Задание по теме |
“Многими красотами прославлена…”
Материал рекомендуется
для подготовки вводного урока по курсу «История
России».
7 класс
Цели урока
1. Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории 5—6-х классов.
2. Развивать навыки определения и объяснения понятий, анализа и работы с документами, схемами и таблицами.
3. Дать возможность учащимся проявить творческое мышление.
План занятия
I. Исторические источники.
II. Вспомогательные исторические дисциплины.
III. Языковая семья.
ХОД УРОКА
I. Исторические источники
В начале урока учитель сообщает учащимся о том, что на уроке они познакомятся с новыми понятиями и терминами: с различными типами исторических источников, вспомогательными историческими дисциплинами, понятиями «языковая семья» и «языковая группа».
Перед учащимися ставится задача: в процессе изучения новой темы, активизируя знания, полученные на уроках истории в предшествующие годы, подобрать примеры различных типов исторических источников и объяснить, какие вспомогательные дисциплины занимаются их изучением.
Учитель вводит понятие исторический источник и вместе с учениками составляет на доске схему 1 «Классификация исторических источников». Он предлагает различные типы источников, а учащиеся подбирают примеры. Результаты деятельности фиксируются на доске и в тетрадях учащихся.
Исторические источники — весь комплекс предметов целенаправленной деятельности человека, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздаётся представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.
Схема 1. Классификация исторических источников
Далее учитель должен закрепить полученные знания, для этой цели могут быть использованы предложенные ниже задания.
Вопросы и задания учащимся
Определите на слух, к какому типу источников относятся приведённые ниже тексты документов.
№ 1. Летопись (фрагменты)
«В лето 6635 (1127). По велению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде…
В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам две ночи и четыре дня. Того же лета… на осень побил мороз всю рожь, и был голод на всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны».
№ 2. Грамота 1257—1259 гг.
«Я, князь Александр, и сын Дмитрий с посадником с Михаилом, и с тысяцким Жирославом, и всеми новгородцами, заключаем мир с немецким послом Шивордом, и с Любецким послом Гидриком, и с готским послом Останом. Отныне новгородцы гостят на немецком берегу, а немцы гостят на новгородском без пакостей…»
№ 3. Берестяная грамота
«От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тотчас пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубаху забыл».
№ 4. « Слово о погибели земли Русской»
«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!
Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками многочтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»
№ 5. Жалованная грамота великого князя
Всеволода Мстиславича — Юрьеву монастырю. 1125—1137 гг.
«Я, великий князь Всеволод, дал святому Георгию Терпужский погост Ляховичи с землёю, и с людьми, и с лошадьми, и лес, и бортни, и ловища на Ловати… А то дал святому Георгию во веки…»
№ 6. Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра
«…Сей князь Александр родился от отца милосердного, и более всего — короткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии.
… И красив он был как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую.»
№ 7. Берестяная грамота
«Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения…»
№ 8.
«В лето 6635 (1127). Не было мира… ни с суздальскими, ни со смолянами, ни с полвчанами, ни с киевлянами. И стоила всё лето осьминка великая по семь резан.
В лето 6669 (1161). Стояла всё лето жара, и сгорело всё жито, а осенью убил всю пшеницу мороз… О, великая скорбь была в людях и нужда».
№ 9. Былина « Алёша Попович и Тугарин».
«Гой вы еси, удалы добры молодцы!
Видел я Тугарина Змеевича,
В вышину ли он, Тугарин, трёх сажень,
Промежду глаз калёна стрела,
Конь под ним, как лютый зверь».
Выделите из приведённого перечня исторические источники и разделите их на группы. Занесите результаты работы в таблицу 1 «Исторические источники».
Учитель вычёрчивает графы таблицы на доске, а школьники в своих тетрадях. Затем учитель раздаёт карточки с предложенным ниже перечнем, и ребята самостоятельно выполняют задание. Возможно параллельное выполнение задания одним учащимся у доски. После самостоятельной работы необходимо организовать проверку, вызвав одного-двух учащихся, чтобы своевременно выявить ошибки, допущенные при работе. В конце работы учитель должен сделать вывод о том, что исторический источник связан с деятельностью человека, а ребята должны записать его в свои рабочие тетради.
Таблица 1. Исторические источники
Письменные |
Вещественные |
Устные |
Лингвистические |
Не
являются |
Рисунок в пещере Письмо, написанное на глиняной табличке Текст закона на камне Берестяная грамота |
Древний храм Монета Черепки посуды Разрушенная крепость Пуговица |
Рассказ |
Название города |
Скелет человека Потухший вулкан Кости доисторического животного Высохшее русло реки |
КАРТОЧКА
Рисунок в пещере • скелет человека • потухший вулкан • рассказ участника минувший войны • кости доисторического животного • письмо, написанное на глиняной табличке • древний храм • высохшее русло реки • текст закона на камне • монета • черепки посуды • разрушенная крепость • название города • пуговица • берестяная грамота.
II. Вспомогательная историческая дисциплина
Предваряющие вопросы
Каким образом учёные получают исторические сведения?
Какие науки занимаются изучением исторических источников?
Ученики высказывают свои предположения. Затем учитель на доске, а школьники в тетрадях вычерчивают графы таблицы 2 «Вспомогательные исторические дисциплины», которая заполняется по ходу объяснения материала учителем. При составлении таблицы учащимся задаются наводящие вопросы, активизирующие знания, полученные из курсов истории Древнего мира и Средних веков.
Таблица 2. Вспомогательные исторические дисциплины
Название |
Предмет изучения |
Палеография (греч. палайос
— древний, |
Исследует внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, особенности их начертания, орудия письма, материал, чернила и др.) |
Археология (греч. архайос
— древний, |
Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества |
Хронология (греч. хронос — время) |
Наука о системах исчисления времени |
Геральдика (лат. геральдус — глашатай |
Изучает гербы как исторический источник |
Ономастика (греч. онома — имя, названия) |
Наука, изучающая имена
собственные, историю их возникновения и
преобразования. Имеет несколько разделов: Топонимика — наука о географических названиях. Антропонимика — наука, изучающая личные имена людей. Этнонимика — наука, изучающая названия народов. Теонимика — наука, изучающая имена богов и др. |
Нумизматика (греч. «номисма» — законное платёжное средство, монета |
Наука о монетах, а также о материалах и инструментах для их изготовления |
Сфрагистика (греч. сфрагис — печать) |
Наука о печатях |
Метрология (греч. «метрон» — мера) |
Наука о мерах веса, длины, объёма, площади |
Генеалогия (греч. «генеалогия» — родословная |
Наука о происхождении и родственных связях отдельных и целых семейств |
Вспомогательные исторические дисциплины — собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды или отдельные стороны формы и содержания источников исторических.
Полученные знания учитель закрепляет с помощью приведённых ниже заданий.
Вопросы и задания учащимся
Прослушайте отрывок и определите, какая вспомогательная историческая дисциплина изучает выделенные слова?
Кузнецы куют таганы
На Таганской слободе,
Кузнецы для печи банной
Отливают медный чан.
Старый пекарь на Басманной
Выпекает хлеб — «басман».
А в Калашном переулке
Для бояр и для царя
Выпекают пекаря
Калачи, баранки, булки.
На Рыбачьей на слободке,
По названью Бережки,
Рыбаки спускают лодки
На простор Москвы-реки.
Топоры на бойнях точат
На Мясницкой слободе,
В Сыромятнях кожи мочат
В быстрой яузской воде.
(Н.Кончаловская.
«Наша древняя столица»)
Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают и после прочтения отвечают на поставленный вопрос. (Ономастика.)
Какие сведения может получить историк, изучая названия улиц?
О какой вспомогательной исторической дисциплине идёт речь?
1) В красном поле
Лев на задних лапах,
Жёлтый зверь с улыбкой на губах,
Корпус мощи в теневых накрапах, —
На дыбах!
Головы
Спокойное величье
И в глазах лукавства доброта,
Львино-мужиковское обличье,
Кольцами струится борода.
Он не порешён огнём,
Отравой,
Не един был варваров наезд,
Держит лев в передней лапе правой
Длинный-длинный
Серебристый крест.
(С.Поделков «Герб города Владимира»)
2) Я видел герб… — исконный:
Сидящий воин на коне,
Сражающий копьём дракона
На густо-красном полотне.
(В.Герасимов. «Герб Москвы»)
III. Языковая семья
Учитель вводит новое понятие и для его усвоения предлагает учащимся схему 2, которую они переносят в свои тетради.
Схема 2. Языковая семья
Народы Языковые семьи Языковые группы |
Далее учитель знакомит учащихся с составом языковых семей, проживающих на территории Восточно-Европейской равнины.
Схема 3 «Языковая семьи Восточно-Европейской равнины» должна быть предварительно подготовлена учителем.
Схема 3. Языковые семьи Восточно-Европейской равнины
ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА Индоевропейская языковая семья Германская группа Урало-самодийская Финно-угорская группа Алтайская языковая семья Тюркская группа |
Для закрепления материала учитель чертит на доске таблицу 3 «Языковые группы» и вместе с классом заполняет левую колонку.
Далее возможны два варианта работы: либо учащиеся заполняют таблицу в процессе чтения учителем перечня народов, приведённого ниже, либо работа выполняется ими самостоятельно — на карточке, которую они получают на парту. Один из школьников выполняет работу у доски.
По окончании проводится устная проверка и корректировка.
Вопросы и задания учащимся
К какой языковой группе относятся следующие народы: французы, немцы, англичане, латыши, финны, киргизы, казахи, итальянцы, испанцы, эсты, венгры, ханты, узбеки, татары, литовцы, манси, русские, украинцы, шведы, датчане, румыны, белорусы, чехи, таджики, норвежцы, афганцы, словаки?
Таблица 3. Языковые группы
Тюркская Узбеки, киргизы, татары, казахи Германская Немцы, англичане, шведы, норвежцы, датчане Романская Французы, итальянцы, испанцы, румыны Иранская Таджики, афганцы Балтийская Латыши, литовцы Славянская Русская, украинцы, белорусы, чехи, словаки Финно-угорская Финны, эсты, венгры, ханты, манси |
Домашнее задание. Cоставить кроссворд по данной теме.
Татьяна ПЕТРОВА,
учитель истории и обществознания
МОУ многопрофильного лицея,
г.Вятские Поляны Кировской обл.