Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №15/2009
Вестник "Истории"

 

Музей восполнит пробелы ЕГЭ

28 мая 2009 г. в ГИМе прошёл круглый стол «Изучаем историю в Историческом музее». В его рамках обсуждалась роль ГИМа в подготовке к Единому государственному экзамену по истории.

Выступает Л.Г.Орчакова

Нынешний год — первый, когда выпускники школ, будущие абитуриенты исторических факультетов и вузов, сдают Единый государственный экзамен по истории в качестве обязательного. Сейчас про ЕГЭ особенно много говорят и пишут, т.к. существуют кардинально различающиеся мнения по данному вопросу. Основные плюсы и минусы Единого госэкзамена были не раз рассмотрены на различных встречах, посвящённых этой проблеме. И вот новое обсуждение, которое прошло на этот раз в музее — месте, необычном для педагогических дискуссий.

В.Л.Егоров

Но раз уж Единый госэкзамен введён окончательно, стадия эксперимента закончилась, то остаётся осмыслить это уже на другом уровне: что делать при подобным образом сложившихся обстоятельствах? Музей в данном случае выступает своего рода «нейтральной территорией», не относящейся напрямую к вопросам школьного и вузовского образования, тем не менее при ГИМе работают научные кружки и общества по истории. И вот нейтральная территория стала площадкой для обсуждения вопросов, связанных с ЕГЭ.

Обсуждение начал заместитель директора ГИМа по научной работе В.Л.Егоров. Его позиция — резкое неприятие ЕГЭ, который, по его мнению, вводится потому, что Министерство образования подозревает многих в «купле-продаже» золотых медалей. В.Л.Егоров убеждён в неподкупности учителей. К тому же он обратил внимание на абсурдность ситуации, при которой предполагаемые 100 тыс. выпускников в год, не сдавшие Единый экзамен, не смогут ни продолжить обучение, ни найти работу.

ЕГЭ создаст социальную напряжённость в обществе, особенно в сельской школе, к тому же этот экзамен отсекает оценку качества знаний

Н.И.Басовская

Например, все абитуриенты смогут написать слово президент, но многие не смогут назвать имена президентов и перечислисть особенности проводимого ими политического курса.

Следующей выступала, заведующая кафедрой Всеобщей истории РГГУ профессор Н.И.Басовская. По её мнению, бессмысленно дальше рассуждать о плюсах и минусах ЕГЭ — это факт свершившийся. Теперь надо действовать, исходя из сложившейся ситуации. В первую очередь необходимо совершенствовать тесты, чтобы исключить из них заведомые ошибки, как фактические, так и связанные с мифологизированными штампами нашего сознания. Просветительская деятельность музея способна оказать помощь в их исправлении, содействовать тому, чтобы не потерять людей, способных чувствовать, любить историю.

Зав. кафедрой исторического факультета МПГУ А.В.Лубков, наоборот, отметил, что введение ЕГЭ даёт возможность школьникам поступить в хорошие вузы, реализовать себя. Проблема тестов, по его мнению, в том, что они воспитывают восприятие истории как некий набор фактов, втискивают историю в узкие рамки. Ученики перестают понимать всю сложность социальных или иных факторов различных исторических периодов, изменения в мировосприятии людей, культурные архетипы и.т.д. В изучении истории необходимо выйти с описательного уровня на ценностный, чтобы образование не лишилось ценностного качества, не потеряло нравственного измерения.

Доцент юридического факультета Московского института экономики, менеджмента и права Л.Г.Орчакова отметила, что в некоторых тестах ЕГЭ закладываются стереотипные, неверные ответы, поэтому их надо проверять специалистам. К тому же надо создать мотивационную среду для изучения истории. Ни в коем случае не следует нацеливать учителей на натаскивание школьников на тесты.

Дискуссия в ходе работы Круглого стола.
Справа — Е.П.Курёнышева

Доцент кафедры истории России МПГУ Е.П.Курёнышева в своём докладе «Плюсы и минусы Единого государственного экзамена» сообщила, что ЕГЭ — результат соглашения между учеником и учителем, этот экзамен — элемент методики. Он выделяется прежде всего своими едиными требованиями, применяемыми к знаниям по определённому предмету. ЕГЭ позволяет дифференцировать уровень знаний учеников, проверять их умения быстро принимать решение.

По мнению Е.П.Курёнышевой, ЕГЭ должен постепенно трансформироваться в форму контрольной работы. К тому же часто авторские концепции включаются в ЕГЭ на правах общеизвестной информации, что абсолютно недопустимо, потому что невозможно объяснить, почему одна концепция включена в экзамен, а противоположная ей — проигнорирована.

Роль музеев в презентации исторического знания осветила зав. научно-методическим отделом Исторического музея Л.И.Скрипкина. В нашем обществе не осознана роль музеев. Они должны восполнять то, что отсутствует в современной образовательной модели. Большинство выставок до сих пор действуют по принципу фиксации наследия в памятниках, тогда как в первую очередь необходимо это наследие интерпретировать. Выставочная деятельность даёт возможность показывать разные исторические концепции и поднимать множество проблем. Музей способствует самоидентификации нации, её адаптации в современном мире. В музейной экспозиции можно раскрыть любые темы. Важно, чтобы презентация исторического знания шла на основе представления каждого предмета как исторического источника.

Н.А.Мальцева

Н.А.Мальцева, главный специалист по культурно-просветительской работе ГИМа, предположила, что ЕГЭ будет способствовать снижению интереса к музеям, поскольку задача «заинтересовать ученика» перейдёт в задачу «обучить детей определённым стандартам».

Достаточно много говорилось о новых педагогических разработках ГИМа. Это, в первую очередь, — электронное пособие, разработанное для школьников. Об исторических событиях в нём рассказывается с помощью музейной экспозиции, что делает историю осязаемой реальностью. Часто при ответе на вопросы учителя ученики вынуждены напрягать свою память и выуживать сведения, полученные в результате зубрёжки дат, имён, фактов и т.д. С помощью музейной экспозиции они смогут сопоставлять свои знания с определёнными предметами разных эпох, представлять историю на визуальном уровне. По статистике, после посещения музея ученики значительно лучше решают тестовые задания: у них появляется мотивация познавать историю, поскольку наука приобретает для них конкретные очертания и переходит из области абстракции в реальность.

Музей имеет большое значение для настоящего и будущего исторической науки. Именно музеем в нашей культуре восполняется то, что можно потерять в результате введения ЕГЭ.

Александра КЛИМЕНКО

Фото автора

TopList