Анфас и профиль |
Лишённые Родины
Накануне своей смерти Сталин
готовил
очередную массовую волну репрессий...
28 января 1949 г. в «Правде» вышла статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Казалось бы, направленная против нескольких конкретных личностей статья дала официальную «отмашку» массовой кампании против так называемых «безродных космополитов».
С чего всё началось?..
Борьба с космополитизмом стала естественным продолжением начавшейся почти сразу после войны, в 1947 г., кампании «борьбы с низкопоклонством перед Западом». Официальной целью последней было воспитание советского патриотизма, у которого, как известно, тоже «особенная стать». Эта кампания явилась своего рода ответом на некоторые либеральные настроения, которые могли возникнуть в обществе после возвращения из Европы нашей армии-победительницы. Как и в 1812 г., после триумфа русской армии во Франции, власть испугалась, что сравнение увиденного с российской действительностью может быть для неё невыгодно. И превентивно обрушилась, в первую очередь, на интеллигенцию — главную носительницу возможных прозападных настроений. Кампания вылилась в борьбу за отечественные приоритеты в области науки и искусства, в критику ряда новейших научных направлений. Кроме того, административным мерам и идеологическому разносу подверглись известные учёные, деятели культуры, заподозренные в т.н. «низкопоклонстве и беспочвенности».
Фефер и Михоэлс с актёром
|
В январе 1948 г. впервые было употреблено знаменитое впоследствии выражение «безродный космополит». Оно прозвучало в выступлении главного идеолога страны Андрея Жданова на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС. Жданов заявил буквально следующее: «Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает… потерять своё лицо, стать безродным космополитом».
Стало понятно, что две пропагандистские кампании — борьба с «низкопоклонством» и космополитизмом — объединены в одну.
И уже в марте того же года другой идеологический руководитель Г.Александров опубликовал в «Вопросах философии» установочную статью «Космополитизм — идеология империалистической буржуазии», в которой одним махом объявил космополитами и П.Н.Милюкова, и Н.И.Бухарина, и Л.Д.Троцкого, и левых эсеров, и левых коммунистов, а также власовцев и всех перешедших на сторону немцев. Это было уже очень серьёзно и опасно, так как термин приобретал особо зловещий оттенок, становясь синонимом ярлыков «изменник Родины», «контрреволюционер» и «враг народа». И, наконец, 28 января 1949 г. вышла редакционная статья в «Правде» — «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Основной текст, по всей видимости, писали сотрудники газеты Вадим Кожевников и Давид Заславский, но для пущей весомости к работе над статьёй привлекли «тяжёлую артиллерию» — Александра Фадеева, Константина Симонова, Анатолия Софронова. Не исключено (это уже бывало), что окончательный текст был отредактирован лично Сталиным.
Фефер делится своими впечатлениями об
Америке.
|
Известные критики с характерными еврейскими фамилиями — И.И.Юзовский, А.С.Гурвич, Л.И.Варшавский и А.М.Борщаговский — были охарактеризованы как «последыши буржуазного эстетства», которые «утратили свою ответственность перед народом; являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма; они мешают развитию советской литературы, тормозят её движение вперед. Им чуждо чувство национальной советской гордости». Главным обвинением стало то, что они «пытаются дискредитировать передовые явления нашей литературы и искусства, яростно обрушиваясь именно на патриотические, политически целеустремлённые произведения под предлогом их якобы художественного несовершенства». Они обвинялись в борьбе «против стремления изобразить цельный, всепобеждающий характер советского человека», в том, что порочили Горького и вообще клеветали на национальный характер русского человека.
В статье использовались разные хлёсткие выражения — «ура-космополитизм», «оголтелый космополитизм», но привилось и стало общераспространённым — «безродный космополитизм».
Разочарование Сталина
Параллельно с борьбой против космополитизма, которая приобретала всё более и более откровенно антисемитский характер, а слово «космополит» становилось обыкновенным эвфемизмом, заменяющим слово «еврей», произошло резкое ухудшение отношений между СССР и только что образовавшимся (15 мая 1948 г.) государством Израиль.
Поначалу СССР активно поддерживал идею образования еврейского государства в Палестине и признал его один из первых. Более того, в Израиль сразу были посланы военные советники и вооружение. Но вскоре ситуация резко изменилась. Первый премьер-министр Израиля Бен-Гурион оказался больше сионистом, чем социалистом. Израиль сделал ставку на США, отказавшись от роли просоветского оплота социализма на Ближнем Востоке. Сталин был явно недоволен. За его «разочарования» пришлось расплачиваться евреям в СССР, многие из которых почти не ассоциировали себя с Израилем, будучи, в первую очередь, людьми советскими, которым до этого, кроме как на бытовом уровне, не напоминали, кто они по национальности.
Михоэлс на официальном собрании... |
и в роли короля Лира |
…А начиналось всё на удивление радужно. Ещё 14 марта 1945 г. по инициативе Всемирного совета раввинов в Москве была разрешена и прошла многотысячная акция поминовения погибших в результате Холокоста 6 млн евреев. И даже визит в СССР 3 сентября 1948 г. представителя Израиля Голды Меир пользовался повышенным интересом москвичей. Её восторженно встречали тысячи людей, среди которых были видные общественные деятели. Но уже 21 сентября 1948 г. Илья Эренбург пишет в «Правде» явно заказную статью, в которой подвергает резкой критике Израиль и решение им т.н. еврейского вопроса.
Это был сигнал. Все знали, что любая кампания в стране начиналась с писем бдительных трудящихся Сталину или статьёй в «Правде». На Израиль обрушивается вал критических антисионистских высказываний, в прессе всё больше ругают тех или иных общественных деятелей с еврейскими фамилиями (причём за привычным псевдонимом, в скобках, демонстративно пишутся их настоящие фамилии, имена и «говорящие» отчества). Начинаются аресты членов уже бывшего Еврейского Антифашистского комитета.
13 февраля 1949 г., как бы в завершение антиизраильской кампании, СССР разрывает дипотношения с Израилем. Официальным поводом послужил взрыв во дворе советского посольства в Тель-Авиве, в результате которого были ранены три человека.
Смерть Михоэлса
Есть события, которые становятся знаковыми и намечают точку отсчёта чего-то очень важного. Таким событием стала смерть выдающегося и очень популярного актёра и общественного деятеля Соломона Михоэлса. Михоэлс был известен не только как народный артист СССР и художественный руководитель Государственного Еврейского академического театра, но и как председатель Еврейского Антифашистского комитета.
Последнее прижизненное фото Соломона
Михоэлса
|
Организованный в годы войны комитет должен был разъяснять за границей политику СССР, привлекать на свою сторону общественное мнение, искать союзников и средства для поддержки военной экономики. Члены комитета собрали миллионы долларов, пошедших на оборону и вооружение нашей армии.
…Согласно версии, обнародованной для публики после его гибели, Михоэлс в ночь с 12 на 13 января 1948 г., во время поездки в Минск, был сбит грузовиком — несчастный случай. Михоэлсу устроили государственные похороны, выпустили сборники, посвящённые его памяти, а Государственному Еврейскому театру присвоили его имя. Но по Москве поползли слухи. И они были небеспочвенны. Сейчас доподлинно известно, что Михоэлса убили. Операцию разработали и провели сотрудники госбезопасности.
Памятная доска на доме № 10.
|
Сразу после смерти Сталина провели официальное расследование, в ходе которого безоговорочно доказали, что Михоэлс был убит группой под руководством генерал-лейтенантов С.И.Огольцова и главы МГБ Белоруссии Л.Ф.Цанавы, а также полковника Ф.Г.Шубнякова.
Показания арестованных по этому делу после 1953 г. и свидетельские показания разнятся в деталях, но сходятся в главном: Михоэлса заманили на дачу к Цанаве и там убили. Умер ли он от смертельного укола ядом, был ли застрелен, переехал ли его уже мёртвого грузовик, или этого не понадобилась, а судебная экспертиза проштамповала заранее заготовленный текст, — не важно. Главное — это было циничное убийство, совершённое по прямому приказу Сталина, который уже готовил очередную кровавую интригу.
Не успели ещё смолкнуть всевозможные официальные славословия в адрес Михоэлса, как был распущен возглавляемый им Еврейский Антифашистский комитет, а большинство его участников в январе 1949 г. подверглись репрессиям. В мае 1952 г. их судили и в августе почти всех расстреляли.
В июле 1949 г. был закрыт и Государственный Еврейский театр (ныне театр на Малой Бронной). Антисемитская кампания набирала обороты, её кульминацией стало дело врачей.
Дело врачей
13 января 1953 г. в печати появилось сообщение ТАСС об арестах известных врачей: М.С.Вовси, Б.Б.Когана, А.И.Фельдмана, А.М.Гринштейна, Я.Г.Этингера, В.Н.Виноградова, П.И.Егорова и других. В частности, говорилось, что после убийства Жданова «врачи-убийцы» намеревались убить маршала Василевского, маршалов Говорова и Конева, генерала армии Штеменко… Естественно, что все врачи были связаны с иностранными разведками и действовали по их наущению. Характерно, что косвенно обвинялся и погибший Михоэлс, но теперь он уже был «известный еврейский буржуазный националист».
Документы «дела врачей» |
Карикатура из журнала «Крокодил» (январь, 1953 г.) |
Разоблачителем «врагов народа», проявившим «бдительность и мужество», стала врач Лидия Тимошук. 21 января она получила орден Ленина за помощь, оказанную правительству в деле разоблачения врачей-убийц или «убийц в белых халатах», как хлёстко заклеймила их официальная пресса.
Все ждали, что последует дальше. Ходили небеспочвенные (как потом стало известно) слухи о готовящейся депортации евреев в Биробиджан. И что до этого будет опубликовано письмо в «Правде» за подписью многих выдающихся деятелей науки и культуры еврейского происхождения, где они, извиняясь за своих соплеменников-врачей, призовут евреев к искуплению грехов честным трудом на Дальнем Востоке. Скажете — фантастика? Однако, многочисленные свидетельства говорят об обратном: по крайней мере, замысел такой был — готовили вагоны для транспортировки и лагеря для приёмки «контингента», известно, что покаянное письмо было написано и многие его подписали…
Но, по всей видимости, и это ещё не было финалом маниакального замысла: готовилась большая чистка в верхних эшелонах власти, на повестке дня стояли очередные массовые репрессии. Не случайно в сообщении ТАСС среди потенциальных жертв врачей-убийц не было фамилий высших руководителей государства: Молотова, Маленкова, Берии. Косвенно это намекало на то, что они могли быть в сговоре, более того, врачи могли действовать по их заданию. Осуществление очередного чудовищного замысла Сталина было прервано его смертью...
Анатолий БЕРШТЕЙН
Советуем прочитать
А.Ваксберг. Из ада в рай и обратно. Еврейский вопрос по Ленину, Сталину и Солженицыну. М.: Олимп, 2003.
Г.Костырченко. Сталин против «космополитов»: Власть и еврейская интеллигенция в СССР. М.: РОССПЭН, 2009.
Б.Сарнов. Сталин и писатели. М.: Эксмо, 2008.
А.Солженицын. Двести лет вместе. Ч.2. М.: Русский путь, 2009.