Кино на уроке |
Искры и белые льды...
Историческая киноповесть. СССР (Россия), 1970
Режиссер
Юрий Швырёв
Сценарий
Виктор Шкловский
Иосиф Осипов
Юрий Швырев (участие)
Оператор
Константин Арутюнов
Композитор
Богдан Троцюк
В ролях:
Карлис Себрис — Витус Беринг
Игорь Ледогоров — Дмитрий Овцын
Юрий Назаров — Алексей Чириков
Валентин Никулин — Георг Стеллер
Геннадий Фролов — Савва Стародубцев
Леонид Куравлёв — Тишин
Вия Артмане — Анна Беринг
Роман Ткачук — Пётр I
Дзидра Ритенберг — Екатерина I
Нонна Мордюкова — императрица Анна Иоанновна
Валентина Егоренкова – княжна Долгорукова
Олег Басилашвили — князь Долгоруков
Виктор Шкловский — вступительное слово
Дмитрий Журавлёв — (текст за кадром)
Что такое патриотизм? Что значит служить Родине? Что движет людьми в стремлении к познанию? Что такое долг? Ответы на эти непростые вопросы попытались дать создатели фильма. Удалось ли им это? Посмотрев фильм, каждый зритель скорее всего решит по-своему. Несомненно одно — люди, прошедшие через такие испытания, заслуживают доброй памяти потомков.
Как возникла идея сценария
Иосифу Осипову довелось побывать в Восточной Сибири. Он собственно и предложил Виктору Шкловскому написать научно-популярный сценарий. В процессе работы к ним присоединился режиссёр Юрий Швырёв.
Шкловский был рад этой идее, так как считал, что всем предыдущим изложениям биографии В.Беринга и рассказам о его экспедициях не хватает живости и художественности. Чтобы донести эти факты истории до широкой публики, и было решено снять художественный фильм по всем законам кинематографии.
В результате получился сценарий, где «все конфликты историчны». Где есть реконструкция прошлого, но нет произвольных фантазий на тему.
Весьма ярко, но без тонких подробностей и особой глубины, показаны характеры исторических персонажей, взаимоотношения между ними.
Если прочитать выдержки из первоначального сценария, можно понять, что место Беринга в нём далеко не первое и не главное.
Создатели фильма в 2-хчасовой ленте попытались хотя бы немного рассказать о соратниках Беринга, нисколько не умаляя при этом заслуг самого командора.
«Это не вещь, написанная для доказательства определённой тезы,— это кинематографическое произведение, написанное по художественным законам» (В.Шкловский).
Сюжет
Фильм начинается с проникновенного вступительного рассказа Виктора Шкловского о том, как один усталый и немолодой человек позвал другого не очень молодого и пока не очень усталого и попросил узнать: а что у нас там на Северо-Востоке? Вот только кто же пойдёт в неведомое по своей воле? Пожалуй, только невольники и штрафники, люди без права выбора. Для которых сибирские морозы и полярные льды — это спасение от куда больших напастей. Или другие люди — увлечённые своим делом, влекомые стремлением познать неведомое, открыть незнаемое… Так, все они вольно или невольно открыли новые моря, берега и земли и остались навеки в памяти нашей названиями этих морей, берегов и земель…
Сквозь грозную, как шторм холодного океана, музыку прорываются к зрителям слова присяги одного из героев фильма: «Я, Дмитрий Овцын, обещаю верно служить Его величеству Петру Великому, Императору и Самодержцу всероссийскому, и должен везде и во всяких случаях интерес Его величества и государства пристерегать, и охранять, и освещать, что противное услышу, и всё вредное отвращать, и всё прочее для пользы Его величества и государства чинить по доброй христианской совести без обману и лукавства, как доброму, честному и верному человеку надлежит. Так должен ответ дать в День судный, в чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий…»
«Должен каждой, как вышней, так и нижней во флоте Нашем, в службу приходящей прежде учинить присягу в своей верности как следует» (Пётр I. «Устав морской»).
«Кто лживую присягу учинит, с наказанием вырезав ноздри, послан будет на галеру вечно» (Пётр I. «Устав морской»).
Вот, собственно, краткое объяснение всем подвигам, совершённым во имя и во славу…
Морская волна смывает эти грозные слова, и мы оказываемся в приёмной императора Петра I, где знакомимся с персонажами, которые расскажут нам об этой увлекательной и трагичной истории открытия новых земель…
Чтобы лучше понимать происходящее на экране, конечно, лучше бы сначала ознакомиться с исторической литературой о его героях.
Взять, к примеру, главного (такой ли он главный в фильме?) героя Витуса Беринга. Выбор актёра Себриса на эту роль, похоже, оказался неслучайным. Дело в том, что в 1991 г. была обнаружена настоящая могила командора Беринга, а впоследствии создана реконструкция его внешности, абсолютно несовпадающая с тем общепринятым портретом, который, в частности, уютно расположился на обложке книги самого, по мнению специалистов, объективного его биографа В.М.Пасецкого. Если посмотреть внимательно на портрет поэта Витуса Педерсена Беринга, длительное время приписывавшийся мореплавателю, а потом на его реконструированный скульптурный портрет, то можно заметить, что в лице актёра чудесным образом переплелись черты обоих образов.
Слева направо: поэт Витус Педерсен Беринг,
дядя командора;
|
Беринг считался знающим, добросовестным человеком. Вот что писал о нём его друг ботаник-авантюрист Георг Стеллер: «Покойный капитан-командор Витус Беринг был по рождению датчанин, по вере праведный и благочестивый христианин, по поведению благовоспитанный, дружелюбный, спокойный человек, по этой причине любимый всей командой, снизу доверху.
...Его привлекали к исполнению различных предприятий, из коих наиболее важными были две экспедиции на Камчатку. Он всегда стремился изо всех сил и способностей наилучшим образом выполнить порученное, хотя сам признавал и часто сетовал, что у него не хватает сил нести такое бремя.
Хотя известно, что этот человек не был рождён принимать быстрые решения и осуществлять стремительные предприятия, спрашивается, учитывая его преданность, терпение и предусмотрительность, смог ли бы другой, более нетерпеливый, сделать больше?»
Незадолго до смерти, в 1725 г., Пётр I поручил Берингу провести морскую экспедицию между северо-восточным побережьем Сибири и северо-западным берегом Америки. Надлежало решить вопрос о наличии или отсутствии пролива между Азией и Америкой. Одновременно предполагалось начать составление карты всего северного морского берега России.
— Ты, Беринг, в Индии был, корабельную службу знаешь. Человек ты справедливый и правдивый. Надо положить на карту достоверный путь к нашим землям, к Китаю, в Индию. И путь тот пойдёт через наше Ледовитое море. Ехать тебе надо долго, пока не встретишься ты с кораблями европейскими, и на берег надо высадиться и поговорить с тамошними людьми, и побывать на берегу, который вот назвали Америкой, и говорят, что та американская земля — землица немалая. А между нашим берегом и Америкой нарисована земля Жуана де Гамы. Проверь и эту землицу...
— Сделаю вашей волею, государь.
— А ты сделай своим умом. Попробуй. Ты, Беринг, человек усердный. Я волю с тебя не снимаю. … Кто карту чертил?
— Мичман Овцын. Он здесь, государь.
— Затейно, умело даже... Хотя, мичман, напрасно ты столько китов нарисовал. Кит не карта, он уплывает. Ну вот, мичман, поедешь ты к Ледовитому морю карту снимать и проверишь, как там твои киты плавают.
С Берингом отправились лейтенант Чириков и несколько сот русских матросов. Сменялись годы. Менялись правители, а экспедиция всё продолжалась.
— Не рано ли едем, командор?
— Получено приказание,— коротко отвечает Беринг.
— Приказания могут изменяться, когда изменяются люди.
— Приказание получено, и оно для нас закон, — ответил Беринг.
Организация такого грандиозного предприятия почти целиком легла на плечи Беринга. При этом местные власти не только не помогали, но даже порой чинили всяческие препятствия в деле доставки леса, продовольствия и строительства кораблей.
Тем не менее, преодолев все трудности, наветы, царскую немилость, экспедиция началась.
Были положены на карту многие пункты Северного Ледовитого океана.
Неизведанный путь труден сам по себе, а уж под гнилыми парусами тем паче. Да ещё и землю искали, показанную на старых картах, а она оказалась измышлением картографов. Так что исполнительный Беринг долго искал то, чего не было.
На обратном пути корабль вышел к неведомому острову (который сейчас называется островом Беринга) и потерпел около него крушение. Люди выбрались на берег. Многие больные цингой умерли от свежего воздуха, выбравшись из трюма.
Оставшиеся в живых осмотрелись и увидели тюленей, огромных морских коров (названных впоследствии коровой Стеллера) и неисчислимое количество песцов. Животные не боялись людей.
На счастье потерпевших кораблекрушение море выбросило кита, так что проблема пищи была решена. А жильё пришлось строить из звериных шкур.
Остров оказался сейсмически неспокойным. Случилось землетрясение. Беринга прямо в хижине по грудь завалило землёй. Он попросил его не откапывать, потому что так ему теплее.
На прощание Стеллер по просьбе Беринга читает ему строки из библейской книги Иова: «Человек рождается для страданий, чтобы, как искра, сгорая, устремляться ввысь...»
Беринга похоронили с почестями. На голом острове, где каждая щепка была на счету, тело командора обложили четырьмя досками. По этой примете через четверть тысячелетия исследователи узнали его погребение среди других.
Оставшихся в живых спас сибирский казак, бывавший работником на верфях, Савва Стародубцев. Он распилил нижние части мачт и построил струг. Из старых канатов натопили смолу, починили оставшиеся паруса. Проверили кораблик на воде — оказалось, что ходит он хорошо и слушается руля. На этом корабле команда прибыла в Петропавловск.
Тридцать лет спустя английский мореплаватель Джеймс Кук даст проливу имя Беринга и восхитится, насколько совершенными оказались карты, составленные в последнем его походе. Именно тогда командор нанёс на карту побережье Аляски, Алеутские, Курильские, Японские острова.
Имя Беринга носят море, остров, пролив, мыс на побережье Охотского моря. Командорские острова тоже названы в его честь.
Зачем смотреть это старое кино
Зачем пытаться выразить словами
Всё то, что чувствуешь, уйдя от жизни плоской
И попадая в серые оттенки,
Что ярче глянца...
Подготовила На_Че
http://www.c-cafe.ru/days/bio/21/bering.php