Задание по теме |
Символы Средневековья
План-конспект открытого урока истории. 10—11 классы
Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «История».
Пишу вам впервые, оттого немного волнуюсь. Хочу выразить благодарность за ваш огромный труд, такой необходимый для педагогов. С интересом читаю все материалы газеты, многие из которых использую в своей работе. Методические советы и материалы, разработки уроков, сценарии позволяют мне совершенствоваться как учителю, разнообразить учебную деятельность детей, увлечь их историей.
Знакомясь с опытом коллег, анализируя свои
уроки, я захотела принять участие в конкурсе «Я
иду на урок истории» в номинации «Урок истории».
А вдруг и мой урок окажется на страницах любимой
газеты и будет кому-то полезен.
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «vanna-home.ru». Если вы решили приобрести качественную и надежную сантехнику, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «vanna-home.ru». Перейдя по ссылке: «Ванна ХОУМ», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать ванную, раковину, биде и многое другое по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www. vanna-home.ru.
Теперь немного о себе. Зовут меня Оксана ПИМЕНОВА. Пять лет работаю учителем истории в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа в посёлке Усть-Омчуг», которое находится в Тенькинском районе Магаданской области. Несмотря на отдалённость от центральных районов нашей страны и небольшое количество учащихся, педагогов, школа достаточно современная в полном смысле слова. Доказательством служит и то, что она в 2007 г. в рамках национального проекта «Образование» стала победительницей общероссийского грантового конкурса на звание лучшей, в народе называемой «школа-миллионер». Не сочтите за хвастовство, гордость за педколлектив и учащихся переполняет. Преподаю историю учащимся 5—9-х классов. Опыт, конечно, небольшой, но некоторые успехи имеются, самый главный показатель для меня — интерес детей к предмету, их историческая любознательность.
1. Meтодическое обоснование темы урока
1.1. Ступень общего образования: ступень основного общего образования.
1.2. Курс истории Всеобщая история: история Средних веков.
1.3. Уровень исторического образования: первый концентр.
1.4. Класс: 6-й, общеобразовательный.
1.5. Место в учебной теме (тематическом блоке): итоговый урок в блоке повторительно-обобщающих уроков по курсу «История Средних веков».
1.6. Связь с обязательным минимумом содержания образования: изучение Всеобщей истории в 6-м классе выстраивается на основе общеобразовательной программы (учебник: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История Средних веков. 6-й класс.). Структура и объём часов данной программы отвечают требованиям, предъявляемым Министерством образования.
2. Развёрнутая целевая установка урока
2.1. Обоснование образовательной, развивающей и воспитательной целей урока.
Цель: подвести итог изученному материалу, проверив знания, умения и степень усвоения материала по истории Средневековья.
Задачи: • образовательные: сформировать понимание того, что каждый из народов Средневековья оставил позитивный след в истории человечества и оказал влияние на дальнейшее его развитие; выяснить степень усвоения и владения понятийным аппаратом, историческими датами; степень понимания роли личности в истории и культуре; • развивающие: развитие навыков работы с историческими источниками, иллюстрациями, картой; развитие связной монологической речи; развитие аналитических навыков (сравнение, обобщение); развитие умения и навыка групповой работы; развитие навыка работы с обучающей компьютерной программой; • воспитательные: воспитание интереса и уважения к истории зарубежных стран; воспитание коммуникативной культуры.
3. Тип урока: комбинированный с использованием групповой работы.
4. Оснащение урока: учебное электронное издание «Всеобщая история. 6-й класс», иллюстрации индийского храма и китайской пагоды, готического и романского соборов, средневекового книгопечатания, каравеллы; таблица результатов работы в группах; карточки (2 цветов) с заданиями для каждой группы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Настрой учащихся на работу.
II. Вступительное слово учителя
Обращение к теме, цели и задачам урока.
III. Групповая работа
Групповая работа по 3 этапам, после определённого этапа в таблицу результатов вносится оценка работы каждой из групп, затем — общий итог.
1 ЭТАП. «Терминологическая разминка»
• Взаимопроверка в группах.
• Круговой опрос — по часовой стрелке
представитель 1-й группы просит объяснить
исторический термин, связанный со
Средневековьем, участников 2-й группы,
представитель 2-й — участников 3-й
и т.д. Время на обдумывание не даётся, отвечать
необходимо сразу.
• «Доверяй, но проверяй» — учитель даёт объяснение термина (понятия), учащиеся называют этот термин; для каждой группы отдельное понятие. Время на обдумывание не даётся, отвечать необходимо сразу.
2 ЭТАП. «Кто есть кто?»
Группы работают с карточками жёлтого цвета: выполняют задание, назначают отвечающего, по истечении времени предлагают ответ.
1 группа
Задание 1. По данному отрывку определите, какому историческому персонажу принадлежат слова: «Я не то, что вы говорите. То, что я принёс, я принёс не для того, чтобы добиваться богатств ваших, почёта среди вас или власти над вами. Но Аллах послал меня к вам посланником, ниспослал мне книгу и приказал мне быть для вас благовестником и предостерегателем...»
Задание 2. Кратко расскажите об этом человеке: кем он был, какова его судьба, с каким историческим событием он связан (обязательно назовите дату события).
Ответ: Мухаммед.
2 группа
Задание 1. По данному отрывку определите, какому историческому персонажу принадлежат слова: «Нужно, чтобы в урочный час я была у короля, даже если бы мне пришлось ради этого стереть ноги до колен. Потому что никто на свете — ни король, ни герцоги — не смогут спасти Французское королевство. Никто, кроме меня».
Задание 2. Кратко расскажите об этом человеке: кем он был, какова его судьба, с каким историческим событием он связан (обязательно назовите дату события).
Ответ: Жанна д’Арк.
3 группа
Задание 1. По данному отрывку определите, какому историческому персонажу принадлежат слова: «Чехи в королевстве Чешском по закону... и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же как французы во Франции и немцы в своих землях ...»
Задание 2. Кратко расскажите об этом человеке: кем он был, какова его судьба, с каким историческим событием он связан (обязательно назовите дату события).
Ответ: Ян Гус.
4 группа
Задание 1. По данному отрывку определите, какому историческому персонажу принадлежат слова:
«Среди вождей выделялся гордой осанкой самый молодой... Рассказывали, что, смелый и вместе с тем расчётливый, он сумел возглавить союз четырёх франкских племён. Он увлёк знать, а она — простых франков на завоевание богатых соседних земель, которые прежде принадлежали Западной Римской империи».
Задание 2. Кратко расскажите об этом человеке: кем он был, какова его судьба, с каким историческим событием он связан (обязательно назовите дату события).
Ответ: Хлодвиг.
3 этап. «Культурные достижения»
Группы работают с карточками голубого цвета и иллюстрациями к ним: выполняют задание, назначают отвечающего, по истечении времени предлагают ответ.
Иллюстрация с изображением каравеллы.
1 группа
Задание. Рассмотрите иллюстрацию; как называется этот корабль, где и в какое время его изобрели, чем он отличался от своих предшественников, что изменилось в жизни людей с его изобретением.
Иллюстрация, изображающая процесс книгопечатания в средневековой Европе
2 группа
Задание. Рассмотрите иллюстрацию; расскажите об этом изобретении: кто, когда (дата) и где изобрёл, какие изменения произошли в жизни средневековых людей в связи с этим изобретением; какие изобретения Средневековья вы ещё знаете?
Иллюстрации индийского храма и китайской пагоды.
3 группа
Задание. Рассмотрите иллюстрацию; какие средневековые архитектурные сооружения здесь изображены, каким народам они принадлежат, по каким признакам вы определили их создателей.
Иллюстрации готического и романского соборов Западной Европы.
4 группа
Задание. Рассмотрите иллюстрации; какие средневековые архитектурные сооружения здесь изображены, где (в каких странах) их строили, чем они отличаются друг от друга (стили архитектуры, внешний и внутренний вид).
IV. Подведение итога работы в группах
V. Самостоятельная (индивидуальная) работа учащихся с электронным пособием за компьютерами
Разметь карту: «Образование Франкского государства. Распад империи Карла Великого».
Работа предваряется беседой с учащимися.
• Когда произошло образование Франкского государства?
• Назовите в хронологической последовательности его правителей.
• Сколько лет просуществовала империя Карла Великого? Почему распалась?
• Какие государства возникли в результате распада Империи?
VI. Определение общего вывода по теме
Каждый учащийся заканчивает предложение учителя своей ассоциацией: «Средневековье — это... (рыцари, крестовые походы, замки, Столетняя война, сеньоры и вассалы и т.п.)».
VII. Подведение итогов урока, комментирование оценок
Оксана ПИМЕНОВА