Задание по теме |
Урок-повторение
пройденного материала и брейн-ринг
по теме «Средневековье». 6 класс
Введение
Проблема активизации познавательного интереса учащихся подростков «стара как мир», но по-прежнему остаётся актуальной.
Повышение эффективности урока — важнейшая проблема, волнующая всех учителей. Снижение уровня знаний в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием в методике проведения, шаблоном, формализмом и как следствие скукой. Чтобы избежать этого, учителя ищут разные способы «оживления урока».
Как известно, большой интерес у учащихся вызывают приёмы и формы игрового обучения. Ролевая игра — это, во-первых, конкретный сюжет, моделирующий событие прошлого (по времени она занимает около 20 мин.); во-вторых, игровая ситуация, создаваемая прямо на уроке в рамках учебной деятельности.
Ролевая игра — форма познавательной деятельности, где учащиеся выступают в роли участников исторических событий.
Всё необходимое для игры — информация по теме, реквизит и прочее готовится дома. На уроке же происходит сама игра, состоящая из этапов, т.е. серии учебных заданий и конкурсов. Деятельность учащихся оценивается в конце занятия.
Успешность проведения уроков закрепления и повторения, в основе которых лежит игра, зависит, во-первых, от тщательности подготовки таких уроков: сценария, распределения ролей, декораций и реквизита. Во-вторых, от продуманности хода игры, последовательности игровых ситуаций (сцен) и т.п. В-третьих, особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, особенно слабых, равнодушных, с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в игровую деятельность.
Ведь какими бы прекрасными не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания изучать историю. Именно поэтому «воспитание интереса к предмету» — это ключ к учению, познанию.
Педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания подростковый возраст. Чем активнее в это время методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.
Одна из традиционных форм урока — это повторение пройденного материала в форме урока-путешествия.
Это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники исторической драмы.
Путешествие заставляет ребёнка перевоплотиться в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимостью занять положение взрослого, жившего в ином историческом времени и пространстве.
Школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретаемые ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.
Тема. Средневековый город.
Цели: • Формирование и закрепление у ребят знаний о средневековом городе, его достопримечательностях, жизни и деятельности горожан. • Углубление, осмысление, систематизация знаний учащихся по теме. • Активизация познавательного интереса учащихся к изучению истории Средних веков. • Освоение навыков самостоятельного сбора и обработки информации по заданной теме.
Оборудование: • записи средневековой музыки; • средневековый город (слайд 1); • ярмарка Средневековья (слайд 2); • мастерская оружейника (слайд 3); • карта «Города Западной Европы в X—XI вв.»; • атласы, контурные карты.
Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), наглядный (компьютер), практический (изучение материала хрестоматии).
Планируемые результаты: • учащиеся должны получить целостное представление о средневековом городе; знать основные постройки средневекового города; • учащиеся должны уметь использовать этот материал на уроках гуманитарного цикла.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Постановка цели урока.
Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по средневековому городу, и заодно проверим наши исторические знания.
II. Проверка знаний учащихся.
Учитель. Вы знаете, что в Средние века путешествия были опасным и трудным делом. Из-за плохих дорог скорость передвижения была небольшой: даже верхом за сутки можно было проделать путь лишь в несколько десятков километров. И поэтому наше путешествие в средневековый город мы проделаем морем. Но, отплывая от пристани, нужно заплатить владельцу корабля, а платой за проезд будет ваш ответ на вопрос.
? Назовите причины возникновения городов в Западной Европе в X—XI вв.
1. Отделение ремесла от сельского хозяйства.
2. Распространение колёсного плуга.
3. Устроение ветряных мельниц.
4. Выделение крестьян-«умельцев».
5. Изготовление качественных ремесленных изделий.
6. Бегство крестьян-ремесленников из посёлков, из вотчины.
Учитель. Итак, мы отправляемся в путь в средневековый Париж. Вот уже мы приближаемся к пристани, нас встречает человек, как вы думаете, кто он? (Купец.)
Купец (рассказ ученика, получившего опережающее задание): С трудом добрался я из Венеции в Париж, столько денег потратил на таможенные заставы. Оттуда приехал я в местечко Шампань в третий раз. Я ещё в детстве мечтал стать купцом, и вот моя мечта сбылась. Я побывал во многих местах Западной Европы. Венеция торгует со странами Балканского полуострова, Арменией, Сирией, Египтом. Наши купцы создали даже своё торговое поселение в устье Дона, а оттуда добираются до рынков Средней Азии. Привёз я с собой на ярмарку чудесное стекло, изделия из него. Венецианские чаши и вазы славятся на весь мир.
А приобрести хочу роскошные ткани, а также восточные пряности. Через Венецию идёт торговля и с Далмацией, и с Истрией, и с Турцией, и даже с Индией.
Добирался я в Шампань по Средиземному морю через Атлантический океан. Сейчас я побывал и на ярмарке в Париже, но такого выбора товаров как в Шампани не видывал.
Работа с контурными картами.
Учитель. Ребята, давайте откроем свои атласы и проследим путь нашего купца из Венеции в Париж, в местечко Шампань. В своих контурных картах отмечаем Венецию, затем синим карандашом отмечаем морской путь по Средиземному морю через Атлантический океан и отмечаем Париж и Шампань.
Наш купец отправляется на ярмарку. Но чтобы городские ворота открылись, нам нужно ответить на вопрос.
Работа с контурными картами.
? В европейских языках многие названия городов имеют одинаковые окончания.
Вспомните названия городов с одинаковыми окончаниями, найдите их в атласе и отметьте в контурных картах.
Объясните, как возникли эти окончания:
Бург — крепость. Хафен — гавань.
Бридж — мост. Честер — лагерь.
На доске картина с изображением ярмарки.
? Что нового появилось в торговле?
Появились изделия товарного хозяйства, а раньше хозяйство было натуральное.
Учитель. Пройдясь по улицам города, мы увидим мастерскую оружейника. Давайте зайдём.
Пройдя в сени, мы попадаем в мастерскую, большую низкую комнату со сводчатыми потолками. Здесь стоит несколько больших дубовых столов, заваленных инструментами, на стенах висят двуручные тяжёлые мечи, кривые сабли, тонкие шпаги, длинные кинжалы, секиры, боевые топоры. Между столами, поближе к окнам стоят большие чурбаны с наковальнями. Из мастерской дверь ведёт в соседнее помещение — кузню, откуда слышится сопение мехов. Подмастерья возятся у столов, гремя инструментами, а двое учеников тащут со двора в мешках уголь в кузню.
При виде хозяина подмастерья кланяются и желают доброго утра, протягивают ремесленнику меч, сделанный на заказ. Тот внимательно смотрит на лезвие, проверяет, нет ли изгиба, хорошо ли укреплена медная, обтянутая кожей рукоятка. Хозяин доволен работой своих подмастерьев.
Блиц-опрос
1. Что представляет собой мастерская? (Мелкое производство, где отсутствовует разделение труда.)
2. Какие орудия труда использовались в мастерской?
3. Кто владел мастерской?
4. Трудился ли в мастерской её владелец?
5. Кто работал в мастерской кроме мастера?
6. Для чего изготавливались изделия?
Ремесленник (рассказ ученика, получившего опережающее задание): Я покинул родную деревню, ушёл с земли, так как я хорошо зарабатываю ремеслом. Принимаю заказы на изготовление доспехов. Поселился я возле замка, наш посёлок ремесленников быстро рос. Но несколько лет назад на посёлок напал отряд разбойников. Мне удалось укрыться за стенами замка. Вернувшись с друзьями домой, мы увидели, что наши изделия были разграблены, разбиты. Мы приняли решение укрепить посёлок. Окопали его рвом, насыпали земляной вал, поставили частокол. Так образовался наш город. Он окружён несколькими кольцами стен, т.к. наш город рос постепенно. Стены укреплены башнями. Дома теснятся в узких и кривых улочках, верхние этажи с балконами нависают над нижними. Наши дома в городе не имеют номеров, их заменяют отличительные знаки ремесла.
На городской площади есть фонтан. Улицы везде очень узкие, два человека могут на них разойтись с трудом.
Центром города является городской собор. Есть ратуша, больница, цеховые помещения. В ратуше хранится казна, располагается городская тюрьма.
Какие ремесленники были в городе кроме оружейника? (Сапожник, суконщик, парикмахер, портной, кузнец.)
Блиц-опрос
1. Служители церкви. (Духовенство.)
2. Одно из главных орудий труда крестьян. (Плуг.)
3. В Средние века — крупный землевладелец. (Феодал.)
4. Человек, занимающийся изготовлением вещей из железа. (Кузнец.)
5. Объединение крестьян. (Община.)
6. Работы крестьян в хозяйстве феодала. (Барщина.)
7. Занятие людей, связанное с изготовлением вещей. (Ремесло.)
8. Продукты крестьянского хозяйства, отдаваемые владельцу поместья. (Оброк.)
9. Тип хозяйства, при котором все вещи производятся не на продажу, а для себя. (Натуральное.)
10. Средства для покупки. (Деньги.)
11. Хранилище больших сумм денег. (Банк.)
12. Одно из средств передвижения купцов. (Корабль.)
13. Одно из украшений здания городского совета. (Часы.)
14. Здание городского совета. (Ратуша.)
15. Поселение ремесленников и торговцев. (Город.)
Можно предложить учащимся сделать небольшие кроссворды из этих слов.
III. Подведение итогов.
Елена АЛЕЙНИК,
Юлия КРАВЧЕНКО
Советуем прочитать
Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков. М.: Просвещение, 1992.
М.Бойцов, Р.Шукуров. История Средних веков. М., 1994 г.
Д.И.Иловайский. История в художественной литературе (методическое пособие). М., 1981 г.
Н.И.Запорожец. Книга для чтения по истории средних веков. М.: Просвещение, 1991 г.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. Методическое пособие по истории средних веков. М., 1984 г.
Мацкайлова О.А. Познавательные игры в курсе истории Средних веков // Преподавание истории в школе № 8, 1999, с. 29–35.
Солнцева Е. Средневековый город и его обитатели // газета История № 7, 1997, с. 13.
Старобинская Г.И. Обобщающее повторение в курсе истории Средних веков // Преподавание истории в школе № 6, 1998, с. 44–57.
Д.И.Иловайский. Средние века. М.: Современник, 1997 г.