Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №4/2009
Docendi discimus

 

 

Работаем с документами

 

Методический материал для учителя. 5—11 классы

 

Каждый раз, готовясь к уроку истории, учитель перерабатывает огромное количество материала, адаптирует его к возрасту учащихся, придумывает, как доходчивее его преподнести. А что если в помощники взять самих учеников, предоставив им возможность самостоятельно найти ту необходимую информацию, которую так упорно разыскивает учитель. Часто необходимые сведения содержатся в исторических документах. Их полезно использовать на уроках.

Эта идея не новая: в 1863 г. профессор М.М.Стасюлевич высказал мысль, что для исторического развития учащихся гораздо большее значение имеет непосредственное знакомство ребят с источниками исторического знания (документами), чем работа с учебником. Поэтому он предложил вести занятия по реальному методу, основанному на работе с первоисточниками. С тех пор идея профессора получила широкое распространение, что подтверждается изданием большого числа различных хрестоматий, документов-сборников, призванных помочь ученику в работе с историческим источником.

Однако не всегда методисты высказывались за подобную форму урока. Так, уже в 40–50-х гг. XX в. слышались мнения, что «документ нужен не для расширения школьного курса истории, а для его конкретизации, углубления и уточнения. В этом случае исторические документы следует привлекать в качестве вспомогательного средства, отнюдь не заменяющего учебник». В 80-90-х гг. интерес к «живой» истории возрос. И как следствие, сегодня исторический документ всё чаще становится полноправным участником урока.

Так в чём же заключается сегодня роль исторического документа на уроке? Во-первых, как утверждает методист М.Т.Студеникин, с его помощью реализуется принцип наглядности. Внешний вид документа и его художественное оформление содействуют конкретизации исторического материала, созданию ярких образов, они помогают ощутить атмосферу эпохи, наконец, вызывают живые эмоции у ученика от соприкосновения с остатками прошлого.

Во-вторых, при работе с документом активизируются процессы мышления и воображения, что способствует лучшему усвоению исторических знаний. Ученики осваивают элементарные приёмы самостоятельной источниковедческой работы: чтение документа, его анализ, умение извлекать необходимую информацию, рассуждать, оценивать, и, наконец, выражать собственное мнение.

К историческому документу, используемому на уроке, предъявляются определённые требования

  • соответствие целям и задачам урока;
  • отражение основных фактов и событий изучаемой эпохи;
  • доступность по содержанию, восприятию учащимся данного возраста;
  • информативность — для совершенствования учебных навыков учащегося;
  • изучение документа должно сопровождаться системой разработанных вопросов и заданий к нему.

Уже в 5-м классе на уроке истории учитель вполне может привлекать исторические документы (отрывки, цитаты) повествовательного характера при объяснении нового материала, а также предлагать учащимся небольшие задания по разбору отрывка из документа (например, подтвердить свой ответ строчкой из документа). В 7–8-х классах задача может быть усложнена самостоятельным разбором и ответами на вопросы к документу. В 9–11-х классах предлагаются задания на сопоставление и критическую оценку документа (тип С в ЕГЭ).

В старших классах организуется работа с источниками, к которым методист М.Т.Студеникин относит научные труды историков, политологов, экономистов, мемуары военачальников и т.д. Работа с такими произведениями строится на комментированном чтении, ответах на вопросы, выполнении заданий к источнику.

Работа с историческими документами включает следующие этапы

  1. Атрибуция документа — кто автор?
    Когда документ был написан, создан?
    Где произошли события, о которых идёт речь?
  2. Объяснение новых понятий/названий/ персоналий — работа со словарём, биографическим справочником, энциклопедией и т. д.
  3. Анализ документа — какие интересующие нас факты приведены в документе?
    Какие выводы можно сделать на их основе?
    Какова позиция автора документа?
  4. Сравнение группы документов. Какие противоречия встретились в предлагаемых документах? Как их можно объяснить?
    Что изучаемые документы помогли узнать об историческом событии? Соотнесение документа с текстом учебника.
  5. Формирование собственного отношения к документу.

Приведённый перечень этапов работы весьма условен: многое зависит от характера исторических документов, используемых на уроке, подготовленности учеников, позиции учителя и т.д. Как уже отмечалось, немаловажную роль в формировании умения работы с документами играют вопросы и задания для учащихся. К их составлению также предъявляются определённые требования. Во-первых, вопрос или задание должны стимулировать познавательный интерес учащихся. В зависимости от возраста и уровня подготовки учеников можно использовать различные формулировки одного и того же вопроса. Во-вторых, учитель, предлагая вопрос, должен предвидеть, какой ответ он может получить на него и, используя, по определению методиста И.З.Озерского, «промежуточные вопросы», подвести ученика к тем или иным выводам. Основная цель вопросов и заданий к историческим документам — помочь ученику сориентироваться в его тексте и понять заложенную в нём информацию.

Вниманию учителя предлагаются два урока практических занятий с историческими документами для 9—11-х классов по курсу «История России» по темам «Брестский мир» (см. следующий номер газеты) и «Духовная жизнь: достижения и потери после 1917 г.». Особенность второго урока заключается в использовании фотографий наравне с письменными документами. В связи с этим необходимо обратить внимание учащихся на фотографию как важный документ, показать приёмы её анализа через вопросы: кто, где, когда изображён и т.д., помочь учащимся в соотнесении всех имеющихся в его распоряжении исторических документов.

 

Наталья ДОРОЖКИНА

TopList