Задание по теме |
Отец наш Савва
А.С.Пушкин о русском святом
Преподобный Савва Звенигородский Сторожевский. Первая половина XVIII в. Подмосковье. Икона |
Александр Сергеевич Пушкин был, как бы мы сегодня сказали, вполне квалифицированным исследователем древнерусской агиографии. Он перевёл, вернее, переложил с церковнославянского на современный ему литературный язык древнее «Житие» Саввы Сторожевского. Причём переписал его набело, видимо, готовя к публикации или предполагая использовать для какой-то другой важной работы (об этом, увы, мы пока ничего не знаем). Автограф беловика и по сей день хранится в Пушкинском Доме в Петербурге.
Как полагают исследователи, за этот труд он взялся в начале 30-х гг. XIX столетия, когда публикация «Жития» попала к нему в руки. Текст переложения публикаторы произведений Пушкина обходили стороной, особенно в XX в., когда даже академическое издание сочинений поэта о нём «забыло».
Неудивительно, ведь это касалось жития святого, мощи которого были тогда разорены (но позже найдены и возвращены на своё место), а основанный им монастырь — закрыт.
Когда поэт принялся за чтение «Книги житий святых на три месяца вторыя», подготовленной к печати в конце XVII в. святым Дмитрием Ростовским, он, разумеется, не мог пропустить и помещённый здесь текст «Жития» игумена Саввы, отличный от того, что написал Маркелл Безбородый ещё в XVI в. Пушкин в своей работе приводит текст по «Прологу» XVII в., на который ссылался и Дмитрий Ростовский. Переложение поэта получилось кратким, без описаний чудес, связанных с именем святого, и эта краткость как раз и свидетельствует о том, что оно служило «заготовкой» для какого-то будущего произведения, которое так и не было написано. Исследователи заметят лишь «нечто мелькнувшее» в более раннем отрывке из незаконченной поэмы Пушкина о братьях-разбойниках, да ещё в беловике «Евгения Онегина», где вдруг отец русской душою Татьяны будет назван загадочно — «Смиренный грешник Сава Ларин». Но как раз о «смиренном старце Саве» (именно так, по-старому, в подлинниках, с одним «в») и повествовали в своё время древние «Жития»...
Декабря 3. Преставление преподобного отца нашего Саввы игумена святыя обители Пресвятой Богородицы, что на Сторожех, нового чудотворца.
Из Пролога. Преподобный отец наш Савва от юности своей Христа возлюбил, а мир возненавидел и, пришед к преподобному Сергию, принял ангельский образ и стал подвизаться, угождая Богу постом, бдением, молитвами, смиренномудрием и всеми добродетельми, желая небесная блага приять от Господа. Многие искушения претерпел он от бесов, но победил их помощию вышнего и над страстями воцарился. Тогда, по наставлению учителя своего, великого Сергия, отошёл он от обители Святыя Троицы и поселился в пустыне на горе, называемой Сторожи, в верху Москвы-реки, в расстоянии одного поприща от Звенигорода и сорока от града Москвы. Там святый иночествовал в безмолвии, терпя ночные морозы и тяготу жара дневного. Услыша о добродетельном житии его, многие иноки и люди мирские от различных мест начали к нему приходить, дабы жить при нём и от него пользоваться. И принимал он всех с любовию, и был им образец смирения и иноческих трудов, сам черпая и нося воду и другие потребности правя, научая тем братию не лениться и не губить дней своих праздностию, изобретательницею всего злаго. Потом некий христолюбивый князь, пришед к блаженному отцу Савве, умолил его построить храм на том месте и сумму, нужную на создание оного, дал святому. И святой прошение князя исполнил и построил храм Честнoго и Славного Рождества Пречистой Богоматери и обитель пречудесную и великую для душеспасительного пребывания в ней иноков. Там он добре пас во имя Христа собранное стадо, водя оное на пажить духовную, и быв некогда единожителем божественному Сергию, сотворил многие добрые дела о Господе. В поздней старости впал он в болезнь телесную и, недолго пострадав, призвал братию и поучал их божественным писаниям, наказывающим хранить чистоту телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и прилежать посту и молитве. Тогда поставил им в игумены одного из учеников своих и всем братиям заповедал пребывать у игумна в послушании и в повиновении. Наконец дав им всем мир и последнее целование, в добром исповедании предал душу в руце Божии декабря 3-го дня, во всём благоугодив Владыке своему, Христу. Услышав о преставлении святого, князья и бояре, и окрест живущие, и все христолюбивые граждане Звенигорода стеклись с великой любовию на погребение отца, принесши с собою больных своих, и, проводив его псалмопением надгробным, положили его с честию в им построенной церкви Пресвятой Богородицы, на правой стороне. Честные его мощи и до нынешнего дня многие и различные исцеления источают приходящим с верою, во славу Христа, Бога нашего, угодниками своими и по преставлении их преславные чудеса творящего, ему же слава ныне, и присно, и во веки веков, аминь.
Саввино-Сторожевский монастырь. Современное фото |
Текст приводится по изданию:
А.С.Пушкин.
Собрание сочинений в десяти томах.
Т. 7. М., 1962.