Вестник "Истории" |
По евангельским заповедям
В.Забаровский |
29 апреля 2009 г., спустя десять дней после Пасхи, в день памяти святых мучениц Агапии, Ирины, Хионии (которые были родными сёстрами и за верность Христу претерпели жестокие мучения и смерть по приказу императора Диоклитиана) в Центральном музее ВОв 1941—1945 гг. на Поклонной горе в Москве открылась выставка «Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны». Тема необычная, к которой раньше обращались не часто. Об интересе, вызванном выставкой, можно было судить по собравшимся на вернисаже, а также внушительному списку экспозиционеров. Среди последних: Московская Духовная академия, издательство Московской Патриархии, Белорусский государственный музей истории ВОв, Российское Библейское общество, историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Императорское Православное Палестинское общество, Православное благотворительное общество «Пересвет».
Открытие выставки порадовало искренностью и радостной приподнятостью настроения собравшихся. Слово взял директор музея Владимир Иванович Забаровский.
В своём приветственном слове он кратко, но информационно-ёмко рассказал об основных направлениях деятельности РПЦ в годы ВОв: многочисленных посланиях, составленных вначале патриаршим местоблюстителем, а затем патриархом Сергием к пастырям и пастве Христовой Церкви — православным Румынии, Чехословакии, Югославии, Греции — с призывом перейти на сторону антифашисткой коалиции. Рассказал Забаровский и об организованном Церковью сборе средств в фонд обороны для помощи раненым, детям и семьям бойцов Красной Армии. Упомянул о героизме духовенства и верующих на оккупированных территориях, где многие из них стали связными, бойцами, помощниками партизанских отрядов и групп подпольщиков.
Протоиерей
|
Сразу за директором музея выступил руководитель Издательства Московской Патриархии, настоятель храма Рождества Богородицы в Старом Симонове, духовный вдохновитель благотворительного общества «Пересвет» протоиерей Владимир Силовьев. Он образно охарактеризовал выставку, как «ещё один цветочек к огромному букету пасхальной радости, которой живёт сейчас церковный народ», отметил некоторые интересные факты, часто ускользающие от внимания — война началась 22 июня, в день памяти всех русских святых (по словам о. Владимира, «именно они предстояли Престолу Божию и помогли русским войскам одержать эту великую победу»), день 9 мая пришёлся на то же, что и сейчас, время пасхальной радости, а пакт о безоговорочной капитуляции Германии был подписан 6 мая в день памяти св. вмч. Георгия Победоносца.
...И вот, наконец, красная ленточка разрезана, выставку можно осмотреть. Она включает в себя семь разделов: начало ВОв; политика фашисткой Германии по отношению к РПЦ; религиозная политика советского государства; патриотическая деятельность представителей православного духовенства и верующих на фронте; внутренняя жизнь Церкви, организация сбора средств; международная деятельность Церкви; Церковь и Вооружённые Силы современной России.
Первые экспонаты — личные вещи патриаршего местоблюстителя Сергия Страгородского. Среди них обращает на себя внимание печатная машинка, на которой, кстати, опередив Сталина, митрополит Сергий составил воззвание к народу, в котором объявил войну священной.
На одном из стендов представлен текст молитвы, составленной ещё в памятном 1812 г. Когда на четвёртый день после начала Великой Отечественной войны митрополит Сергий совершал в московском Богоявленском соборе молебен о победе русского воинства, он зачитал именно эту молитву: «… не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не отвратися от нас гневом Своим, но в милости и щедротах Твоих посети смиренных рабов Твоих…»
Яркой иллюстрацией участия Церкви в войне служат фотографии, на которых митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич) вручает танкисту паспорт на танк — один из целой танковой колонны, созданной на добровольные взносы верующих. Этим же деньгам обязана своим возникновением авиационная эскадрилья имени Александра Невского. Вся же сумма пожертвований составила 300 млн руб.
Церковь не просто помогала армии, но и сама была армией. Многие верующие шли на фронт простыми солдатами и там, как и предписывают евангельские заповеди, отдавали жизнь за своих ближних, за свой народ.
Об этом свидетельствуют фотографии, на которых запечатлено награждение священнослужителей, бойцов-верующих. На одной из них командир 5-й ленинградской партизанской бригады Комнерский вручает медаль партизану — священнику церкви Прохоровского района Пузанову, на другой — орденом Отечественной войны награждается протоиерей Бекасевич.
Есть фото, на которых православные иереи исполняют свою другую, не менее важную миссию. На одной из них — священник в оккупированном районе читает прихожанам обращение Верховного Совета к белорусскому народу.
На других фото — речь батюшки, обращённая к белорусским партизанам, или, например, встреча с воинами Красной Армии. Но далеко не всегда государство позволяло подобное общение. Известно, что с началом войны религиозная политика изменилась к лучшему. Так, в сентябре 1943 г. состоялась встреча Сталина с представителями РПЦ, было принято решение о введении патриаршества, и на Соборе патриархом был избран митрополит Сергий. И вместе с тем на одном из стендов можно увидеть записку зам.наркома госбезопасности Б.З.Кобулова о шефстве над госпиталем епископа Питирима, в которой Кобулов вначале описывает организованную епископом деятельность верующих: «…осуществляя это шефство, церковный совет собрал среди верующих 500 000 рублей, приобрёл на них до 500 подарков, которые были розданы раненым… на те же средства церковники купили и передали госпиталю плакаты, лозунги, портреты руководителей партии и правительства, нанимали парикмахеров и баянистов, устраивали концерты», а затем, как ни парадоксально, сообщает: «Получив эти сведения, НКГБ СССР приняты меры к недопущению впредь попыток со стороны церковников входить в непосредственное сношение с командованием госпиталей и ранеными под видом шефства».
Есть стенды, которые позволяют узнать и о политике, кстати, тоже двойственной, германского командования по отношению к РПЦ: это и приказ начальника полиции безопасности Гейдриха о разрешении населению на оккупированных территориях практиковать религиозную деятельность, и фотографии с расстрелянным из автомата образом на стене храма, и фотографии с.Ершова, где местный храм был взорван вместе с жителями села (около ста человек).
На выставке представлено немало других интересных экспонатов, которые, тем не менее, лишь отчасти освещают заявленную тему, что вполне понятно, если учесть предысторию вопроса. Главное её достоинство — выставка вызывает желание узнать об участии Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне более подробно, более детально. Кроме того, экспозиция меняет многие сложившиеся в нащем обществе стереотипы. А это очень важно.
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Discount». Если вы решили приобрести качественную и надежную обувь, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Discount». На сайте, расположенном по адресу www.Magazin-Timberland.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать мужские кроссовки Nike по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Magazin-Timberland.Ru.
Татьяна МАЗЕПИНА
Фото А.Савельева