Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №13/2009
Вестник "Истории"

Посланье древних китобоев

22 мая 2009 г. в Государственном историческом музее состоялась презентация археологической коллекции чукотских древностей

Коллекцию из раскопок поселения Уненен на берегу Анадырского залива (2007) передал в дар музею автор раскопок, руководитель Берингийской экспедиции, заведующий сектором охраны и использования археологического наследия Российского НИИ культурного и природного наследия С.В.Гусев.

В деле изучения истории народов Арктики большое значение имеет понимание того, как зарождался и развался китобойный промысел. Берингийская экспедиция, открывшая в 1997 г. поселение древних китобоев Уненен, провела многолетние исследования в Проведенском районе Чукотского АО. В 2007 г. работы проводились совместно с Университетом Аляски (Фэрбенкс) и Кунсткамерой имени Петра Великого.

Был выявлен пол из деревянных плах, регулярная выкладка из крупных и средних необработанных камней.

Выкладки черепов моржей позволяют предположить сакральный характер сооружения. Слой насыщен костями моржа, нерпы, птиц. Встречаются фрагменты оленьих рогов и раковины мидий.

Оригинальны наконечники с Т-образным основанием и симметричными боковыми выемками у основания, характерные для древнекитобойной культуры. Серия орудий из камня имеет аналогии в культурах субарктической и арктической зоны Северной Америки.

Близкородственное племя жило на мысе Крузенштерна на стоянке древнекитобойной культуры на Аляске. Открытие и исследование Дж.Гиддингсом и Д.Андерсоном древнекитобойной культуры на Аляске в середине XX в. вызвало жаркие споры о том, существовал ли промысел кита в конце II — начале I тыс. до н.э.?

На поселении Уненен мерзлота прекрасно сохранила амулеты и украшения из клыка моржа, деревянные чаши, поворотные наконечники гарпунов из оленьего рога, возраст которых по радиоуглеродному анализу дерева из культурного слоя составляет 3000 лет! Эти предметы относятся к древнекитобойной культуре Чукотки и Аляски рубежа II—I тыс. до н.э. Хозяйственный уклад местного населения уже три тысячелетия основывается на морских биоресурсах, охоте на китов, моржей и тюленей, в том числе, с использованием крупных многоместных лодок. Именно этот тип хозяйства позволил человеку освоить высокоширотные территории земного шара.

Коллекция Уненен насчитывает около 60 тыс. единиц хранения, среди которых — предметы из моржового клыка, оленьего рога и дерева, дошедшие до нас благодаря уникальным условиям сохранности в вечной мерзлоте. Вызывают особый интерес— статуэтка, заколка, ложка, лопаточка, лезвия мотыг, деревянные сосуды. На ряде вещей представлен скульптурный образ белого медведя — мощного и опасного хищника. Его стилизованные изображения — вытянутая морда с прижатыми ушами — передают прыгающего или плывущего медведя. Примечателен ряд каменных орудий, выполненных из обсидиана и яшмоида: наконечники дротиков для охоты, скребки для обработки шкур, ножи.

Жемчужиной коллекции является древнейшая картина, выполненная на моржовом клыке — пластине длиной 49 см. Его очертания напоминают нерпу. Изображения выгравированы на обеих сторонах клыка: люди, киты, собаки, охотники на медведя, рыбаки в лодке.

Древний северный художник посредством каменного резца представил жанровые сцены из жизни древних морских охотников: охота на китов и тюленей, отправление обрядов, победа над врагом.

Центральной осью картины являются строения на трёх опорах. Подобные сооружения необычны, но в основном напоминают сушила для обтянутых шкурами лодок-байдар. Рядом со строениями размещены фигурки бурого медведя на одной стороне и белого медведя — на другой. Очевидно, это символизировало два времени года: лето и зиму соответственно. Исследователи полагают, что древние охотники различали только эти два времени года и связанные с ними сезоны охоты,

На обеих сторонах изображена также коллективная охота на китов с лодок.Далее следует сцена вытягивания кита на берег. Есть изображение охотника в каяке. Представлена и военная сцена: одна стрела летит, вторая звенит в натянутой лучником тетиве, а третья наготове. Чуть правее  — побеждённый в подчинённой позе перед победившим стрелком. На этой же стороне — две фигурки, несущие дары белому медведю. Весьма реалистичны также изображения собаки и росомахи.

Похоже, что картина создавалась постепенно: художник вводил новые сюжеты, дорисовывал фигурки зверей и птиц.

Линия горизонта с двух сторон отделяет реальный мир от потустороннего. Выше линии горизонта нет никаких реальных предметов, только магические чёрточки, следы заклинаний...

Прочтение и толкование изображений на древней картине на клыке моржа требует длительной и кропотливой работы, обращения к этнографическим материалам народов Дальнего Востока, Америки, тихоокеанского региона.

Технология охоты и конструкция лодок относятся к протоэскимосской традиции. Это первая такого рода находка. Изобразительный ряд раскрывает внешний и внутренний мир древних морских охотников, оставивших послание потомкам в виде граффити на клыке моржа.

Характер инвентаря, зоофакты и граффити свидетельствуют о существовании специализированного высокоразвитого морского зверобойного промысла, по крайней мере уже в конце II тыс. до н.э.

Уникальная находка, позволившая удревнить начало специализированного китобойного промысла на тысячу лет, включена авторитетным журналом Archaeology в десятку мировых выдающихся находок 2008 г.

В ходе презентации демонстрировался фильм, в видеоряде которого присутствовали «ожившие» предметы из коллекции.

Репортаж и фото На_Че

TopList