же регион происхождения и стилистические особенности позволили искусствоведам полагать, что они происходят из одной и той же мастерской, однако достоверно установить это было нельзя. Анализ фрагментов краски с помощью КР-спектроскопии показал, что при росписи «Мадонны Монтвианэ» использовалась та же индийская краска, что и на Мадонне из Оверни. Таким образом, можно сделать вывод, что два произведения из одного региона, расписанные чрезвычайно редкой для XII в. краской, наверняка относятся к одной и той же мастерской.

«Газета.Ru»
ФОТО: herbalogya.ru
Подготовила На_Че

TopList