Образовательная экскурсия |
О Юрьевце и Юрии II Всеволодиче
Материал рекомендуется для
подготовки интегрированного урока по истории и
краеведению
на тему «Малые города России. Борьба Руси за
независимость XIII — начала XIV в.».
6 класс
Среди многочисленных древнерусских городов, хранящих память о своём тысячелетнем прошлом, выделяется своей красотой волжский город Юрьевец, расположенный на живописных холмах в окружении многочисленных садов. Сегодня это районный центр Ивановской области, расположенный в 168 км к северо-востоку от города Иваново. А прежде — средневековый город-крепость (который в течение пяти веков защищал северо-восточные границы Древней Руси) и одновременно старинный торговый центр на пересечении Волжского торгового пути и Большой столбовой дороги из центра России в Сибирь. В то же время Юрьевец — один из очагов русской духовности, с которым связаны имена чудотворца Макария Унженского и Желтоводского, преподобного Тихона Луховского, протопопа Аввакума. Их сердцем и по сей день остаётся величественный комплекс Входо-Иерусалимского собора, пятиярусная колокольня (1840) которого является визитной карточкой города. В прошлом на его территории находилось 5 монастырей и 14 храмов. Теперь он включён в список 115 древнейших городов России, в которых ограничено промышленное строительство. Старинные каменные и деревянные дома, церкви делают Юрьевец настоящим городом-музеем под открытым небом.
У Юрьевца — давняя и славная история. Он был основан в 1225 г. на месте слияния трёх рек — Волги, Унжи и Немды — владимирским князем Юрием (Георгием) Всеволодичем как Юрьев-Повольский и назван по его имени (другое название — Георгиевск).
Великий князь
|
У стен крепости возник посад, который не раз выгорал дотла и отстраивался заново. В 1237 г. Юрьевец был сожжён ордами Батыя. Такое прошлое наложило отпечаток на этимологию многих городских названий. На горе Пушкарихе жили пушкари, а с высокой Глазовой горы «глазели», не идут ли татары с низовьев Волги. В 1380 г. юрьевецкие ратники отважно сражались на Куликовом поле в полках своего князя Владимира Андреевича Городецкого-Серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Донского. С 1405 г. Юрьевец входил в состав Городецкого княжества, с 1448 — Московского, а с 1451 — Суздальского, затем — снова Московского. В 1536—1537 гг. город подвергался разграблению казанскими татарами. А в 1556 г. был отписан Иваном IV в опричнину. В начале XVII столетия, в период польско-литовской интервенции, Юрьевец не раз подвергался нападениям поляков. Так, в начале 1609 г. войска пана Лисовского двинулись на город. Однако горожане смогли отразить неприятеля и достойно выиграть сражение. В краеведческом музее города сохранились документы, подтверждающие активное участие юрьевчан и в войне 1812 г. с Наполеоном: они сформировали ополчение из 810 человек, а, кроме того, собрали деньги в фонд общенародной борьбы с завоевателем.
Ещё одна интересная страница истории города связана с именем нижегородского священника Аввакума. Он был сослан сюда в 1652 г. и наречён протопопом. Своими обличениями Аввакум за короткий срок восстановил против себя не только мирян, но и духовенство, и уже через восемь недель был изгнан из города. Ему пришлось тайно бежать, оставив семью. В эпоху Петра I, когда вводилось административное деление страны на губернии, Юрьевец с 1708 г. оказался в составе Казанской губернии. А с 1778 г. его включили на правах уездного города в Костромское наместничество, преобразованное в 1796—1797 гг. в Костромскую губернию. В её составе Юрьевец значился вплоть до Октябрьской революции 1917 г., а после стал относиться к Иваново-Вознесенской губернии.
Покровительница города Юрьевца
|
Уже в 1795 г. город имел регулярную планировку с главной площадью. Были построены дом городничего, городское управление, казначейство, Богоявленская церковь начала XVIII в.; позднее, в самом центре — ансамбль старого (1806) и нового (1825—1833) Входо-Иерусалимских соборов, Рождественская церковь (1815).
На рубеже XIX—XX вв. Юрьевец мало чем отличался от других провинциальных российских городов. Часть ремёсел и промыслов юрьевчан традиционно была связана с Волгой. Мастерству и трудолюбию речников, судовщиков, ловцов рыбы, перевозчиков город-порт обязан своей достойной репутацией. Уже в XIX в. с появлением пароходства в Юрьевце существовало шесть пароходных компаний, которые ежегодно перевозили до 4 млн пудов груза. Это были известные «Самолёт», «Кавказ и Меркурий», пароходство М.К.Кашиной, «Братья Каменские», «Зевекс», а также местное Волго-Унженское пароходство во главе с Макарьевским судовладельцем Ф.Е.Крепишем. Город превратился и в достаточно крупный торгово-промышленный центр, славившийся мастерами кузнечного дела, токарями, плотниками, резчиками, а также льнопрядильной фабрикой (основанной костромским купцом Апполинарием Брюхановым), лесопильными заводами, и, чуть позднее, деревообрабатывающим комбинатом.
Здание историко-художественного музея.
|
До сих пор о мастерах тех лет напоминают старинные украшения домов, кованые решётки над крылечками, дымники на трубах и т.п.
Большого индустриального значения, тем не менее, Юрьевец так и не приобрёл. Рост промышленности сдерживала проблема транспорта. Водный путь большую часть года был закрыт, гужевой транспорт не мог обеспечить всё возраставший объём перевозок. Город нуждался в железной дороге, но её так и не построили. Сначала помешала война, затем революция. Вот так Юрьевец постепенно утратил своё индустриальное значение, зато сохранилась и осталась нетронутой изумительная природа, которую перенесли на свои полотна известные художники Лансере, Бенуа, Саврасов, Левитан (он написал здесь «Вечерний звон», «Тихую обитель» и др.). Они так любили эти места!
В собрании музея находится коллекция древнерусского искусства из затопленных церквей Юрьевца. Один из экспонатов — плащаница «Положение во гроб». Вторая половина XVII в. Принадлежала главному собору Макарьево-Успенского монастыря. Покрывала гробницу св. Макария |
В советское время Юрьевцу грозило полное уничтожение из-за строительства Горьковского водохранилища, но благодаря горожанам, которые не побоялись написать самому И.В.Сталину, город удалось сохранить, правда, заплатив достаточно дорогую цену: вокруг Юрьевца построили водозащитную дамбу, пришлось затопить некоторые церкви и монастыри, оставшиеся теперь только на картинах художников, утратила свою первоначальную красоту набережная.
С Юрьевецкой землёй связано немало известных в русской истории имён...
Когда-то на Волге близ Юрьевца бывали Ермак и Степан Разин, позже — К.Минин и Д.Пожарский, и уж совсем, по историческим меркам, недавно здесь жили во время эвакуации в годы войны режиссёры А.Роу и А.Тарковский. В Юрьевце родились и выросли известные архитекторы братья Л.А., В.А. и А.А.Веснины, работали химики Реформатские. Этот древний город — один из городов Золотого кольца России — и сегодня привлекает к себе внимание путешественников, туристов, краеведов, историков — всех, кто верит в возрождение России и стремится вернуть городу былую славу.
Музей Андрея Тарковского. Основан в 1996 г. В этом доме Тарковский с матерью жили в годы войны. Экспозиция воспроизводит быт семьи Тарковских, погружая нас в атмосферу детских лет будущего кинорежиссёра |
Юрьевчане тоже не сидят без дела. Они любят и чтут историю своего города и края. Решением Совета Юрьевецкого городского поселения в 2006 г. утверждён праздник — 9 декабря, день рождения основателя города, который проводится в форме научно-практической конференции «Георгиевские чтения». Здесь принято собирать пожертвования на различные благие цели, в том числе на создание первого памятника основателю города — великому князю Юрию Всеволодичу. Что ж, раз не ослабела историческая память, значит жива и народная.
Фото семьи Тарковских. Ежегодно в дни памяти кинорежиссёра в Юрьевец приезжают знаменитые актёры, режиссёры, его друзья и коллеги |
Судьба основателя города — великого князя Георгия Всеволодича — заслуживает отдельного рассказа... Юрий (Георгий) II Всеволодич (годы правления:1212—1216; 1218—1238), согласно летописи, родился 26 (27) ноября (по новому стилю — 9 декабря) 1188 г. во Владимире, был внуком Юрия Долгорукого и вторым по старшинству сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо и его супруги чешской королевы Марии Шварновны1. По завещанию отца первоначально Юрий Всеволодич должен был получить в удел Ростов. Однако из-за размолвки со старшим сыном Константином, который попал под влияние ростовских сепаратистов, «епископа и бояр», Всеволод Большое Гнездо передал Владимирское княжество в наследство Юрию. Таким образом, Юрий II Всеволодич унаследовал титул великого князя Владимирского уже в 1212 г. Он был не просто любимым сыном Всеволода, но и его единомышленником. Политика великого князя — борьба за главенство, против сепаратистских действий удельных князей — находила у него понимание и поддержку. С первых дней своего княжения новый владимирский государь проявил великодушие: освободил из заточения в тюремных ямах — «порубах» — рязанских князей-заложников, пленённых отцом.
Обелиск Славы на Пятницкой горе.
|
После смерти великого князя Всеволода Большое Гнездо (1212) великое Владимиро-Суздальское княжество разделилось: Юрий сидел во Владимире и Суздале, Константин — в Ростове и Ярославле. Оба стремились к власти над всем княжеством и участвовали в ожесточённой междоусобной борьбе друг с другом. Основной причиной многолетней вражды стало возведение на великокняжеский престол Юрия Всеволодича, минуя принятую очерёдность наследования. В неё невольно оказались втянуты и младшие братья: Ярослав и Святослав поддерживали Юрия, а Владимир был на стороне Константина.
Музей архитекторов братьев Весниных.
|
Несколько раз братья сходились для битвы на реке Ишне (1213), но до сражения дело не доходило. Вскоре в борьбу вмешался торопецкий князь Мстислав Мстиславич Удатной (Удалой). Спор возник из-за Новгорода. Жители этого города, не желая иметь своим князем гордого и строптивого Ярослава, обратились за помощью к Мстиславу Мстиславичу Удалому и призвали его на княжение. Тот взял в союзники Константина, обещая в случае победы возвести его на Владимирский престол. Но за Ярослава вступился Юрий. Сама судьба способствовала встрече братьев на поле брани. Решающая битва произошла 21 апреля 1216 г. на реке Липице. В кровопролитном сражении Юрий и Ярослав потерпели поражение, «вся сила Суздальской земли» оказалась разгромлена, а Константин, поддерживаемый Мстиславом Удалым, вступил во Владимир и стал великим князем объединённого Владимирского княжества. Юрий Всеволодич получил в удел самую отдалённую крепость — Городец-Радилов на Волге (или Волжский Городец) и был вынужден уехать фактически в ссылку. Вскоре, однако, Константин серьёзно заболел, примирился с Юрием, отдав ему Суздаль и Суздальскую волость (1217). Братья пообещали забыть прошлое и во владимирские земли, наконец, пришла тишина.
Картина «Юрьевецкие горы зимой»,
|
После смерти «доброго и мудрого» Константина, последовавшей в 1218 г., Юрий Всеволодич смог вернуть себе великокняжеский Владимирский стол вторично. Вначале всё складывалось удачно. Князь Юрий стал вторым отцом для своих племянников, вёл успешные войны с мордвой и камскими булгарами, успешно занимался градостроительством и, по словам летописца, «грады многи постави». Не случайно летописи называют Юрия Всеволодича князем-строителем. При нём Верхневолжье окончательно закрепилось за русскими. В 1221 г. для защиты северо-восточных границ Владимиро-Суздальского княжества около места впадения Оки в Волгу на знаменитых Дятловых горах Юрием Всеволодичем была заложена крепость Нижний Новгород. В 1225 г. на крутом повороте Волги, напротив устья реки Унжа князь заложил другую крепость — Юрьев-Повольский или Георгиевск, т.е. современный город Юрьевец. Предание преписывает этому же князю строительство легендарного Китежа.
Полностью занятый внутренним обустройством своей земли, Юрий Всеволодич беспощадно расправлялся с выходившими из повиновения удельными князьями, предпринял ряд крутых мер против вольнолюбивого Новгорода, но многое сделал для безопасности самих новгородцев. Ещё до славных побед своего племянника Александра Невского, князь Юрий стал организатором обороны новгородской земли от нападения немецких рыцарей. Между тем внешнеполитическая ситуация осложнялась. В те годы активно шло католическое крещение Прибалтики. Вслед за немецкими рыцарями, овладевшими всей южной Ливонией, туда вторглись датские и шведские феодалы. В 1219 г. датский король основал на эстонском берегу замок Ревель (позднее город Таллин). Но самая страшная беда, которой великий князь не смог противопоставить ничего, пришла в 1223 г. Именно тогда Русь впервые услышала о татаро-монголах.
Великий князь Всеволод Большое гнездо.
|
Монголы были кочевым народом. Вплоть до XII в. они жили отдельными ордами (племенами), но в следующем столетии тогда ещё совсем юный хан Темучин объединил их в одну большую орду, что позволило татарам завоевать и опустошить северный Китай. Темучин провозгласил себя Чингизханом, то есть великим ханом. Из северного Китая он отправился в Бухару. Именно оттуда Темучин послал отряд на Запад. Татары перешли Кавказ и впервые появились в южнорусских степях. Тогда их заселяли в основном половцы. Князья, правившие южными территориями, почувствовали угрозу и, объединившись с половцами, встретили татар на реке Калке. Результат битвы известен — 31 мая 1223 г. объединённые войска русских и половцев были наголову разбиты. Татары опустошили восточные берега Днепра и ушли, казалось, навсегда. И действительно, Русь ничего не слышала о татарах несколько лет. И не приняла их всерьёз: мало ли какие кочевники постоянно тревожили покой её южных границ? Ещё только собираясь на битву с ордынцами, князья Киевский, Черниговский, Волынский и другие просили и даже требовали помощи у великого князя Владимирского. Но Юрий II Всеволодич помощи не прислал (за исключением полков под командованием племянника Василько Константиновича Ростовского, которые не успели к месту боя), радуясь поражению своих извечных врагов и соперников. О татарах он не волновался, считая, что они не смогут причинить вреда Владимирским землям. Как оказалось, он был не прав...
Угедей-хан. Гравюра |
После смерти Темучина монголы провозгласили великим ханом его сына Угедея. В 1235 г. он отправил войска во главе со своим племянником Батыем покорять Европу. В 1237 г. монголы разбили камских булгар и почти сразу объявились в границах Владимиро-Суздальских земель, с налёту взяв Рязань. Оттуда Батый пошёл в глубь земель, за несколько месяцев взяв приступом четырнадцать городов: Москву, Суздаль, Коломну, Тверь, Переяславль, Юрьев, Дмитров, Ростов, Торжок, Волоколамск, а в феврале 1238 г. — Владимир. Нападение было неожиданным. Никто не сумел организовать сопротивление. Во время штурма Владимира князя Юрия не было в городе: он с небольшой дружиной отправился в Заволжье собирать войска для обороны. Почти вся его семья погибла в сгоревшей столице: супруга Агафья (дочь киевского князя Всеволода Святославича Чермного), дети — Всеволод-Дмитрий, Мстислав, Феодора. Летопись беспристрастно сообщает, как великий князь Юрий узнал о гибели своей семьи: «…Прииде встникъ, яко Володимерь взят бысть и церкви сборная чюдная и епископ2, а княгини великая с дтми и с снохами и с внучяты и вси огнемъ скончашася, а старишая сына вн города Татарове убиста, Всеволода з братом, и люди избитыя к тоб идуть»3.
Св. благоверный князь
|
В том же 1238 г. русские князья совершили попытку противостоять монголам. 4 марта 1238 г. войска великого князя встретили татар на реке Сити у села Станилова. Вместе с великим князем пришли на Сить дружины его племянников — Василька Константиновича Ростовского, Всеволода Константиновича Ярославского и Владимира Константиновича Углицкого, а затем и небольшие отряды братьев — Ивана Всеволодича Стародубского и юрьевского князя Святослава Всеволодича. Однако другие родичи торопиться не стали. Больше всего Юрий Всеволодич надеялся на ратные полки ещё одного брата — великого князя киевского Ярослава Всеволодича и его сына нижегородского князя Александра Ярославича. Но по неведомой нам причине ни киевские, ни новгородские рати так и не пришли на помощь Юрию. Собравшееся под его стягом многотысячное русское войско вступило в сражение с отрядом татаро-монголов, которым командовал один из лучших полководцев Батыя — Бурундай. Битва длилась до вечера. Русские сражались мужественно и отчаянно. Но этого оказалось недостаточно. Один за другим падали княжеские стяги, гибли князья, воеводы и простые воины. При отступлении (у деревни Лопатино Ярославской области, как установлено ныне) погиб и Юрий II Всеволодич. Монгольский воин Нарык отсёк ему голову саблей, воткнув её на навершие своего знамени. Вырваться из окружения с немногими людьми смогли лишь Владимир Углицкий, Иван Стородубский и Святослав Юрьевский. В этом сражении лишь один из русских князей — Василько Константинович Ростовский — был взят в плен живым. Его усердно стали уговаривать перейти на службу Батыю, но Василько Константинович отказался от всех посулов Бурундая и был жестоко замучен его людьми. Монголы же продолжили своё продвижение на север и повернули назад всего в ста километрах от Новгорода. С этого времени на Руси началось ордынское иго...4
Князь Мстислав Удатной (Удалой).
|
Юрию Всеволодичу — последнему великому владимирскому князю, единодержавно правившему Северо-Восточной Русью в домонгольское время — выпала поистине трагическая судьба: отважному воину и талантливому полководцу довелось изведать горечь разгрома своих дружин и самому пасть в неравном бою. Но имя и дела великого князя не канули в Лету. Возвращавшийся после ухода монголов из Белоозера ростовский митрополит Кирилл нашёл среди оставшихся не погребённых тел обезглавленный труп великого князя, «пв над ним обычныя псни с игумены, с крилошаны, с попы, с диаконы» и похоронил его в Ростове «у святи Богородици»5. Через два года брат Юрия (и отец Александра Невского) — Ярослав Всеволодич, ставший великим князем Владимирским, повелел перевезти тело Юрия Всеволодича во Владимир и захоронить в Успенском соборе. Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.
Примечания
1 Подробнее См: Соловьёв С.М. Сочинения. В 18 кн., Кн. I. Т. 1—2. /Отв. ред. И.Д.Ковальченко, С.С.Дмитриев. М.: Мысль, 1988. С. 586—597; 626—627; Кулюгин А.И. Правители России. М., 2005. С. 117—126; Хитров М. Святых корней святое семя //Не в силе Бог, но в правде: святой благоверный князь Александр Невский / Сост. Е.А.Смирнова. М., 2007. С.15—17.
2 Речь идёт о епископе Митрофане — на тот момент времени — главе Владимирской епархии, который вместе с княжеской семьёй великого князя Юрия Всеволодича погиб в огне пылавшего Успенского собора.
3 Полное собрание русских летописей //Симеоновская летопись. М., 2007. Т.XVIII. С.57.
4 Там же. С.57—58.
5 Имеется ввиду собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в XII в. Ныне на его месте находится собор второй половины ХVI в.
Елена МАЛЕТО,
кандидат исторических наук
(Институт российской истории РАН)
По вопросам туризма и отдыха в г. Юрьевец обращаться:
155450, Ивановская область, г. Юрьевец, ул. Советская, 37. Администрация Юрьевецкого района: (09337) 2-16-03; 2-13; 06; факс 2-12-04.