Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «История»Содержание №21/2008
Задание по теме

Утренняя заря нового дня

Материалы для подготовки проблемного интегрированного урока (история + литература + МХК)
по теме «Эпоха Возрождения в Европе и в России». 10 класс

Окончание. См. № 20/2008

 

IV. Культура России ХV в. как культура эпохи формирования единого русского государства: архитектура, литература, живопись, общественная мысль

ВОПРОС

1. Укажите главные идеи и мотивы русской культуры в ХV в.:

• Объединение русских земель. (Да)

• Формирование местных стилевых особенностей в отдельных княжествах и землях.

• Независимость русского государства и русского народа, его равноправие среди других сторон. (Да.)

• Распространение христианства и усиление влияния Византии.

• Сохранение в Москве киевского и владимирского наследия, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и борьбе с Ордой. (Да.)

• Призывы к объединению земель для борьбы с кочевниками.

• Обожествление сил природы. (Нет.)

3 ГРУППА. «Архитектура России в ХV в.». Презентация темы и вопросы к классу.

В русской архитектуре ХV в. нашли своё отражение изменения в развитии государства: его объединение и укрепление. Создаются величественные архитектурные сооружения, отражающие возросшую силу и могущество государства.

Архитектурный памятник — это не только прекрасное «застывшее мгновение», чарующая мелодия, дошедшая из глубины веков. Памятник — запечатлённое в камне миропонимание эпохи, духовная эстафета одного поколения другому.

— При Иване III началась основательная перестройка Кремля. Для её осуществления были приглашены итальянские зодчие, принесшие в Россию эстетические идеи Возрождения, а также европейскую строительную технику. Итальянец Марко Фрязин предложил Ивану III оградить Кремль каменными стенами, башнями, бойницами.

Для строительства главного здания Московского Кремля был приглашён архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти. Он был известен тем, что сдвинул с места в Болонье колокольню и выровнял в Ченто покосившуюся башню. Мастер — не только архитектор, но и фортификатор, пушечный мастер-литейщик и чеканщик монет.

• 1479 г. Завершено строительство нового Успенского собора — кафедрального храма митрополита всея Руси. Собор построен по образцу Успенского собора XII в. во Владимире. Говорят, что войдя в собор, восхищённый Иван III воскликнул: «Вижу небо!».

В течение четырёх веков Успенский собор оставался главным храмом Руси, в нём венчали на царство, оглашали государственные акты, избирались митрополиты и патриархи, совершали торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей московских патриархов и митрополитов.

Успенский собор
Успенский собор

Внутри Успенский собор выдержан в византийском стиле: четыре колонны поддерживают барабан главного купола. Иконостас пятиярусный: вверху изображены патриархи до Моисея, во втором ярусе собраны изображения пророков от Моисея до Иоанна Предтечи; третий ярус посвящён праздникам; четвёртый представляет Христа с апостолами; нижний ярус занят местными иконами.

«Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостию, и звонностью, и пространством, такой же прежде не бывало на Руси».

Строительство Успенского собора явилось лишь началом грандиозной перестройки Московского Кремля. В 1475 г. начал работать первый кирпичный завод. Кирпичное строительство пришло на смену белокаменному.

Новые постройки Кремля:

• Грановитая палата (1487—1491) служила для торжественных приёмов, пиров и заседаний.

• Архангельский собор — усыпальница московских великих государей. Архитектором был Алевиз Новый из Милана. Храм построен в традициях русского зодчества, но его отделка носит черты итальянского Возрождения.

Тут лежат мощи царевича Дмитрия, всех царей дома Романовых до Петра I. Вплоть до XVIII в. существовал обычай класть просьбы на гробницы государей, перед военными походами и после успешных сражений московские князья приходили в свой родовой некрополь и поклонялись праху предков. Особо почитались захоронения Д.Донского и Владимира Храброго.

Во время нашествия Наполеона в Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а алтарь использовали как кухню. Все ценности собора были расхищены.

• Благовещенский собор (1484—1489) — домовая церковь великого князя. Этот изящный девятиглавый собор был построен псковскими зодчими. Здесь совершались бракосочетания, крещения детей.

• Новые стены и башни Кремля были построены из красного кирпича в 1485—1516 гг. итальянскими зодчими Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо.

В Кремле возник замечательный архитектурный ансамбль — Соборная площадь.

Перестроенный Кремль стал не просто крепостью, а резиденцией великого государя.

Московский Кремль стал символом объединения страны.

В этот период в архитектуре появляются национальные черты. Пример: Троицкий храм в Троице-Сергиевой лавре (1422): однокупольный, из белого камня, небольшой, с толстыми стенами.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Почему Иван III, решая множество сложных политических и военных задач, так много сделал для преобразования облика столицы?

В конце ХV в. в России появляется новый строительный материал. Его завезли итальянцы. В отличие от византийской плинфы, он имел форму бруска с кратным размером сторон, примерно 30—14—7 см. Применяя его, стало удобнее вести разнообразную кладку. Он был дешевле и доступнее камня, его не нужно было везти за десятки вёрст. Везде, где есть глина, вода и песок, можно наладить производство этого материала. О чём идёт речь, где был первый завод по производству этого материала?

(Кирпич. А.Фиараванти построил первый на Руси кирпичный завод в селе Калитникове неподалёку от Спасо-Андронникова монастыря. (Н.А.Григорьева. История и мировая художественная культура. Интегрированные задания. М., 2007.))

«Аристотель научил русских мастеров более надежному способу приготовления извести и кладке из тёсанного камня, связанного железными скрепами; показал способ обжигания кирпичей, более узких и длинных, чем прежде. Он же научил лить пушки и чеканить монеты» — писал П.Гнедич в «Истории искусств».

Вернёмся к нашей первой проблеме. Влияла ли европейская культура ХV в. на Россию? Каков вклад итальянских мастеров в развитие русского зодчества?

Можно ли утверждать, что русское зодчество этого периода переориентировалось на итальянские традиции?

4 ГРУППА. «Литература России в ХV в.». Презентация темы. Работа с текстом.

 

ВОПРОСЫ

1. Выберите из списка произведения русской литературы ХV в..

«Апостол».

«Слово о полку Игореве».

«Сказание о Мамаевом побоище». (Да.)

«Повесть временных лет».

«Хожение за три моря». (Да.)

«Житие Бориса и Глеба».

«Житие Сергия Радонежского». (Да.)

2. Что нового появилось в летописании? (Возродилось создание летописей, появились новые центры летописания.)

3. Вот как описывает автор «Сказания о Мамаевом побоище» русские войска перед битвой:

«Дивно бо есть видети и жалостно зрети рати великого князя Дмитрия Ивановича таковых рсских сынов собрание, таковое же учреждение и тако их хотение: все бо един за единого хощет умерети и друг за друга головы своя положити». А вот какими словами описывает автор битву: «B ставшимся обемя войсками, крепко бьющееся и грозно вельми; и под конскими ногами умирающе, от великия тесноты задыхахуся, яко не можно бе вместитися на поле Куликовом».

Фрагмент плана Москвы XV в.
Фрагмент плана Москвы XV в.

ВОПРОС

Что определило победу русских войск на Куликовом поле по мнению автора? (По мнению автора, победа была предопределена Божьей волей; князем Д.Донским двигала прежде всего любовь к Богу и своему народу. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогли нашим предкам укрепить свой дух в годину тяжких испытаний.)

Монах-учёный Епифаний Премудрый создаёт в это время Жития Сергия Радонежского и просветителя народа коми Стефана Пермского.

ДОКАЖИТЕ ИЛИ ОПРОВЕРГНИТЕ

«Русская культура Нового времени, прежде всего литература, своими лучшими качествами, своей человечностью обязана церковной православной культуре в не меньшей мере, чем западноевропейскому Возрождению». («Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Интерес русских людей к другим странам способствовал возрождению культуры, развитию экономических и культурных связей с ними.)

ВОПРОСЫ

Есть ли существенная разница в тематике русских и европейских произведений ХV в.? Чем она объясняется, на ваш взгляд?

5 ГРУППА. «Русская живопись в ХV в.». Рассказ об иконописи и знаменитых иконописцах. Показ икон.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Согласны ли вы с утверждениями:

1. На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения храмов — мозаикой и фресками. (Да)

2. В ХV в. в Москве появляются первые скульптуры. (Нет)

3. После распада Киевской Руси мозаику использовать перестали, а после монголо-татарского нашествия и вовсе забыли. Только в середине ХVIII в. она была возрождена усилиями М.В.Ломоносова. (Да)

4. Впервые на Русь иконы попали из Византии. (Да)

5. При Иване III была открыта Академия художеств в Москве. Это стало серьёзной школой для национальных художников. (Нет)

6. В ХV в. на русских иконах, помимо традиционных сюжетов из Библии, всё чаще появляются пейзажи — леса и горы, города и монастыри. (Да)

7. Иконописцев на Руси называли изографами. (Да)

ВОПРОС

Какие новшества появляются в русской живописи в ХV в. по сравнению с предшествующим периодом?

ОТВЕТЫ

А) изменилась цветовая гамма икон — не только традиционные чёрно-коричневые тона, но и лазорево-голубые и ярко-красные.

Б) на иконах, помимо традиционных сюжетов из Библии, всё чаще появляются пейзажи.

В) На образах стали изображать современников, пользовавшихся в народе особым уважением. К их числу относились митрополиты Пётр и Алексей, Сергий Радонежский.

Г) Появляются портреты (так, на иконе «Молящиеся новгородцы» — портреты членов боярской семьи, батальные сцены (например, битва новгородцев с суздальцами).)

ВОПРОС

Какие идеи несли в себе произведения живописи в ХV в.?

Феофан Грек (1340—1405)

Этот живописец из Византии вместе с А.Рублёвым и Прохором из Городца расписал старый Благовещенский собор в Кремле в 1405 г. Здесь впервые проявляется высокий иконостас, на котором располагаются несколько рядов икон. Теперь они приобрели строгий порядок, образовали единую композицию.

Даниил Столпник
Даниил Столпник

Фрески церкви Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде, 1378 г.

Образы святых кажутся суровыми, даже грозными, но исполнены одухотворённостью, словно светятся изнутри. Фрески поражают величественностью, монументальностью и большой экспрессией в изображении библейских сюжетов.

Произведения Ф.Грека отличаются внутренней силой и драматургической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В своём творчестве он сумел соединить и образцы византийского искусства, и выработанные русскими мастерами приёмы.

Епифаний Премудрый, составитель житий святых, называл Ф.Грека «преславным мудрецом», «философом зело хитрым».

ВОПРОС

Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Ф.Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?

Андрей Рублёв (1360—1430)

Крупнейший мастер московской школы живописи, монах Троице-Сергиева и Андроникова монастырей.

Произведения А.Рублёва отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы. Для работ художника характерно использование мягких, спокойных живописных тонов.

Роспись старый Благовещенский собор в Кремле в 1405 г. вместе с Ф.Греком и Прохором из Городца; создание росписей и икон Успенского собора во Владимире вместе с Д. Чёрным (1408), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре (1425—1427), Спасского собора Андроникова монастыря в Москве (1420-е).

Вершиной творчества А.Рублёва считается икона Троица.

По словам современников, А.Рублёв «иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости».

Дионисий (1440—1503)

В своём творчестве стремился к внешней красоте и декоративности. Для его фресок характерна праздничность и нарядность.

Известны его иконы, например «Спас в силах», (1500), фрески, прославляющие Богоматерь, в Ферапонтовом монастыре близ г. Кириллова (1500—1503).

ВОПРОСЫ

1. В чём главные особенности русской национальной школы живописи?

2. Чем русская школа живописи отличалась от западноевропейской ?

Общественная мысль (рассказ учителя)

Одним из ярких проявлений эпохи Возрождения является борьба с феодально-церковной и феодально-сословной идеологиями.

В России ХV век стал временем религиозных споров. Религиозное вольнодумство — результат самостоятельного поиска истины.

— Ересь «жидовствующих»: её сторонников обвиняли в переходе в иудаизм. Видимо, они использовали сочинения иудейских богословов. Священники Алексей, Денис отрицали церковную иерархию, не принимали догмат о троичности Бога, считали ненужными иконы и обряды. В 1490 г. церковный собор осудил ересь, еретиков облачили в шутовские одежды, подвергли издевательствам, после чего у них на голове сожгли лубяные шлемы с надписями «Се есть сатанино воинство». Но ересь оказалась живучей и даже проникла во дворец великого князя Ивана III: среди еретиков оказалась даже его невестка — дочь молдавского господаря Елена Стефановна!

В 1502 г. Иван III сурово наказал последователей этого учения. Его страшили их независимость в суждениях, элементы социальной критики. Елену Стефановну и её сына Дмитрия арестовали, а вскоре казнили.

Нестяжатели. Во главе с Нилом Сорским выступали против церковной собственности, поскольку к этому времени Церковь обзавелась большими земельными угодьями и другой собственностью.

Иосифляне. Иосиф Волоцкий — игумен Волоцкого (Волоколамского) монастыря написал множество сочинений против нестяжателей. Его сторонники — иосифляне доказывали, что церковь должна владеть населёнными землями. Они заявляли, что церковная власть превосходит светскую.

На церковном соборе 1503г. иосифляне решительно выступили против попыток Ивана III конфисковать часть церковных земель. Правительству пришлось отступить. В обмен посифляне оказали поддержку власти и объявили её священной.

ВОПРОС

Какой общий вывод о развитии русской культуры в ХV в. можно сделать? (Россия переживала культурный подъём, были созданы выдающиеся произведения архитектуры, литературы, живописи.)

Обратимся к нашей второй проблеме, поставленной в начале урока: можно ли назвать ХV в. Эпохой Возрождения в России?

Эта проблема является одной из самых сложных, дискуссионных в исторической науке. До сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос.

• Д.В.Сарабьянов считал, что Русь в XIV—XV вв. переживала «несостоявшийся Ренессанс»: «Это некая параллель Возрождению, но за тем барьером, который их разделяет как культуры разных стадий развития»;

• А.И.Боголюбов убежден, что вторую половину XVI в. можно называть Возрождением: «Правда, это — чисто русское Возрождение, со всеми достоинствами и недостатками государства, неожиданно обнаруженного на Востоке Европы».

• Д.С.Лихачёв, говоря о русском XVI в., высказывает одну весьма важную мысль: «Никогда раньше ни один век не был таким “предчувствием” следующего, как шестнадцатый. Это объясняется тем, что потребность в Ренессансе назрела, несмотря на препятствия к его развитию. Устремлённость к Ренессансу, появившаяся ещё во второй половине XV в., была отличительной чертой XVI в.» При этом автор также говорит о «неудавшемся Возрождении».

Многие исследователи говорят о «несостоявшемся русском Ренессансе» XV—XVI вв., о том, что эта эпоха трагически оборвалась.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Возвратимся к ценностям эпохи Возрождения.

1. Одним из главных признаков эпохи Возрождения является интерес к античности, стремление возродить его идеалы. Некоторые исследователи считают, что в связи с отсутствием возможности прямо обратиться к собственной античности Россия в ХV в. начинает возрождать национальные традиции своей домонгольской культуры. На этом основании они истолковывают культуру ХIV—ХV вв. как Русское Возрождение. Согласны ли вы с ними? (Как справедливо подчеркивает Лихачёв, период домонгольского расцвета русской культуры в деле созидания истинного Возрождения не может заменить настоящей греко-римской античности. Да и интервал между XIII и началом XV в. на Руси не столь выражен, чтобы обращение к столь недавним традициям могло решительно переустроить культуру).

2. Сегодня мы доказали, что русская и европейская культура ХV в. переживала подъём, и он был вызван почти одинаковыми причинами. Можно ли говорить и об одинаковом содержании культуры? (Русская культура проходила стадии, примерно одинаковые с Европой, но всё же это происходило в иных темпах, в иных условиях, а потому и с разнящимися от Западной Европы содержанием и наполнением культурных достижений.)

Возрождение и в Западной Европе, и на Руси можно назвать духовным движением позднего Средневековья, связанным с интересом к христианству. Внимание к античности, которое вспоминается прежде всего при разговоре о Возрождении, объясняется ещё и тем, что именно в античные времена христианство и возникло.

ВЫВОД

В России в ХV в. не было Возрождения в прямом смысле слова, ибо она не знала в своей истории «античности как определённой культурной стадии». Но Россия становилась страной христианской духовной культуры. Возрождение — это дух, витающий над русской историей; дух, в XIV—XV вв. ещё не возникший, но предощущаемый.

По мнению Д.А.Лихачёва, на Руси оказалось возможным Предвозрождение без последующего Возрождения, культурно-политическое развитие России, начиная со второй половины XV в. и далее в XVI в. было решительно искажено.

В качестве причин несостоявшегося Возрождения, пресечения ренессансных тенденций учёный указывает:

— падение Византии в 1453 г.;

— подавление гуманистически настроенных ересей;

— ликвидацию независимости городов-республик Пскова и Новгорода;

— гипертрофированное и обуздывающее влияние на культуру институтов государственной власти — сверхцентрализация, в том числе и в идеологической сфере.

ВОПРОСЫ

Разделяете ли вы мнение учёного?

Как вы думаете, почему Россия не прошла через эпоху Возрождения в полном смысле этого слова?

В заключение урока ученики выступают с сочинением-рассуждением (эссе) на тему «Идеалы Возрождения и современность».

ВОПРОСЫ

Повлияла ли эпоха Возрождения на современный мир? Какая из проблем, затронутых на уроке, показалась вам лично значимой, почему?

ОБОБЩЕНИЕ (делает учитель)

Эпоха Возрождения несёт в себе общечеловеческий духовный заряд, который на долгие столетия определил магистральное направление всей европейской цивилизации.

 

Литература

1. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца xvii в. Учебник для 10 класса. М., 2006.

2. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Фёдоров В.А. История СССР с древнейших времён до 1861 г. Учебник для ВУЗов. М., 1989.

3. Загладин Н.В. Всемирная история России и мира с древнейших времен до конца xix в. Учебник для 10 класса. М., 2006.

4. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарёв М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир. Учебник для 10 класса. М., 2001.

5. Данилов А.А. История России. Учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников. М., 2002.

6. Игнатов А.В. Методическое пособие к учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А., Пономарева М.В., Рогожкина В.А. Россия и мир. М., 2005.

7. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. Поурочные разработки. М., 2007.

8. Сочинения Лоренцо Валлы: Об истинном и ложном благе. — О свободе воли / Отв. ред. А.Х.Горфункель. Сост., автор вступит. ст. Н.В.Ревякина. Пер. с лат. М.: Наука, 1989.

9. Н.А.Григорьева. История и мировая художественная культура. Интегрированные задания. М., 2007.

10. Возрождение: культура, образование, общественная мысль. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново. 1985 г.

11. А.Ф.Лосев «Эстетика Возрождения» М., 1978.

12. С.Д.Сказкин «Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в Средние века» М., 1981.

13. С.М.Стам «Гуманизм и церковно-реформационная идеология».

Оксана СОБОЛЕВА,
учитель истории, ЦО № 1678,
г. Москва

TopList