Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №7/2009
Задание по теме

Аз, буки, веди...

 

Материал для подготовки урока на тему
«Школа, образование, письменность в древнерусском государстве». 6 класс

 

Цели урока

Продолжить знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси.

Расширить представления обучающихся о школе в Древнерусском государстве.

Задачи

Образовательные: • продолжить формирование представлений обучающихся о жизни народа в Древнерусском государстве; • продолжить работу по развитию речи учащихся: а) обогащение словарного запаса, б) развитие умения высказывать предположения, объяснять значение слов, связанных с данной темой; • продолжить обучение — наблюдать, строить предположения, высказывать собственную точку зрения.

Развивающие: • продолжить развитие внимания, памяти, мышления; эмоциональной сферы; •  познавательного интереса к урокам истории; • творческого воображения младших школьников.

ХОД УРОКА

Учитель. Как вы думаете, почему многие люди интересуются историей? Чем эта наука привлекательна для вас?

Выслушиваются ответы учащихся.

Действительно, мы хотим знать, как жили люди раньше, какой была наша страна сотни лет назад, а задумывались ли вы над тем, какой была школа в прошлом, во времена Древней Руси?

Сегодня нам представилась возможность «заглянуть» в древнерусскую школу.

Но прежде возникает вопрос: «А когда же впервые появляются школы на Руси?» Историки связывают появление первых школ с именем князя Владимира Красное Солнышко.

Что вы знаете об этом князе? (С именем этого князя связано крещение Руси.)

Итак, князь Владимир отдаёт приказ собирать детей и обучать их школьной грамоте.

Как вы думаете, что побудило князя Владимира совершить этот шаг?

Далее учитель подчёркивает, что начало школьного дела напрямую связано с распространением христианства на Руси, т.к. процесс образования и воспитания в духе православия мыслилось начинать с детских лет, чтобы с раннего возраста русичи постигали мудрость из Святого Писания. Чему же учили в древнерусской школе?

«...Грамоте учитися, книгам учитися, азбукам и всякому написанному святых книг слову» (фрагмент древнерусского источника).

Учитель. Итак, первоначально, по всей видимости, дети учили только алфавит, с помощью которого затем читали Святые книги. Гораздо позже к этому прибавились пение и счисление (математика). Возможно, вы удивитесь: зачем надо было учиться петь?

Учёные считают, что это связано с принятием христианства и необходимостью петь в церкви молитвы, песнопения.

Воспроизводится запись фрагмента церковного песнопения.

Учитель. Какие чувства пробуждает в вашей душе это песнопение?

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель. Красота церковного песнопения захватывает, и постепенно человек всё больше проникается смыслом и духом звучащей молитвы. Именно поэтому древние школьники на уроках учились петь.

Итак, представим себе, что мы на несколько минут оказались в древнерусской школе. (На экран проецируется картина Кустодиева Б.М. «Земская школа в Московской Руси»).

Мы с вами находимся внутри помещения, которое очень напоминает обыкновенную русскую избу. Здесь вдоль стен расположены лавки, а в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. В углу — русская печь, рядом с ней рукомойник. На самом видном месте, на стене, висят розги — гроза нерадивых учеников. Ребята-однокашники повторяют «зады», т.е. домашнее задание.

Далее можно осуществить несколько вариантов чтения отрывка древнерусского текста:

• выступление в роли «учителя» одного из учеников, получившего опережающее задание, — заранее обговариваются его текст, манера говорить, жесты, костюм и т.д.;

• чтение текста самим учителем.

«Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим. Прострите сердечный сосуд свой да накаплются туда словеса книжные. Не должно книгу читать скоро, а трижды воротиться следует. Не следует только устами книгу говорить, но сокрыть в сердце истину книжную. Осуждайте ненаучающихся, какие только ногами дрыгают да словеса глаголют».

Учитель. Чему же поучает своих учеников учитель в древнерусской школе?

Можем ли мы использовать это поучение в наше время?

Давайте вспомним, с чего начиналось обучение в школе? (С изучения азбуки.)

Что вы уже знаете о русской азбуке? (Дети вспоминают о Кирилле и Мефодии.)

Давайте внимательно посмотрим на древнерусскую азбуку, алфавит. Что вы заметили?

Дети отмечают общее и отличия, сравнивая с современным алфавитом: наличие похожих букв, количество букв, написание букв, несовпадение в написании и др.

Учитель. Как вы думаете, легко ли было запомнить сразу древнерусский алфавит?

Для облегчения запоминания алфавит учили хором, нараспев.

Этот метод можно продемонстрировать, читая алфавит вместе с детьми.

Однако учёные обратили внимание на одну особенность древнерусского алфавита: буквы в нём связаны между собой по смыслу, например, «Аз» — я, «Буки» — буквы, «Веди» — ведаю, знаю... и т.д.

Учитель предлагает детям продолжить: «Я буквы знаю, добро говорю, есть...» Договаривается с детьми, что они попробуют продолжить расшифровку алфавита дома.

При наличии времени можно устроить соревнование: какая группа детей на уроке «расшифрует» большее количество букв алфавита.

Учитель. Когда дети уже знали алфавит, их учили читать: «Аз-Буки — АБ, Буки-Аз — БА» и т.д. Затем уже ученики пробовали самостоятельно читать тексты, давайте попробуем и мы.

Ребятам предлагается прочитать и перевести на современный язык отрывок из источника «Поучение Владимира Мономаха детям». Возможна работа в группах.

«Вдомесвоёмънеленитесьноза всемънаблюдайтечтобыприход ящиекъвамънепосмеялисьни над вашимъдомомданинадобе домъ вашимъ...»

«Чтоумеетехорошеготогонеза бывайтеачегонеумеететомуучи тесь...писановълето SXKE».

После окончания данной работы дети отмечают особенности древнерусских текстов и письма (отсутствие пробелов, использование буквы «Ять», особенности написания букв), а также осмысливается суть поучения, делается вывод о том, что, несмотря на древность высказывания, актуальность его не потеряна.

Учитель обращает внимание детей на таинственный знак в конце текста, выслушивает предположения детей, а затем помогает им обратиться к древнерусскому алфавиту и выяснить, как с его помощью в древности обозначались цифры. Дети вместе с учителем переводят знак SXKE в современную цифровую систему, получается 6625 год. Учитель поясняет детям, что раньше на Руси счёт годам вели от «сотворения мира», а для того, чтобы эту дату перевести в современную календарную систему, нужно из 6625 вычесть 5508.

Учитель. В каком же году написаны эти строки? Правильно, в 1117 году.

Древнерусская школа учила детей быть послушными, однако дети во все времена любят пошалить. Однажды археологи, изучающие древности Великого Новгорода, нашли кусочек бересты с написанными, вернее процарапанными в два ряда буквами. Это оказалась шутка — загадка, которую мы попробуем отгадать (возможна работа в группах).

Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т

Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А

Ключ к загадке: нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, затем букву второй и так до конца. В результате получается: «Невежя писа, не дума каза, а хто се цита...» («Невежа писал, не думая, сказал, а кто читает…»)

Учитель. Не правда ли напоминает известную детскую шутку: «Кто писал, не знаю, а я — … читаю...»

Ну, и, конечно, можно предположить, как радовались дети окончанию занятий в школе, когда им можно было поиграть. А какие старинные игры вы знаете? («Кулючки» — прятки, «Слепой козёл» — жмурки и др. Можно при затруднении поиграть несколько минут с детьми в эти игры, чтобы они догадались, о чём идёт речь.)

В конце урока подводятся итоги.

Домашнее задание

Вариант 1. Продолжить расшифровку древнерусского алфавита.

Вариант 2. С помощью древнерусского алфавита написать собственные имя, отчество и фамилию, год своего рождения.

Вариант 3. Подобрать и объяснить смысл 2-3 древнерусских пословиц и поговорок о книжном учении, школе, мудрости.

Литература

Повесть временных лет (любое издание).

Школа и педагогика в культуре Древней Руси (историческая хрестоматия), М., 1992.

Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. М., 1995.

Фёдорова М.Е., Сумникова Т.А. Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1985.

Ольга КОТЕНЬКОВА

TopList