Вестник "Истории" |
Новации и традиции
Вначале обратим внимание на недавнее высказывание президента России Д.А.Медведева, который в очередном телевыступлении напомнил, как важно знать историю, и при этом привёл высказывание Василия Ключевского, что история ничему не учит, но наказывает за её незнание. Таким образом, уже второй наш президент (у В.В.Путина, как известно, история — самый любимый предмет) придаёт историческому образованию особый вес и значение. Что ж, приятно, когда сильные мира сего не равнодушны к тому, чему мы посвятили свою жизнь. Хорошо бы ещё получать добрые плоды от такого интереса первых лиц государства...
Публикация статьи осуществлена при поддержке группы компаний «АРИС». Для достижения оптимального результата требуется надежное оборудование и опытный персонал. Строительные леса хоть и являются простой конструкцией, но тем не менее при изготовлении данного оборудования требуется аккуратность и строгое выполнение инструкций. Группа компаний «АРИС» предоставляет широкие услуги по продаже строительных лесов и другого сопутствующего оборудования. На сайте www.Scaffolder.Ru вы сможете узнать цены на продукцию и контактную информацию, а также схему проезда.
А пока можно констатировать,что ещё один учебный год на исходе. За прошедшие месяцы мы постоянно получали толстые конверты по почте, которых в этом году стало значительно меньше, и послания по e-mail’у, которых стало много больше, — из самых различных краёв и областей России. Это радость — узнавать, чем живёт наша школа, держать, так сказать, руку на пульсе. А немного грустно — подводить итоги, но, к счастью, это итоги предварительные, потому что наш конкурс «Я иду на урок истории», как известно, никогда не кончается. И всегда хочется задать вопрос: «Каковы же приметы минувшего учебного года, чем он отличается от предыдущих?»
Но сначала о том, чем он не отличается. Как и в прошлые годы, мы ощутили в полной мере, что учителя, самые, наверно, необходимые люди в нашей стране, по-прежнему высокопрофессиональны, энергичны, болеют за своё дело, творчески подходят ко всем новациям.
Сейчас все мы с недоверием и настороженностью смотрим на перемены, которые происходят в нашей школе, в нашем образовании. Конечно, особенно влияет на работу учителей и на самочувствие учеников введение ЕГЭ. Кстати, Д.А.Медведев подверг жёсткой критике ЕГЭ именно по истории (см. блог президента). Огромная проблема — подготовка ребят к этому испытанию. И это, разумеется, влияет на содержание педагогических материалов, которые мы получаем. В них много тестовых заданий, разработанных с учётом информационных технологий. Мы не могли не обратить внимание, как активно, виртуозно педагоги стали использовать в своей работе компьютер и всё с ним связанное.
Другая примета года — учителя стали присылать не одну разработку, а целые серии уроков по темам. Именно так поступила победительница нашего конкурса О.В.Соболева. Она разработала уроки, игры, сценарии по истории для каждого класса. Пока мы смогли опубликовать лишь некоторые из них — и всё это интересные, полезные материалы.
Близится 65-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне и, как всегда, хочется рассказать об этом ярко, по-новому, посмотреть на неё глазами современного человека. Это оказалось делом трудным. Из полученных многочисленных материалов мы можем пока выделить лишь сценарий урока-конкурса А.Е.Идрисова, который ввиду своего большого объёма опубликован пока частично, а полностью выйдет в конце года. Учитель из Астрахани стал нашим лауреатом.
Ещё одна примета — в нашей почте появилось большое количестве уроков по обществознанию. Они особенно полезны для будущей самостоятельной жизни ребят. Это, например, уроки, посвящённые выборам, юридической грамотности, воспитанию толерантности. Здесь победительница — О.Л.Дудко, которая прислала глубокие по содержанию, серьёзные уроки.
Честно признаемся, что одной из трудностей в нашей работе является подготовка интересной, полноценной методической брошюры. Но иногда случается чудо — мы получаем текст, который может ею стать! Именно так мы обрели обширный, хорошо подобранный материал о дворянской культуре начала XIX в. Её авторы, учителя ижевской гимназии Н.Р.Ванюшева и М.Ю.Ярославцева тоже стали лауреатами нашего конкурса.
Думается, всем понятно, как важны интегрированные уроки, показывающие взаимные связи разных изучаемых в школе предметов. История как наука интересна ко всему прочему и тем, что тесно связана с другими областями знания. Например, с биологией. Урок учителя истории С.И.Дударовой и биологии А.Н.Шпигун — теперь уже наших лауреатов — показался нам очень информативным: ученики рассказывают о замечательных открытиях XIX в., которые изменили представление об окружающем нас живом мире, сохранили здоровье миллионам людей.
Учитель О.Ю.Котенькова — тоже победительница нашего конкурса. Урок, посвящённый трудной теме — древней письменности, разработанный ею, кажется на первый взгляд очень простым, но прекрасно построен и, наверное, очень доходчив для ребят. И простота эта — следствие высокого профессионализма.
С О.Н.Борисовой и её учениками из пос. Тазовского Ямало-Ненецкого АО мы давно дружим. Каждый год наша редакция получает из этого далёкого края объёмистые пакеты с замечательными исследованиями по краеведению, обществознанию, которые школьники проводят под руководством учителя. В Тазовской школе эта работа поставлена на пять с плюсом! Огромная благодарность и учителю и ученикам за такую любовь к своей малой родине. О.Н.Борисова наш дважды лауреат и, конечно, это звание разделяют все ребята, которые выполняли задания!
Ну вот, результаты нашего очередного конкурса 2008/2009 учебного года подведены! Большое спасибо всем, приславшим материалы! Призываем наших лауреатов — этого года и предыдущих лет, а также всех авторов никогда не терять связи с нашей газетой! Благодарим учителей Н.И.Дорожкину, А.А.Мельникова, А.М.Филиппову, Е.Ю.Савицкую, Н.С.Крюкову за постоянное сотрудничество с нами!
До новых встреч!