Вестник "Истории" |
Образы бесценного наследия
10 июня 2009 г. в здании Центральной избирательной комиссии России открылась тематическая выставка «Граждане и этносы России. Прообразы избирателей».
В экспозиции выставки представлены фотографии XIX — начала ХХ вв. из собрания Российского этнографического музея, в том числе снимки, посвящённые культуре народов России, их жизни и быту, копии редких фотографий из уникальной коллекции 1860-х гг., а также экспедиционные фотографии начала ХХ в.
Это совместный проект ЦИК и Российского этнографического музея. Как выяснилось, в этот проект его создатели вкладывают нешуточный политический и государственный смысл. Задача этой выставки — привлечь внимание к выборам, к активной политической позиции населения. Поэтому её приурочили ко Дню России. Именно так и сказал в своём выступлении председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Чуров: «Я вкладываю в понятие День России подтверждение стабильного развития нашего государства и благоденствия его граждан». А благоденствие граждан, безусловно, зависит от их выбора.
На выставке демонстрируется срез культур разных народов, разных регионов.
«Мы можем воочию убедиться, насколько многолика и красочна традиционная культура разных народов, как каждый из них создавал свой этнический облик в разных условиях проживания и на основе веками сформированного представления о красоте и достоинстве. Мы должны гордиться своим прошлым и тщательно его оберегать», — заявила глава отделения Некоммерческого фонда «Институт демократии и сотрудничества» в Париже доктор исторических наук Н.Нарочницкая.
Первая часть фотовыставки знакомит с одной из самых ранних в России фотографических коллекций. Впервые серьёзное внимание фотографии как особому виду творческой деятельности было уделено на Этнографической выставке 1867 г., подготовка к которой длилась около трёх лет. За это время была проделана огромная работа по сбору материала. В 1866 г. была учреждена специальная Фотографическая комиссия, подготовившая предложения о производстве фотографических портретов местного населения, разработаны требования к съёмке. В них указывалась необходимость снимать как поясные портреты, так и портреты в полный рост, которые «удобны там, где нужно показать все части костюма», а также «снимать такие лица, которые у данного народа и в данной местности встречаются чаще других», т.е. руководствоваться их типичностью. Широкой публике были представлены около полутора тысяч снимков, посвящённых культуре народов России, их жизни и быту.
Вторая часть выставки — это редкие фотографии начала ХХ в. из коллекций профессиональных фотографов А.Н.Павловича, В.М.Машечкина, Н.Т.Софонова, С.М.Дудина, известных учёных-этнографов Н.М.Могилянского, Л.В.Костикова, А.К.Сержпутовского, С.И.Руденко, К.А.Иностранцева, Ф.Я.Кона, А.А.Макаренко.
В музее собраны редкие коллекции фотографий, изображающие быт народов северных, центральных и южных губерний. Авторы работ участвовали в экспедициях, проводившихся в центральных и отдалённых регионах Российской империи.
Вологодская крестьянка.
|
Фотографии эти не постановочные, на них запечатлены «кусочки из жизни» народов Русского Севера и центральных губерний России, Поволжья, Сибири, Кавказа и Средней Азии.
Портреты, бытовые сюжеты, промысловые, календарные и семейные обряды и праздники отличают документальная точность, информативность, особая эстетическая выразительность. Независимо от того, где работали фотографы и исследователи, они сумели передать самобытную жизнь, создать неповторимый художественный образ граждан и этносов России начала ХХ в.
Семнадцать стендов разделены по временному и географическому признаку. На первом представлены работы известных фотографов Брандербурга и Барро, изображающие быт жителей северных территорий.
На втором стенде расположены изображения башкир, мордовских женщин Сарлейской волости, уральских казаков, карелов Кемского уезда, жителей Нижегородской губернии. Особенно интересны снимки наказного атамана Уральского казачьего войска Верёвкина.
Третий стенд посвящён культуре Беларуси, он представлен фотографиями известного исследователя-этнографа Кусцинского: танцы при корчме, отставного солдата 75-ти лет, портрет еврейской девушки Дыны Шапиро.
Несколько стендов отведено быту народов Кавказа. Представленные фотографические снимки удивляют своим качеством: точно переданы образы, каждая фотография — тонкий психологический портрет. Все снимки поступали от кавказского военного штаба, на фотографиях есть соответствующие тиснения.
Штат фотографов и этнографов военного штаба был засекречен, но до нас дошло их большое наследие. На снимках мы видим народы Дагестана и жителей Тифлисской губернии: женщин с детьми из села Черкей, депутата народного суда в селе Игали, охотника на медведей Махмед Хергел-оглы.
На восьмом стенде мы рассматриваем иллюстрации к описаниям крестьянского быта того времени — чтение документов на крестьянских сходках, базарную площадь в праздничный день, перевозку сундуков невесты в новый дом после венчания, фотографии невесты и жениха. Затем размещены фотографии крестьян в праздничных нарядах. Привлекает внимание групповой снимок казачек-староверок в станице Старогладковской на Северном Кавказе.
Экскурсанты могут увидеть редкие фотографии народов Сибири. Это снимки из разных коллекций. Центральное место на стенде занимает фотография камлания шамана. Изображение было сделано в бассейне р. Енисей.
Снимок был привезён из тувинской экспедиции Кона.
Слева — традиционный летний праздник плодородия у якутов «Ысыах», также представлены снимки перекочёвки оленеводов-чукчей и выделки оленьей шкуры. Здесь же размещены фотографии эвенков. Следует отметить, что эвенки — единственный северный народ, использующий оленя для верховой езды.
Другие северные народы запрягали оленей в нарты, а верхом не ездили. На фотографии стойбища оленеводов-чукчей изображено их жилище — яранга.
На последнем стенде вы видите работы Дудина, посвящённые быту жителей Средней Азии: интерьер юрты богатого киргиза из Сырдарьинской области, снимки цыгана, молодой женщины в праздничной одежде, узбечки-танцовщицы из Самарканда.
В заключение отмечу, что эта выставка создаёт запоминающийся и выпуклый образ многонационального государства с непохожими друг на друга народами. Да, Российская империя была уникальным государством, а не придуманной «тюрьмой народов». Очень важно, что этот проект напоминает, что Россия вобрала в себя культуру многих народов, и это — наше бесценное наследие, которое во многом определяет нынешнюю жизнь и которым мы должны дорожить.
Александра КЛИМЕНКО
Фото автора