Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №8/2009
Кино на уроке

 

В 2004 г. объединённая творческая группа Германии, Италии и Австрии представила на суд зрителей фильм о самой трагичной странице истории немецкого народа.

режиссёр Оливер Хиршбигель

сценаристы Иоахим Фест, Траудль Юнге, Мелисса Мюллер

оператор Райнер Клаусманн

композитор Стефан Захариас

Бункер:
последние десять дней...

Почему мы рекомендуем старшеклассникам посмотреть этот фильм во время изучения истории Второй мировой войны? Дело в том, что об этом драматическом периоде всемирной истории снято множество фильмов и почти в каждом из них Гитлер представлен в виде истеричного параноика. Многие, наверное, задавались вопросом: почему же германский народ оказался во власти психически неуравновешенного человека? Создатели фильма сделали, на мой взгляд, довольно удачную попытку ответить на этот вопрос, дав нам возможность побывать в бункере нацистского диктатора и глазами «маленького человека» — секретарши Гитлера Траудль Юнге — взглянуть на личность фюрера и обстановку последних дней существования рейха с разных сторон.

ФАКТЫ

• Съёмки велись в Санкт-Петербурге при участии киностудии Ленфильм, т.к. в России съёмочный процесс стоит дешевле, чем в Европе, и к тому же осталось много домов начала XX в.

• В фильме снимались многие известные российские актёры. В частности, роль сестры милосердия Эрны досталась Елизавете Боярской. А «солнечный клоун» Олег Попов сыграл адъютанта генерала Вейдлинга.

• На счету актёра Томаса Кречманна (в фильме — Герман Фегелейн) уже восемь ролей нацистских офицеров. В возрасте 19 лет он пытался сбежать из коммунистической Восточной Германии в Западную. Сегодня Томас рекламирует мужской парфюм «HUGO BOSS». Эта компания, основанная в Метцингене в 1923 г. разрабатывала и производила униформу и штатскую одежду для солдат и офицеров вермахта, а также и для других правительственных органов нацистской Германии, включая и СС.

Траудль Юнге, секратерша Адольфа Гитлера Актриса Александра Мария Лара в роли Траудль Юнге
Траудль Юнге,
секратерша Адольфа Гитлера
Актриса Александра Мария Лара
в роли Траудль Юнге

• Среди 37 исторических личностей, ставших персонажами фильма, к моменту его премьеры в живых оставался лишь один человек, Рохус Миш, который был курьером, телохранителем и телефонным оператором Адольфа Гитлера на протяжении 1940—1945 гг.

К сентябрю 2008 г. он, в возрасте 91 года вместе с курьером Армином Леманом, оставался одним из двух последних живых обитателей бункера Гитлера в мае 1945 г.

• Траудль Юнге скончалась в возрасте 81 года за несколько часов до премьеры фильма на Берлинском МКФ.

• Многие фразы Адольфа Гитлера в фильме реальны, однако произносились в более ранний период.

• В одной из сцен фильма можно заметить, что Магда Геббельс пишет письмо своему сыну от первого брака Харальду Куандту и перед ней стоит его фотография. Он был пилотом люфтваффе и единственным из детей Магды Геббельс, кто пережил войну. В 1944 г. он был ранен в Италии и попал в плен к войскам союзников. В 1947 г. был отпущен на свободу, а в 1967 г. погиб в авиакатастрофе в возрасте 46 лет.

• Пуговица, которую Гитлер снимает со своего пиджака и передаёт Магде Геббельс, — это золотой значок нацистской партии, которым награждались её высокопоставленные члены, непрерывно числившиеся в ней с 1925 г. Значком №1 Гитлер наградил самого себя.

• Портрет, на который Гитлер долго смотрит в одной из сцен, изображает немецкого императора Фридриха Великого.

ГЛАВНАЯ РОЛЬ

Бруно Ганц. Одна из ведущих фигур в современном европейском театре и кино: актёр, режиcсёр, оператор. Родился в швейцарском городе Цюрихе 22 марта 1941 г. Отец Ганца — швейцарский рабочий, мать — итальянка. Учился Бруно в музыкально-театральном училище в Цюрихе. Его одинаково привлекали сцена и экран. В год своего 19-летия (1960) он исполнил первую роль в фильме «Господин в чёрном котелке», которая не принесла ему особой славы. Годом позже Ганц дебютировал в театре. Эта деятельность оказалась более успешной, и он посвятил себя преимущественно сцене (почти на два десятилетия). В 1962 г. Ганц переехал в Германию, где играл в многочисленных фильмах и спектаклях.

Немецкий журнал «Theater heute» («Театр сегодня») в 1973 г. объявил Ганца актёром года. Возможно, его самая поразительная театральная работа — главная роль в спектакле Петера Штайна «Фауст» (2000), где он находился на сцене в течение 13 часов.

К настоящему времени на его счету множество ролей более чем в 100 фильмах. В киноленте Вима Вандерса «Небо над Берлином» ему довелось сыграть ангела Дамиеля, расставшегося с бессмертием ради невечной любви и весьма несовершенной земной жизни. Кстати, единственного сына Бруно Ганца тоже зовут Дамиель.

Ганц стал вторым немецкоязычным актёром после Альбина Шкоды («Последний акт» Г.В.Пабста, 1955), воплотившим на экране образ Адольфа Гитлера. Многие немецкие режиссёры обычно минимизировали присутствие фюрера в своих кинолентах, показывая его со спины или в небольших эпизодах. Бруно долго отказывался от роли А.Гитлера, но изменил своё мнение после просмотра картины «Последние действия» (1955), решив предложить зрителю новое прочтение этого образа.

Бруно Ганц (Адольф Гитлер) Юлиане Кёлер (Ева Браун) Коринна Харфух (Магда Геббельс) Ульрих Маттес Пауль Йозеф Геббельс
Бруно Ганц
(Адольф Гитлер)
Юлиане Кёлер
(Ева Браун)
Коринна Харфух
(Магда Геббельс)
Ульрих Маттес Пауль Йозеф Геббельс

Над необычным акцентом Гитлера Ганц работал с помощью специально приглашённого молого актёра из той же местности, откуда Гитлер был родом. Кроме того Бруно Ганц провёл некоторое время в швейцарском госпитале, наблюдая за больными болезнью Паркинсона.

О ФИЛЬМЕ

«Бункер» (в дословном переводе — «Падение») — историческая драма о последних днях Гитлера и его окружения, сюжет которой основан на воспоминаниях секретарши фюрера. Фильм вошёл в пятерку номинантов на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».

Перед выпуском фильма на российские экраны переводчики компании «Централ Партнершип» четырежды меняли его название. Первая версия «Падение Берлина» вызывала в памяти ленту Михаила Чиаурели. «Взятие Берлина» не вполне соответствует психологическим акцентам этой исторической кинодрамы. Но вариант «Бункер» тоже не вполне удачен, поскольку сюжет не ограничивается пребыванием Гитлера и его приближённых в подземном бункере в момент штурма Берлина советскими войсками. Возможно поэтому в рекламных трейлерах фигурировало название «Крах».

В процессе работы над фильмом создатели воспользовались книгой «До последнего часа» Траудль Юнге, написанной в соавторстве с журналисткой Мелиссой Мюллер. Начинают и заканчивают киноповествование фрагменты экранного интервью Юнге (февраль 2002).

Хайно Ферч (Шпеер) Томас Кречманн (Герман Фегелейн) Кристиан Беркель (доктор Эрнст Гюнтер Шенк) Маттиас Хабих (доктор Вернер Хаас)
Хайно Ферч
(Шпеер)
Томас Кречманн
(Герман Фегелейн)
Кристиан Беркель
(доктор Эрнст Гюнтер Шенк)
Маттиас Хабих
(доктор Вернер Хаас)

Использованы также материалы одноимённой книги немецкого историка Иоахима Феста, принимавшего участие в качестве режиссёра в создании документальной картины «Гитлер — карьера» (1977).

Кстати, продюсер фильма «Бункер» Бернд Айхингер финансировал в 1978 г. ленту «Гитлер — фильм из Германии» известного киноавангардиста Ханса-Юргена Зибергера. А первая работа для кино режиссёра Оливера Хиршбигеля — «Эксперимент» — была отчасти посвящена исследованию возникновения в замкнутом сообществе людей стихийного, подспудного проявления человеконенавистнических настроений.

Неудивительно, что попытка разобраться в личности фюрера вызвала волну общественного возмущения ещё до выхода фильма на экран. Заштампованный образ «бесноватого фюрера» прочно вошёл в сознание рядового зрителя. Многие посчитали, что слишком опасно анализировать личность фюрера, очеловечивать его из-за появления возможной волны сочувствия как следствия невольной симпатии к этому преступнику №1.

Возможно поэтому, несмотря на широкое признание публики, на Национальную кинопремию «Лола» номинировали только главного исполнителя Бруно Ганца и актрис Коринну Харфух и Юлиане Кёлер.

Но чтобы понять прошлое, надо пристальнее и по-возможности объективно всмотреться в облики тех, кто творил историю, даже если эти творцы были тиранами и преступниками. Правда всегда лечит, ложь калечит сознание и душу. Наконец-то нашёлся режиссёр, который не побоялся показать нам Адольфа-человека, а не брызжущего слюной параноика. Перед нами жалкий, больной, уставший человек, которого тем не менее совсем не жалко.

Жалко красивых, чистеньких детишек Геббельса, аккуратно отравленных недрогнувшей материнской рукой. Вот она — идейность в высшем проявлении, крах мечты — конец всему…

Жалко раненых, умирающих, солдат и беженцев, заливаемых водой в берлинских подземельях. Жалко оглушённых бомбежкой и артобстрелом жителей Берлина.

Есть в фильме и положительные образы. Например, военный врач полковник Эрнст Гюнтер Шенк. Правда, историки-специалисты усмотрели здесь небольшой «ляп» — доктор носит отличительные знаки старшего лейтенанта, а к нему обращаются «полковник». Возможно, специалисты-историки найдут в этом фильме ещё какие-то несоответствия.

Затронули создатели фильма и тему гитлерюгенда. Зрители с волненим следят за судьбой маленького защитника Вождя в осаждённом Берлине. Показана почти документальная сцена, когда фюрер награждает его железным крестом и треплет по щеке. Отец мальчика безуспешно пытается убедить сына и других юных бойцов бросить оружие и прекратить этот бессмысленный героизм, но тщетно... К счастью, ближе к концу фильма мальчик, насмотревшись на ужасы войны, бежит домой, где его ждут родители. Хотя впоследствии мы видим их убитыми солдатами СС.

Образ Гитлера создавался на основе воспоминаний очевидцев. И он получился именно таким: с одной стороны, галантным и предупредительным к ближайшему окружению, а с другой — бурно обвиняющим генералов и ближайших соратников в трусости и предательстве; искренне клянущимся в любви к немецкому народу и  тут же обрекающим своими жестокими приказами его на гибель, как «не справившегося со своей исторической миссией».

Нельзя не сказать и о саботирующем бесчеловечные приказы рейхсминистре Альберте Шпеере. Он не исполняет приказ о разрушении мостов и коммуникаций и признаётся в этом фюреру в прощальной беседе.

Подруга и новоиспечённая жена Гитлера пополнила собой галерею позитивных персонажей. Она временами кажется единственной среди обречённых в бункере, кто ещё любит жизнь и приглашает своих подруг выйти на поверхность. чтобы увидеть весенние цветы и вдохнуть свежего воздуха.

Первое появление на экране советских солдат и офицеров напоминает движение некоей обезличенной враждебной силы. Но в сцене прохода фрейлейн Траудль через группу бойцов в момент капитуляции, её останавливает взгляд пьяного бойца в пилотке. При этом слышится настоящая русская речь, не характерная для западных фильмов. Впечатление довольно неприятное, хотя его сглаживает эпизод переговоров Кребса с советским командованием о перемирии. Генерал Чуйков (А.Сластин) выглядит вполне вменяемым человеком.

Напоследок хотелось бы обратить внимание молодых зрителей на выдержки из документального интервью юной стенографистки Гитлера. В начале фильма она объясняет своё согласие работать в штаб-квартире фюрера детской наивностью и любопытством, желанием быть рядом с сильными мира сего. При этом она утверждает, что не была убеждённой нацисткой.

«Я могла бы сказать — нет, я не согласна работать здесь. Но не сказала. Очень трудно простить себя за это».

Игорь Сергеев (русский солдат) Александр Сластин (генерал Чуйков)
Игорь Сергеев
(русский солдат)
Александр Сластин
(генерал Чуйков)

Завершает фильм о последних днях обитателей Бункера монолог Траудль Юнге. Она говорит, что ничего не знала тогда о преступлениях нацизма, но добавляет, что незнание её не оправдывает.

«Кто хотел, тот сумел узнать правду и сделать свои выводы. Я увидела на доме мемориальную табличку, посвящённую участнице немецкого сопротивления Софи Шоль. Она была моей ровесницей. Её казнили в тот же год, когда я устроилась на работу к Гитлеру. Молодость не может служить оправданием. Стоило лишь захотеть. И во всём можно было бы разобраться…»

На_Че

TopList