Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №12/2009
Задание по теме

 

Образ святого Георгия Победоносца на Руси

 

Материал может быть использован при подготовке урока по теме
«Культура Древней Руси. Жития святых». 6, 10 классы

 

Герб времени Ивана III, при котором Русь стала именоваться «царством»
Герб времени Ивана III,
при котором Русь стала
именоваться «царством»

Газета «История» на своих страницах неоднократно рассказывала о зарождении и развитии символики разных стран. Один из символов России — государственный герб, приобрёл современный вид благодаря долгому историческому пути. Нам с детства знаком двуглавый орёл, в центре которого на красном поле расположен образ святого Георгия (Юрий — славянская форма имени, Егор — русская форма) на коне, поражающего копьём змея. Этот герб Москвы, утверждённый 20 декабря 1781 г. Екатериной II, впервые появился при московском князе Юрии Даниловиче. Сыновья Дмитрия Донского, его внуки и правнуки считали «государя с копьём» своим, помещая его изображение на монетах и бытовых предметах. Иван III широко использовал образ драконоборца с первых лет правления на наградных деньгах, позднее — на печатях (1497).

К XVI в. образ святого Георгия окончательно стал символом московского княжества и по распоряжению Ивана IV помещён на двуглавого орла.

Святой Георгий на протяжении тысячелетий был и остаётся небесным покровителем столицы России и её правителей. Князь Ярослав Мудрый (978—1054), принявший в крещении имя Георгий, особенно много сделал для прославления своего святого: построил в Киеве в 1051 г. монастырь, освящённый в его честь, основал два города под названием Юрьев (совр. Тарту, Эстония и Белая церковь на Украине). Лик Георгия украсил отчеканенные в Новгороде серебряные монеты. Помещал князь изображение святого и на свои печати. Таким образом можно сказать, что с середины XI в. великие князья и цари стали использоваться образ святого, в том числе на знамёнах и штандартах, государственных печатях и монетах. В XVIII в. в России была учреждена одна из самых почётных воинских наград — крест Святого Георгия Победоносца, вручавшийся за мужество и храбрость в боях за Отечество.

В русской народной традиции святой Георгий (Егор, Юрий) выступает как покровитель земледельцев и пастухов, хранитель домашнего скота. Его имя в переводе с греческого означает «земледелец». По традиции в весенний Юрьев день (23 апреля/6 мая) на пастбища выгоняли скотину.

Печать цара Ивана III. 1497 г. Рисунок
Печать цара Ивана III. 1497 г. Рисунок

Кем был этот святой, чьё мужественное изображение украшает герб Москвы? Это собирательный образ христианских великомучеников или реальная личность? Главным источником о нём можно считать повествование о Житии и чудесах святого великомученика Георгия, текст которого приведён в Четьях-Минеях митрополита Макария и святителя Дмитрия Ростовского. При его написании составители использовали разнообразные источники, в том числе греческие тексты X в., византийские рукописи IX—XVII вв. В XIX в. русские исследователи вновь обратились к житиям святого. Результатами их работы стали многочисленные труды, написанные уже в светской, повествовательной манере. Последней значительной работой, наиболее полно отражающей богатство церковной и исследовательской литературы о Георгии можно назвать житие, составленное А.В.Бугаевским и игуменом В.Зориным, в котором авторы попытались объединить все известные источники и в увлекательной форме рассказать о святом. По этому источнику и составлен нижеследующий рассказ.

Крест Св. вмч. Георгия Победоносца
Крест Св. вмч.
Георгия Победоносца

Родился святой Георгий примерно в 276 г. в Каппадокии (область в восточной части Малой Азии) в знатной христианской семье. После смерти мужа мать Георгия переселилась с сыном на свою родину в Палестину — город Лидду. Известно, что в юном возрасте Георгий поступил на военную службу в римскую армию, и уже к 20 годам сделал неплохую карьеру. За отвагу, проявленную во время войны римлян с персами, он был награждён — приближен к императору Диоклетиану (284—305), сопровождал его во время путешествий и получал высокое содержание.

Однако император своих главных врагов нашёл не за границей, а вблизи себя, ими были христиане. Современник Георгия историк Сульпиций Север так свидетельствовал о тех временах: «Никогда и никакой войной не была так опустошаема земля, и никогда христиане не побеждали с таким торжеством». 24 февраля 303 г. Диоклетиан обнародовал указ, повелевавший во всех частях Римской империи «разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почётных должностей…». Чтобы оправдать гонения, император обвинил христиан в поджоге своего дворца в городе Никомедии (северо-запад Малой Азии). При этом, являясь приверженцем языческой религии римлян, он расходовал огромные суммы денег на строительство храмов по всей необъятной империи, насаждая культ римских богов.

Современный герб Москвы
Современный герб
Москвы

Вначале Диоклетиан обрушился на христиан, служивших в армии. Видя страдания единоверцев, Георгий решил открыто заявить о своих взглядах. Он раздал нищим всё золото и серебро, которое имел и даровал свободу своим рабам и невольникам. Когда император собрал совет для обсуждения нового указа, Георгий выступил с речью.

«— О император, и вы, сенаторы и советники! Вы поставлены для соблюдения законов и праведных судов, а ныне утверждаете беззаконие и издаёте постановление о преследовании неповинных христиан, требуя от них поклонения идолам как богам. Но ваши идолы — не боги! Не прельщайтесь ложью. Истинный Бог — Иисус Христос, Творец неба и земли, всего видимого и невидимого. Познайте истину и не преследуйте благочестивых христиан — рабов Божьих.

Смелость Георгия изумила членов императорского совета. Все с нетерпением ожидали, как поступит Диоклетиан, но царь медлил. Едва сдерживая гнев, он повелел проконсулу спросить святого:

— Кто побудил тебя к такой дерзкой речи?

— Истина, — отвечал Георгий.

— Что же это за истина?

— Истина — это Сам Христос, гонимый вами, — произнёс святой.

— Значит ты христианин?

— Да, и готов свидетельствовать о моём Боге.

Члены совета, перебивая друг друга, стали увещевать Георгия, а Диоклетиан внимательно посмотрел на Георгия и обратился к нему:

— За твоё мужество и знатность рода я удостоил тебя чести носить высокое воинское звание. И сегодня, когда ты говоришь дерзкие слова себе во вред, я из уважения к твоей храбрости и заслугам, как отец даю тебе совет: не лишай себя воинской славы и высокого сана и не предавай на муки своим непокорством цвет своей юности. Принеси жертву богам — и будешь у нас в ещё большем почёте.

Император Диоклетиан
Император Диоклетиан

Святой Георгий отвечал:

— О император, если бы ты сам познал истинного Бога! Он открыл бы для тебя врата безграничного Небесного Царства, несравненно превосходящего твоё земное владычество. Власть и блага, которыми ты наслаждаешься, суетны, кратковременны и преходящи. Поэтому мою любовь ко Христу я не променяю на земную славу, которую ты обещаешь мне».

Слова Георгия разгневали императора, он приказал заключить святого в тюрьму, где стражники должны были пытать его, ни на минуту не оставляя в покое. Когда Георгий входил в темницу, на глазах у многих произошло первое чудо: один из воинов ударил святого копьём в плечо, но железное копьё согнулось как прут, даже не поранив Георгия. Тогда стража забила ноги святого в колодки и распростёрла тело его на земле лицом вверх. Затем взяли камень, который едва поднимали четыре человека и положили на грудь святого. Но и эти ужасные муки не смогли сломить христианина. Когда на следующий день император вновь призвал святого и приказал отречься от веры, Георгий ответил: «О царь, неужели ты думаешь, что после такого незначительного мучения я отрекусь от своей веры? Скорее ты изнеможешь, мучая меня».

Тогда Диоклетиан приказал принести огромное колесо, под которое положили доски с острыми гвоздями. Святого раздели и привязали к колесу. Когда мучители начали вращать колесо, гвозди вонзались в тело Георгия и иссекали его. Сначала святой молился громким голосом, но с каждым поворотом колеса голос становился тише. Император решил, что Георгий умер, и приказал отвязать тело. Диоклетиан отправился в храм Аполлона, чтобы принести благодарственную жертву своим богам. Вдруг среди бела дня стало темно, прогремел гром и внезапно появился Ангел, который исцелил великомученика. Император и его свита увидели невредимого Георгия.

Св. вмч. Георгий. Икона. Сербия. Вторая четверть XVII в. Св. вмч. Георгий с родителями. Икона. Храм в Лидде
Св. вмч. Георгий. Икона. Сербия.
Вторая четверть XVII в.
Св. вмч. Георгий с родителями.
Икона. Храм в Лидде

Мужество воина вызвало ещё большую ярость тирана. Диоклетиан решил придать святого новым пыткам. Он приказал бросить Георгия в яму и засыпать мученика негашёной известью. Помолившись и осенив себя крёстным знамением, Георгий спустился в яму. Прошло три дня, стража по приказу императора хотела извлечь кости святого, но когда воины разгребли известь, то увидели Георгия живым и абсолютно невредимым. Свидетели этого чуда пришли в ужас и изумление. Сам Диоклетиан был напуган и, приказав привести к себе святого, спросил:

«— Откуда, Георгий, в тебе такая сила и какой магией ты пользуешься? Я думаю, ты нарочно притворился верующим во Христа, дабы удивить всех своим чародейством и волшебством завоевать великую славу.

— О царь, — отвечал святой, — Христос незримыми крыльями покрывает и сохраняет от всякого зла уповающего на Него».

Эти слова привели императора в ярость. Он приказал принести железные сапоги, в подошвы которых были вбиты гвозди, и раскалить их на огне. Затем новое орудие пытки стража надела на ноги святого и с побоями погнала его до тюрьмы. Ноги мученика были истерзаны, но он не пал духом, ни на минуту не переставая молиться. На следующий день Георгий вновь предстал перед императором. Диоклетиан с удивлением увидел, что мученик ходит не хромая, будто его ноги ещё вчера не были изуродованы железными сапогами.

Св. вмч. Георгий опояс с усечённой головой в руках. Икона. Успенский собор Московского Кремля. 1170 г.
Св. вмч. Георгий опояс с усечённой головой в руках.
Икона. Успенский собор Московского Кремля. 1170 г.

«— Неужели тебе понравились мои сапоги? — спросил император.

— Вполне, — ответил святой.

— Доколе ты по своей гордости собираешься сопротивляться нам, прибегая к волхованию и магии? — произнес царь. — Будь кроток и покорен. Откажись от своих колдовских хитростей и принеси жертву богам, или я подвергну тебя множеству других мучений и лишу жизни.

Доблестный Георгий ответил императору:

— Ты подвергал меня лютым пыткам и обрекал на неминуемую смерть. А я стою перед тобой и неопровержимо свидетельствую о могуществе Христа. Никому не пожелаю мук, которые я перенёс. Но если ты пожелаешь уготовать мне новые пытки — приму и их без страха».

Чудо Георгия о змие. Икона.Иерусалим. 1904 г.
Чудо Георгия о змие. Икона.Иерусалим. 1904 г.

Дерзость Георгия, его речь и непокорность вызвали гнев Диоклетиана. Он приказал бить святого по устам плетьми «до тех пор, пока его плоть с кровью не прилипнет к земле».

Многие приближённые императора считали Георгия колдуном и предложили извести святого чародейством. К императору призвали Афанасия, имеющего искусные познания в ворожбе. На следующий день Афанасий приготовил два сосуда и сказал императору: «Если хочешь, чтобы безумец Георгий во всём тебе повиновался, пусть он выпьет это зелье. Если же угодно будет твоему суду видеть его горькую смерть, тогда прикажи напоить его из второго сосуда».

Привели Георгия, он выпил зелье из первого, а затем и второго сосуда, но остался невредим. Тогда мучители решили испытать святого. «Пусть Георгий воскресит мертвеца перед всеми нами. Тогда и мы покоримся его Богу». Великомученик пал на колени и горячо, со слезами стал молиться. Когда молитва была закончена, вдруг загремел гром, затряслась земля, и произошло чудо: мертвец ожил, вышел из гроба и припал к ногам святого. Известие о чудесном воскрешении быстро разнеслось по городу, и многие тогда уверовали в Бога. За это Диоклетиан приказал без допроса и пыток казнить каждого, кто объявит себя христианином. Георгий был отправлен в тюрьму до тех пор, пока император не придумает, как поступить с ним.

Чудо Георгия о змие. Икона. Когда-то находилась в одной из церквей Вологодской области. XV в.
Чудо Георгия о змие. Икона.
Когда-то находилась в одной из церквей Вологодской области. XV в.

Через некоторое время Диоклетиан вновь призвал святого, и тот, зная о приближающейся смерти, отправился с ним в храм Аполлона. Силой духа и молитвой Георгий разрушил статуи богов, и этого император простить уже не смог. «Тогда Диоклетиан уже не стал пытать Георгия, а вынес смертный приговор:

— Георгий, непримиримый поборник Христа, не внял нашим уговорам и угрозам, восстал против отеческих богов и дерзко осмеивал меня. За поругание наших богов и тяжкие оскорбления императора повелеваю усечь голову Георгия».

Воины отвели святого за город и казнили его.

Кончина Георгия последовала 23 апреля/6 мая 303 г.

Этот день Церковь отмечает как день памяти святого великомученика Георгия, названного Победоносцем.

Как утверждают древние рукописи, перед казнью Георгий призвал к себе своего слугу — Пасикрата, который исполнил его завещание. Он перенёс и похоронил тело Георгия в Лидде. Первый небольшой храм в честь святого был построен здесь уже в IV в., при императоре Константине Великом (ок. 273—337). Гробница святого Георгия и храм привлекали множество паломников со всех концов христианского мира. Во время нашествия арабов святыня неоднократно подвергалась разрушению, а затем восстанавливалась. В 1871 г. Иерусалимская Церковь обратилась с воззванием к российским георгиевским кавалерам с просьбой о пожертвованиях на восстановление храма. Император Александр II лично распорядился выделить 3000 рублей из казны на его реставрацию.

Чудо Георгия о змие с житийными клеймами. Икона. Новгород. Первая половина XIV в.
Чудо Георгия о змие с житийными клеймами.
Икона. Новгород. Первая половина XIV в.

Мощи святого Георгия, вероятно в VIII в., были разделены, большая их часть была перенесена в другие города. Ныне части мощей святого находятся в Риме, Иерусалиме, Каире, в монастырях на Святой Горе Афон (Греция). В России— в Троице-Сергиевой Лавре, в Москве — в храме Воскресения Христова в Сокольниках и в храме великомученика Георгия на Поклонной Горе.

Каноническое русское изображения святого Георгия — всадник, поражающий копьём змея. Это один из любимых образов новгородских мастеров XIV — XV вв., в котором они увидели бесстрашного воина, защитника Отечества. Георгий запечатлён в момент яростной схватки с чудовищем, которого он колет копьём или рубит мечом. На ярко-красном фоне выделяются изгибы торса воина, силуэт белоснежного коня, упрямо нагнувшего голову, круги щита и нимба над головой святого и алый плащ Георгия, реющий как победное знамя.

Чудо Георгия о змие. Икона. Новгород. XV— начало XVI в.
Чудо Георгия о змие. Икона.
Новгород. XV— начало XVI в.

Кроме икон «Чудо Георгия о змие» и «Георгий пеший поражает змия» в русской иконографии встречаются сюжеты «Молящийся Георгий» (икона Спасо-Преображенского собора. Ярославль, XVI в.), «Георгий в рост в житии» (московские иконы XV в.), «Георгий опояс» (новгородская икона, ныне хранящаяся в Успенском соборе Московского Кремля. 1170 г.).

Икона «Святой Георгий» собора Юрьева монастыря под Новгородом XII в. — это признание воина-великомученика как покровителя ратников и ратного дела.

Чудо Георгия о змие. Икона. Новгород. XV—XVI вв.
Чудо Георгия о змие. Икона. Новгород. XV—XVI вв.

В облике воина — суровость, собранность. Огромные глаза святого под плавно изогнутыми бровями устремлены на зрителя. Алые и коричневые цвета усиливают мощь святого воина. В правой руке Георгия копьё, а в левой он держит перед собой меч, который в средневековой Руси был символом княжеской власти.

Сегодня изображение святого Георгия можно видеть на боевых знамёнах, денежных знаках, государственных наградах России. В Федеральном законе от 8 декабря 2000 г. приводится такое его описание: «…в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».

Св. вмч.Георгий с житийными клеймами. Икона. Из Успенского собора г.Дмитрова. Первая треть XVI в.
Св. вмч.Георгий с житийными клеймами. Икона.
Из Успенского собора г.Дмитрова. Первая треть XVI в.

Имя святого связывают с множеством чудес, совершённых Георгием после смерти. Самым знаменитым является его победа над змеем, ставшая символом торжества добра над злом. Этот сюжет изложен во множестве книг, среди которых Великие Четьи-Минеи митрополита Макария.

Чудо со змеем, бывшее
со святым великомучеником Георгием

Змей, по облику напоминавший дракона, появился в большом озере. Неподалёку от озера находился город. (Озеро располагалось, вероятно, в Сирии, около города Лидды. Имеется несколько версий о названии города. Самой достоверной кажется название Лаодикия, которая находилась недалеко от Бейрута — столицы Ливана). Змей часто выходил из воды и нападал на горожан, душил и пожирал людей. Когда змей погубил уже многих, жители с оружием в руках пытались избавиться от него, но чудище победило людей. В городе не смолкали стон и плач по погибшим. Горожане пришли в отчаяние и отправились к царю.

Св. вмч. Георгий из деисусного чина (в молитвенном предстоянии). Икона. Дионисий и мастерская. Из Ферапонтова монастыря. Около 1502—1503 гг.
Св. вмч. Георгий из деисусного чина (в молитвенном предстоянии).
Икона. Дионисий и мастерская. Из Ферапонтова монастыря.
Около 1502—1503 гг.

— Ещё недавно наш город процветал. Теперь же лютая смерть от змея подстерегает каждого из нас. Почему ты медлишь? Защити свой народ.

Царь ответил им:

— Я обратился к нашим богам, и они мне сказали: если мы не хотим погибнуть все, то по жребию каждый день посылать змею вместе с овцами одного из наших детей, сына или дочь. Когда дойдёт очередь до меня, то и я отдам свою единственную дочь.

Жители города согласились на это, и стали все граждане, как знатные, так и простые, каждый день посылать на съеденье змею сына или дочь. Они наряжали их в лучшие одежды и провожали с овцами к озеру, плача и рыдая. Змей выходил из озера и пожирал их.

Наконец очередь дошла до царской дочери. Царь предложил жителям громадный выкуп взамен царевны, но народ не согласился. Тогда он попросил дать ему восемь дней на оплакивание дочери, однако горожане, опасаясь дракона, не согласились на отсрочку. (В других изданиях Жития и чудес царь не медлит с жертвоприношением. «Отдам и я единственную мою дочь, а затем, что откроют мне бессмертные боги, так и решим»  говорит он).

Царь повелел нарядить дочь в пурпурные одеяния (цвет жертвенности), украсить её золотом и драгоценными камнями и отвести на берег озера. Она с ужасом ожидала появления змея и горько рыдала.

Св. Георгий пеший поражает змия. Икона. Украина. XV в.
Св. Георгий пеший поражает змия.
Икона. Украина. XV в.

Святой Георгий, оказавшись на том месте, приблизился на белом коне к плачущей девушке. (В другом издании — идущий с боя воин, спешащий в родные места).

— Для чего ты здесь стоишь и о чём плачешь?

— Добрый юноша! — ответила царевна. — Беги скорее отсюда, чтобы не погибнуть вместе со мной.

— Не бойся, девица, я пришёл защитить тебя.

Царевна рассказала святому о громадном змее, пожирающем людей.

— Не бойся, девица, — повторил святой, — я именем Бога Иисуса Христа спасу тебя и твой народ от змея.

В это же время вода в озере забурлила, и появилось страшное чудовище. Святой Георгий осенил себя крестом, произнёс молитву и устремился на змея, потрясая копьём. Он пронзил копьём гортань змея, прижав его к земле, а конь топтал чудовище копытами. Затем Георгий приказал девице накинуть на усмирённого змея её пояс и идти с ним в город.

Св. вмч. Георгий. Икона. Новгород. 1130—1140 гг.
Св. вмч. Георгий. Икона. Новгород. 1130—1140 гг.

В другом издании Жития и чудес Георгий усмиряет змея силой своего божественного слова.

…Святой Георгий увидел, как из взбурлившего озера явился огромный змей, поднял голову свою, точно свод, и раскрыл пасть, и с рёвом пошёл на святого и деву. Но тотчас, начертав на земле знамение Христово, святой Георгий сказал:

— Во имя Иисуса Христа покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мной.

И сразу же силой Божьей подломились колени у страшного змея. И сказал святой девушке:

— Сними пояс свой и поводья коня моего, свяжи ими голову змея, и влеки его в город.

Горожане с ужасом видели, как царевна привела в город чудовище, словно смиренного пса, и в страхе обратились в бегство.

— Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога — остановил людей святой.

Георгий вынул меч и посреди города на виду у огромной толпы убил змея. Труп чудища выволокли из города и сожгли. На том месте, где святой умертвил змея, была построена церковь в память о Георгии Победоносце, который силой Божьей избавил царевну и её народ от змея.

Наталья ДОРОЖКИНА

 

 

Советуем прочитать

Бугаевский А.В., Зорин В. Житие, страдания и чудеса святого великомученика и Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры. М., 1998.

Можейко И.В. и др. Государственная символика России. История и современность. М., 2003.

TopList