Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №2/2009
Урок-инсценировка

 

Урок-игра по истории Древнего мира «Кто умнее пятиклассника?». 5 класс

 

Цель

Повторение и обобщение изученного материала по истории Древнего мира.

Задачи

• закрепление пройденного материала;

• повышение мотивации учащихся к изучению истории;

• сплочение ученического коллектива, формирование умения работать в команде;

• развитие навыков грамотной устной речи.

Оборудование и место проведения

К данной игре была составлена презентация, включающая в себя вопросы с иллюстрациями по теме, правильный ответ появлялся на экране после ответа команды, по щелчку мышки.

Рекомендуется проводить игру в актовом зале школы, где удобно разместить на сцене игроков и в зале зрителей. Каждый игрок команды должен иметь при себе чистые листы и ручки.

ХОД УРОКА

I. Ведущий представляет команду учителей.

II. Ведущий представляет команды учеников (команды состоят из учащихся 5-х классов. Учителя выбирают себе команды путём жеребьёвки.)

III. Ведущий объясняет игрокам и зрителям правила игры:

— каждой команде даётся 10 вопросов;

— за правильный ответ команда получает 1 балл;

— право ответа первым получает учитель, если он затрудняется ответить, то имеет право обратится к учащимся за подсказкой со словами: «Я не умнее пятиклассника». После этого учитель смотрит, как ответили на этот вопрос дети, и выбирает тот ответ, который кажется ему верным.

Пояснение для организаторов

С пятиклассниками могут играть не только учителя, но и дети других классов.

Ведущий (учитель истории) принимает ответы и оглашает результаты, полученные каждой командой. Если команды получают одинаковое количество баллов — проводится блиц-опрос.

Всего составлено 44 вопроса, из которых четыре выделены для блиц-опроса.

IV. Подведение итогов

Победители получают памятные подарки и грамоты. Остальные игроки получают поощрительные призы. Все участники получают пятёрки в журнал и прекрасное настроение.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. В чём главное отличие древнего человека от животного?

Ответ: В отличие от животных человек умел изготавливать орудия труда.

2. Назовите орудия труда древнего человека.

Ответ: Палка — копалка, рубило, дубина...

3. Почему древний человек рисовал на стенах пещер или на песке?

Ответы:

Древний человек думал, что если животное нарисовано, то значит, заколдовано и не уйдёт из той местности, где человек охотится.

Чтобы учить молодых охотников, куда надо целиться, чтобы убить животное.

4. Как называли древнеегипетских правителей?

Ответ: фараон.

5. Назовите египетского бога Солнца.

Ответ: Ра.

6. Опишите, как выглядела древнеегипетская богиня Бастет — покровительница женщин и их красоты.

Ответ: гибкая, грациозная чёрная кошка или женщина с головой кошки.

7. Назовите самую высокую египетскую пирамиду.

Ответ: Пирамида Хеопса. ( 150 м)

8. Назовите фараона, чья гробница не была разграблена и сохранилась до настоящего времени в первозданном виде.

Ответ: Тутанхамон.

9. Как египтяне называли своё письмо?

Ответ: иероглифы — священное письмо.

10. Назовите самого могущественного и знаменитого царя Вавилона. Этот царь известен своими законами.

Ответ: Хаммурапи.

11. Кто первым придумал алфавит?

Ответ: финикийцы.

12. Объясните, почему книги ассирийского царя Ашшурбанапала уцелели при пожаре.

Ответ: книги состояли из глиняных пластин.

13. Назовите главные реки Китая.

Ответ: Янцзы, Хуанхэ.

14. Почему реку Хуанхэ называли «рекой тысячи бедствий»?

Ответ: при разливе река часто меняла русло, разрушая человеческие поселения.

15. Объясните, почему Эгейское море так называется?

Ответ: По мифу о Минотавре. В море бросился Эгей, отец Тесея, победившего Минотавра, думая, что его сын погиб.

16. Почему, согласно мифу, началась Троянская война?

Ответ: рассказ о «яблоке раздора» и похищении Прекрасной Елены.

17. Вспомните, как голосовали в Древней Спарте?

Ответ: все вопросы на Народном собрании в Древней Спарте решались криком.

18. Кто доказал всему миру, что Троя действительно существовала?

Ответ: Генрих Шлиман.

19. Почему поэма Гомера о Троянской войне называется «Илиада»?

Ответ: греки называли город Троя Илионом.

20. Объясните значение крылатого выражения «ахиллесова пята».

Ответ: уязвимое место человека.

21. Каких животных почитали священными в Древней Индии?

Ответ: корова, слон, змея.

22. Афиняне говорили, что законы Драконта написаны не чернилами, а кровью. Почему?

Ответ: по законам Драконта даже незначительное преступление каралось смертной казнью.

23. В какой стране Древнего мира изобрели компас, водяные часы и бумагу?

Ответ: Древний Китай.

24. Какой китайский мудрец учил уважать старших?

Ответ: Конфуций.

25. Соотнесите литературное произведение и страну, где оно было создано:

«Рамаяна»
«Одиссея»
«Легенда о царе Гильгамеше»
Междуречье
Индия
Греция

Ответ:

«Рамаяна» — Индия

«Одиссея» — Греция

«Легенда о царе Гильгамеше» — Междуречье.

26. Что имели в виду древние индийцы, говоря о том, что человеческая душа бессмертна?

Ответ: древние индийцы верили в переселение душ.

27. Ареопаг — что это такое?

Ответ: совет знати в Древних Афинах.

28. Приведите в соответствие:

Шёлк
Шахматы
Стекло
Финикия
Китай
Индия

Ответ: Шёлк — Китай;

Шахматы — Индия;

Стекло — Финикия

29. Цифры, которыми мы пользуемся, называются «арабскими», но это исторически неверно. Объясните, почему?

Ответ: потому, что арабы эти цифры не придумали, а заимствовали у индийских математиков.

30. Кто впервые в мире совершил морское путешествие вокруг Африки?

Ответ: финикийцы.

31. Откуда произошло понятие «лаконичная речь»? Что оно означает?

Ответ: Древняя Спарта находилась в области Лаконика. Спартанцы говорили коротко и ясно, и лишь тогда, когда это было необходимо.

32. Провожая мужа на войну, спартанская женщина подавала ему щит со словами: «С ним или на нём». Что означает это выражение?

Ответ: «Вернись с победой или умри».

33. Какие из этих удивительных творений древности сохранились до наших дней?

Великая китайская стена
Висячие сады Семирамиды
Гробницы египетских фараонов
Афинский акрополь

Ответ:

Великая китайская стена
Гробницы египетских фараонов
Афинский акрополь

34. Как называется система упражнений для совершенствования человеческого тела, созданная в Древней Индии?

Ответ: йога.

35. Кто провёл реформы, в результате которых в Афинах установилась демократия?

Ответ: Солон.

36. Почему марафонский бег с дистанцией 42 км включён в Олимпийские игры?

Ответ: В память о гонце, который пробежал от Марафона до Афин 42 км, не останавливаясь, чтобы доставить весть о победе.

37. Кому и почему благодарные греки поставили памятник в честь победы у Фермопил?

Ответ: Спартанцам. Верные своим традициям не уходить с поля боя, сражаться до конца, они прикрыли собой отступающее греческое войско. «О, чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине; верны законам своим, здесь мы костьми полегли».

38. Найдите ошибку:

В один музей принесли древний меч с надписью: «Этим оружием Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через 2 дня после его гибели в 71 г. до Рождества Христова». Осмотревшие меч учёные знали, что вождь восставших рабов по имени Спартак действительно погиб в 71 г. до н.э. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая: она сделана не друзьями Спартака, а много-много лет позже. Объясните, почему учёные пришли к такому выводу?

Ответ:

Друзья Спартака не могли сделать такую надпись на мече, так как не знали о рождении Иисуса Христа и существовании другого летоисчисления.

39. Император Октавиан Август начал править в 30 г. до н.э., а умер 14 г. н. э. Сколько лет правил Октавиан Август?

Ответ: 30 + 14 = 44 года.

40. Как называется приношение первобытных людей духам и богам?

Ответ: жертвоприношение.

БЛИЦ-ОПРОС

1. Как называется просьба, благодарение, хвала, с которой люди обращаются к богам и духам?

Ответ: молитва.

2. Древние египтяне верили, что «Когда Большой сфинкс рассмеётся...». Продолжите фразу.

Ответ: Звёзды обрушатся на землю и наступит конец света.

3. Как называется изобретённый в Китае напиток, прогоняющий усталость? Ответ: чай.

4. Человек, который в научных целях занимается раскопками. Ответ: археолог.

Елена ГОРЧАКОВА,
Татьяна КОЗИК,

учителя истории ЦО № 1989, Москва

TopList